Урок Алгоритмы
план-конспект урока по информатике и икт на тему

Алгоритмы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon algoritm.ppt2.1 МБ
Файл algoritmy._tekhnologicheskaya_karta.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Далее

Слайд 2

Что такое алгоритм? Свойства алгоритма. Форма записи алгоритмов. Базовые алгоритмические структуры.

Слайд 3

Человек ежедневно встречается с необходимостью следовать тем или иным правилам, выполнять различные инструкции и указания. Например, переходя через дорогу на перекрестке без светофора надо сначала посмотреть направо. Если машин нет, то перейти полдороги, а если машины есть, ждать, пока они пройдут, затем перейти полдороги. После этого посмотреть налево и, если машин нет, то перейти дорогу до конца, а если машины есть, ждать, пока они пройдут, а затем перейти дорогу до конца. В математике для решения типовых задач мы используем определенные правила, описывающие последовательности действий. Например, правила сложения дробных чисел, решения квадратных уравнений и т. д. Обычно любые инструкции и правила представляют собой последовательность действий, которые необходимо выполнить в определенном порядке. Для решения задачи надо знать, что дано, что следует получить и какие действия и в каком порядке следует для этого выполнить. Предписание, определяющее порядок выполнения действий над данными с целью получения искомых результатов, и есть алгоритм. Далее

Слайд 4

Алгоpитм — заранее заданное понятное и точное предписание возможному исполнителю совершить определенную последовательность действий для получения решения задачи за конечное число шагов. Название "алгоритм" произошло от латинской формы имени величайшего среднеазиатского математика Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (Alhorithmi), жившего в 783—850 гг. В своей книге "Об индийском счете" он изложил правила записи натуральных чисел с помощью арабских цифр и правила действий над ними "столбиком", знакомые теперь каждому школьнику. В XII веке эта книга была переведена на латынь и получила широкое распространение в Европе. Понятие алгоритма является не только одним из главных понятий математики, но одним из главных понятий современной науки. Более того, с наступлением эры информатики алгоритмы становятся одним из важнейших факторов цивилизации Назад

Слайд 5

Основные свойства алгоритмов следующие: 1. Понятность для исполнителя — исполнитель алгоритма должен понимать, как его выполнять. Иными словами, имея алгоритм и произвольный вариант исходных данных, исполнитель должен знать, как надо действовать для выполнения этого алгоритма. 2. Дискpетность (прерывность, раздельность) — алгоpитм должен пpедставлять пpоцесс pешения задачи как последовательное выполнение пpостых (или pанее опpеделенных) шагов (этапов). 3.Опpеделенность — каждое пpавило алгоpитма должно быть четким, однозначным и не оставлять места для пpоизвола. Благодаpя этому свойству выполнение алгоpитма носит механический хаpактеp и не тpебует никаких дополнительных указаний или сведений о pешаемой задаче. Далее

Слайд 6

4. Pезультативность (или конечность) состоит в том, что за конечное число шагов алгоpитм либо должен пpиводить к pешению задачи, либо после конечного числа шагов останавливаться из-за невозможности получить решение с выдачей соответствующего сообщения, либо неограниченно продолжаться в течение времени, отведенного для исполнения алгоритма, с выдачей промежуточных результатов. 5. Массовость означает, что алгоpитм pешения задачи pазpабатывается в общем виде, т.е. он должен быть пpименим для некотоpого класса задач, pазличающихся лишь исходными данными. Пpи этом исходные данные могут выбиpаться из некотоpой области, котоpая называется областью пpименимости алгоpитма. Назад

Слайд 7

На практике наиболее распространены следующие формы представления алгоритмов: словесная (запись на естественном языке); графическая (изображения из графических символов); псевдокоды (полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения и др.); программная (тексты на языках программирования). Далее

Слайд 8

Словесный способ записи алгоритмов представляет собой описание последовательных этапов обработки данных. Алгоритм задается в произвольном изложении на естественном языке Словесный способ не имеет широкого распространения, так как такие описания: строго не формализуемы; страдают многословностью записей; допускают неоднозначность толкования отдельных предписаний. Далее Назад

Слайд 9

Например. Записать алгоритм нахождения наибольшего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел (алгоритм Эвклида). Алгоритм может быть следующим: задать два числа; если числа равны, то взять любое из них в качестве ответа и остановиться, в противном случае продолжить выполнение алгоритма; определить большее из чисел; заменить большее из чисел разностью большего и меньшего из чисел; повторить алгоритм с шага 2. Описанный алгоритм применим к любым натуральным числам и должен приводить к решению поставленной задачи. Далее Назад

Слайд 10

Графический способ представления алгоритмов является более компактным и наглядным по сравнению со словесным. При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой. В блок-схеме каждому типу действий (вводу исходных данных, вычислению значений выражений, проверке условий, управлению повторением действий, окончанию обработки и т.п.) соответствует геометрическая фигура, представленная в виде блочного символа. Блочные символы соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий. В таблице приведены наиболее часто употребляемые символы. Назад Далее

Слайд 11

Назад

Слайд 12

Далее Выделяют следующие виды алгоритмов:линейный, разветвляющийся, циклический и комбинированный. При определении вида алгоритма пользуются ключевыми словами. Вид алгоритма. Ключевые слова Структура Алгоритм, в котором есть структура СЛЕДОВАНИЕ называется линейным. Следование – расположение действий друг за другом Ключевых слов нет. Алгоритм, в котором есть структура ВЕТВЛЕНИЕ называется разветвляющимся. Ветвление – выбор действия от какого-либо условия. Если…то…иначе…; При…(в значении если) Алгоритм, в котором есть структура ЦИКЛ называется циклическим. Цикл – неоднократное повторение каких-либо действий. От…до…; … раз; Пока…; Если…(в значении пока…);

Слайд 13

Линейный Ветвление Циклический Назад Далее

Слайд 14

На рисунке представлен алгоритм лепки снеговика. Назад Далее

Слайд 15

На рисунке продемонстрирован алгоритм ветвления на примере выбора пути маршрута. Назад Далее

Слайд 16

Назад Закончить На данном рисунке продемонстрирован циклический алгоритм на примере круговорота воды в природе.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО педагога: Иванкова Екатерина Владимировна

Предмет, класс: Информатика и ИКТ, 9 класс

Тема урока: Алгоритм и его свойства, урок

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Программно-технические средства на уроке: компьютеры, проектор, экран, презентация.

Цель урока: Создать условия для формирования представления об алгоритмах. Познакомить обучающихся с понятием алгоритма, его свойствами.

Личностные результаты:

сформировать навыки сотрудничества со сверстниками, через выполнение опорных заданий индивидуально и в группах, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, посредством вопросов и заданий на анализ

изучаемого материала, аргументированное доказательство своей позиции.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели и составлять планы владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований

Предметные результаты:

Владение: понятием сложности алгоритма, его свойств; знанием основных видов алгоритмических структур; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц.


Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые результаты

(метапредметные)

Организационный момент

1 мин.

Взаимные приветствия

Проверка готовности учащихся к уроку. Мотивирует учащихся для определения темы урока с помощью дополнительных вопросов.

Активизация внимания

обучающихся.

Обсуждение темы и целей урока,

обучающиеся отвечают на вопросы «Информационной разминки»

Возникновение у ученика внутренней потребности

включения в учебный процесс.

Организация совместных действий, позволяющих группе реализовать некоторую общую для ее членов деятельность.

Актуализация знаний

7 мин.

Вопросы на повторение предыдущих тем урока;

Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя, объясняют смысл изложенного, делают выводы

Умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения однокурсников и преподавателя

Постановка цели урока

2 мин.

Мотивирует учащихся для определения цели урока

Формулируют цель урока.

Сформулированы и согласованы цель урока и его задачи.

Объяснение нового материала

12 мин.

История возникновения термина; освоение основного понятия и определения теории алгоритмов, их свойства. Демонстрация презентации

Работа с презентацией: просмотр, обсуждение, предложение своих вариантов определения и примеров алгоритмов

Умение выбрать правильный и удобный вариант ответа, сопоставимый с профессиональной деятельностью

Закрепление материала

9 мин.

Демонстрация возможностей интернет ресурсов

Находить с помощью интернет ресурсов ответы на интересующие вопросы

Умение регулировать работу в малой группе, формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами

Практическое применение

5 мин.

Объяснение правил выполнения практической работы, в соответствии с алгоритмом

Выполнение практической работы на компьютере

Умение строго следовать предписаниям алгоритма и планировать время окончания своей работы

Рефлексия

2 мин.

Рефлексия -

предлагает ответить на вопросы. Вопросы по новой теме, вывод о важности теории алгоритмов и алгоритмического вида деятельности; аргументация выставленных отметок

Обсуждение результатов выполнения практической работы с демонстрацией группового задания

Умение задавать вопросы и выслушивать ответы,

Умение регулировать время выполнения практического задания с применением компьютера

Постановка домашнего задания

2 мин.

Постановка домашнего задания,

предупреждение о возможных затруднениях

Запись домашнего задания и прослушивание рекомендаций его выполнения

Умение терпеливо выслушать рекомендации преподавателя,
владение основами самоконтроля, самооценки в учебной и познавательной деятельности;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - Алгоритмы. Исполнители алгоритмов.

Материалы можно использовать на уроке информатики при изучении темы: "Алгоритмы". По учебнику Босовой Л.Л "Информатика и ИКТ "6 класс. Презентация, конспект урока, а также практическая работа и демонс...

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»Цели урока:Систематизировать представления учащихся об исп...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА.

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.Задачи:1.      Образовательные:обеспечить усво...

Методическая разработка урока "Алгоритм. Свойства алгоритма"

Изучение новой темы –это самый сложный вид урока. С целью изучения качественного обучения информатике, использую следующие методы : монологический, диалогический, работа с книгой, инструктивно – практ...

Методическая разработка урока :" АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА"

Методическая разработка  урока ": АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА"...

Презентация к уроку"Алгоритм.Свойства алгоритмов"

Презентация к уроку"Алгоритм.Свойства алгоритмов"...