Недочеты при создании сайта
статья по информатике и икт на тему

Столярова Нэля Анатольевна

Пожалуй, сегодня сложно кого-то удивить наличием сайта или блога у педагога.   Разрабатывая сайт или блог, педагог должен смотреть на него не глазами  автора, а с точки зрения простого пользователя. 

В настоящее время веб-программирование достигло значительных вершин, которые позволяют создавать бесплатно самому персональные сайты, блоги, веб-квесты, тематические сайты и порталы. Сайт педагога, это не сайт-визитка или семейная страничка, это сложный по структуре  и содержанию веб-ресурс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedochety_pri_sozdanii_sayta.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:


Рекомендации по созданию сайта

Пожалуй, сегодня сложно кого-то удивить наличием сайта или блога у педагога.   Разрабатывая сайт или блог, педагог должен смотреть на него не глазами  автора, а с точки зрения простого пользователя.  

В настоящее время веб-программирование достигло значительных вершин, которые позволяют создавать бесплатно самому персональные сайты, блоги, веб-квесты, тематические сайты и порталы. Сайт педагога, это не сайт-визитка или семейная страничка, это сложный по структуре  и содержанию веб-ресурс. Прежде чем создавать сайт необходимо проанализировать  цели создания веб-ресурса, настроить общие параметры, применяя   различные функции, которые подходят к вашему сайту или блогу и которые будут  понятны и восприняты будущими пользователями и гостями ресурса.

После создания сайта начинается самая сложная, но  интересное направление работы - развитие сайта.  Важно отметить, чтобы сайт имел право на «долгую и процветающую жизнь», над ним нужно постоянно работать, улучшать содержание ресурса:  добавлять уникальные разработки, статьи,   увеличивать количеством ссылок на известные и популярные образовательные ресурсы. Процесс развития сайта это творческий, предполагающий возможность  использования фантазии и художественного  вкуса  и знаний в веб-конструировании.

Дизайн сайта

Понятие «дизайн» в Интернет-среде воспринимается как с точки зрения эстетики, так и с позиций удобства восприятия информации пользователем.

Сайт интересен не столько оформлением, сколько содержанием, которое в основном носит текстовый характер. Разумеется, цветовое решение, оформление, графика должны соответствовать определенным стандартам, но первичным является именно вопрос о том, насколько пользователю будет удобно работать с сайтом. Под словом «работать» имеется в виду два момента:

  • ориентироваться на сайте, находить нужную информацию;
  • воспринимать текстовую информацию.

Пользователь приходит на сайт с первой страницы, которая должна привлечь его оформлением и в то же время помочь легко сориентироваться и найти нужное содержание. Поэтому вопрос оформления первой страницы сайта очень важен. С точки зрения психологии восприятия считается, что человеческий глаз, рассматривая любой объект, движется по следующей траектории:

Т.е. восприятие информации начинается сверху слева, далее глаз движется вниз по диагонали, потом направо и вверх снова по диагонали, справа налево. Эту закономерность необходимо учитывать, размещая информацию на странице сайта.

Исходя из сказанного, в традиции сайтостроительства в левом верхнем углу принято размещать логотип – символическое изображение, дающее информацию о роде деятельности и названии организации. Удачный логотип прост и выразителен, он всегда несет в себе некую идею, важную для организации. От логотипа на прямой линии слева направо, до самого конца страницы, как правило, размещается название организации. Этот элемент дизайна обычно повторяется на каждой странице сайта.

Важнейшим элементом дизайна сайта является меню.

Меню – это перечень разделов сайта. Нажав на название раздела, пользователь попадает на соответствующую страницу.

Есть разные варианты размещения меню. Оно может находиться под строкой названия, вверху страницы, слева направо – это горизонтальное меню. Другой вариант – вертикальное меню – располагается слева сверху вниз.   меню, как и строка названия и логотип, повторяется на каждой странице сайта – чтобы пользователь легко переходил из раздела в раздел.

Считается, что человеческий глаз без напряжения способен охватить 7 объектов (в нашем случае – 7 пунктов меню), поэтому количество рубрик меню не должно превышать 7. А что делать, если со смысловой точки зрения разделов получается больше? В этом случае есть смысл группировать разделы в крупные тематические блоки, чтобы в каждом из разделов были подразделы.

В случае, если внутри больших тематических разделов есть внутреннее деление, лучше использовать на сайте две панели меню: на горизонтальной размещать крупные тематические блоки, а на вертикальной – подразделы внутри структуры конкретного раздела. Пользователю такая структура будет понятна и удобна, она позволит перемещаться и внутри раздела и между разделами. В традиции сайтостроительства принято, что верхнее горизонтальное меню должно быть более коротким, чем боковое вертикальное.

Что касается названий пунктов меню, то они должны быть короткими – одно-два слова. Иначе восприятие будет затруднено.

Вертикальная правая область страницы обычно используется для размещения сервисов обратной связи (адрес электронной почты, гостевая книга, форум). Это тоже своеобразное меню: нажав на соответствующее название, пользователь выходит на тот или иной сервис. Кроме того, в этой части страницы могут (обычно сверху) размещаться анонсы, краткая информация, важная для всех посетителей сайта. Эта полоса также обычно воспроизводится на всех страницах сайта.

Между левой и правой вертикальными частями страницы находится так называемая контентная область (основное содержание страницы). На первой странице это, как правило, лента новостей или объявления, на страницах конкретных разделов – соответствующая информация – текстовая или графическая. Эта область может представлять собой целостный блок и может «распадаться» на вертикальные или горизонтальные колонки – в зависимости от желания и фантазии авторов. Опыт показывает, что на большинстве школьных сайтов (как и других, на которых подается большой текстовый объем) контентная область является цельной, не делится на блоки.

Примерное соотношение (подчеркиваем: примерное!) между этими тремя областями страницы должно быть таково: контентная область составляет половину страницы, а левая и правая вертикали – по одной четвертой.

Внизу страницы, по горизонтали, находится строка, которую в дизайне сайтов принято называть боттомом (от английского «bottom» - «дно», «подножие»). Роль этой строки в основном композиционная: без нее страница теряет завершенность. Однако используется эта область и функционально: здесь, как правило, размещают адрес электронной почты администратора сайта, имена авторов проекта и пр.

Вопрос размещения текста

Важнейший вопрос, связанный с удобством восприятия информации, – это вопрос размещения текста на странице. Прежде всего это вопрос цветового соотношения фона и шрифта. Многовековая традиция книгопечатания выработала определенный стереотип восприятия: черный текст на белом фоне. Во-первых, это контраст, облегчающий работу глаза, во-вторых, преобладание светлого тона не вызывает подсознательного эмоционального напряжения, в отличие от преобладания темного. Эта традиция существует и в сайтостроительстве: фон страницы должен быть светлым, а текст – темным. Причем не обязательно, чтобы это было соотношение белого и черного, как в книжном дизайне (возможно сочетание светло-бежевого и коричневого, светло-серого или голубого и синего или фиолетового и пр.) Есть, разумеется, сайты, где, наоборот, фон темный, а шрифт светлый, но восприятие информации с этих сайтов затруднено, глаза читателя быстро утомляются.

Еще один момент связан с количеством знаков в строке. Это также вопрос психологии восприятия. Строка книжного текста, как правило, состоит из 200-250 знаков. Но для чтения с монитора такая ширина строки неудобна: здесь предпочтительно не более 120-150 символов, т.е. текст как бы растягивается сверху вниз, потому что глаз в процессе чтения утомляется больше при движении по горизонтали, чем при движении по вертикали.

Использование неудобных шрифтов. 


        Все тексты должны быть написаны нормальной, легко читаемой гарнитурой шрифта. Различного рода украшательства, вензеля и декоративные элементы гарнитур шрифтов созданы для логотипов, заголовков, типографического дизайна, но не для того, чтобы ими набирать огромные блоки текстовой информации. Не стремитесь создавать свой фирменный шрифт, так как не все шрифты отображаются правильно во всех браузерах. Не секрет, что часто на сайтах педагогов можно встретить не обоснованно используемую гарнитуру Monotype Corsiva при оформлении текстовой информации на главной странице и на ленте новостей сайта.

        Шрифты необходимо использовать только те, которые точно установлены на компьютере у любого пользователя: Arial, Helvetica, Verdana, Georgia, Times New Roman, чаще предпочтение отдаётся гарнитуре Arial.  Необходимо сводить размеры шрифта к идеалу так, чтобы текст не выглядел слишком большим либо слишком маленьким, выработать систему расположения текста и его выравнивание на страницах сайта. 

Грамотность текста. 

При размещении текста будьте внимательны и аккуратны, соблюдайте правила и нормы языка, т.е. текст он должен быть написан без грамматических, синтаксических и речевых ошибок, отформатирован в одном стиле. 
Важнейшее правило, связанное с размещением текста на странице сайта, – обязательное дробление его на небольшие абзацы с расстоянием между ними, превышающим расстояние между строчками. Такое размещение текста делает его более удобным для быстрого чтения. А чтение в Сети – это, как правило, именно быстрое, «просмотровое» чтение.

Список использованных интернет - ресурсов: 

  • Скуленкова М. В. «Методические рекомендации по разработке сайта образовательного учреждения»,  МОБУДОД ДДЮТ Всеволожского района ЛО
  • Сайт учителя физики и информатики Александрова Зинаида Васильевна

http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/tipichnye_oshibki_sozdanija_sajtov/1-1-0-105



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории

"Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории" методический материал по истории и краеведческой деятельности...

Создание сайта как одна из форм проектной деятельности

Создание сайта на уроке иностранного  языка  является необычной формой проектной деятельности.   Это-  бинарный урок английского языка и инофрматики, целью которого является  ...

Создание сайта в Google

Порядок создания сайта в Google...

Элективный курс "Создание сайта в Интернете"

Элективный курс  по предмету информатика "Создание сайта в Интернете", курс рассчитан на обучающихся 8-9 классов для углубленного изучения предмета информатики....

Презентация к теме Технология создания сайта. Инструменты для создания сайта

Рассматриваются основные базовые технологии (HTML, CSS и JavaScript), а также наиболее популярные у пользователей программы для создания сайтов...

Практическая работа по информатике в 11 классе (Создание сайта в Google Аккаунте. Создание теста в Гугл Формах)

Практическая работа по информатике в 11 классе (Создание сайта в Google Аккаунте. Создание теста в Гугл Формах)Пошаговая инструкция для создания сайта за один урок и включения в него интерактивного те...