Конспект урока "Цветовые модели"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Борисова Ольга Вячеславовна

Конспект урока по теме "Цветовые модели компьютерной графики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetovye_modeli.docx71.39 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока: «Цветовые модели компьютерной графики».

Класс: 8

Цель  урока: познакомить с понятием цветовой модели, с получением цвета, основными типами цветовых моделей, их особенностями.

Задачи  урока:

образовательные:

  • сформировать понятие компьютерной графики; изучить и показать особенности цветовых моделей компьютерной графики; научить разделять цветовые схемы в зависимости от представленного изображения; развить представления о видах компьютерной графики;

развивающие:

  • формировать интерес к учению;
  • развивать познавательные интересы, творческие способности;
  • прививать исследовательские навыки;

воспитательные:

  • воспитание активности учащихся;
  • обеспечение сознательного усвоения материала.

Оборудование  урока:

  • компьютеры IBM PC с операционной системой MS Windows XP и MS Office XP;
  • мультимедийный проектор;
  • программа-презентация по теме урока;
  • дидактический материал.

Ход урока:

  1. Природа цвета. Восприятие цвета человеком.

Мы видим предметы потому, что они излучают или отражают свет.

Свет электромагнитное излучение.

Цвет характеризует действие излучения на глаз человека. Таким образом, лучи света, попадая на сетчатку глаза, производят ощущение цвета.

Излучаемый свет это свет, выходящий из источника, например, Солнца, лампочки или экрана монитора.

Отражённый свет  это свет, «отскочивший » от поверхности объекта. Именно его мы видим, когда смотрим на какой-либо предмет, не являющийся источником света.

Излучаемый свет, идущий непосредственно от источника к глазу, сохраняет в себе все цвета, из которых он создан. Но этот свет может измениться при отражении от объекта (рис.1).

http://www.mkgt.ru/files/material-static/practicum/teoriya/02-01.jpg

Рис. 1

Подобно Солнцу и другим источникам освещения, монитор излучает свет. Бумага, на которой печатается изображение, отражает свет. Так как цвет может получиться в процессе излучения и в процессе отражения, то существуют два противоположных метода его описания: системы аддитивных и субтрактивных цветов.

2. Цветовая модель RGB.

Каждый из цветов R-Красный, G-Зеленый и B-Синий имеют один из 256 уровней интенсивности. Эту систему еще называют аддитивной, потому что с увеличением яркости отдельных цветов результирующий цвет тоже становится ярче.

На рисунке (рис.2)  показано, как смешиваются цвета, например красный + зеленый, дает желтый, а красный, + синий, даст фиолетовый. При равной интенсивности всех трех цветов, получаются градации серого, при максимальной яркости - белый, при отсутствии - черный.

Рис.2

С точки зрения редактирования изображения на экране компьютера, эта цветовая модель является наиболее удобной, так как обеспечивает доступ ко всем 16 миллионам цветов, которые могут быть выведены на экран. Недостатком этой системы RGB является то, что не все цвета, созданные в этом режиме могут быть выведены на печать.

3.  Цветовая модель CMYK.

CMYK в отличие от RGB является субтрактивной системой, то есть на бумаге, максимальная яркость дает черный цвет, а отсутствие - белый, в этом их принципиальное различие. Раскладывается она тоже по-другому, на С(Cyan- голубой), M(Magenta - пурпурный), Y(Yellow - желтый) и B(blacK – черный). Эта система используется для печати, поэтому если вы на компьютере редактируете изображение в режиме RGB, перед печатью переведите его в режим CMYK.

На рисунке (рис.3) показано, как смешиваются цвета в этой системе. Голубой + пурпурный дают глубокий синий цвет, пурпурный + желтый, дают ярко-красный, желтый + голубой – зеленый. Голубой, пурпурный и желтый образуют грязно-коричневый цвет. Черный делает любой цвет более темным, отсутствие красителя дает белый.

Рис.3

Интересная особенность этой системы в том, что, не смотря на то, что количество каналов у CMYK целых четыре, и каждый из них содержит 256 градация яркости, цветовое пространство CMYK уже, чем у RGB. Типографские краски не могут передать все цвета RGB, поэтому визуально насыщенность CMYK ниже, чем у RGB.

Собственно, для получения полной палитры требуется 3 цвета: С(Cyan- голубой), M(Magenta - пурпурный), Y(Yellow - желтый). Черный (Black) используется для усиления черного, из-за недостаточно качественной накатки полиграфических машин.

Еще один из моментов при работе в этом цветовом режиме такой, для точного соответствия цветового отображения рисунка на мониторе и на бумаге, при печати, необходимо очень хорошо откалибровать монитор, потому, что очень часто, то, что вы сделаете на мониторе, на бумаге будет выглядеть совсем по другому.

4.  Цветовая модель HSB.

Следующая система, которая используется в компьютерной графике, система HSB. Растровые форматы не используют систему HSB для хранения изображений, так как она содержит всего 3 миллиона цветов.

В системе HSB (рис. 4)  цвет разлагается на три составляющие:

HUE (Цветовой тон) - частота световой волны, отражающейся от объекта, который вы видите.

SATURATION (Насыщенность) является чистотой цвета. Это соотношение основного тона и равного ему по яркости бесцветно серого. Максимально насыщенный цвет не содержит серого вообще. Чем меньше насыщенность цвета, тем он нейтральней, тем труднее однозначно охарактеризовать его.

BRIGHTNESS (Яркость) это общая яркость цвета. Минимальное значение этого параметра превращает любой цвет в черный.

  

                 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/57e78fb6-7aae-48e9-b4a4-fcf948608e61/HSB.files/clip_image001.jpg

Рис.4

При работе в графических программах с ее помощью очень удобно подбирать цвет, так как представление в этой модели цвета согласуется с его восприятием человеком

К занятию прилагается презентация  (Презентация), в которой использованы  материалы    Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Приложение1, Приложение2, Приложение3)

Литература:

  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика.Учебное пособие. Бином. Москва 2005
  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Бином. Москва 2005
  3. Подосенина Т.А. Искуство компьютерной графики для школьников. БХВ-Петербург, 2004 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цветовые модели компьютерной графики

Слайд 2

Свет – это электромагнитное излучение Цвет – это действие излучения на глаз человека

Слайд 3

излучаемый свет отраженный свет п оглощение света

Слайд 4

Ц В Е Т получается в процессе излучения описывается с помощью цветовых моделей отражения

Слайд 5

Аддитивная модель англ . “add” – «присоединять» RED – красный GREEN – зеленый BLUE – синий Цвет получается в результате суммирования трех цветов. Основными цветами являются:

Слайд 6

Аддитивный – при увеличении яркости отдельных цветов результирующий цвет становится ярче. В палитре RGB каждый из цветов может менять свою интенсивность от 0 до 255. 0 – интенсивность цвета минимальна 255 – интенсивность цвета максимальна

Слайд 7

Цветовой куб R G B -кодирования

Слайд 8

Красный Зеленый Синий Цвет 0 0 0 Черный 255 0 0 Красный 0 255 0 Зеленый 0 0 255 Синий 0 255 255 Бирюзовый 255 255 0 Желтый 255 0 255 Пурпурный 255 255 255 Белый Таблица цветов R G B

Слайд 9

Субтрактивная модель Cyan – голубой Magenta – пурпурный Yellow – желтый англ . “subtract” – «вычитать» Каждый из них поглощает (вычитает) определенные цвета из белого света, падающего на печатаемую палитру. Основными цветами являются:

Слайд 10

Субтрактивный - при увеличении яркости отдельных цветов результирующий цвет становится темнее. В палитре CMY каждый из цветов может менять свою интенсивность от 0 до 255. 0 – интенсивность цвета минимальна 255 – интенсивность цвета максимальна

Слайд 11

Из-за особенностей типографских красок смесь трех цветов дает не черный, а грязно – коричневый цвет. Поэтому к основным цветам добавляют еще и черный. C yan – голубой; M agenta – пурпурный; Y ellow – желтый; Blac k – черный. С M Y K

Слайд 12

Цветовой куб С M Y K -кодирования

Слайд 13

Голубой (нет красного) Пурпурный (нет зеленого) Желтый (нет синего) Цвет 0 0 0 Белый 0 0 255 Желтый 0 255 0 Пурпурный 255 0 0 Голубой 0 255 255 Красный 255 0 255 Зеленый 255 255 0 Синий 255 255 255 Черный Таблица цветов С M Y K

Слайд 14

Отличие в воспроизведении цветов в моделях R G B и С M Y K

Слайд 15

Цветовая модель H S B Hue — цветовой тон Saturation — насыщенность Brightness — яркость При работе в графических программах с помощью этой модели очень удобно подбирать цвет, так как представление в ней цвета согласуется с его восприятием человеком.

Слайд 16

Цвет представляется как комбинация параметров цвета: тона, насыщенности и яркости. Тон имеет 360 уровней, а цвет и яркость по 100 уровней.

Слайд 17

Круговое расположение цветов модели H S B


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 7_2.4 «Математические модели» (Босова Л. Л.)

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы:расширить  представления  учащихся  о  знаковых  информационных модел...

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.

Презентация.Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели....

конспект занятия "Модель объекта"

   Материал подготовлен для изучения  новой темы  в 3-4 классах по теме «Модель объекта». По подобной схеме возможно проведение уроков на любом этапе обучения и практически ...

Конспект урока по теме "Понятие модели. Графические информационные модели".

Тема урока: Понятие модели. Графические информационные модели.Цель урока: сформировать у учащихся понятие «Модель», «графическая модель», рассмотреть виды графических моделей, научить строить геометри...

План-конспект урока "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение".

План-конспект был сделан для курсов по астрономии. В нем используется презентация размещенная на сайте....

План конспект "Изготовление модели самолета ИЛ-86"

Данная методическая разработка предназначена    для педагогов дополнительного образований объединений технической направленности, объединений начального моделирования и педагогам уроков труд...