Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области «Информатика и ИКТ».
статья по информатике и икт на тему

Статья о методах формирования познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностях учащихся на урокахинформатики содержит теореточеский и практический материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области «Информатика и ИКТ».

Автор: М.В. Никонова (учитель информатики МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 14 с углубленным изучением английского языка» г. Рязани)

1. Теоретические  основы.

                  Деятельность – основа  развития личности.

Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, её место в общественной жизни, её влияние на развитие новых поколений. Проблема деятельности – это предмет изучения всех наук  о человеческом обществе. Это – важнейшая основа развития человека, становление его как личности. «Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей  действительности…»

          Потенциальные возможности деятельности для развития  человека исключительно велики. Они шире, богаче, чем любые её проявления. Богатство деятельности, как утверждают философы, неисчерпаемо. Его невозможно исчерпать никакой специальной программой, ни каким специальным конструированием.

           Переходя к вопросу о роли деятельности в развитии школьника, следует вспомнить, в какой деятельности происходит наиболее интенсивное его развитие как личности. Генетически более ранней формой развития ребёнка игра, затем учение, потом – труд. Для каждого возраста выделяется ведущая деятельность, в дошкольном – приоритет отдаётся игре, в школьном – учению. Но существуют и другие мнения.

            В ряде своих робот крупнейший психолог Б.Г. Ананьев высказывал мысль о том, что труд является не только ранней формой развития  человека в филогенезе, но самой необходимой в онтогенезе. Не умаляя значение игры в развитии ребёнка ( и не только ребёнка, но и взрослого), но утверждает, что реальная жизнь уже маленького ребёнка осуществляется на посредство игры, а в трудовых действиях, пусть даже элементарных. Все действия  самообслуживания : кормления, одевание, уход за собой, за своей комнатой, участие в труде взрослого – составляют важную сторону повседневной жизни. Ущербом для личности, для развития ребёнка является выполнение за него трудовых действий взрослыми, и ни какая игра не выполнит этого необходимого фактора для развития его личности. В сенсомоторных действиях, в нервно – психическом и физическом напряжении, в трудовых  процессах вырабатывается система навыков и умений, которые лежат в основе трудоспособности  - свойстве человека как субъекта труда.

                 Труд не только более ранняя и главная основа жизни людей и общества, но и основной фактор развития личности в ортогенезе. Его роль как ведущей деятельности во все периоды жизни человека непреходяща. При этом следует помнить, что развитие личности ребёнка требует организации

Самых различных видов деятельности, способных всесторонне охватить своим влиянием развитие личности. Каждая деятельность для этого несет в себе объективно богатые возможности. Игра, учение, труд, общественная, художественная, спортивная и другие виды деятельности не заменяют друг друга. Каждая из них влияет на развитие личности подрастающего человека, но в этом разнообразии имеется и единство, что характеризует деятельность как сложный социально-педагогический феномен.

В определении А.Н. Леонтьева человеческая жизнь представляет систему «сменяющие друг друга деятельности».  Учебная деятельность может быть определена через мотивацию данного процесса ( овладение определенной социально-значимой системой знаний, умений и навыков) и как деятельность в определенный  временный интервал жизни человека.

В настоящее время известны подходы к определению деятельности, которые можно разделить на три типа: функциональный, системно-структурный и операционный. А.Н. Леонтьев предлагает взаимосвязь предметного содержания деятельности и психологического отражения как определенную структуру, которую можно назвать функциональной, он говорит, что «…всякая деятельность имеет кольцевую структуру: исходная афферентация -  аффекторные процессы, реализующие контакты с предметной сферой – коррекция и обогащение с помощью обратных связей исходного афферентного образа». Таким образом, понимание объекта управления на уровне функциональной системы, позволяет представить учебную деятельность как структуру, включающую фиксирование имеющейся информации о предмете, процессе, переработку полученной информации, коррекцию и обогащение информации о предмете, процессе, то есть перевод на новую ступеньку знаний о данном предмете.

Для управления деятельностью недостаточно знать, что такое деятельность с позиции ее функционирования как процесса. Здесь целесообразно использовать системно-структурный анализ для выявления структуры деятельности как системы. Такой подход А.Н. Леонтьев называет строением деятельности. Эта структура может быть представлена следующим образом: человеческая жизнь ( в ее высших, опосредованных психических отражением проявлениях) →отдельные деятельности ( по критерию побуждающих их мотивов)→ действия (процессы, подчиняющиеся сознательным целям) → операции (которые непосредственно зависят от условий и обогащение информации о предмете, достижения конкретной цели). В настоящее время такой подход в понимании структуры деятельности реализован в исследованиях А.Н. Леонтьева, П.А. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Ю.А. Бабенского, К.К. Платонова и других.

Еще один подход к определению структуры деятельности: операционный состав учебной деятельности. Данный подход позволяет выделить типы или части действия: «В каждом человеческом действии, - пишет П.Я, Гальперин,- есть ориентировочная, исполнительная и контролирующая часть. И.С.Якиманская выдвигает исполнительские и планирующие действия. В.М.Глушков выделяет функциональные части: ориентировка, планирование, исполнение, контроль.

         Для управления учебной деятельностью необходимо использование в единстве выделенных подходов в рассмотрении структуры деятельности. Раскрытие функциональной структуры позволяет определить механизм процесса  усвоения знаний, умений и навыков. На основе построенной модели механизма процесса усвоения(как внутренней деятельности) и реализации системно-структурного подхода к анализу деятельности появляется возможность определения последовательности действий конкретной деятельности. Найденная структура  через последовательность определенных действий представляет собой раскрытие в единстве внутренней и внешней деятельности. Реализация операционного подхода к определению деятельности позволяет  четко выделить совокупность операций для какой-либо конкретной деятельности.

Учебная деятельность заключается в описании наблюдаемого, в поиске ответа на поставленный вопрос и объяснение наблюдаемых фактов, а также в исполнении намеченного плана. Различные виды деятельности описываются соответствующими моделями. Выделяют следующие модели учебной деятельности: описание, эвристика, деятельность по предписанию (эвристическому и алгоритмическому), деятельность по алгоритму. Каждая из названных моделей позволяет описать структуру учебной деятельности на различных уровнях учебного познания. Выделенная последовательность видов моделей представляет переход от более низкого уровня деятельности к более высокому.

     Познание любого объекта (явления или предмета) начинается с описания наблюдаемого. На основе описания отыскивается первоначальная структура деятельности, которая становится основой создания предписания. Полученное предписание, как правило, не достаточно детерминирует  процесс познания. Алгоритм можно рассматривать как более познанную структуру деятельности.  А процессе обучения информатике используют все виды моделей деятельности: описание, эвристика, предписания и алгоритм. При формировании у учащихся познавательных обобщенных умений и навыков дидактика использует алгоритмические предписания. Процесс усвоения знаний, умений и навыков предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, которая обеспечивает осознание структур процесса познания. На начальном этапе организации самостоятельной деятельности и ведущая роль принадлежит  учителю: под его руководством происходит целенаправленное формирование умений самостоятельно выполнять определенные виды деятельности. И только при условии сформированности первоначальных познавательных умений возможен переход формированию более сложных умений. При этом управление процессом происходит на новом, более высоком уровне: на уровне осуществления самоконтроля, самоорганизации познавательной деятельности. При этом ученик осознаёт структуру деятельности, контролирует выполнение отдельных её действий и операций.

Развитие мышления учащихся.

Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается из отдельных действий, а сами действия можно разделить на отдельные операции.

Учащимся в процессе познавательной деятельности приходится совершать отдельные действия: слушать объяснения учителя, читать учебник и дополнительную литературу, решать задачи, выполнять экспериментальные задания и т. д. Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и т. д.

Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Например, память тем полнее и лучше удерживает существенные свойства предметов и связь между ними, чем глубже они осмыслены в процессе изучения.

Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся – это значит, прежде всего, активизировать их мышление.

Для системы работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся в обучении важно помнить, что в мыслительной деятельности выделяют три уровня: уровень понимания, уровень логического мышления и уровень творческого мышления.

Понимание. Понимание – это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщённой книгой или учителем.

В ходе изложения нового материала учитель не только сообщает новые факты, строит теоретические доказательства, выводит новые следствия. Его изложение может включать абстрагирование, обобщение, сравнение, классификацию, определение и т. д.         Все мыслительные операции (анализ, синтез, абстракция, обобщение), приёмы умственной деятельности (сравнение, классификация, определение), приёмы логических доказательств в ходе объяснения материала учитель выполняет сам.

Перед учащимися стоит более простая задача: проследить за ходом и результатами проводимого учителем анализа, синтеза, обобщения, сравнения и т. д., проследить за логичностью, непротиворечивостью, доказательностью вывода. Всё это требует от учащихся определённых умственных усилий, определённой аналитико-синтетической деятельности.

Умственная активность нужна при изучении текста. Необходимо выделить главную мысль параграфа, проследить за убедительностью её обоснования, уяснить логику рассуждений, последовательность и этапы вывода формулы и т. д. Так как объяснение учителя рассчитано на уровень

Конкретного класса, а в учебнике этого сделать невозможно, то, как правило, усвоение текста учебника требует от учащихся больше усилий.

Чтобы помочь ученику, предусматриваю специальные задания, формирующие культуру работы с учеником.

Глубокое понимание учащимися сообщаемого материала есть условие усвоения ими знаний и одновременно развивает их мышление, их познавательных способностей.  Именно в процессе понимания ученик усваивает опыт проведения логических рассуждений, анализа, синтеза, обобщения, опыт выполнения различных умственных действий. Повторяя размышления учителя и учебника, подражая им, ученик осваивает приемы мыслительной деятельности. Поэтому глубокое понимание материала учащимся является предпосылкой самостоятельного решения им познавательных задач, является первой ступенью их познавательной активности.

Система работы по активизации познавательной деятельности, прежде всего, должна включать в себя систему приемов, направляющую мыслительную деятельность детей в процесс восприятия ими материала, излагаемого учителем или в книге. Необходимо также иметь четкое представление о том, какие приемы объяснения материала обеспечивают наиболее глубокое усвоение и способствует всестороннему развитию мышления учащихся. Выбор приема зависит от уровня развития учащихся и характера излагаемого материала.

Логическое мышление. Под логическим мышление будем понимать процесс самостоятельного решения познавательных задач.

На этом уровне познавательной деятельности учащиеся должны уметь самостоятельно анализировать изучаемые объекты, сравнивать их свойства, строить обобщенные выводы, выполнять классификацию, доказательства, выводить формулы, анализировать их, выяснять экспериментальные зависимости и т.д. При организации мыслительной деятельности на этом уровне подбирают такие задания, которые предусматривали бы одно из указанных умственных действий или их совокупность. Чем больше самостоятельных действий должны совершать учащиеся при выполнении задания, тем оно сложнее.

Чтобы обучение в максимальной степени способствовало развитию школьников, предлагаемые задания несколько опережают их уровень развития.

В процессе мышления ученик самостоятельно приходит к новым выводам. В процессе понимания он уяснил смысл и непротиворечивость вывода, сделанного учителем. При понимании происходит  осмысление и усвоение готового сообщения, при мышлении выводится новое знание. Суть понимания – в узнавании, осознании, уяснении и фиксации в сознании чего-то нового в том, что воспринимается, усваивается. Различие между мышлением и пониманием огромно. Ученику гораздо легче проследить за логикой вывода, чем получить этот вывод на основе собственной аналитико-синтетической деятельности.

Творческое мышление. Согласно современным воззрениям процесс научного творчества совершается в три этапа.

1 этап характеризуется возникновением (в ходе познания или практической деятельности)  проблемной ситуации, первоначальным анализом ее  и формулировкой проблемы.

2 этап творческого процесса – это поиск пути решения проблемы на основе имеющихся знаний. В случае необходимости знания об изучаемом объекте исследования можно пополнить, изучая соответствующую литературу или выполняя необходимые экспериментальные исследования.

Часто принцип решения находят чисто логически, строго доказательно. Иногда объект исследования познан недостаточно, а знания о нем не только неполны, но и противоречивы. В этом случае доказательно вести принцип решения возникшей проблемы не удастся. На помощь приходит интуиция.

3 этап творческого познания – противоречие найдено (или угадано), этап решения проблемы и его проверка. На этом этапе решения реализуется в виде отдельных результатов творчества: решение новой задачи, обоснований и разработка конструкций, теорий и т.д. Полученные результаты проверяются экспериментально, согласуются с другими теоретических данных и т.д.

Рассмотренная структура творческой деятельности позволяет выделить существенные черты творческое мышление. Для творческого мышления характерны не только развитость логического мышления, обширных знаний, но и гибкость, критическое мышление, быстрота актуальных нужных знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений, решению задач в условиях полной детерминированности.

В учебном процессе к творческим целесообразно отнести все те знания, принцип выполнения которых не указан и не известен учащимся явно. Он должен быть сформулирован ими самостоятельно, в ходе анализа заданий и накопленного опыта при решении нестандартных задач.

Выделенные три условия мыслительной деятельности положены мной в основу системы работы по активизации познавательной деятельности учащихся исходным моментом в этой работе должно быть обеспечение глубокого понимания учащимися учебного материала, излагаемого учителем или в книге (1 уровень). Лишь на фоне систематической работы, обеспечивающей глубокое понимание учащимися материала, могут применять различные приемы и задания, требующие от учащихся самостоятельного решения познавательных задач урока на 2 и 3 уровнях познавательной активности (т.е. на основе логического лили творческого мышления)

         Формирование мотивов.

Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся, прежде всего, широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой специальностью, чувства долга, ответственность перед родителями и т.д. Однако, как показывает практика, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем мотивы учения, им чаще руководствуются в своей  деятельности, он для них более значим, и поэтому  является действенным, реальным мотивом  учения. Из этого, конечно, не следует, что обучать детей нужно лишь тому,  им интересно. Познание – это труд, требующий большого напряжения. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся силы воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям. Но одновременно нужно стремиться облегчить им процесс познания, делая его привлекательным.

Под познавательным интересом к предмету будем понимать избирательную направленность психологических  процессов  человека  на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес- мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. В формировании познавательного  интереса  школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он появляется в виде любопытства - естественной реакции человека на все неожиданное, интригующие. Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересными фактами, приковывает внимание к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый интерес.

Более высокой стадией интереса  является любознательность, когда учащиеся проявляют желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик  обычно активен на уроках, задает  вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, самостоятельно создает программы и т.д.

Однако любознательность ученика не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным и интерес к предмету пропадает. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддержать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету ,при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем  методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.

Как все психические свойства личности, интерес  зарождается и развивается в процессе деятельности. Поскольку познавательный интерес выражается в стремлении глубоко изучить данный предмет, вникнуть в сущность познаваемого, то развитие и становление интереса наблюдается в условиях развивающего обучение. Опыт самостоятельной деятельности способствует тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности – познавательный интерес.

       Очень большое влияние  на формирование интересов школьников оказывает форма организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих знаний и т.д. – все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию их интересов к предмету.

       Одним из средств пробуждения и поддержания познавательного интереса является создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развертывания на их основе активной поисковой деятельности учащихся. При создании проблемных ситуаций противопоставляю новые факторы и наблюдения сложившейся системе знаний и делает это в острой, противоречивой форме. Вскрывающиеся противоречия служат сильным побудительным мотивом учебной деятельности. Они порождают стремление познать суть, раскрыть противоречия. В этом случае активная поисковая деятельность учащихся поддерживается непосредственным, глубоким интересом.

       Также важным условием развития  интереса к предмету являются отношения между учащимися и учителем, которые складываются в процессе обучения.

2. Классификационные  параметры технологии

Уровень и характер применения: метатехнология, охватывающая среднюю школу, производство, социальную сферу; она включает все нижестоящие уровни, вплоть до микротехнологий индивидуального использования информационно-коммуникационных средств.

Философская основа: Преобладающий деятельностью учащихся на этапе освоения информационной культуры является операционно-техническая, философия  которой выражает технократизм и сциентизм, в дальнейшем зависит от позиции субъекта.

Методологический подход: Информационный, системный, культурологический, исследовательский и деятельностный.

Ведущие факторы развития: Психогенные и социогенные.

Научная концепция опыта: Деятельности и развития.

Ориентация на личностные сферы и структуры: Знания,  умения, навыки; формирование  деятельно-практической сферы, способов умственных действий, самоуправляющих  механизмов личности.

Характер содержания: Различные ориентации, адаптивно-вариативный.

Вид социально-педагогической деятельности: Обучение, социализация, управление.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: Направленное, автоматизированное, консультирование, самоуправление.

Преобладающие методы: Программирование, индивидуальные, проблемные.

Организационные формы: Индивидуальные, групповые, альтернативные.

Преобладающие средства: Информационно-компьютерные, программированные, практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: Личностно-ориентированный.

Направление модернизации: На основе активизации и информатизации.

Категории объектов: Все категории.

Целевые ориентации

  • Формирование познавательной активности
  • Развитие  интеллектуальных и творческих способностей
  • Включение всех  учащихся в режим самостоятельной работы
  • Самостоятельное приобретение недостающих знаний
  • Развитие умения пользоваться полученными знаниями для решения новых познавательных и практических задач
  • Овладение методами и средствами получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации

  1. Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, умение применять информационные технологии в своей учебной деятельности
  2. Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям
  3. Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителей.
  4. Развитие важнейших компетенций для современной жизни:
  • способность брать на себя ответственность;
  • участие в совместном принятии решения;
  • терпимость к окружающим;
  • способности к принятию решения;
  • владеть устной и письменной речью;
  • способности учиться на протяжении всей жизни;
  1. Развитие исследовательских умений: анализа, наблюдения, построение гипотез, экспериментирования, обобщения.

Концептуальные позиции

  • Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих и интеллектуальных способностей.
  • Деятельностный подход
  • Процесс обучения для ученика – это процесс работы над самостоятельными и практическими работами
  • Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний за счет практического применения.
  • Принцип уважения к иной точке зрения.
  • Принцип ответственности за результат своей деятельности.          
  • Форма урока: урок-экскурсия; деловая игра; практикум-семинар; минипроект.

       Прием повышения занимательности обучения – осуществляю с помощью постановки занимательной цели, отстроченная и прикладных. При изложении нового материала привожу яркие примеры-образы, которые обязательно запечатлеются в памяти учащихся своеобразным опорным сигналом.

  • Методом  стимулирования является метод опоры на жизненный опоры учащихся. Например, характеристика такого сложного устройства, ка процессор становится предельно простым, когда их сравниваем в характеристиками стиральной машины-автомата: загрузка белья - разрядность, скорость вращения- тактовая чистота; оперативную память можно сравнить в камерой хранения на вокзале; простое электронное письмо – с открыткой, вложенное – с письмом в конверте и т.д.

        Виды и формы урока также играют немаловажную роль. Смена видов деятельности на уроках разнообразит работу учащихся, активизирует внимание, повышает эффективность и качество процесса обучения, обеспечивает возникновение побудительных мотивов

        Самостоятельная работа учащихся – один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся.

        При организации самостоятельной работы уделяю особое внимание созданию стройной системы учебных знаний (задач), объединенных единой концепцией и логикой учебного курса.  Их отличительная особенность – интересное содержание, простое и эффективное решение, широкий спектр применяемых технологических или алгоритмических приемов, минимальные требования к знаниям из других областей, возможность проиллюстрировать решение аналогий из жизни (если задача имеет отвлеченный характер)

         При построении системы заданий ориентируюсь на самостоятельное выполнение их учащимся. Это формирует способности к принятию решения и ответственности за его последствия. Исходная информация о задаче активизирует мыслительную деятельность учащегося, тем самым, мотивируя его на самостоятельную познавательную деятельность.

         Наиболее полное определения самостоятельной работы учащихся дается в работе   Б. П. Есипова: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения,- это такая, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий». При правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организуемой с учебно-воспитательными целями.

Классификация самостоятельных работ.

          В своей работе пользуюсь классификацией самостоятельных работ

 по характеру познавательной деятельности, предложенную И.И.Малкиным,

который выделяет следующий виды самостоятельных работ:

1.Работы репродуктивного типа:

а ) воспроизводящие;

б ) тренировочные

в ) обзорные

г ) проверочные

2. Работы познавательно-поискового типа :

а) подготовительные

б) констатирующие

в) эксперементально-поисковые

г) логически-поисковые

3.Работы творческого типа:

a) художественно-образные

б) научно-творческие

в) конструктивно-творческие.

4. Работы познавательно-практического типа:

а) учебно-практические

б) общественно-практические.

Приведу примеры использования самостоятельной работы в своей

практике.

           Приведу примеры на каждый из описанных типов самостоятельных

            работ, которые я использую в своей работе.

Работы репродуктивного типа.

             а) Воспроизводящие работы. Выполнение этих работ основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала. Хотя этот вид работы носит репродуктивный характер, он является легким: учащимся необходимо вспомнить ряд понятий, привести их в систему и подготовить связное выступление. Это требует умственной работы и высокой учебной активности.

            б) Тренировочные работы. Этот вид предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала , но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы применяю перед изучением нового материала или в процессе закрепления.

            в) Обзорные работы. Предназначены для упорядочения и систематизации изученного материала. Применяю их как заключительный этап закрепления материала. Дети получают задание на составление плана пройденной темы. Это способствует осмыслению взаимосвязи между понятиями.

             г) Проверочные работы. Их цель – всесторонняя проверка качества усвоения занятий. При выполнении этих заданий у учащихся формируются навыки самоконтроля. Эти навыки важны для развития процессов памяти, как произвольного воспроизводства. Такие работы помогают осуществлять отпимальное управление процессом обучения.

            Работы познавательно-поискового типа

            а) Подготовительные работы. При их выполнении учащиеся, пользуясь имеющими сведениями, при этом убеждаются в неполноте своих знаний по изученной теме. Это приводит их к необходимости более глубокого ознакомления с новым материалом.

           Осмысление учащимися противоречий между имеющимися у них знаний и новых требованиями к решению учебно-познавательных задач имеет больше значение для развития познавательных интересов. Можно сказать, что самостоятельные работы данного типа особенно полезны на начальном этапе изложения нового материала.

                 

            б) Констатирующие работы. Подобные работы связаны с описанием новых фактов и явлений по их внешним признакам: наблюдения над природными явлениями и общественной жизнью, изучение дидактического материала и т.д. Подобные упражнения особенно важны в случае изучения таких предметов, как биология, география, история, русский язык. Тем не менее, наблюдение и констатация фактов важны и при изучении информатики: при изучении видов информации, объяснения аналоговой и цифровой информации, аналоговых и цифровых устройств и т.д. Самостоятельная работа констатирующего вида дисциплинирует учащихся, развивают у них произвольное внимание, совершенствуют навыки целесообразного восприятия. Она используется как в изложении, так и в процессе закрепления.

           в) Экспериментально-поисковые работы. Данные упражнения представляют собой основанные на исследовательских методах науки учебные задания , при выполнении которых учащиеся выделяют существенные признаки понятий, устанавливают причинно-следственные зависимости, «открывают» законы и т.д.

            Данный вид учебных заданий – эффективнейшее средство развития пытливости, любознательности.

           г) Логически-поисковые работы. К их числу относятся различные по оперированию существенными признаками изучаемых понятий, используемые на заключительном этапе изложения и закрепления. Такими   являются задания на сопоставление сходных и отличительных   признаков изучаемых явлений.

К логически-поисковым самостоятельным работам относятся задания на обобщение изученного по основным, проблемным вопросам.

Работы творческого типа.

     а) Художественно-образные самостоятельные работы. Под  творческими  я понимаю самостоятельные работы, в результате  которых ученики создают нечто новое, оригинальное. Художественно- образные работы на образном отражении действительности. В этом случае возникает эмоциональное отношение к изучаемому материалу, а оно всегда являлось верным помощником учителя.

     б) Научно-творческие работы. К самостоятельным работам такого типа относится учебная деятельность школьников, выходящая за рамки не только школьной программы, но и связанная с решением познавательных задач повышенной трудности –проявление собственной инициативы, поиск оригинального решения и т.д. Примером такого задания является создание обучающих и контролирующих программ, для школьного курса по избранному предмету. Вовлечение учащихся в подобную   Работу - важное средство пробуждения интереса к самостоятельной деятельности.

      в) Конструктивно-технические работы. К этому виду работ относятся творческое проектирование,  конструирование  с  использованием специальных компьютерных программ. Этот вид учебных занятий является средством политехнического образования.

Работы познавательно-практического типа

      а) Учебно-практические работы. К ним относятся изготовление наглядных пособий: графиков, диаграмм, схем , подготовка докладов и т.д. в процессе такой работы знания, умения и навыки формируются в органическом единстве с  жизненной практикой и индивидуальном опытом.

       б) Общественно- практические самостоятельные работы. Эта учебная деятельность школьников, выходящая за рамки школьной жизни. Выполнение учебных заданий подобного рода- незаменимый путь связи обучения и жизни.

       Организация самостоятельных работ учащихся активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала. Оптимальное использование всех её  форм  помогает успешно решить задачи по воспитанию творческой личности. Широкое применение самостоятельных работ в учебном процессе, по словам Есипова Б.П., позволяет упорядочить его, сократить объём домашних заданий и уменьшить время его выполнения, рационализировать приёмы работы по заданиям.

Использование различных видов самостоятельных работ помогает повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную деятельность, разнообразить работу с учащимися при изучении нового и закрепления пройденного материала.

Систематическая самостоятельная работа школьников, активность в урочной и внеурочной деятельности, создаёт возможности перехода от репродуктивной к творческой деятельности, способствует формированию и развитию у большинства старших школьников умений ведения исследовательской работы, овладению методами поисковой познавательной деятельности.

                          Метод проектов в курсе информатики.

В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий – проектов».

В основе исследования метода проектов лежат три базовых принципа:

  • свобода ребёнка;
  • взаимодействие его с группой детей;
  • гибкое распределение учебного времени.

В результате ребёнок имеет возможность выбирать для себя собственный темп обучения, осуществлять контакты в разновозрастных группах, повышает личную ответственность за используемое время.

Положительными сторонами метода проектов являются: направленность личности на индивидуализацию обучения, активизацию учения, стимулирования инициативы и роста творческих возможностей. К слабым сторонам данного метода можно отнести: недостаточность формирования теоретического мышления учащихся, сведение роли учителя только к консультационной, невозможность выработать общие подходы к решению задач.

Проанализировав проектную деятельность, можно говорить о следующей её структуре:

Системообразующий компонент деятельности

Для ученика

Для учителя

Мотив

Ради чего осуществляется деятельность?

- усиление роли собственного образования;

- самореализация;

- создание условий для исследовательской деятельности;

- расширение возможностей для творческого потенциала;

изучения курса информатики

Цель

На что направлена?

 - обучение навыкам самообразования;

 - расширение кругозора

 - качественное освоение содержательных линий курса;

 - развитие творческой и исследовательской инициативы

Операция

Какими способами, приемами реализуется деятельность

 - постановка цели, с постоянной корректировкой в процессе деятельности;

 - работа с учебной, популярной литературой;

 - выделение смысловых элементов проектной идеи.

 - подбор тем для проектной деятельности;

 - оказание помощи в уточнении цели;

 - подготовка инструкций по организационным вопросам;

 - консультирование;

 - организация промежуточных итогов;

 - организация чтений, конференций.

При проведении последнего звонка, учащимися  11-х классов были подготовлены презентации, рассказывающие о годах, проведенных в стенах школы.

Учащиеся 10 классов при прохождении темы «Электронные таблицы», подготовили отчет учителя предметника за четверть. Для учащихся 6 класса были созданы интерактивные тесты по математике и информатике.

Проекты учащихся востребованы, и это дает на успешное выполнение работы, повышает значимость учащихся, вызывает у них чувство сопричастности к выполнению важных школьных дел, активизируют их  познавательную деятельность.

 

                                             Творческая работа учащихся.

Творческий характер  является неотъемлемой частью системы и требований к любой задаче (заданию).На уроках информатики применение компьютера позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач различных областей (например, физические, математические задачи). При этом они должны четко формулировать задачу, решать ее и оценить полученные результаты.

На своих уроках применяю следующие виды творческих заданий:

  • Составление задач учащимися;
  • Конструирование обратной задачи;
  • Творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описание алгоритма, использование специальных и предметных связей).
  • Конкурсы;
  • Рефераты;
  • Доклады;
  • Составление кроссвордов по теме;
  • Составление разгадывание ребусов;
  • Составление тестов;
  • Проект – создание учащимися готового программного продукта.

Творческий характер деятельности определяю в процессе постоянного наблюдением за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций:

  • Уровень мотивации учащегося;
  • Оригинальность метода решения;
  • Творческая фантазия;
  • Оригинальность оформления;
  • Уровень использования метопредметных связей;
  • Умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.

Заключение.

Анализ данной проблемы и опыт работы позволяют сделать обобщающие выводы и практические рекомендации. Успех в работе по развитию познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей в значительной степени зависят от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный эффект будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.

В своей деятельности необходимо учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречий процесса познания являются противоречия между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создаёт хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия активизации познавательной деятельности.

Необходимо выделять доминирующие мотивы: их осознание помогает оказать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся.

Работая над развитием познавательной активности учащихся, следует больше внимания уделять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством активизации познавательной деятельности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся личностно значимым и устойчивым.

Важным педагогическим условием развития познавательной активности является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, необходимо стремиться к тому, чтобы самостоятельная работа учеников характеризовалась целенаправленностью и систематичностью.

Для решения задачи развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые задания, сколько открывали их сами. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к теме, усилить на этой основе познавательную активность. Желательно, чтобы через широкое применение самостоятельных работ учитель стремился к тому, чтобы проблему ставили сами дети. Важно и то, чтобы учитель сумел определить и реализовать оптимальную степень трудности проблемной ситуации (её трудность и, вместе с тем, посильность).

В комплексе педагогических условий и средств активизации познавательной деятельности и развития интеллектуальных способностей учащихся определяющим является содержание изучаемого материала. Именно содержание предмета является одним из ведущих мотивов развития у школьников познавательного интереса. Отбор содержания учебного материала должен производиться с учётом интересов учащихся. При отборе содержания материала необходимо учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для учащихся, актуальность.

Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае возможно изучить ребят применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т.е. развивать элементы творческого мышления.

        Подчёркивая достоинства предлагаемой технологии, следует обратить внимание на то, что подобное обучение не может полностью вытеснить традиционное информационно-сообщающее. Значительную часть знаний, особенно когда учебный материал является достаточно сложным, может и должна быть получена учащимися с помощью традиционных методов. Успех заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»

Педагогический проект «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»...

Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Из опыта работы по организации школьных олимпиад по математике....

«Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем создания проблемных ситуаций и использования приёмов удивления»

Проблемная ситуация в педагогике ( в отличии от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанное с неожиданным «препятствием» для хода мыслей, а как состояни...

Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области "Информатика и ИКТ"

В СВОЁМ ДОКЛАДЕ Я РАССКАЗЫВАЮ О МЕТОДАХ И СПОСОБАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА МОИХ УРОКАХ И ВНЕ ИХ....

Участие в олимпиадном движении как способ развития творческих способностей обучающихся в предметной области "Английский язык" в школе.

Вопросы и ответы в помощь организаторам школьного и муниципальног туров Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку....

«Повышение познавательной активности и раскрытие творческих способностей у учащихся на занятиях биологии и экологии Отделений Дополнительного Образования Детей»

•         Формально работа в ОДОД  не является  большой нагрузкой , да и  по документам ее не приравнивают к учительской работе, хотя педагоги ОД...

Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся путем проблемного подхода в обучении биологии

Описан педагогический опыта учителя по развитию познавательной активности, устойчивых мотивов в учении, творческих и интеллектуальных способностей путем проблемного подхода в обучении биологии...