Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
статья по алгебре по теме

Из опыта работы по организации школьных олимпиад по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Карасова Л.М. учитель математики МОУ

 «СОШ п. Эркин -  Шахар», КЧР.

   Хочется поделиться опытом методического объединения учителей математики Эркин-Шахарской школы, руководителем которого я  являюсь , по организации школьной олимпиады, как одного из способов выявления одарённых детей, развития способностей учащихся. Задания олимпиады ежегодно разрабатываются творческим коллективом педагогов школы  и подбираются таким образом, чтобы выявить детей с высоким интеллектуальным потенциалом, обладающих нестандартным мышлением .Наши зада-

ния используются рядом других школ в работе с одаренными детьми, а также для разви-

тия интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Цель проводимой олимпиады:

  1. дать возможность как можно большему количеству детей раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности;
  2. развить интерес к учебе и уверенность в своих силах;
  3. привлечь внимание детей к математике;
  4. поддержать и активизировать деятельность творческих учителей;
  5. создать для одаренных детей атмосферу радости и праздника;

    Мы предоставляем возможность участвовать в олимпиаде всем желающим. Выполнение конкурсных заданий требует от участников немалых сил, упорства и фантазии. И пусть далеко не все могут справиться со сложными заданиями полностью, зато каждый ощущает себя полноправным участником всеобщего праздника. На олимпиаде можно показать себя не только знатоком  математики, но и художником, мастером оригами .

Основные принципы разработки заданий олимпиады.

Задания олимпиады подбираются таким образом, чтобы для их выполнения хватало  базовых школьных знаний соответствующего уровня. В то же время большинство заданий для своего решения требуют определенной гибкости ума и сообразительности. В каждом варианте дается одна легкая задача, с которой могут справиться большинство участников. Также дается одна задача, с которой заведомо могут справиться единицы. В целом задания подбираются максимально разнообразно, так, чтобы охватить различные разделы математики. Общий объем варианта подбирается так, чтобы только наиболее

                                                                        1.

подготовленные дети могли решить все задания. При большом количестве детей, желающих принять участие в олимпиаде, её можно проводить в два этапа: сначала выявляются сильнейшие по классам, а для победителей - второй школьный этап. Время для выполнения детьми заданий не ограничивается, что позволяет быть успешными также детям, которые медленно работают.  В ходе проверки выполненных заданий проводится статистический анализ, позволяющий произвести нормировку их сложности. Это дает возможность объективизировать систему оценивания. С другой стороны, статистический анализ решаемости детьми тех или иных заданий позволяет судить об эффективности школьного образования для формирования различных компонент мышления учащихся. 

    Исходя из целей олимпиады, ее задания состоят из двух частей: собственно предметной (математической ) и творческой. Если в олимпиаду по русскому языку, например, творческие задания вводятся естественно, то в математике они могут показаться несколько чужеродными. Но это только на первый взгляд! Обязательно даётся  по одной открытой творческой задаче. Под открытой понимается задача, которая не имеет, строго говоря, окончательного решения. Основная цель, которую мы достигаем введением таких задач – развитие способности переноса понятий математики в другие области и наоборот, то есть анализ математических понятий с точки зрения здравого смысла. Нам представляется жизненно необходимым, чтобы у детей формировалось целостное представление о мире, чтобы они воспринимали  математику, не изолированно друг от друга, но во взаимосвязи их между собой и с жизнью человека.

    Задания по математике, в основном, подбираются по следующим направлениям:

1. числовые ряды, закономерности, ребусы;

2. «текстовые» задачи (классические арифметические задачи);

3. логика (в том числе алгоритмизация);

4. геометрия (задачи на наглядно-образное мышление: «разрезалки», «складывалки», развертки и т.д.);

5. комбинаторика (задачи на перебор вариантов);

6. творческое задание.

    Как уже отмечалось, одним из главных наших стремлений является создание атмосферы праздника во время, вообще говоря, весьма сложной работы. Поэтому мы

большое значение придаем оформлению листа с заданиями, возлагая на него несколько функций. Лист должен быть красивым, с ним должно быть приятно работать; его

                                                                      2.

оформление должно привлекать внимание к задаче, заинтересовывать ученика в ее решении, уменьшать объем рутины, акцентируя творческую, созидательную работу.

   В условия олимпиады была введена Интернет-шпаргалка: участник олимпиады мог не знать ответа на предложенный ему вопрос, но он имел право найти ответ, используя ресурсы всемирной сети. Мы исходили из того, что задачу нельзя решить, если ты не понял ее условия. Чтобы найти, надо знать, как и что искать. Если ребенок правильно формулирует поисковую задачу и получает требуемый результат, то это должно поощряться преподавателем, так как знания, добытые в экстремальной ситуации, обладают несравненно большей ценностью и прочностью усвоения, нежели те, что получены благодаря рутинной зубрежке (пресловутая школярская триада: «выучил – сдал – забыл»). При этом Интернет не только помогал участникам найти ответ на тот или иной вопрос, но и приносил дополнительные баллы. Они присуждались тем участникам, которые при поиске ответов на вопросы олимпиады или при проверке своих знаний обращались к Интернету и подтверждали это указанием адресов (не более трех ссылок). Кроме того, Интернет дает возможность создать нужный эмоциональный фон .

                               Пример творческого задания по математике:

Ученикам предлагалось объяснить, как может случиться, что 2+2=5? Учениками было предложено, например, такое решение – если сложить вместе 2 квадрата и 2 квадрата, то получится 5 квадратов (вместе они образуют еще один «большой» квадрат 2X2).

     Традиционные школьные олимпиады имеют иной характер, и собственно творческость детей в них остается невостребованной.

    Совместно с методическим объединением учителей начальных классов ведётся работа по организации в будущем подобной олимпиады среди учащихся начальной школы, начиная с первого класса. Особенностью заданий для учащихся начальной школы является занимательность. Занимательность (но не развлекательность!) – это сильный прием, он оправдан в начальной школе, где в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет  над прагматикой.

      В последнее время, логические задачи стали  вызывать у учеников большое затруднение. А ведь на олимпиадах они всегда считались наиболее решаемыми. По-видимому, этому важнейшему разделу не только математики, но и всего образования, в школе нужно придавать большее значение

     При организации нашей работы мы опирались на опыт Московской школы «Приоритет».

                                                    3.

    Развитие творческих способностей детей, работа с одарёнными детьми, естественно, не может ограничиваться только рамками олимпиады. Для выявления творческих способностей у детей 6-18 лет как одного из главных показателей творческой одаренности, можно рекомендовать тест американского психолога П. Торренса. Уникальные задания П. Торренса позволяют оценить способности, не выявляемые интеллектуальными, академическими и другими тестами.

П. Торренс, а также большинство психологов считают, что «творческие возможности детей прямо и непосредственно не связаны с их способностью к обучению.

Творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющихся знаний,

сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы». Однако, как считает П. Торренс, «высокие показатели теста не гарантируют творческих достижений, а лишь свидетельствуют о высокой вероятности их проявления. При

отсутствии творческой мотивации высокий уровень творческих способностей не можетгарантировать творческих достижений. И, наоборот, наличие соответствующей мотивации, и овладение необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не может привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство».

    Развитию творческих способностей , определению креативности способствуют  тесты типа «Дорисуй...», «Допиши сказку...».Но так как в них нет четко обозначенного критерия ответа их редко используют на практике .

    Целесообразно применять такие активные формы проведения занятий, как анализ конкретных ситуаций, разбор инцидента, ролевые игры, метод мозгового штурма.

    В журнале «Завуч» (2000, № 1) Ю. К. Завельский отмечает, что для одаренных детей характерны высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности. Он условно выделяет три категории одаренных детей:

• дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

• дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в

                                                                  4.

определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

• учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

      Callahan (1978) рекомендует следующие способы стимуляции творческой активности:

• Доброжелательность, обеспечение благоприятной атмосферы.

• Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами

 и стимулами для развития его любознательности.

  • Поощрение высказывания оригинальных идей.

  • Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа мышления (быстрота, гибкость, оригинальность и точность) применительно к самым разнообразным областям (пример: «Назовите самые разные варианты ...»).

 • Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

 • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

    Результативными в деле воспитания творческой индивидуальности могут стать такие направления, как:

- проведение комплексной диагностики психофизиологических, социальных и других особенностей учащихся, уровня развития отдельных личностных сфер, доминантности какой-либо из них; этому сопутствуют соблюдение профессиональной тайны и передача необходимой и возможной информации воспитанникам или их родителям; знакомство с многообразием способов самопознания и самодиагностики;

- проведение тренингов по развитию креативных характеристик мышления, эмоционально-волевой сферы, по самопрезентации, саморефлексии и т. д.;

- развитие различных форм урочной и внеурочной творческой деятельности;

- включение учащихся в деловую сферу, в самостоятельную предпринимательскую деятельность, связанную с цивилизованным бизнесом.

    Статистика утверждает, уровень интеллекта IQ у выпускников российских школ ежегодно снижается на 1,5-3,0%. Эти выводы вызывают тревогу и ещё раз подтверждают  необходимость систематического, грамотного, разнообразного подхода школы к

развитию творческого, интеллектуального потенциала детей.

                                                                    5.

     

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»

Педагогический проект «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»...

«Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем создания проблемных ситуаций и использования приёмов удивления»

Проблемная ситуация в педагогике ( в отличии от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанное с неожиданным «препятствием» для хода мыслей, а как состояни...

Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области "Информатика и ИКТ"

В СВОЁМ ДОКЛАДЕ Я РАССКАЗЫВАЮ О МЕТОДАХ И СПОСОБАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА МОИХ УРОКАХ И ВНЕ ИХ....

Педагогический проект "Совместная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"

Педагогический проект, основан на принципах личностно-ориентированного обучения. Реализован в 5-11 кл....

Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области «Информатика и ИКТ».

Статья о методах формирования познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностях учащихся на урокахинформатики содержит теореточеский и практический материалы...

«Повышение познавательной активности и раскрытие творческих способностей у учащихся на занятиях биологии и экологии Отделений Дополнительного Образования Детей»

•         Формально работа в ОДОД  не является  большой нагрузкой , да и  по документам ее не приравнивают к учительской работе, хотя педагоги ОД...

Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся путем проблемного подхода в обучении биологии

Описан педагогический опыта учителя по развитию познавательной активности, устойчивых мотивов в учении, творческих и интеллектуальных способностей путем проблемного подхода в обучении биологии...