Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся путем проблемного подхода в обучении биологии
статья по биологии

Салынская Марина Владимировна

Описан педагогический опыта учителя по развитию познавательной активности, устойчивых мотивов в учении, творческих и интеллектуальных способностей путем проблемного подхода в обучении биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся путем проблемного подхода в обучении биологии

  1. Обоснование выбранной темы

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые обеспечат компетенцию «научить учиться», а не только освоить учащимися конкретные предметные знания и навыки в рамках отдельных дисциплин.

Сложно научить находить и уметь пользоваться знаниями, которое накопило человечество. Это знания великого объема, и они не передаются по наследству.

        В Концепции Федеральной целевой программы развития образования определены приоритеты современного образования: «…научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать; научить жить – это учение для бытия. И научить жить вместе с другими людьми – это учение для совместной жизни».

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

Дистервег

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА продиктованы тем, что изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умение выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, который:

  • ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
  • более полно принимает себя и свои чувства;
  • становится более уверенным в себе и автономным;
  • начинает принимать и понимать других людей.

Отсюда очевидна моя главная задача как учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относиться к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. На этой основе создаю атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Важная общепедагогическая проблема – изменившийся социальный заказ школе (от человека знающего, к человеку умеющему).

Считаю, что обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Исследуя причины снижения познавательной активности, провела анкетирование «Легко ли мне учиться?» Таким путём выявила самые «больные» проблемы учащихся. Через некоторое время обучающимся этих же классов предложила (встать на точку зрения учителя) ответить на вопрос: «Легко ли мне учить?»

Проанализировав ответы, пришла к выводу, что сделан очень важный шаг: ученик задумался не только о себе, но и о тех, кто рядом с ним учится и учит.

К каким же внутренним источникам активности ребенка надо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду? Для себя я определила следующие:

  • познавательная потребность;
  • интерес к способу действия;
  • потребность в самовыражении и самореализации;
  • потребность в самопознании и самовоспитании;
  • потребность в социальном признании.

Задействовать эти внутренние психологические источники учебной мотивации возможно, используя проблемный подход к обучению, при котором усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

Дело преподавания есть искусство, поэтому оконченность и совершенство недостижимы, а развитие и совершенствование бесконечны.   

Л.Н. Толстой

ВЕДУЩЕЙ ИДЕЕЙ своего опыта считаю развитие познавательной самостоятельности, мыслительной и творческой деятельности путем проблемного подхода как главного элемента современной системы развивающего обучения. Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов-задач - пути активизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации у ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.

Хочу отметить, что применение проблемного подхода на уроках биологии имеет свои ТРУДНОСТИ.

  • Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
  • Ученик должен обладать определённым запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему.
  • Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.

Однако ПРЕИМУЩЕСТВА проблемного подхода очевидны.

  • У учащихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности.
  • Формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.
  • При реализации проблемного подхода большинство учащихся начинают положительно относиться к учёбе.
  • Интерес к предмету заставляет школьников больше читать биологической литературы, расширяя свои познания в области

Диапазон опыта очень широк. Это проблемные ситуации на различных этапах урока, система «урок – внеклассная работа»: использование результатов летних наблюдений, экспериментов, поставленных на занятиях творческого объединения к определенной теме урока, нестандартные формы проведения уроков, исследовательская деятельность учащихся  по биологии и экологии, уроки развития критического мышления при личностно – ориентированном подходе в обучении, проектный метод, модульные уроки, уроки по развитию интеллекта, уроки диагностики.

Работая над данной темой, опираюсь на базовые дидактические и психологические теории, обобщение передового педагогического опыта, данные экспериментов.

II. Технология опыта.

Современная система образования предоставляет возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Обучающая деятельность учителя и учебно-познавательная деятельность учащихся имеют общую основную структуру: цель — мотив — содержание — средства — результаты — контроль. Практика показывает, что, когда содержание каждого звена моей деятельности и деятельности учащихся совпадают, результат обучения высокий. Исходя из этого, основной целью своего педагогического опыта считаю:

ЦЕЛЬ: развитие познавательной активности, устойчивых мотивов в учении, творческих и интеллектуальных способностей путем проблемного подхода в обучении биологии.

Для выполнения поставленной цели решаю следующие

ЗАДАЧИ:

1.Изучить уровень социально – психологической адаптации обучающихся, особенно пятиклассников.

2.Провести диагностику учебных мотивов различной деятельности: познавательной, преобразовательной, оценочной, коммуникативной в старших классах, на основе результатов скорректировать свою и ученическую деятельность.

3. Мониторинг степени обученности обучающихся.

4. Мониторинг развития познавательных возможностей и способностей учащихся: 1) знаний; 2) умений и навыков; 3) интуиции и эвристических процессов; 4) способностей, с целью их дальнейшего развития.

5.Мониторинг качества знаний учащихся по предмету.

6.Формировать и развивать тактические приемы мыслительной деятельности у школьников разных возрастных групп для обеспечения оптимального процесса обучения и развития мышления школьников (для этого составляю специальные задания, памятки, провожу тренировочные упражнения).

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ – это связующее звено между учителем и учеником, которое наряду с методами и организационными формами работы способствует успешной реализации намеченной цели.

Основным средством обучения является учебник. В работе использую учебно -  методический комплект, разработанный авторами программы Н.И.Сониным, В.Б.Захаровым, С.Г.Мамонтовым в который входят методические рекомендации и рабочие тетради на печатной основе.

Данная программа полностью соответствует Концепции биологического образования и Образовательному минимуму содержания биологического образования в средней школе. Программа предполагает достаточное количество лабораторных работ, демонстраций, что способствует развитию у детей интереса к предмету, а также более высокому качеству усвоения теоретического материала.

Особого внимания заслуживает методический аппарат учебников, позволяющий через систему поисковых, проблемных, экспериментальных заданий решать задачу восприятия и усвоения учащимися сложных биологических понятий, теорий. Разнообразный характер заданий, направленный на выполнение различных дидактических задач обучения (закрепления, повторения и т.д.), и их содержание способствуют развитию у школьников самостоятельного мышления, познавательного интереса к биологии, организации индивидуального учебного труда ребенка.

Рабочие тетради дополняют систему заданий, лабораторных работ, вопросов, представленных в учебниках. Многообразие схем, рисунков, таблиц, тестов способствует развитию абстрактного и конкретного мышления, аналитико-синтетической деятельности ученика, позволяет ему пройти путь от эмпирического познания биологических явлений к теоретическим основам их закономерностей

Программу элективного курса «Уроки здоровья: как стать красивым» для 9 класса разработала самостоятельно. Темы подбирала так, чтобы заинтересовать учащихся, показать привлекательность курса, привить навыки к самонаблюдению, умению анализировать свои поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на здоровье.

Данный курс не ставит целью овладеть медицинскими знаниями, оказанием помощи при различных заболеваниях. Главная задача курса – заставить подростков задуматься о своем здоровье, о здоровом образе жизни.

Данный курс имеет и прикладное значение – профориентация учащихся на медицинские специальности и общеобразовательную ценность

Этот курс полезен и лицам, привлеченным в будущем к работе с детьми в качестве вожатых, воспитателей, наконец, будущим родителям.

В реализации поставленных педагогических задач и получении позитивной динамики учебных достижений обучающихся, важную роль играет кабинет биологии. Это своеобразная «зеленая лаборатория».

Кабинет имеет всю необходимую документацию: паспорт, инструкции по технике безопасности, журнал перечня оборудования (печатные и динамические таблицы, муляжи, коллекции, гербарии). В 2017-2018 учебном году было получено дополнительное оборудование для проведения лабораторных и практических работ: тонометры, напольные весы, электронные термометры, бинокли, микроскопы, муляжи, прибор для обнаружения углекислого газа в выдыхаемом воздухе и пр. Кабинет каждый год пополняется пособиями, изготовленными школьниками: гербариями сорных и лекарственных растений, раздаточным материалом для проведения лабораторных работ, семенами и др.

Все дело в мыслях. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями.

Л.Н. Толстой

В реальной жизни довольно часто приходится сталкиваться с невысокой мыслительной активностью учащихся на уроках. Если звучит вопрос, требующий размышления, то, как правило, думают над ним лишь те ученики, у которых скорость протекания мыслительных процессов совпадает со скоростью моего говорения. Поэтому в своей практике преподавания ищу пути развития мыслительной деятельности.

Вот одно из них:

Мыслительный лист. Это обычный лист бумаги, на котором по ходу урока учащиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышления. Ученик обязательно выскажет любую версию, пусть даже неправильную и невероятную. Количество заданий для работы на мыслительном листе может быть разным. Иногда это один-единственный вопрос: мыслительная разминка в начале урока.

Например, тема «Строение клетки» 6 класс. Как вы понимаете слова Дж. Кендрью: «Клетка – это своего рода атом в биологии», в теме «Строение и функции дыхательной системы» 8 класс, эпиграфом к уроку беру слова: «Как много в жизни человека связано с дыханием – и состав крови, и движения, и речь, и чувство, и ум», учащиеся после изучения материала дают обоснованные ответы, но часть этого эпиграфа они расшифровали в начале, опираясь на имеющиеся знания. Может быть, и обобщающий вопрос в конце урока (тема «Организм как единое целое» 6 класс).

«Один – в земле копается, другой – в лучах купается.

И хотя они друзья – поменяться им нельзя».

Ответьте на вопросы: о чём идёт речь в этой загадке?

Почему они названы друзьями?

Чем и почему им нельзя поменяться?

Иногда это довольно большой блок вопросов для осмысления изученного материала.

Тема «Питание живых организмов».

  • Может ли растение жить без света?
  • Может ли растение жить без почвы?
  • Почему растения в садах и огородах нуждаются в постоянной подкормке, а в лесах и на лугах прекрасно растут и без удобрений?

По ходу урока несколько раз обращаемся к мыслительному листу. Чаще всего учащимся предлагаю ответить на проблемные вопросы, хотя бывают и другие задания: угадать, что лежит в таинственной шкатулке; придумать вопрос; пояснить эпиграф; определить тему урока, исходя из интригующего вступления; закончить стихотворные строки.

Правильный ответ на мыслительный вопрос учащиеся находят в учебнике или он может прозвучать по ходу урока, а иногда считаю целесообразным вернуться к мыслительному вопросу после изучения нового материала или завершить урок.

Систематическая работа на мыслительных листах не только активизирует познавательную деятельность учащихся, но и стимулирует развитие их интеллектуальных способностей.

Способствует этому и проведение особых уроков, на которых учащимся предлагаю систему упражнений, направленных на развитие мышления. 

Это уроки решения проблемных или изобретательских задач, а также особые обобщающие уроки, которые называю уроками развития мышления. Такие уроки позволяют повторить основные понятия темы, развивать умения анализировать, выделять главное, классифицировать, обобщать, доказывать; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; способствуют формированию дивергентного мышления и рефлексивных умений учащихся. В идеальном варианте каждый ученик по ходу урока делает записи на своём рабочем листе, где заранее напечатаны задания и оставлено место для их выполнения. При отсутствии технических возможностей для этого обучающиеся работают на обычных тетрадных листах. После проверки записей учащихся, лучшие работы оцениваю. Понятно, что за работу на этом уроке в журнал выставляю только отличные и хорошие отметки, так как уровень развития тактических приемов обучения учащихся разный.

Интересным для учащихся 5-6 классов является урок-диагностика. На этих уроках ребята самостоятельно выполняют задания, но не обсуждают и не комментируют их. При проведении урока разрабатываю систему оценки каждого задания в зависимости от его сложности. В этом случае общий итог работы каждого ученика выражаю в баллах или определяю % выполнения работы. Сравнительный анализ итогов выполнения учащимися разных заданий позволяет мне оценить степень сформированности отдельных логических операций и помогает определить основные направления последующей коррекционной работы, как с целым классом, так и с отдельными учениками.  

После проведения урока-диагностики знакомлю обучающихся с вариантами правильных ответов. На мой взгляд, диагностическая деятельность является одним из условий эффективности учебного процесса. Она не только позволяет видеть результаты своей работы, но и помогает каждому ученику реально оценить себя, определить свои проблемы и затруднения.

 

 Всякое знание остаётся мертвым грузом, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность; учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.

Н.А. Умов

Формировать устойчивые мотивы учения, интеллектуальные и творческие способности помогает система проблемных ситуаций. 

Каждый ли урок должен быть проблемным?  Наверное, нет, но каждый урок должен учить, развивать и воспитывать.

Методическую работу по реализации проблемного подхода в обучении биологии строю по следующим направлениям:

  • выбор видов учебных проблем;
  • планирование частных проблемных вопросов в различных звеньях уроков;
  • составление познавательных задач для самостоятельного решения учащимися;
  • помощь самообразованию ученика в познавательной деятельности;
  • построение структуры учебного материала и урока с учетом приемов создания и разрешения проблемных ситуаций и их усложнения от урока к уроку.

Алгоритм осуществления решения проблемных ситуаций на уроке (по Махмутову) 

  1. Формулирование проблемы и вопросов к учащимся.
  2. Самостоятельное совершение мыслительных действий и операций учащимися, направленное на поиск решения данной проблемы.
  3. Поиск необходимой дополнительной литературы.
  4. Коллективное или групповое обсуждение найденных способов решения, оценивание их рациональности, нахождение слабых сторон и недостатков предложенных вариантов решения, ведение поиска путей их преодоления.
  5. Самостоятельное или совместное с учителем подведение итогов решения задачи; обоснование выбора лучшего решения; проверка его правильности.

Алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении 

(по Е.Л. Мельниковой)

  1. Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного.
  2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки.
  3. Применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком.
  4. Творческое применение «открытых» знаний.

На комбинированных уроках, уроках-практикумах, обобщающих применяю отдельные элементы алгоритма. Данная структура урока обеспечивает:

  • повышение познавательной и социальной мотивации учащихся,
  • формирование умений применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, творчески преобразуя их,
  • развитие интеллектуальных способностей.

Формы учебных занятий:

По количеству учащихся:

  • коллективные,
  • групповые,
  • индивидуальные.

По месту проведения:

  • урочные
  • внеурочные.

На групповых и индивидуальных занятиях даю консультации по интересующему материалу, при постанове биологического эксперимента, подготовке к олимпиаде.

Практика преподавания показывает, что проведение нестандартных уроков при коллективной форме, требует особого подхода и времени: урок-исследование, урок-беседа, дифференцированный семинар, урок-игра, «круглый стол», урок-зачёт, урок-конференция, урок-посвящение, урок развития мышления, урок-интервью, урок - медицинский консилиум, урок интеллектуального развития, урок творчества.

        Для подготовки и проведения таких занятий использую алгоритм:

1) Подготовительный.  В нем активное участие принимают и учитель и учащиеся. Учащиеся делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т. д.

2) Собственно урок, в котором выделяю три основных этапа:

  • Первый этап. Ставлю проблемы, выясняю степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаю ситуации, участие в которых позволяет решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитываю отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.
  • Второй этап. Сообщаю новый материал, формирую знания учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.
  • Третий этап. Его посвящаю формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяю во времени, а «растворяю» в каждом из предшествующих этапов.

3) Анализ. При анализе уроков оцениваю, как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении «учитель – ученик», «ученик – учитель», но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

        Самообучение, проектное обучение, создание проблемных ситуаций, их анализ, активное участие учеников в поиске путей решения поставленной учебной проблемы возбуждает мыслительную активность учащихся, поддерживает глубокий познавательный интерес.

        Уверена, в арсенале у внимательного учителя должны быть приёмы стимулирования.         Необходимо:

  • признавать достоинства;
  • одобрять успех;
  • делать работу привлекательной;
  • давать ребёнку шанс («Ты можешь, и ты добьёшься»);
  • хвалить, награждать ученика (по примеру Наполеона)

        При организации и планировании занятий учитываю возрастные особенности учащихся.

  • В 5-7 классах - любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость.
  • В 8-9 классах - стремление понять, обобщить, желание самостоятельно работать, определить своё место в жизни.

Однако довольно трудно создавать проблемные ситуации на каждом уроке, поэтому для успевающих учеников создаю ролевые ситуации, когда можно брать на себя роль "эксперта", наблюдателя", который следит за темпом урока, "мудреца", который подводит итог урока.

Приведу примеры использования вариантов проблемного подхода на различных этапах урока.

Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока.

Например, в начале урока «Биосинтез белка» ставлю перед учащимися вопрос: «Почему молекула ДНК не транспортируется из ядра в цитоплазму к месту синтеза белка, ведь в этом случае была бы не нужна молекула- посредник – информационная РНК?»

Познавательная деятельность сочетает поиск ответа на вопрос на основе знаний о функциях ДНК. Ответ на этот вопрос носит гипотетический характер и может иметь неоднозначную трактовку со стороны специалистов. Однако, значение таких вопросов и ответов на них в любом случае достаточно велико для процессов развития творческого мышления школьников.

Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе поисковой работы.

Одной из задач урока «Внутренняя среда организма» является изучение учащимися ряда связанных с жизнью вопросов: «При порезе кожи кровь вскоре свертывается и перестает течь. А почему кровь не свертывается в кровеносных сосудах? Почему после укуса пиявки кровь долго течет из раны, не свертываясь? Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых заболеваний? Известен факт, что от потери крови после удаления зуба умер мальчик. Почему же кровь не всегда свертывается?»

Некоторые ученики пытаются дать ответы на эти вопросы, но неудачно. Возникает проблемная ситуация, которая требует не только базовых знаний, но и дополнительных. Подготовка сообщений к уроку способствует развитию познавательной самостоятельности, формированию умения реферировать научную литературу.

Создание проблемных ситуаций, разрешаемых на уроке путем самостоятельной работы с учебником.

Например, на уроке «Строение и работа сердца» после рассказа по модели о строении сердца, (из курса зоологии, обучающиеся имели представление о связях между строением и функциями сердца млекопитающих) проводится работа в разноуровневых группах. Предлагаю учащимся выдвинуть предполагаемые функции каждого отдела сердца, заполнив самостоятельно 2-ю графу таблицы, а потом найти в учебнике правильный ответ, проверить себя и заполнить 3-ю графу таблицы.  

Таблица. «Связь строения и функций сердца»

Особенности строения

Предполагаемая функция

Подлинная функция

Околосердечная сумка

Школьники в коллективной беседе обсуждают результаты самостоятельной работы, подъем активности и интереса, учащихся к уроку очевиден.

Предварительное домашнее задание (наблюдение), подготавливающее к созданию и разрешению проблемной ситуации на уроке.

Наблюдения за биологическими объектами – это целеполагающее восприятие, направленное на научную или практическую деятельность, заканчивающееся обязательным формированием понятий, установлением разнообразных связей, различных сторон объекта. Для ведения наблюдений учащиеся пользуются следующим алгоритмом:

  • постановка цели,
  • ознакомление с заданием,
  • порядок действий,
  • фиксация результатов,
  • формулирование выводов.

Например, к уроку «Видоизмененные побеги» задаю обучающимся домашнее задание: «Проведите лабораторную работу в такой последовательности: разрежьте пополам огурец, яблоко, клубень картофеля, луковицу, рассмотрите их строение; выделите признаки плода и признаки побега; найдите среди рассмотренных органов побеги, назовите их признаки». Проблемный вопрос заложен в самих объектах изучения, учащиеся часто допускают ошибку, принимая за плоды клубень картофеля, луковицу лука и другие видоизмененные побеги.

Домашнее задание подготовило создание проблемной ситуации на уроке, когда ставлю вопрос: «К каким органам относятся клубень и луковица?» Ответ учащиеся дают на основе анализа результатов домашней работы в ходе наблюдения.

Проблемные задания при изучении нового материала

(работа с раздаточным материалом).

Например, в ходе изучения темы «Класс Однодольные и класс Двудольные растения» в VII классе предлагаю учащимся ознакомиться с таблицей (см. таблицу ниже), а затем самостоятельно рассмотреть живые растения, гербарии и плоды, имеющиеся на столах, и дать предположительный ответ на проблемный вопрос: «Почему все названные в таблице растения относятся к семейству крестоцветных, или розоцветных, или мотыльковых (бобовых)? »

Таблица. Разнообразие растений семейства.

Продовольственные растения

Декоративные растения

Кормовые растения

В процессе беседы обучающиеся составляют схему анализа семейств (общие признаки, цветок, плод, использование) и дают характеристику семейства, работая в парах взаимопомощи.

Организация дискуссий вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения обучающихся.

Например, на уроках в 8 классе ставлю вопросы: «Какая вода лучше утоляет жажду: пресная или подсоленная? Почему во время дальних походов солдатам давали кусочки солёной рыбы? Можно ли вводить в кровь воду при кровопотерях? Как объяснить, что при профилактических прививках в организм вводят бактерии, которые как раз и вызывают заболевание? Почему одни заболевают, наступив на холодную пола ногу, а другие купаются зимой в проруби и не простужаются».

Подобные проблемные вопросы являются для обучающихся новыми, еще не изученными, содержат в себе явные противоречия, вызывают интерес своей связью с жизнью и требуют развернутого ответа на основе мыслительного поиска и применения опорных знаний.

Решение теоретических задач, т. е. задач, требующих фактических знаний и их теоретического анализа, и обобщения.

Например, урок по теме «Методы селекции растений и животных» в 9 классе провожу в форме урока теоретического исследования, опираясь на знания о процессах митоза и мейоза у животных и человека. Изучение проблемных вопросов «Возникновение жизни на Земле», «Эволюция человека: в прошлом, настоящем, будущем?», «Белые пятна эволюции» эффективно проходит в форме конференций.

Высокий уровень познавательной деятельности, развитие умений самостоятельно добывать знания, анализировать, систематизировать, делать выводы, работать в парах и коллективе являются показателями развития учебных мотивов, что позволяет мне сделать более точный прогноз о перспективах биологического образования ученика, чем его текущие отметки.

Проблемное обучение на уроках биологии через решение задач.

Почему использую этот метод?

Во-первых, в задаче необходимо:

  • уметь сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу;
  • необходимо четкое знание терминов, их смысла;
  • правильное решение задачи – это и есть полезный результат.

Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности.

В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе.

Таким образом, через задачи определяю, умеет ли учащийся использовать свои знания и насколько успешно он это делает.

Например, В 7 классе в разделе «Животные» по теме «Тип Простейшие» необходимо решить вопрос взаимосвязи функции и строения органа (организма) и среды обитания. Этому способствует решение следующих задач:

1. Почему у морских простейших сократительные вакуоли очень редко сокращаются или отсутствуют вообще?

2. Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?

Как учитель-практик понимаю, что обучение подрастающего поколения должно быть личностно-ориентированным, развивающим, мотивированным, учитывающим способности, потребности и особенности каждого ребенка.

Выполнение практических заданий, включающих элементы исследования.

При использовании исследовательского подхода у обучающихся расширяется кругозор, развиваются творческие способности, а также происходит активное включение в процесс самореализации и саморазвития. 

В 5-6 классах на уроках важное место занимает эксперимент, который оказывает большое воспитательное и познавательное значение, так как учащиеся сами формулируют цель опыта, определяют методику закладки, выдвигают гипотезу о том, какие будут результаты. Чем старше школьник, тем больше предоставляю самостоятельности, усложняю мыслительную деятельность.

Научно-исследовательская деятельность позволяет каждому школьнику испытать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Главной своей задачей считаю создание и поддержание творческой атмосферы в этой работе.

Использование информационно – коммуникационных технологий в разных ситуациях и на разных этапах урока.

Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, невозможна без использования информационной технологии обучения.

Используя навыки работы на компьютере и существующие программы, вместе с учениками, создаём свои презентации. При работе используем преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.

Электронные презентации эффективно использую на уроках биологии при объяснении сложного для понимания учащихся материала, при недостатке необходимых методических пособий. Например, «биосинтез белка» – такой процесс, который очень сложно представить и невозможно увидеть.

После просмотра презентации есть возможность проверить степень усвоения материала – решить тест и получить оценку.

Параллельно развиваются и совершенствуются навыки работы на компьютере, т.е. укрепляются и развиваются межпредметные связи.

Презентации обучающиеся выполняют с помощью следующих компьютерных программ: Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher.

Для удобства работы с Интернетом создала каталог сайтов, который доступен учащимся. Интерес к самостоятельной работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что, используя на уроках новую научную информацию, полученную в сети, записываю на доске адреса соответствующих сайтов. Вот примеры некоторых сайтов, которыми пользуются мои ученики:

  • «Научная сеть» – www.nature.ru   – прекрасный помощник для учителя и учащихся. На этом сайте приводится интереснейшая и достоверная научная информация по разным отраслям науки, в том числе и по основным разделам биологии: аннотации книжных новинок, биографии ученых, курсы лекций, научные статьи, популярные заметки и многое другое.
  •  Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова – www.bio.msu.ru .
  • «Редкие и исчезающие животные России» – www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm   – на сайте представлена информация о животных России, внесенных в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видеосюжеты.
  • «Кирилл и Мефодий. Животный мир» – www.zooland.ru – прекрасный сайт, содержащий обилие интереснейших сведений о самых разнообразных животных. Информация изложена кратко, в доступной форме, приведены фотографии. Сайт постоянно обновляется. Материалы этого сайта использую для создания презентаций.

Такая организация деятельности обучающихся и учителя с ресурсами Интернет позволяет, с одной стороны, решать задачу организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с разными целевыми установками, а с другой – экономить время, а с ним и материальные средства, усилия учащихся и учителя.

Использование новых технических средств способствует повышению эффективности и информативности урока, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии с учениками, проведению совместных исследований, выполнению самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности.

Обучение на основе проектной деятельности - это один из методов развивающего обучения, направленный на выработку самостоятельных умений (постановки проблемы, целей и задач, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, предполагаемое решение). Данную методику широко использую в 7 – 9 классах и в работе творческого объединения «Я -исследователь». Цели, которые ставят обучающиеся при работе над проектом: расширение и углубление знаний по теме, овладение навыками самостоятельной работы с дополнительной литературой и другими источниками информации; обучение правильному оформлению проектной работы, созданию презентационного материала.

Практика показывает, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущения гордости за полученный результат. Для этого после завершения работы предоставляю возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители.

Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает школьников к необходимости самостоятельного решения жизненно важных проблем.

Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии предполагает принцип «развивающей помощи». Он состоит в том, что я не делаю за ученика, не указываю ему, что делать, не решаю за него его проблемы, а даю ему возможность осознать себя, разбудить собственную активность и внутренние силы, чтоб он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них.

В своей практике использую методику критического мышления, включающую три стадии:

1 стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Первая стадия проводится по модели «Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисую значок корзины (возможно готовый рисунок), в которой условно будет собрано то, что ученики вместе знают по изучаемой теме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа), время на обсуждение не более 3 минут. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя при этом ранее сказанного (составляется список идей).

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В «корзину идей» «сбрасываются» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия связываются в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

2 стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет

ученику: получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.

Проводится по модели «Составление кластера».

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом “корзина”, поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание “корзины”.

Кластер-это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

3 стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Личностно-ориентированное обучение дает возможность не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания необходимые для становления самобытного личностного образа, для диалогического взаимодействия с людьми.

Основные методические приемы технологии критического мышления:

  • групповая дискуссия,
  • чтение с остановками,
  • кластеры,
  • синквейн,
  • десятиминутное эссе,
  • ключевые термины,
  • перепутанные логические цепочки,
  • «знаю – хочу знать – узнал»

В своей работе использую идеи педагогической технологии профессора Караева Ж.А., основанные на принципах гуманизации и демократизации образования, уровневой дифференциации и индивидуализации обучения. Каждый ученик выполняет задания, продвигаясь от простого к сложному, каждый уровень усвоения обеспечивает определенное качество знаний.

  • Ученический уровень – репродуктивные умения в стандартной ситуации (оценка 3 балла).
  • Алгоритмический уровень – умение использовать знания в измененной ситуации (оценка 4 балла).
  • Эвристический уровень – частично поисковый, обеспечивает осознанность и прочность умений (оценка 5 баллов).
  • Творческий уровень – вызывает потребность в познавательной деятельности (дополнительная оценка 5 баллов).

Это позволяют мне стимулировать, формировать и контролировать усвоение и закрепление изученного материала, развивать различные умения – работать с книгой, рисунками, составлять план к тексту, находить ответы на вопросы, сведения для заполнения схем, таблиц, работу с дополнительной литературой по подготовке сообщений, написания рефератов. Одновременно формирую и интеллектуальные умения при выполнении познавательных задач, на анализ причинно – следственных связей, сравнение и обобщение учебного материала. Домашнее задание в условиях проблемного обучения активизирует у школьников самостоятельный поиск новых знаний и формирует необходимые общеучебные умения.

Считаю, что чем чаще проверяется и оценивается работа ученика, тем интереснее ему учиться. В практике использую дидактические материалы для самостоятельных работ, решение биологических задач, карточки с «немыми» рисунками, решение тематических кроссвордов, тестовые задания разной сложности и структуры, игровые моменты, графические и терминологические, программированные диктанты, и др.

Стараюсь, чтобы в учебной деятельности наблюдалась направленность от репродуктивных к творческим видам заданий, от контроля - к самоконтролю, от оценки учителя - к самооценке ученика.

Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет мне достигать определённых результатов:

- проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

- у большинства обучающихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к биологии;

- возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся;

- коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

Литература

Бурнашев С.И. Исследовательский метод // Биология (приложение к Первому сентября) 2012

Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., Просвещение, 1987.

Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.:    Просвещение, 2015.

Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения// образовательная программа. № 3. М., 2013.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов:

 2 кн. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС.

.

Салынская Марина Владимировна, учитель биологии и химии МОАУ «ООШ №2» г.Новотроицка Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Из опыта работы по организации школьных олимпиад по математике....

«Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем создания проблемных ситуаций и использования приёмов удивления»

Проблемная ситуация в педагогике ( в отличии от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанное с неожиданным «препятствием» для хода мыслей, а как состояни...

Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области "Информатика и ИКТ"

В СВОЁМ ДОКЛАДЕ Я РАССКАЗЫВАЮ О МЕТОДАХ И СПОСОБАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА МОИХ УРОКАХ И ВНЕ ИХ....

Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области «Информатика и ИКТ».

Статья о методах формирования познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностях учащихся на урокахинформатики содержит теореточеский и практический материалы...

Программа "Активизация развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"

Программа раситана на 3 учебных года для учащихся 9-11 классов...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...