Сценарий урока "Алгоритмы повторения" 6 класс
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Гурская Елена Геннадьевна

Сценарий урока по информатике в 6 классе по теме "Алгоритмы повторения" составлен с учетом требований ФГОС ООО  и содержит технологическую карту. Во время урока обучающиеся знакомятся с циклической алгоритмческой конструкцией и учатся составлять блок-схему, используя литературный материал. Маршрутный лист содержит критерии самооценки и оценки, что помогает обучающимся самим правильно оценивать себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_s_teh_kartoy.docx571.11 КБ
Файл marshrutnyy_list.docx17.63 КБ
Файл kartochka1_v1.docx95.34 КБ
Файл kartochka1_v2.docx54.67 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6 Ж

Раздел: Алгоритмы и начала программирования

Тема урока: Алгоритмы повторения

Цель урока: формирование понятия «алгоритм повторения» на основе ранее изученных типов алгоритмов. 

Задачи:

  1. Закрепить умения выполнять алгоритм с ветвлением, создать условия для формирования первичного представления о цикле в алгоритме и команды "повторить";
  2. Развивать логическое и алгоритмическое мышление учащихся через установление причинно – следственных связей.
  3. Развивать любознательность и познавательный интерес.
  4. Побудить интерес к изучению предмета.

  Планируемые результаты:

 личностные:

  • соотносить  учебное содержание с витагенным опытом;
  • понимать значение алгоритмического мышления для современного человека;
  • мотивировать отношение к овладению знаниями.

метапредметные:

  • формировать умение самостоятельно планировать свою деятельность;
  • соотносить свои действия с прогнозируемым результатом;
  •  осуществлять рефлексию  своей деятельности;
  •  находить пути решения поставленной задачи;
  • корректировать свои действия в случае несоответствия планируемого и полученного результата;
  • оценивать умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения, делать выводы;
  • развивать компетентность в области использования ИКТ.

предметные:

  • расширить знания об алгоритмах;
  • систематизировать знания по данному блоку учебной программы;
  • создавать, применять, преобразовывать объекты компьютерной информации.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: ПК учителя, ПК учащихся, интерактивная доска Hitachi StarBoard, мультимедийный проектор.

Образовательные ресурсы:  учебник, тетрадь на печатной основе, флипчарты для интерактивной доски (программа ActivInspire).

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

(Р - регулятивные, К – коммуникативные, Л – личностные, П – познавательные)

Организационный момент, 2 мин.

Организовать самоопределение обучающихся к деятельности на уроке

Приветствует учащихся, создает положительный настрой.

Нацеливает на работу с маршрутным листом.

Приветствуют учителя, воспринимают информацию на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку

Саморегуляция (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Актуализация знаний, 7 мин.

Подвести

обучающихся

к постановке

 цели урока

А) проверка домашнего задания(2 мин)

чем приступить к изучению темы урока, нам нужно вспомнить, что мы изучали на предыдущем уроке. А для этого обратимся к д.з.

  • Что было задано на дом? (пар. 17(2), РТ 189, 192, 194  )
  • Прошу вас озвучить результаты выполнения № 189 и 194. Тетради вы сдадите в конце урока вместе с маршрутным листом.
  • Какое творческое домашнее задание было задано? (изобразить блок-схему алгоритма ветвления по мотивам литературных произведений).
  • Прошу вас сдать творческие работы

Повторяют предыдущий материал, зачитывают результаты выполнения № 189 и № 192.

В процессе усного опроса повторряют понятия алгоритма, способов записи и типы алгоритма.

Закрепляю.т данную тему в процессе выполнения задания в тетради на печатной основе.

Рассказывают о происхождении термина «алгоритм» (дополнительное задание)

Оценка ситуации (Л). Умение выражать мысли (К). Планирование (Р). Построение логической цепи (П)

Б) устный опрос(3 мин)

В течение последних уроков мы проходим большую тему, где изучали алгоритмы, их типы, способы записи.

Вопросы:

  1. Что такое алгоритм?
  2. Какие способы записи алгоритма вы знаете?
  3. Какие типы алгоритма мы рассмотрели?
  4. А кто знает, откуда произошло слово «алгоритм?http://festival.1september.ru/articles/517786/img2.jpg

Слово “алгоритм” происходит от имени великого среднеазиатского ученого 8-9 вв. Аль-Хорезми, который родился в городе Хива в Хорезме (Хорезм - историческая область на территории современного Узбекистана). Название операции "аль-джебр", состоящей в перенесении членов из одной стороны уравнения в другую с изменением знака, впоследствии стало название раздела математики (алгебра). Имя аль-Хорезми (латинизированное — Algorithmi) вошло в математику как обозначение арифметики с помощью индийских чисел, а затем как общее название всякой системы вычислений, выполняемых по строго определённым правилам. Из его работ до нас дошли только две - алгебраическая (от названия этой книги родилось слово алгебра) и арифметическая. Тогда алгоритмом называлось десятичное счисление и искусство счета в этой системе. Первые строки арифметической книги были переведены так: “Сказал Алгоритми. Воздадим должную хвалу Богу, нашему вождю и защитнику”. Так имя Аль-Хорезми перешло в Алгоритми, откуда и появилось слово алгоритм.

В) Письменный опрос (3 мин.)

А сейчас вы поделитесь со мной своими умениями и навыками составления алгоритма ветвления. На карточке находится текстовое задание, вы должны внимательно его прочитать, выбрать главное и заполнить соответствующие блоки алгоритма.  По окончании работы отложите прикрепите их скрепками к маршрутному листу.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности,  7 мин.

Поставить цель урока. Систематизировать витагенные знания обучающихся для раскрытия цели урока.

А теперь давайте рассмотрим такой пример из жизни.

Вы знаете,  как пришить пуговицу?

Что получилось? (линейный алгоритм)

Вы знаете как пришить 5 пуговиц?

Это алгоритм?(да)

Почему?(т.к. это есть последовательность действий)

Получается, что, чтобы пришить несколько пуговиц, надо несколько раз повторить определенные действия.

Как называется такой алгоритм, вы узнаете, разгадав ребус

А это и есть тема нашего урока

А как вы думаете, что мы должны сегодня узнать? (Об алгоритме повторения)

А чему научиться? (составлять алгоритмы повторения)

Делают вывод, что можно выполнить одну и туже работу несколько раз, то есть повторить

Планирование, целеполагание (Р). Смыслообразование (Л). Умение выражать мысли (К). Самостоятельное выделение главного и формулирование познавательной цели (П).

Первичное усвоение новых знаний, 10  мин

Ввести новые понятия, относящиеся к данной теме

В ваших алгоритмах присутствует конструкция ветвления.

А как вы думаете, в каких сказках присутствует алгоритм повторения?

(репка, колобок, по щучьему велению, сказка о царе Салтане, золотая рыбка).

Давайте разберем сказку о Золушке.

  • Все ее помнят?
  • В каком месте сказки можно видеть алгоритм повторения? (в том месте, когда принц стал искать Золушку по оставленной ею туфельке).
  • Когда, по-вашему мнению, начинается алгоритм повторения? (когда принц решил искать Золушку, объезжая свое королевство, и примеряя каждой девушке эту туфельку)
  • Что происходит далее? (принц убеждается, что девушка - не Золушка, потому что туфелька ей мала, и принц продолжает путешествовать по стране)
  • При каком условии некоторые действия повторяются (туфелька не подошла, вывод – девушка – не Прекрасная незнакомка).
  • Что происходит, когда туфелька девушке подошла? (это значит, что принц нашел свою невесту).

Обратите внимание на доску. Здесь даны определенные команды, которые вы должны распределить по блокам алгоритма.

Первоначально

Должно получиться

Итак,  Алгоритм, содержащий команды повторения, называется циклическим или алгоритмом повторения.

Kyklos (греч) – круг, совокупность процессов, составляющая кругооборот в течение определенного времени

Отвечают на вопросы, используя витагенный опыт. Делают выводы.

Умение слушать и слышать. Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений (К).

Первичное закрепление, 3 мин

Проверить уровень первичного понимания введенных понятий

На доске выведено задание из рабочей тетради № 202. Откройте их. На основе условия задачи вам необходимо сформировать команды и распределить по блокам.

Выполняют задания в тетради на печатной основе  и 1 человек у доски заполняет блок-схему

Планирование учебного сотрудничества (К). Самоорганизация (Л). Самоконтроль (Р).

Физкультминутка, 1 мин.

Организовать паузу для снятия напряжения с глаз

Организует физкультминутку для снятия усталости с глаз

Мы часто пользуемся алгоритмами повторения в жизни. И сейчас мы в этом убедимся в процессе физкультпаузы.

  1. Круговые движения головой сначала слева направо, затем справа налево. Повторить 2 раза.
  2. Посмотрите на стенку перед собой. Обведите глазами ее по периметру сначала в одну сторону, затем в другую. Повторите 2 раза.
  3. А теперь быстро поморгаем.
  4. Спасибо.

Выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз и шейного отдела

Умение слушать и слышать (К). Саморегуляция (Р).

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации, 8 мин.

Формировать умение анализировать ситуацию и самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Выполнять алгоритм решения поставленной задачи.

Организует практическую работу на компьютере по выполнению заданий практикума № 17.

Следующим этапом нашей работы будет практическая работа за компьютером. Поэтому нам необходимо повторить правила поведения в кабинете информатики.

(Мельник)

В кабинете информатики установлена дорогостоящая аппаратура, поэтому в класс надо входить спокойно, не делая резких движений.

В кабинете строго запрещается:

  1. Трогать разъемы, кабели и розетки.
  2. Трогать монитор.
  3. Трогать тыльную строну монитора.
  4. Работать во влажной одежде и влажными руками.
  5. Работать за компьютером можно только при разрешении учителя.

Повторяют правила безопасной работы за компьютером.

Выполняют практическую работу в среде редактора электронных презентаций «Скакалочка»

Планирование и целеполагание (Р). Постановка и решение проблемы. Моделирование ситуации. Рефлексия способов и условий действий (П). Взаимодействие с консультантом (К). Применение новых знаний при решении предложенной задачи (Л).

Рефлексия, 1 мин.

Развивать умение оценивать свою работу и работу других обучающихся, взаимодействовать с учителем.

В маршрутных листах оцените каждый этап своей работы на уроке и оцените себя по предложенным критериям.

 Выберите из предложенных трех жетонов тот, который имеет цвет, соответствующий вашему настроению.

Красный – я ничего не понял

Зеленый – у меня все получилось

Желтый – остались вопросы

Самостоятельно оценивают каждый этап своей работы на уроке, выставляют себе отметки

Рефлексия способов и условий действий: контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка (Л). Выражение своих мыслей и аргументация своего мнения (К)

Информация о домашнем задании, 1 мин.

Проинформировать о домашнем задании, разобрать непонятные моменты

Объявляет домашнее задание и комментирует его.

Пар. 17 (3), РТ № 203(аналогично тому, что мы делали в классе) и творческое задание – изобразить алгоритм повторения на основе литературного материала (сказки).

Записывают домашнее задание, воспринимают информацию о нем на слух и визуально, уточняют непонятные моменты

Саморегуляция (Р). Закрепление знаний, полученных на уроке, в процессе выполнения домашнего задания (П).

ПРИЛОЖЕНИЯ

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

урока информатики «Алгоритм повторения»

учени___ 6 Ж класса

№ №

п/п

Вид работы

Задание

Кол-во баллов

Самооценка

Оценка учителя

1.

Домашнее задание

№ 189

1

№ 192

1

№ 194

1

2.

Домашнее творческое задание

Построение алгоритма ветвления на основе литературного материала

2

3.

Письменное задание 1 (повторение)

карточка № 1

1

5.

Практическая работа

Учебник с.206, практ. раб. 17

2

6.

Устный опрос

Активность на уроке

2

7.

Дополнительное задание

Учебник. С. 116. Задание 9

1

Итог урока

Прикрепите к Маршрутному Листу один жетон, соответствующий вашему настроению

Красный – я ничего не понял

Зеленый – у меня все получилось

Желтый – остались вопросы

Итого – 10-11 баллов – «5»           7-9 баллов – «4»                5-6 балла – «3»                                       менее 6 баллов – «2»

Карточка № 1

1 вариант

Оформите в виде блок-схемы следующее произведение:

Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.

Карточка № 1

2 вариант

Оформите в виде блок-схемы признак делимости на 5



Предварительный просмотр:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

урока информатики «Алгоритм повторения»

учени___ 6 Ж класса

_____________________________________________________

№ №

п/п

Вид работы

Задание

Кол-во баллов

Самооценка

Оценка учителя

1.

Домашнее задание

№ 189

1

№ 192

1

№ 194

1

2.

Домашнее творческое задание

Построение алгоритма ветвления на основе литературного материала

2

3.

Письменное задание 1 (повторение)

карточка № 1

1

5.

Практическая работа

Учебник с.206, практ. раб. 17

2

6.

Устный опрос

Активность на уроке

2

7.

Дополнительное задание

Учебник. С. 116. Задание 9

1

Итог урока

Прикрепите к Маршрутному Листу один жетон, соответствующий вашему настроению

Красный – я ничего не понял

Зеленый – у меня все получилось

Желтый – остались вопросы

Итого – 10-11 баллов – «5»

        7-9 баллов – «4»

        5-6 балла – «3»

        менее 6 баллов – «2»

 



Предварительный просмотр:

Карточка № 1

1 вариант

Оформите в виде блок-схемы следующее произведение:

Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.

Карточка № 1

1 вариант

Оформите в виде блок-схемы следующее произведение:

Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.

Карточка № 1

1 вариант

Оформите в виде блок-схемы следующее произведение:

Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.

Карточка № 1

1 вариант

Оформите в виде блок-схемы следующее произведение:

Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.

Карточка № 1

1 вариант

Оформите в виде блок-схемы следующее произведение:

Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.

Карточка № 1

1 вариант

Оформите в виде блок-схемы следующее произведение:

Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.

Карточка № 1

1 вариант

Оформите в виде блок-схемы следующее произведение:

Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.

Карточка № 1

1 вариант

Оформите в виде блок-схемы следующее произведение:

Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.



Предварительный просмотр:

Карточка № 1

2 вариант

Оформите в виде блок-схемы признак делимости на 5

Карточка № 1

2 вариант

Оформите в виде блок-схемы признак делимости на 5

Карточка № 1

2 вариант

Оформите в виде блок-схемы признак делимости на 5

Карточка № 1

2 вариант

Оформите в виде блок-схемы признак делимости на 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий приёма 1 класса в детское объединение

Сценарий для приёма 1 класса в детское объединение младших школьников....

Сценарий для выступления класса на Новогоднем вечере

В нашей школе Новый год стараются встречать весело и познавательно. Каждый класс готовит своё выступление, а потом всех ждёт дискотека с конкурсами и призами. Новогодние утренники у нас тематичес...

День сурка в палате №6 (новогодний сценарий для старших классов

День сурка в палате №6 (новогодний сценарий для старших классов)...

Сценарий окончания 8 класса: «Куда уходит детство». 2011.

Совместное итоговое родительское собрание подведение итогов за год...

сценарий Представления Лидера класса

разработка для проведения отчета класса в конце года!...

Сценарий выпускного 9 класс

Считаю, что сценарий удачный и легкий в подготовке...

Новогодний сценарий для старших классов класса

Сценарий ориентирован на обучающихся 8-11 классов, содержит в себе актуальные темы интересные для молодежи. Грамотно подобранный актерский состав сделает ваш праздник ярким и запоминающимся....