Скорректированная рабочая программа по информатике и ИКТ_5_класс_надомное обучение
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Скорректированная программа по информатике и ИКТ для обучающихся надомной формы обучения. 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl_ikt_nadomnoe_bosova.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 291 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАССМОТРЕНО

на методическом объединении

учителей_______________________________

протокол от ___________________№ ________

Руководитель ____________________________

                                 (подпись)           (расшифровка Ф.И.О.)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора  

______________________________________

                                                                 (подпись)              (расшифровка Ф.И.О.)

«______»___________________20__г.

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

протокол от ________________№ _____________

Председатель

________________________________________

(подпись)              (расшифровка Ф.И.О.)

УТВЕРЖДЕНО

приказом

от __________________№ ______________

Директор _____________________________

                               (подпись)              (расшифровка Ф.И.О.)

                                                          М.П.

ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

ДЛЯ 5  КЛАССА НАДОМНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

(9 часов в год, 0,25 часа в неделю)

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ: ЛИТВИНЕНКО Т.А., УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ

ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

Санкт-Петербург

2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для надомной формы обучения обучающегося 5 «_» __________________________________ класса составлена на основе:

  1. Авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».
  2. Государственного стандарта Основного общего образования по информатике.

Цели:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Программа в 5 «_» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Скорректированная программа надомного обучения рассчитана на 9 часов работы с учителем и 25 часов самостоятельного изучения и отработки пользовательских навыков, с использование дистанционного сопровождения и консультаций.

Программа включает следующие разделы:

  • пояснительная записка, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, информация об используемом учебно-методическом комплекте, а также изложены цели и задачи обучения, основные требования к уровню подготовки учащихся по рубрикам «знать», «уметь»;
  • характеристика класса
  • содержание учебного предмета, курса (разделы, темы)
  • календарно-тематическое планирование (количество часов, отведенное на изучение курса, тем (разделов); темы уроков (при поурочно-тематическом планировании – количество часов); основные виды учебной деятельности; проведение практических/лабораторных работ (при их наличии); виды, формы контроля и диагностики (контрольных работ, зачетов и др., в том числе в формате требований ГИА и ЕГЭ); дату урока по плану; дату фактического проведения урока (для своевременной коррекции программы);
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, объяснение и планирование дальнейшей самостоятельной деятельности, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа обучающегося за компьютером в 5 классе 10-15 минут. Очень важно, чтобы ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  • учебник и рабочая тетрадь для учащихся (не является обязательной и ее использование носит рекомендательный характер в качестве дополнительного материала);
  • методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
  • комплект цифровых образовательных ресурсов;
  • сборник занимательных задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и решения.
  • наличие у обучающихся классной тетради к ведению которой предъявляются особые требования.

Характеристика обучающегося 5 класса надомной формы обучения

В 5 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы обучающегося на компьютере. Формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.

Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума.

Содержание учебного предмета, курса (разделы, темы)

Сокращение программы возможно за счет подачи учебного материала блоками, выполнение заданий с опорой на образец, изменение в сторону уменьшения количества самостоятельных и проверочных работ, а также за отведение часов на самостоятельное обучение в удобном режиме и дистанционное сопровождение учебного процесса, а также самостоятельную отработку практических заданий.

Общее число часов – 34 ч (9 часов работа с учителем / 25 часов самостоятельная деятельность)

1. Компьютер для начинающих (8 ч) (2ч работа с учителем / 6 часов самостоятельная деятельность)

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомство с клавиатурой».

Практическая работа №3 «Запуск программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Управление компьютером с помощью меню».

Клавиатурный тренажер.

2. Информация вокруг нас (13 ч) (3 ч работа с учителем / 10 часов самостоятельная работа)

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации.

Передача информации.

Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

3. Информационные технологии (13 ч) (4 часа работа с учителем / 9 часов самостоятельная работа)

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере.

Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации.

Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №7 «Редактирование текста».

Практическая работа №8 «Работа с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматирование текста».

Практическая работа №10 «Знакомство с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создание комбинированных документов».

Практическая работа №13 «Работа с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создание анимации на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создание анимации на свободную тему».

При реализации данной рабочей программы предусмотрены следующие виды контроля:

  • проверочная работа (индивидуальные карточки-задания, тестовые задания, графические диктанты, решение кроссвордов на компьютере, дидактическая игра);
  • наблюдение;
  • беседа;
  • письменный и устный опросы;
  • взаимоопрос (взаимопроверка) в парах;
  • контрольная работа (тестовые задания);
  • практическая работа;
  • проектная деятельность

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • уметь в презентации задать анимацию объектов;
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Тематические и итоговые контрольные работы:

Тематика

Вид

Форма

1

Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

2

Информация и информационные процессы

Тематический контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

3

Обработка информации средствами текстового и графического редакторов

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

4

Информационные процессы и информационные технологии

Итоговый контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

5

Планирование последовательности действий. Создание анимации.

Итоговый мини-проект

Творческая работа

Учебно-тематический план

№ пункта

Тема

Количество часов при обучении класса

Количество

часов по авторской программе

Количество часов у обучающегося надомной формы обучения

1

Компьютер для начинающих

8

8

2 ч с учителем / 6 ч самостоятельная деятельность

2

Информация вокруг нас

13

14

3 ч с учителем / 10 ч самостоятельная деятельность

3

Информационные технологии

13

10

4 ч с учителем / 9 ч самостоятельная деятельность

4

Резерв

2

3

Итого

34

35

9 ч с учителем / 25 часов самостоятельная деятельность

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

по плану

Тип урока

Практика

Основные понятия темы

  Дата

фактического проведения урока

1

КОМПЬЮТЕР ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

1ч работа с учителем / 3 часа самостоятельная деятельность

Комбинированный

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Информация- Информатика-Компьютер.

  • Техника безопасности и организация рабочего места.
  • Как устроен компьютер.
  • Ввод информации в память компьютера.
  • Клавиатура.
  • Группы клавиш.
  • Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Сентябрь

Практическая работа №1. Знакомство с клавиатурой»

Клавиатурный тренажер (упражнения 1 - 8).

2

КОМПЬЮТЕР ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

1ч работа с учителем / 3 часа самостоятельная деятельность

Комбинированный

Клавиатурный тренажер в режиме игры.

  • Программы и файлы.
  • Рабочий стол.
  • Управление компьютером с помощью мыши.
  • Главное меню.
  • Запуск программ.
  • Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню.
  • Тематический контроль

Октябрь

Практическая работа №2. Освоение мыши.

Практическая работа №3. Запуск программ. Основные элементы окна программы.

Практическая работа №4. Управление компьютером с помощью меню.

3

ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС

1ч работа с учителем / 3 часа самостоятельная деятельность

Комбинированный

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

  • Действия с информацией.
  • Хранение информации.
  • Носители информации.
  • Передача информации.
  • Кодирование информации.

Ноябрь

Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

4

ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС

 

1ч работа с учителем / 1 часа самостоятельная деятельность

Комбинированный

Логическая игра.

  • Формы представления информации.
  • Метод координат.
  • Текст как форма представления информации.
  • Табличная форма представления информации.
  • Наглядные формы представления информации.
  • Тематический контроль

Декабрь

Игра "Морской бой"

5

ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС

1ч работа с учителем / 1 часа самостоятельная деятельность

Комбинированный

Практическая работа №5. Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор.

  • Обработка информации.
  • Обработка текстовой информации.
  • Обработка текстовой информации.

Январь

Практическая работа №6. Ввод текста.

Практическая работа №7.

6

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1ч работа с учителем / 3 часа самостоятельная деятельность

Комбинированный

Практическая работа №7. Редактирование текста.

  • Редактирование текста. Работа с фрагментами.
  • Редактирование текста. Поиск информации.
  • Систематизация информации.
  • Форматирование - изменение формы представления информации.

Февраль

Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста.

Изменение формы представления информации.

Практическая работа №9. Форматирование текста.

7

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1ч работа с учителем / 2 часа самостоятельная деятельность

Комбинированный

Практическая работа №9. Знакомство с инструментами рисования графического редактора.

  • Компьютерная графика.
  • Инструменты графического редактора.
  • Обработка графической информации.
  • Обработка текстовой и графической информации.
  • Тематический контроль

Март

Практическая работа №10. Знакомство с инструментами рисования графического редактора.

Практическая работа №10. Раскраска.

Практическая работа №11. Пригласительный билет. Практическая работа №12. Создание комбинированных документов.

8

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1ч работа с учителем / 2 часа самостоятельная деятельность

Комбинированный

Практическая работа № 5. Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор.

Преобразование информации по заданным правилам.

Преобразование информации путем рассуждений.

Разработка плана действий и его запись.

Разработка плана действий и его запись.

Апрель

Практическая работа №13.Работаем с графическими фрагментами.

Логическая игра "Переливашки"

Логическая игра "Переправа". §1.14

9

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1ч работа с учителем / 2 часа самостоятельная деятельность

Контрольный урок

Практическая работа №14. Анимация (начало).

  • Создание движущихся изображений.
  • Создание движущихся изображений в программа PoverPoint.
  • Итоговый контроль
  • Итоговый мини-проект

Май

Практическая работа №14. Анимация (завершение).

Создать в текстовом процессоре текстовый документ "Чему я научился на уроках информатики".

Создать рисунок в графическом редакторе.

Создать средствами текстового процессора и графического редактора комбинированный документ.

Создать анимацию на свободную тему. Создать презентацию "История письменности".

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для обучающихся

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  3. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Литература для учителя

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  3. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
  5. Операционная система Windows XP
  6. Пакет офисных приложений MS Office 2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре (базовый уровень), 9 класс (надомное обучение),1.5 часа в неделю, 51 час в год.

Рабочая программа по алгебре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на учащихся 9 класса, обучающихся на дому. Программа п...

Рабочая программа по алгебре (базовый уровень), 9 класс (надомное обучение),1.5 часа в неделю, 51 час в год.

Рабочая программа по алгебре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на учащихся 9 класса, обучающихся на дому. Программа п...

Рабочая программа и КТП по алгебре 7 класс надомное обучение

Рабочая программа и КТП по алгебре 7 класс надомное обучение к учебнику Алгебра 7 Макарычев 1 ч в неделю, всего 34 ч....

Рабочая программа по математике для учащихся 11 класса (надомная форма обучения)

Рабочая программа по математике для учащихся 11 класса (надомная форма обучения)...

Рабочая программа учебного курса по математике 9 класс (надомное обучение)

Основная задача обучения математики в школе обеспечить прочное и сознательное овладениями, учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности к...