Методическая разработка открытого урока на тему: "Информационная безопасность подростков в сетях интернет"
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) на тему

В данной методической разработке представлен сценарий открытого урока для первокурсников всех специальностей. Цель урока - ознакомиться с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет и научиться избегать их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Самарский механико-технологический техникум»

ИНФОРМАТИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

на тему:

«ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВ В СЕТЯХ ИНТЕРНЕТ»

Разработала:

преподаватель «Информатики»                                         Оберт Л.А.

Самара, 2014


Технологическая карта открытого урока

Преподаватель: Оберт Любовь Александровна

Ассистент: программист Богачев Дмитрий

Учебная дисциплина: Информатика и ИКТ

Специальность: 260107 «Технология бродильных производств и виноделие»

Группа: 1 курс 552

Тема урока: Информационная безопасность детей и подростков в сетях интернет

Форма урока: урок обобщения знаний

Тип урока: комбинированный

Длительность: 45 минут

Цель урока: ознакомиться с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет и научиться избегать их.

Формы и методы обучения: словесный (дискуссия, рассказ), наглядный (демонстрация), частично-поисковый, метод мотивации интереса (в форме игры); интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией).

Образовательные задачи: обобщить у студентов знания о безопасной работе в сети Интернет; закрепить основные правила безопасной работы в Интернете.

Развивающие задачи: способствовать развитию умения анализировать, обобщать и систематизировать получаемую информацию, способствовать развитию ориентированности в информационном пространстве.

Воспитательные задачи: создать условия для формирования законопослушной личности, соблюдающей нравственные и этические нормы работы с информацией в сетях Интернет; создать условия для формирования умения работы в группе (умение слушать и слышать других).

Формирование общей компетенции: принимать решения в стандартной и нестандартной ситуациях и нести за них ответственность

Оборудование: ноутбук Lenove, мультимедиа проектор, проекционный экран, программное обеспечение MS Power Point.

Наглядные пособия: презентация «Информационная безопасность подростков в сетях интернет.pptx», видеоролик «Виды мошенничества в интернете - Наталья Куканова.flv».

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

основная:

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/Н. Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

дополнительная (ссылки на Web-ресурсы):

  1. https://events.yandex.ru/lib/talks/2480/
  2. http://ria.ru/infografika/20071126/89617602.html
  3. Разработка урока по теме "Безопасный Интернет" Владимировой И.Н. http://www.openclass.ru/node/130999
  4. разработку открытого урока по информатике для 10  классов по теме: Безопасность детей и подростков в Интернете Учитель информатики МКОУ СОШ №6  Молодшева В.А. http://pedsovet.su/load/15-1-0-34101

 

Этапы урока:

  1. Организация начала урока. Постановка цели урока (3 мин).

Постановка темы, цели урока.

  1. Изучение нового материала (18 мин).

Дискуссия в группе.

Теоретическое освещение вопроса (сообщения учащихся).

Знакомство с результатами анкетирования.

  1. Практическая работа (7 мин).

Поиск информации в сети Интернет.

Дискуссия по найденному материалу.

  1. Закрепление изученного материала (12 мин).

Рекомендации по правилам безопасной работы.

Тестирование.

  1. Подведение итогов урока (5 мин).

Оценка работы группы.

Просмотр видеоролика.

Информация о домашнем задании.


Ход урока

1. Организация урока. Постановка цели урока (3 мин).

«Кто владеет информацией – владеет миром»

Однако объем информации в современном мире по некоторым сведениям увеличивается вдвое не каждые десять лет, как считалось ранее, а каждые четыре года.

Давайте вспомним, что мы понимаем под информацией? (информация – сведения о каком-либо объекте, уменьшающие степень неопределенности о нем)

Какие источники информации существуют? (человек, книги, журналы, радио, ТВ, Интернет)

Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расширило границы наших знаний и опыта. Теперь у вас появилась возможность  доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах   компьютерах  во всём мире. Но с другой стороны, миллионы компьютеров получи доступ к вашему компьютеру. И не сомневайтесь, они воспользуются этой возможностью.

Какую информацию Вы можете почерпнуть в Интернете? (материал для занятий, книги, музыка, фильмы, игры и т.д.)

Всегда ли она полезная? (нет)

Цитата: «Интернет несет читателю тонны мусора и крупинки золотого песка, и умение выбрать самое интересное  и полезное становится весьма востребованным талантом»

Слайд 1.

Итак, тема нашего урока  - «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВ В СЕТЯХ ИНТЕРНЕТ».  

Слайд 2.

  • Мы с Вами ознакомимся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет и научимся избегать их.

Как не стать жертвой и сделать работу в сети Интернет безопасной?  

Чтобы ответить на этот вопрос для начала, предлагаю поиграть в игру «За или против». Вы увидите несколько высказываний. Попробуйте привести аргументы, отражающие  противоположную точку зрения.

 Слайд 3

  1. Интернет имеет неограниченные возможности дистанционного образования. И это хорошо! (Интернет - страна чудес, на час зашёл... на день исчез!)
  2. Интернет – это глобальный рекламный ресурс. И это хорошо!
  3. Общение в Интернете – это плохо, потому что очень часто подменяет реальное общение виртуальному.
  4. Интернет магазины – это плохо, потому что это наиболее популярный вид жульничества в Интернете.
  5. В Интернете можно узнать сведения о человеке (место проживания и адрес электронной почты, номер мобильного телефона). И это хорошо!

Ребята высказывают свою точку зрения. Похвалить!!!

- Какие опасности подстерегают нас? Какие «виртуальные грабли» лежат у нас на пути?

Слайды 4, 5, 6.                          «Виртуальные грабли»

 «Интернет-зависимость» (выступает Зубкова Юлия, студентка гр.552),

«Вредоносные и нежелательные программы» (выступает Поладов Юсиф, студент гр.552),

«Онлайновое пиратство» (выступает Айтасов Нурсултан, студент гр.552)

«Материалы нежелательного содержания» (выступает Зверева Виктория, студентка гр.552)

Я вам предлагаю посмотреть видеоролик. Смотрим видеоролик «Виды мошенничества в интернете - Наталья Куканова»).

Скажите, пожалуйста, ребята, так кто же такие интернет-мошенники?

- Давайте ответим на поставленный в начале урока вопрос – «Как не стать жертвой и сделать работу в сети Интернет безопасной?» сформулировав некоторые простые рекомендации (правила)

(Студенты предлагают правила, Дима записывает их в Текстовом редакторе и они отображаются на экране)

Никогда

Всегда

Никогда не оставляй встреченным в Интернете людям свой номер телефона, домашний адрес или номер школы без разрешения родителей

Всегда будь внимательным, посещая чаты. Даже если в чате написано, что он только для детей, нельзя точно сказать, что все посетители действительно являются твоими ровесниками. В чатах могут сидеть взрослые, пытающиеся тебя обмануть

Никогда не отправляй никому свою фотографию, не посоветовавшись с родителями

Всегда спрашивай у родителей разрешения посидеть в чате

Никогда не договаривайся о встрече с интернет-знакомыми без сопровождения взрослых. Они не всегда являются теми, за кого себя выдают. Встречайся только в общественных местах

Всегда покидай чат, если чье-то сообщение вызовет у тебя чувство беспокойства или волнение. Не забудь обсудить это с родителями

Никогда не открывай прикрепленные к электронному письму файлы, присланные от незнакомого человека. Файлы могут содержать вирусы или другие программы, которые могут повредить всю информацию или программное обеспечение компьютера

Всегда держи информацию о пароле при себе, никому его не говори

Если ты услышишь или увидишь, что твои друзья заходят в «небезопасные зоны», напомни им о возможных опасностях и посоветуй, как им правильно поступить.

Будь внимателен при загрузке бесплатных файлов и игр на компьютер, тебя могут обмануть: нажав на ссылку, ты можешь попасть в «небезопасную зону» или загрузить на свой компьютер вирус или программу - шпион.

Если вы получили оскорбляющие сообщения, расскажите об этом родителям

Всегда принимайте помощь от взрослых или друзей, разбирающихся в вопросах безопасного Интернета. Мама и папа могут не знать ответов на все интересующие вас вопросы.

Никогда не отвечай на недоброжелательные сообщения или на сообщения с предложениями, всегда рассказывай родителям, если получил таковые

Всегда помни, что если кто-то сделает тебе предложение, слишком хорошее, чтобы быть правдой, то это, скорее всего, обман

 

Всегда держись подальше от сайтов "только для тех, кому уже есть 18". Такие предупреждения на сайтах созданы специально для твоей же защиты. Сайты для взрослых также могут увеличить твой счет за Интернет

5. Подведение итогов урока (5 мин.).

Слайд 9

Я рада, что вы не остались равнодушны к теме мероприятия. Спасибо всем за внимание, за активное участие, Диме за предоставленный материал и техподдержку, ребятам гр. 552 за выступление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная безопасность подростков в сети Интернет

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение п...

методическая разработка открытого урока по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» на тему «Воинские звания и военная форма одежды Вооруженных Сил Российской Федерации»

План-конспект открытого урока по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»  тему «Воинские звания и военная форма одежды Вооруженных Сил Российской Федерации»...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Интернет-технологии» Тема: Создание простой Web-страницы на языке HTML.

Актуальность выбранной темы открытого урока заключается в необходимости  владения навыками создания web-документов, учитывая, что в настоящее время очень развиты Интернет коммуникации. Необходимо...

Разработка цикла уроков по английскому языку с использованием возможностей сети Интернет

Данная разработка предназначена для учителей, работающих в 6 классах общеобразовательных школ. Она базируется на принципах Государственного образовательного стандарта второго поколения и направлена на...

Методическая разработка открытого урока по ОБЖ "Пожарная безопасность"

Методическая разработка открытого урока по ОБЖ "Пожарная безопасность"...

Методическое пособие для учителей по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)»

Методическое пособие для учителей по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)»...

Методическая разработка Открытого урока по общеобразовательной дисциплине «Информатика» на тему: «Безопасность в сети Интернет»

Методическая разработкаОткрытого урока по общеобразовательной дисциплине «Информатика»на тему: «Безопасность в сети Интернет»...