Урок-эстафета на тему "Логика. Логические операции."
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Петрова Оксана Викторовна

Построение логических выражений. Работа с таблицами истинности. Реешение логических задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок –эстафета на тему «Логические операции»  

Педагог: Петрова Оксана Викторовна

Предмет: Информатика

Класс: 9

Цель: Закрепить полученные знания по теме логические операции.

Задачи:

1. Выработать навыки по составлению таблиц истинности

2. развитие умения работать в группе

3. формирование устойчивого интереса к предмету.

Тип урока: урок закрепление и совершенствование знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданием.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Физминутка.
  4. Рефлексия.
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Тема нашего урока «Логические операции». Цель, задачи. Сегодня вы работаете группами. (3 группы).   Вы будете соревноваться в быстроте и  правильности ответов. Каждый участник команды должен  выполнить свое задание. Последнее задание выполняет вся команда. И та команда, чьи ответы будут быстрее и правильнее, станет победителем. В добрый путь!

  1. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

- Что такое высказывание?

- Что такое конъюнкция, дизъюнкция, инверсия?

Предлагается выполнить первое задание (на малой доске). Задание на соответствие – сопоставить таблицам истинности на доске нужное логическое понятие (по 1 ученику из группы)

Задание 2. (на доске)

1 команда: Вычислить значение логической функции при А=1,В=0, С=1,D=0

Y= A B C¬ ¬ D (0-ложь)

2 команда: Вычислить значение логической функции при А=1,В=0, С=1,D=0

Y= ¬ (¬ A¬ B) (1- истина)

3 команда: Вычислить значение логической функции при А=1,В=0, С=1,D=0

Y= (A B)  (CD) (0-ложь)

Задание 3 (на доске)

Команда 1

Какие знаки логических операций нужно поставить, чтобы логическое выражение имело истинное значение:

((1    1)  0)   (0    1) = 1

Команда 2

Какие знаки логических операций нужно поставить, чтобы логическое выражение имело ложное  значение:

((0    0)  0)   (1   1) = 0

Команда 3

Какие знаки логических операций нужно поставить, чтобы логическое выражение имело истинное  значение:

((1    0)  (1  1)   (0    1) = 1

  1. Физминутка.

Задание 4. (работа в группах с параллельным оцениванием)

Команда  1

Построить таблицу истинности для  логического выражения  A A &B

A

B

A&B

A A &B

Команда  2

Построить таблицу истинности для  логического выражения  A &(AB)

A

B

(AB)

 A &(AB)

Команда  3

Построить таблицу истинности для  логического выражения  ¬ A &¬B

A

B

¬ A

¬B

¬ A &¬B

Задание 5. На компьютере ( по 1 ученику из группы)( Слайд 16 презентации)

Задание 6.

Команда 1

Записать с помощью букв и знаков логических операций каждое составное высказывание. Определить значение этого высказывания.

Земля имеет форму шара, который из космоса кажется голубым.

А=

В=

__________________________________________________________________

Команда 2

Записать с помощью букв и знаков логических операций каждое составное высказывание. Определить значение этого высказывания.

На уроке математики старшеклассники отвечали на вопросы учителя, а также писали самостоятельную работу.

А=

В=

_______________________________________________________________

Команда 3

Записать с помощью букв и знаков логических операций каждое составное высказывание. Определить значение этого высказывания.

Неверно, что Солнце движется вокруг Земли

А=

______________________________________________________________

Задание 7. Каждой команде решить свою логическую задачу.

Команда 1

Игорь, Петя и Саша ловили рыбу. Каждый из них поймал либо ершей, либо пескарей, либо окуней. Кто из них поймал каких рыб, если известно, что

  1. Колючие плавники есть у ершей и окуней, а у пескарей их нет.
  2. Игорь не поймал ни одной рыбы с колючими плавниками;
  3. Петя поймал на 2 окуня больше, чем поймал рыб Игорь.

Сколько рыб поймал каждый из мальчиков, если Игорь поймал 3 рыбы, а всего рыб было меньше 10?

Команда 2

Во дворе живут два кота и две собаки. Кот Малыш боится обеих собак, а кот Тоша боится Шарика и дружит с Бобиком. Какое утверждение неверно?

  1. Есть кот, который не боится какой-то из собак.
  2. Есть собака, которую боятся оба кота.
  3. Каждый из котов боится какой-то из собак.
  4. Есть собака, которую не боится ни один  из котов.
  5. Каждая из двух собак вызывает страх у какого-то из котов.

Команда 3

Герой повести Носова «Незнайка в Солнечном городе» Пачкуля Пестренький придерживался твердого  принципа: «Никогда не умываться и ничему не удивляться». Если он отступит от своего принципа, то он обязательно:

1)станет удивляться всему подряд;

2) будет каждый день умываться;

3) каждый день будет умываться или удивляться;

4) хоть раз умоется или чему-то удивиться;

5) каждый день будет умываться и всему удивляться.

  1. Рефлексия.

Ребята, у каждого из вас 3 квадратика. Вам надо отдать тот квадратик, который выражает ваше настроение после урока(зеленый- понравился урок, я все понял, желтый – я не все понял на уроке, красный – урок не понравился , я ничего не понял).

  1. Подведение итогов: Сегодня на уроке мы закрепили умения строить логические выражения и таблицы истинности.
  2. Домашнее задание:  выучить определения, таблицы истинности

Всем спасибо за урок. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-эстафета в 9 классе по теме «Логические операции. Построение таблиц истинности» Раздел программы: Математические основы информатики. Разработал: Петрова Оксана Викторовна, учитель информатики МАОУ СОШ № 12 г. Бакал

Слайд 2

Задачи урока: 1. выработать навыки по составлению таблиц истинности; 2. развитие умений работать в группе; 3. Формирование устойчивого интереса к предмету. Ход урока Здравствуйте ребята! Тема нашего урока «Логические операции. Построение таблиц истинности.» Сегодня вы будете работать в группах. Члены каждой группы по очереди будут выполнять задания. И участники какой команды точнее и вернее ответят на задания, та команда и будет победителем урока. Цель урока : закрепить полученные знания по теме «логические операции».

Слайд 3

Прежде чем мы начнем беседовать по теме урока, давайте вспомним основные понятия логики : конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Конъюнкция - логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум высказываниям новое высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны. Дизъюнкция - логическая операция, которая каждым двум высказываниям ставит в соответствие новое высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны. Инверсия - логическая операция, которая каждому высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному .

Слайд 4

Задание 1.(у доски) Определить соответствие таблицы истинности и определения. (по одному участнику каждой команды) конъюнкция дизъюнкция инверсия А В А ᴧ В 0 0 0 1 0 0 0 1 0 1 1 1 А ¬А 1 0 0 1 А В А v В 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1 ПРОВЕРКА

Слайд 5

Задание 2. (у доски) По одному участнику от каждой команды 3 команда: Вычислить значение логической функции при А=1,В=0, С=1, D =0 Y = ( A B )  ( C D ) 1 команда: Вычислить значение логической функции при А=1,В=0, С=1, D =0 Y= A  B  C  ¬ ¬ D Ответ: 2 команда: Вычислить значение логической функции при А=1,В=0, С=1, D =0 Y = ¬ (¬ A ¬ B ) Ответ: Ответ: ложь истина ложь

Слайд 6

Задание 3 (у доски) По одному участнику из каждой команды Команда 3 Какие знаки логических операций нужно поставить, чтобы логическое выражение имело истинное значение: ((1 0) (1 1) (0 1) = 1 Команда 1 Какие знаки логических операций нужно поставить, чтобы логическое выражение имело истинное значение: ((1 1) 0) (0 1) = 1 Команда 2 Какие знаки логических операций нужно поставить, чтобы логическое выражение имело ложное значение: ((0 0) 0) (1 1) = 0

Слайд 7

физминутка

Слайд 14

Задание 4. Работа в группах с параллельным оцениванием (1 команда оценивает 2 команду, 2-оценивает 3 команду, 3- оценивает 1 команду) A B A&B A  A & B 0 0 0 0 1 0 0 1 0 1 0 0 1 1 1 1 Команда 1 Построить таблицу истинности для логического выражения A  A & B A B (A  B) A &( A  B ) 0 0 0 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 1 1 Команда 2 Построить таблицу истинности для логического выражения A &( A  B ) ПРОВЕРКА ПРОВЕРКА

Слайд 15

A B ¬ A ¬ B ¬ A &¬ B 0 0 1 1 1 1 0 0 1 0 0 1 1 0 0 1 1 0 0 0 Команда 3 Построить таблицу истинности для логического выражения ¬ A &¬ B ПРОВЕРКА

Слайд 16

истина ложь верно Неверно, что клавиатура является устройством ввода. Ответ : Посадка деревьев является информационным процессом. истина ложь Ответ : верно Передача информации может происходить от нескольких источников к одному приёмнику. истина ложь Ответ : верно Задание 5. Определить значение высказываний

Слайд 17

Задание 6. Решить логическую задачу Команда 1 Игорь, Петя и Саша ловили рыбу. Каждый из них поймал либо ершей, либо пескарей, либо окуней. Кто из них поймал каких рыб, если известно, что Колючие плавники есть у ершей и окуней, а у пескарей их нет. Игорь не поймал ни одной рыбы с колючими плавниками; Петя поймал на 2 окуня больше, чем поймал рыб Игорь. Сколько рыб поймал каждый из мальчиков, если Игорь поймал 3 рыбы, а всего рыб было меньше 10? Команда 2 Во дворе живут два кота и две собаки. Кот Малыш боится обеих собак, а кот Тоша боится Шарика и дружит с Бобиком. Какое утверждение неверно? Есть кот, который не боится какой-то из собак. Есть собака, которую боятся оба кота. Каждый из котов боится какой-то из собак. Есть собака, которую не боится ни один из котов. Каждая из двух собак вызывает страх у какого-то из котов.

Слайд 18

Команда 3 Герой повести Носова «Незнайка в Солнечном городе» Пачкуля Пестренький придерживался твердого принципа: «Никогда не умываться и ничему не удивляться». Если он отступит от своего принципа, то он обязательно: 1)станет удивляться всему подряд; 2) будет каждый день умываться; 3) каждый день будет умываться или удивляться; 4) хоть раз умоется или чему-то удивиться; 5) каждый день будет умываться и всему удивляться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические выражения и базовые логические операции. Таблицы истинности.

В данной разработке приведены план-конспект урока по теме: "Логические выражения и базовые логические операции. Таблицы истинности". Презентация с дополнительными файлами позволяет сэкономить  вр...

Элементы математической логики. Логические операции. Конструирование логических выражений с использованием отношений и логических операций

При обучении в школе важное значение имеет предмет "Информатика и ИКТ».  Один из разделов теоретического курса – логика – рассматривает законы и правила логического мышления, которые являют...

Основные понятия алгебры логики, логические выражения и логические операции

Основные понятия алгебры логики, логические выражения и логические операции...

Презентация и конспект урока на тему: "Логические выражения и логические операции"

Материал включает в себя презентацию и конспект урока на тему: "Логические выражения и логические операции" , 9 класс...

A2. Использование логических операций. Рассматриваем основные логические операции и учимся определять значение логического выражения.

Решение:Первая часть выражения НЕ(ПЕРВАЯ ЦИФРА ЧЁТНАЯ) означает, что первая цифра должна быть НЕЧЁТНАЯ. НЕ отрицает высказывание, заключённое в скобках.Заданному условию удовлетвор...

Методическая разработка занятия по теме "Основные понятия алгебры логики. Логические выражения и логические операции".

Цель: ознакомление с основными понятиями алгебры логики.Задачи:Образовательные: познакомить с основными понятиями темы: логическое высказывание, логические операции;научить составлять таблицу истиннос...