Урок "Изображения в памяти компьютера. Векторная графика. Возможности текстового процессора Word по созданию графических изображений"
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме

Гайлит Ирина Владимировна

Представлена разработка двух спаренных уроков по ИКТ на тему "Изображения в памяти компьютера. Векторная графика. Возможности текстового процессора Word по созданию графических изображений"  в 6-ом классе: конспект урока, презентация "Подумай и ответь", презентация "Алгоритм создания замка", тест "Кодирование растровой графики". Тест создан в программе MyTestX, версия 10.1.1.3 - http://mytest.klyaksa.net/

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгоритм создания замка средствами текстового процессора Word Практическая работа № 3 З адание 6

Слайд 2

Шаг 1. Разгруппировать заготовку

Слайд 3

Шаг 2. Создать деталь с дверью

Слайд 4

Шаг 3. Создать левую башню

Слайд 5

Шаг 4. Копировать башню

Слайд 6

Шаг 5. Собрать замок



Предварительный просмотр:

Подробный конспект занятия

Организационная информация

Тема урока

«Изображения в памяти компьютера. Векторная графика. Возможности текстового процессора Word по созданию графических изображений»

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

6

Автор урока

Гайлит Ирина Владимировна,

учитель информатики и ИКТ

Образовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ГБОУ гимназия №11 Василеостровского района Санкт-Петербурга

Методическая информация

Тип урока

Комбинированный урок. Включает: этап актуализации знаний; проверки знаний; этап усвоения новых знаний; этап закрепления знаний; применения знаний, умений и навыков к решению практических задач.

Цели урока

  1. Образовательная: ввести понятие векторной графики, рассмотреть кодирование векторных изображений; сформировать представления о возможностях текстового процессора Word по созданию графических изображений; освоить инструменты панели Иллюстрации и приемы работы по созданию векторных изображений в программе Word; повысить интерес учащихся к информатике; подготовить к проектной деятельности.
  2. Развивающая: продолжить развитие информационной культуры учащихся; способствовать развитию познавательных интересов, воображения, фантазии, навыков работы на компьютере.
  3. Воспитательная: способствовать формированию ответственного и добросовестного отношения к интеллектуальному труду и процессу учения; воспитание творческого подхода к работе; воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости; способствовать обогащению внутреннего мира школьников.

Задачи урока

  • актуализировать знания учащихся, связанные с темой урока – понятия «пиксель», «графический редактор», инструментах графического редактора;
  • раскрыть смысл понятий «векторная графика», «кодирование векторной графики»;
  • объяснить назначение инструментов панели Иллюстрации;
  • научить применять полученные значения при решении практических задач;
  • выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для преобразования различных видов информации.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Игровые технологии (разгадывание ребусов), технология сотрудничества, метод текущего контроля, метод проблемного изложения, наглядно-иллюстративный, практический, эвристическая беседа

Время реализации урока

90 минут (спаренное занятие - 2 урока)

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют (приобретут, закрепят) ученики в ходе урока

На уроке:

  • актуализируются теоретические знания учащихся о понятиях «компьютерная графика», «растровая графика», «пиксель», «растровое кодирование», «графический редактор»;
  • учащиеся приобретут знания о векторной графике, векторном кодировании, графических примитивах, инструментах векторного редактора на примере графического редактора, встроенного в текстовый процессор Word;
  • приобретут умения и навыки применять полученные знания при решении практических задач в векторном графическом редакторе в учебной деятельности;
  • продолжат формирование умений выбирать инструменты и материалы для работы.  

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • Знание различных видов компьютерной графики и способах представления графики в памяти компьютера;
  • Освоение способов создания графических объектов средствами векторной графики текстового процессора Word

.

Метапредметные:

  • ИКТ-компетентность (умения работать в текстовом процессоре Word);
  • Развитие образного, логического и алгоритмического мышления;
  • Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий;
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Личностные:

  • Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и профессиональной деятельности;
  • Понимание значения логического и алгоритмического мышления;
  • Развитие творческого потенциала

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: компьютер учителя,  компьютеры учеников, ноутбук учителя, проектор

Дидактический материал: презентации

Дидактическое обеспечение урока

  1. Презентация «Подумай и ответь» 
  2. Тест «Кодирование растровой графики», программа MyTest
  3. Презентация «Алгоритм создания замка»

Список учебной и дополнительной литературы

Л.Босова «Информатика и ИКТ» учебник 6 класс

Ход и содержание занятия,

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Мотивация  у учащихся на уроке формируется:

  • в результате обсуждения многообразия сфер деятельности человека, в которых полезно знать и использовать возможности графических редакторов - применимость получаемых знаний в практической деятельности;
  • ссылки на то, что приобретаемые на уроке знания и умения понадобятся при изучении последующего материала;
  • использования игровой технологии (разгадывание ребусов);
  • создания проблемной ситуации;
  • создания ситуации успеха для учащихся различного уровня подготовки (дифференцированность практических заданий).

Подробное описание всех этапов занятия

Урок 1

  1. Организационный момент (1 мин.)

Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих.

  1. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос (12 мин.)

 Презентация «Подумай и ответь» проецируется на экран.

На предыдущих уроках мы изучали кодирование растровой графики, инструменты и приемы работы в растровом графическом редакторе Paint.

Для подготовки к изучению следующей темы мы повторим изученный материал и оценим, насколько полны и достаточны ваши знания. Опрос проведем в виде соревнования между двумя командами: левая и правая сторона класса. Каждая команда отвечает по очереди. В случае неправильного ответа право ответить на вопрос предоставляется другой команде. За правильный ответ команда получает 1 балл. При подведении итогов за урок будут учтены результаты соревнования.

Презентация «Подумай и ответь»

Слайд 2

Разгадайте ребус (пиксель)

Слайд 3

Как называется компьютерная графика, в которой изображение состоит из крошечных фрагментов – пикселей? (растровая графика)

Слайд 4

Разгадайте ребус (редактор)

Слайд 5

Графический редактор – это (Программа, предназначенная для создания и редактирования графических изображений - рисунков, картинок)

Слайд 6

Разгадайте ребус (кодирование)

Слайд 7

Как кодируется растровая графика в памяти компьютера? (Цвет каждого пикселя кодируется двоичным числом)

Слайд 8

Разгадайте ребус (радуга)

Слайд 9

Назовите основные цвета в палитре компьютера (Красный зеленый  синий - RGB)

Слайд 10

Разгадайте ребус (палитра)

Слайд 11

Разгадайте ребус (распылитель)

Слайд 12

Разгадайте ребус (карандаш)

Слайд 13

Разгадайте ребус (линейка)

Слайд 14

Разгадайте ребус (ластик)

  1. Контроль знаний учащихся по теме  «Растровая графика. Кодирование растровой графики».(12 мин.)

Тест «Кодирование растровой графики». Содержит 10 вопросов.

Критерии оценивания:

  • 90  - 100% - «5»
  • 71 - 89% - «4»
  • 50 - 70% - «3»
  • Ниже 50% - «2»

Сейчас вы продолжите работу за компьютерами. Вы ответите на вопросы теста «Кодирование растровой графики».

 Оценки за тест будут зафиксированы в электронном журнале на компьютере учителя.

Обратите, пожалуйста, внимание на ограничение по времени – 12 мин.

  1. Физкультминутка (3 мин.)

http://videouroki.net – автор Д.Тарасов

Герой ролика входит в класс и проводит физкультминутку, при этом не только говорит, что нужно делать, но и сам показывает все выполняемые упражнения.

  1. Объявление темы и цели урока 

(1 мин.)

Тема нашего урока «Изображения в памяти компьютера. Векторная графика».

Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему урока.

Цель урока – ввести понятие векторной графики, рассмотреть кодирование векторных изображений

  1. Объяснение нового материала.

(10 мин.)

Мы с вами уже знаем такой вид компьютерной графики как растровая графика. Растровое изображение состоит из множества крошечных фрагментов (точек), так называемых  пикселей, различающихся по цвету. При увеличении масштаба изображения пиксели выглядят в форме квадратов.

Второй вид компьютерной графики – векторная графика.

Записать в тетради:

 «Векторное изображение состоит из графических примитивов (линий, прямоугольников, кругов и т.д.). Каждый такой примитив представляет собой единое целое».

 Выполнить какие-либо действия с фрагментом (частью) примитива: выделить, копировать, переместить, удалить -  нельзя.

 Положение этих элементарных графических объектов определяется координатами точек и длиной радиуса. Для каждой линии указываются ее тип, толщина и цвет.

Записать в тетради:

«Каждый графический объект кодируется в памяти компьютера как представленная в двоичном коде последовательность команд для его создания».

Каждая из фигур может быть описана математически: прямые  линии, прямоугольники и треугольники -  с помощью координат вершин, окружности - координатами центра и радиусом.

Достоинствами векторной графики является:

  1. Изображения имеют небольшой размер;
  2. Не искажаются при масштабировании (изменение размера), поворотах

Недостатки векторной графики:

  1. Не позволяет получать изображения фотографического качества
  1. Выполнение практической работы

 (6 мин.)

Освоение способов создания графических объектов средствами векторной графики. Работа в текстовом процессоре Word

Продолжим работу за компьютерами.

Выполним «Практическую работу № 5» задания 4-5.

Обсуждаются вопросы создания графических объектов, действия с объектами (выделение, перемещение, копирование, удаление), форматирование объектов (заливка, изменение контура фигур, придание объема, эффекты тени)

Перемена 15 минут

Урок 2

  1. Выполнение практической работы

(15 мин.)

Презентация «Алгоритм построения замка» проецируется на экран.

Выполним «Практич. работу № 5» задание 6.

В учебнике представлена последовательность действий для выполнения задания. Попробуем выполнить задание более рациональным способом. Обсудим алгоритм построения замка.

  1. Какие детали и сколько используются при построении замка?

(5 стенок с крышей, 5 стенок без крыши, одна стенка с дверью)

  1. Надо ли создавать такое количество деталей?

(нет, можно построить левую башню, группировать и копировать ее. Остальные детали удобно копировать, перемещая их с нажатой левой кнопкой мыши и клавишей Ctrl)

  1. Самостоятельная практическая работа (10 минут)

Задание выполняется по алгоритму из учебника.

Практическая работа № 5 задание 7. «Создание орнамента».

Если вы справились с заданием быстро, попробуйте создать свой орнамент из автофигур

  1. Физкультминутка (3 мин.)

  1. Самостоятельная практическая работа (11 минут)

Создание рисунка «Парусник» средствами текстового процессора Word

Образец рисунка

Дан образец рисунка. Обратите внимание, из каких объектов собран парусник. Продумайте алгоритм создания рисунка. В рисунок вы можете внести дополнительные элементы. Сохраните работу в своей личной папке. На следующем уроке вы продолжите работу.

  1. Рефлексия содержания учебного материала на уроке (3 мин.)

На экран проецируется слайд с высказываниями.

Ребята, сегодня мы познакомились с векторной графикой, возможностями создания векторного графического изображения в текстовом процессоре Word и учились применять их на практике.

Выскажите свое мнение о сегодняшнем  уроке:

Учащиеся отвечают по очереди, выбрав высказывание.

  • я не знал, а теперь знаю …
  • было непросто ...
  • я добился ...
  • у меня получилось ...
  • хотелось бы ...
  • мне запомнилось ...
  • было интересно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я приобрел…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

  1. Итоги урока (2 мин.)

Подведение итогов.

Выставление оценок по итогам теста.

Выставление оценок за практическую работу. Учитывается активность на уроке, скорость, качество и правильность выполнения практических заданий.

  1. Домашнее задание (1 мин.) 

По тетради выучить теорию. Творческое задание - рисунок в программе Word. Файл рисунка прислать на почту учителю или принести на флэш-носителе.

Спасибо за урок! До свидания!

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа

Использование презентации позволяет сделать материал урока нагляднее, интереснее и увлекательнее для учащихся, позволяет провести фронтальный опрос с элементами игровых технологий, а также экономить время при объяснении нового материала.

Использование электронного компьютерного тестирования и локальной сети дает возможность оперативно и объективно оценить знания учащихся.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На следующем уроке нужно закрепить навыки и умения практически использовать возможности программы Word по созданию графических объектов. Можно предложить учащимся образцы работ различной сложности на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование деятельностного подхода при изучении темы "Создание таблиц в среде текстового процессора Word"

В основу урока была положена теория поэтапного формирования умственных действий на основе ориентировочной основы деятельности (ООД)  - текстуально или графически оформленной модели изучаемого дей...

Возможности текстового процессора Word

Тема урока "Возможности текстового процессора Word".Тип урока:  урок применения знаний, умений и навыков на практике.Вид урока:  урок-практикум...

Урок в 6 классе по теме: "Создание новогоднего поздравления - открытки в текстовом процессоре Word."

Урок по программе 6 класса (Л.Л. Босова), обобщающий и систематизирующий знания учащихся по теме «Возможности текстового процессора WORD».Для достижения цели урока используются различные методы, в том...

«Создание кроссворда в текстовом процессоре Word»урок информатики в 8 классе.

ЦЕЛЬ УРОКА: освоить технологию создания кроссвордов, используя навыки работы со шрифтами и таблицами в текстовом процессоре Word. ЗАДАЧИ УРОКА: - Закрепить умения создавать таблицы, задавать длину и...

Разновидности объекта и их классификация. Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

Разновидности объекта и их классификация. Классификация компьютерных объектов.Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов».Технологиче...

Технологическая карта урока. Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

Технологическая карта урока. 6 класс. ФГОС. УМК Босова Л. Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»...

Урок_Как мы познаём окружающий мир. Практическая работа №5. Знакомство с графическими возможностями текстового процессора MS Word.

Цель: дать учащимся представление о формах познания окружающего мира; расширить знания, умения и навыки учащихся по работе с текстовым процессором MS Word; продолжить знакомство с графическими возможн...