Конспект урока «Управление и кибернетика» 9 класс
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Разина Наталья Юрьевна

Конспект урока " Управление и Кибернетика" для 9 класса ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №1 «Управление и кибернетика»

Цель урока: Познакомить учащихся с основами кибернетики, с кибернетической моделью процессов управления.

Задачи:

Образовательные: 

  • Дать представление о применении компьютера для автоматизации процессов управления;
  • Ввести понятие алгоритма управления;
  • Познакомить со способами описания алгоритмов.

Развивающие: 

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного (подведение итогов, актуализации знаний);
  • развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения при решении задач;

Воспитательные: 

  • воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям при решении целого ряда задач;
  • воспитание в учениках уверенности в своих силах при решении задач.

Оборудование: 

  • проектор,
  • экран,
  • персональный компьютер

План:

  1. Приветствие (3 мин)
  2. Актуализация знаний (5 мин)
  3. Из.нов.мат.(32 мин)
  4. Подведение итогов (3 мин)
  5. Д/з (2 мин)

Ход урока:

1.Приветствие, проверка посещаемости.

2. Презентация « Техника Безопасности»

3. Презентация №1

Термин «кибернетика» изначально ввёл в научный оборот Ампер, который в своём фундаментальном труде «Опыт о философии наук» (1834—1843) определил кибернетику как науку об управлении государством, которая должна обеспечить гражданам разнообразные блага. В современном понимании — как наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. Термин впервые был предложен Норбертом Винером в 1948 году, когда в США и Европе вышла его книга «Кибернетика или Управление и связь в животном и машине». Эта книга провозгласила рождение новой науки –Кибернетика.

Не случайно появление этого научного термина совпало с созданием первых электронно вычислительных машин (ЭВМ). Винер  предвидел, что использование ЭВМ для управления станет одним из важнейших их приложений, а для этого потребуется глубокий теоретический анализсамого процесса управления.

Что же такое управление?

Управление  есть целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемые.

Давайте запишем это определение.   Пример:человек и телевизор. Человек – управляющий, телевизор управляемый.

Т.е. образуется следующая система управления:

Выполним следующее упражнение:

Определите, кто играет роль управляющего и кто играет роль объекта управления в следующих системах(заполните таблицу):

Школа - класс, стая волков - стадо коров, дрессировщик- собака, автомобиль- водитель, пешеход – светафор.

Управляющий объект

Управляемый объект

А с какой целью управляющий объект воздействует на управляемого?

Назовите некоторые команды управления.

С кибернетической точки зрения все варианты управляющих воздействий следует рассматривать как управляющую информацию, передаваемую в форме команд.

Рассмотрим алгоритм управления:

Управление это целенаправленный процесс, т.е. команды отдаются не случайным образом, а с вполне определенной целью. Для достижения просой цели досаточно одной команды, для более сложной – последовательность команд.

Последовательность команд по управлению объектом, выполнение которой приводит к достижению заранее поставленой цели, называется алгоритмом управления.

Объект управления называют исполнителем управляющего алгоритма.

Примером алгоритма является кулинарный рецепт, но только в том случае если каждое действие прописанно четко, исполнитель это повар.

С точки зрения кибернетики взаимодействие между управляющим и управляемымобъектами рассматривается как информационный процесс.с этой позиции оказалось, что самые разнообразные процессы управления в природе, технике, обществе происходят сходным образом, подчиняются одним и тем же принципан.

 Упражнение: А сейчас предлагаю Вам побывать в роли строителей:

Перед вами составные части дома: фундамент, кирпичи, крыша.

Если бы вы строили этот дом, что бы вы в первую очередь положили?

А если бы мы эту же задачу задали компьютеру? Что нам нужно сделать для этого компьютера? (составить алгоритм).

П-р 2: Предлагается управляющая система: ПОВАР – КУХНЯ. Составить алгоритм управления лепки пельменей.

1) Дана управляющая система КЛАСС - УЧЕНИК. Составить алгоритм получения оценки «5».

2) Дана управляющая система СВЕТОФОР - ПЕШЕХОД. Составить алгоритм перехода через дорогу.

3) Дана управляющая система: КОМПЬЮТЕР - ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ. Составить алгоритм управления включения, а затем выключения компьютера.

4. Подвидем итоги урока: Скажите, а о чем все это время мы говорили? (управлении, алгоритме управления).

Существует специальная наука, которая изучает процессы управления. Она называется кибернетикой. Проще говоря кибернетика – это наука об управлении.

А сейчас немного исторической справки: одним из основателей науки кибернетики был американский математик Норберт Винер, который в 1948 году написал книгу «Кибернетика». Он предвидел, что в будущем управлять различными процессами станет компьютер.

5. Д/з Прф 1, Вопросы и задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Техника безопасности в компьютерном классе Выполнила: Разина Н.Ю.

Слайд 2

1. Правила поведения 2.Электромагнитные излучения 3. Вредное влияние на зрение 4.Вредное влияние на осанку 5. Вредное влияние на психику План:

Слайд 3

Перед началом работы необходимо: — убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте; — разместить на столе тетради, учебные пособия так, чтобы они не мешали работе на компьютере; — принять правильную рабочую позу; Правила поведения

Слайд 4

При работе в компьютерном классе категорически запрещается: — находиться в классе в верхней одежде; — размещать одежду и сумки на рабочих местах; — находиться в классе с едой и напитками; — класть книги, тетради и т.п. на клавиатуру; — присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки; — передвигать компьютеры; — открывать системный блок; — пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; — перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе; — удалять или перемещать чужие файлы; — устанавливать и запускать компьютерные игры; — использовать Интернет-ресурсы неучебного назначения Правила поведения

Слайд 5

Современные ЖК мониторы практически не дают излучения, в отличии от боковых и задних стенок системного блока и поэтому не стоит их ставить вплотную к пользователю. Электромагнитные излучения

Слайд 6

Можно уменьшить за счет высокого качества монитора и гимнастики для глаз. Расстояние от глаз пользователя до монитора должно составлять 50-70 см. Рабочее место должно быть достаточно освещено Вредное влияние на зрение

Слайд 7

Рабочий стол и посадочное место должны иметь такую высоту, чтобы уровень глаз находился чуть выше центра монитора. Клавиатура должна располагаться так, чтобы пальцы рук располагались на ней свободно, без напряжения. при работе с мышью рука не должна находиться на весу. Локоть или хотя бы запястье должны иметь твердую опору. Вредное влияние на осанку

Слайд 8

Главное это контроль окружающих и самоконтроль. Вредное влияние на психику


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление и Кибернетика Разина Н.Ю.

Слайд 2

1. Возникновение кибернетики 2. Управление 3. Алгоритм управления 4. Итоги План:

Слайд 3

Термин «кибернетика» изначально ввёл в научный оборот Ампер, который в своём фундаментальном труде «Опыт о философии наук» (1834—1843) определил кибернетику как науку об управлении государством, которая должна обеспечить гражданам разнообразные блага. Возникновение кибернетики

Слайд 4

Термин впервые был предложен Норбертом Винером в 1948 году, когда в США и Европе вышла его книга «Кибернетика или Управление и связь в животном и машине». Эта книга провозгласила рождение новой науки –Кибернетика. Возникновение кибернетики

Слайд 5

Управление есть целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемые. Управление

Слайд 6

Упражнение Определите, кто играет роль управляющего и кто играет роль объекта управления в следующих системах(заполните таблицу): Школа - класс, стая волков - стадо коров, дрессировщик- собака, автомобиль- водитель, пешеход – светофор. Управляющий Управляемый

Слайд 7

Управление это целенаправленный процесс, т.е. команды отдаются не случайным образом, а с вполне определенной целью. Для достижения простой цели достаточно одной команды, для более сложной – последовательность команд. Объект управления называют исполнителем управляющего алгоритма. Алгоритм управления

Слайд 8

Кибернетика – наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах. Управление – это целенаправленное воздействие управляющего объекта на объект управления. Управление происходит путем информационного воздействия Итоги:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного урока "Управление конфликтами и стрессами"

Конфликт и стресс довольно расспространенные явления в нашей жизни. Занятие помогает студентам продолжать формировать культуру общения на деловом...

Презентация к уроку "Управление с обратной связью" (9 класс)

Учебная презентация к уроку "Управление с обратной связью". Учебник по информатике и ИКТ, автор И.Г. Семакин, 9 класс....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Презентация к уроку "Управление и кибернетика."

Презентация к уроку "Управление и кибернетика. Управление с обратной связью" 9 класс учебник И Г Семакин...

История 5 класс 18 урок: Управление государством (фараоны, чиновники).

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

Методическая разработка урока "Управление исполнителем Робот в среде PascalABC.NET"

В ходе урока учащиеся знакомятся с исполнителем  Робот, выполняя задания в программной среде  Pascal ABС,  используемая для обучения школьников программированию и подготовки к олимпиада...