Конспект урока «Управление и кибернетика» 9 класс
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Разина Наталья Юрьевна

Конспект урока " Управление и Кибернетика" для 9 класса ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №1 «Управление и кибернетика»

Цель урока: Познакомить учащихся с основами кибернетики, с кибернетической моделью процессов управления.

Задачи:

Образовательные: 

  • Дать представление о применении компьютера для автоматизации процессов управления;
  • Ввести понятие алгоритма управления;
  • Познакомить со способами описания алгоритмов.

Развивающие: 

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного (подведение итогов, актуализации знаний);
  • развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения при решении задач;

Воспитательные: 

  • воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям при решении целого ряда задач;
  • воспитание в учениках уверенности в своих силах при решении задач.

Оборудование: 

  • проектор,
  • экран,
  • персональный компьютер

План:

  1. Приветствие (3 мин)
  2. Актуализация знаний (5 мин)
  3. Из.нов.мат.(32 мин)
  4. Подведение итогов (3 мин)
  5. Д/з (2 мин)

Ход урока:

1.Приветствие, проверка посещаемости.

2. Презентация « Техника Безопасности»

3. Презентация №1

Термин «кибернетика» изначально ввёл в научный оборот Ампер, который в своём фундаментальном труде «Опыт о философии наук» (1834—1843) определил кибернетику как науку об управлении государством, которая должна обеспечить гражданам разнообразные блага. В современном понимании — как наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. Термин впервые был предложен Норбертом Винером в 1948 году, когда в США и Европе вышла его книга «Кибернетика или Управление и связь в животном и машине». Эта книга провозгласила рождение новой науки –Кибернетика.

Не случайно появление этого научного термина совпало с созданием первых электронно вычислительных машин (ЭВМ). Винер  предвидел, что использование ЭВМ для управления станет одним из важнейших их приложений, а для этого потребуется глубокий теоретический анализсамого процесса управления.

Что же такое управление?

Управление  есть целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемые.

Давайте запишем это определение.   Пример:человек и телевизор. Человек – управляющий, телевизор управляемый.

Т.е. образуется следующая система управления:

Выполним следующее упражнение:

Определите, кто играет роль управляющего и кто играет роль объекта управления в следующих системах(заполните таблицу):

Школа - класс, стая волков - стадо коров, дрессировщик- собака, автомобиль- водитель, пешеход – светафор.

Управляющий объект

Управляемый объект

А с какой целью управляющий объект воздействует на управляемого?

Назовите некоторые команды управления.

С кибернетической точки зрения все варианты управляющих воздействий следует рассматривать как управляющую информацию, передаваемую в форме команд.

Рассмотрим алгоритм управления:

Управление это целенаправленный процесс, т.е. команды отдаются не случайным образом, а с вполне определенной целью. Для достижения просой цели досаточно одной команды, для более сложной – последовательность команд.

Последовательность команд по управлению объектом, выполнение которой приводит к достижению заранее поставленой цели, называется алгоритмом управления.

Объект управления называют исполнителем управляющего алгоритма.

Примером алгоритма является кулинарный рецепт, но только в том случае если каждое действие прописанно четко, исполнитель это повар.

С точки зрения кибернетики взаимодействие между управляющим и управляемымобъектами рассматривается как информационный процесс.с этой позиции оказалось, что самые разнообразные процессы управления в природе, технике, обществе происходят сходным образом, подчиняются одним и тем же принципан.

 Упражнение: А сейчас предлагаю Вам побывать в роли строителей:

Перед вами составные части дома: фундамент, кирпичи, крыша.

Если бы вы строили этот дом, что бы вы в первую очередь положили?

А если бы мы эту же задачу задали компьютеру? Что нам нужно сделать для этого компьютера? (составить алгоритм).

П-р 2: Предлагается управляющая система: ПОВАР – КУХНЯ. Составить алгоритм управления лепки пельменей.

1) Дана управляющая система КЛАСС - УЧЕНИК. Составить алгоритм получения оценки «5».

2) Дана управляющая система СВЕТОФОР - ПЕШЕХОД. Составить алгоритм перехода через дорогу.

3) Дана управляющая система: КОМПЬЮТЕР - ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ. Составить алгоритм управления включения, а затем выключения компьютера.

4. Подвидем итоги урока: Скажите, а о чем все это время мы говорили? (управлении, алгоритме управления).

Существует специальная наука, которая изучает процессы управления. Она называется кибернетикой. Проще говоря кибернетика – это наука об управлении.

А сейчас немного исторической справки: одним из основателей науки кибернетики был американский математик Норберт Винер, который в 1948 году написал книгу «Кибернетика». Он предвидел, что в будущем управлять различными процессами станет компьютер.

5. Д/з Прф 1, Вопросы и задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Техника безопасности в компьютерном классе Выполнила: Разина Н.Ю.

Слайд 2

1. Правила поведения 2.Электромагнитные излучения 3. Вредное влияние на зрение 4.Вредное влияние на осанку 5. Вредное влияние на психику План:

Слайд 3

Перед началом работы необходимо: — убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте; — разместить на столе тетради, учебные пособия так, чтобы они не мешали работе на компьютере; — принять правильную рабочую позу; Правила поведения

Слайд 4

При работе в компьютерном классе категорически запрещается: — находиться в классе в верхней одежде; — размещать одежду и сумки на рабочих местах; — находиться в классе с едой и напитками; — класть книги, тетради и т.п. на клавиатуру; — присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки; — передвигать компьютеры; — открывать системный блок; — пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; — перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе; — удалять или перемещать чужие файлы; — устанавливать и запускать компьютерные игры; — использовать Интернет-ресурсы неучебного назначения Правила поведения

Слайд 5

Современные ЖК мониторы практически не дают излучения, в отличии от боковых и задних стенок системного блока и поэтому не стоит их ставить вплотную к пользователю. Электромагнитные излучения

Слайд 6

Можно уменьшить за счет высокого качества монитора и гимнастики для глаз. Расстояние от глаз пользователя до монитора должно составлять 50-70 см. Рабочее место должно быть достаточно освещено Вредное влияние на зрение

Слайд 7

Рабочий стол и посадочное место должны иметь такую высоту, чтобы уровень глаз находился чуть выше центра монитора. Клавиатура должна располагаться так, чтобы пальцы рук располагались на ней свободно, без напряжения. при работе с мышью рука не должна находиться на весу. Локоть или хотя бы запястье должны иметь твердую опору. Вредное влияние на осанку

Слайд 8

Главное это контроль окружающих и самоконтроль. Вредное влияние на психику


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление и Кибернетика Разина Н.Ю.

Слайд 2

1. Возникновение кибернетики 2. Управление 3. Алгоритм управления 4. Итоги План:

Слайд 3

Термин «кибернетика» изначально ввёл в научный оборот Ампер, который в своём фундаментальном труде «Опыт о философии наук» (1834—1843) определил кибернетику как науку об управлении государством, которая должна обеспечить гражданам разнообразные блага. Возникновение кибернетики

Слайд 4

Термин впервые был предложен Норбертом Винером в 1948 году, когда в США и Европе вышла его книга «Кибернетика или Управление и связь в животном и машине». Эта книга провозгласила рождение новой науки –Кибернетика. Возникновение кибернетики

Слайд 5

Управление есть целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемые. Управление

Слайд 6

Упражнение Определите, кто играет роль управляющего и кто играет роль объекта управления в следующих системах(заполните таблицу): Школа - класс, стая волков - стадо коров, дрессировщик- собака, автомобиль- водитель, пешеход – светофор. Управляющий Управляемый

Слайд 7

Управление это целенаправленный процесс, т.е. команды отдаются не случайным образом, а с вполне определенной целью. Для достижения простой цели достаточно одной команды, для более сложной – последовательность команд. Объект управления называют исполнителем управляющего алгоритма. Алгоритм управления

Слайд 8

Кибернетика – наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах. Управление – это целенаправленное воздействие управляющего объекта на объект управления. Управление происходит путем информационного воздействия Итоги:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного урока "Управление конфликтами и стрессами"

Конфликт и стресс довольно расспространенные явления в нашей жизни. Занятие помогает студентам продолжать формировать культуру общения на деловом...

Презентация к уроку "Управление с обратной связью" (9 класс)

Учебная презентация к уроку "Управление с обратной связью". Учебник по информатике и ИКТ, автор И.Г. Семакин, 9 класс....

Презентация к уроку "Управление и кибернетика."

Презентация к уроку "Управление и кибернетика. Управление с обратной связью" 9 класс учебник И Г Семакин...

История 5 класс 18 урок: Управление государством (фараоны, чиновники).

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...

Методическая разработка урока "Управление исполнителем Робот в среде PascalABC.NET"

В ходе урока учащиеся знакомятся с исполнителем  Робот, выполняя задания в программной среде  Pascal ABС,  используемая для обучения школьников программированию и подготовки к олимпиада...

Технологическая карта интегрированного урока "Управление воздухоплаванием"

В современном технологическом мире идёт активное развитие беспилотных летательных аппаратов. Эти аппараты завоёвывают всё больше области применения. Ключевым фактором такого развития является дешевизн...

Презентация урока "Управление БПЛА"

Презентация урока "Управление БПЛА". Основные понятие взлёт, тангаж, крен и рыскание....