Конспект урока «Управление и кибернетика» 9 класс
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
Конспект урока " Управление и Кибернетика" для 9 класса ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no1.docx | 18.66 КБ |
презентация подходит для учащихся 9-11 классов | 587.96 КБ |
upravlenie_i_kibernetika.pptx | 327.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №1 «Управление и кибернетика»
Цель урока: Познакомить учащихся с основами кибернетики, с кибернетической моделью процессов управления.
Задачи:
Образовательные:
- Дать представление о применении компьютера для автоматизации процессов управления;
- Ввести понятие алгоритма управления;
- Познакомить со способами описания алгоритмов.
Развивающие:
- развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного (подведение итогов, актуализации знаний);
- развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения при решении задач;
Воспитательные:
- воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям при решении целого ряда задач;
- воспитание в учениках уверенности в своих силах при решении задач.
Оборудование:
- проектор,
- экран,
- персональный компьютер
План:
- Приветствие (3 мин)
- Актуализация знаний (5 мин)
- Из.нов.мат.(32 мин)
- Подведение итогов (3 мин)
- Д/з (2 мин)
Ход урока:
1.Приветствие, проверка посещаемости.
2. Презентация « Техника Безопасности»
3. Презентация №1
Термин «кибернетика» изначально ввёл в научный оборот Ампер, который в своём фундаментальном труде «Опыт о философии наук» (1834—1843) определил кибернетику как науку об управлении государством, которая должна обеспечить гражданам разнообразные блага. В современном понимании — как наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. Термин впервые был предложен Норбертом Винером в 1948 году, когда в США и Европе вышла его книга «Кибернетика или Управление и связь в животном и машине». Эта книга провозгласила рождение новой науки –Кибернетика.
Не случайно появление этого научного термина совпало с созданием первых электронно вычислительных машин (ЭВМ). Винер предвидел, что использование ЭВМ для управления станет одним из важнейших их приложений, а для этого потребуется глубокий теоретический анализсамого процесса управления.
Что же такое управление?
Управление есть целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемые.
Давайте запишем это определение. Пример:человек и телевизор. Человек – управляющий, телевизор управляемый.
Т.е. образуется следующая система управления:
Выполним следующее упражнение:
Определите, кто играет роль управляющего и кто играет роль объекта управления в следующих системах(заполните таблицу):
Школа - класс, стая волков - стадо коров, дрессировщик- собака, автомобиль- водитель, пешеход – светафор.
Управляющий объект | Управляемый объект |
А с какой целью управляющий объект воздействует на управляемого?
Назовите некоторые команды управления.
С кибернетической точки зрения все варианты управляющих воздействий следует рассматривать как управляющую информацию, передаваемую в форме команд.
Рассмотрим алгоритм управления:
Управление это целенаправленный процесс, т.е. команды отдаются не случайным образом, а с вполне определенной целью. Для достижения просой цели досаточно одной команды, для более сложной – последовательность команд.
Последовательность команд по управлению объектом, выполнение которой приводит к достижению заранее поставленой цели, называется алгоритмом управления.
Объект управления называют исполнителем управляющего алгоритма.
Примером алгоритма является кулинарный рецепт, но только в том случае если каждое действие прописанно четко, исполнитель это повар.
С точки зрения кибернетики взаимодействие между управляющим и управляемымобъектами рассматривается как информационный процесс.с этой позиции оказалось, что самые разнообразные процессы управления в природе, технике, обществе происходят сходным образом, подчиняются одним и тем же принципан.
Упражнение: А сейчас предлагаю Вам побывать в роли строителей:
Перед вами составные части дома: фундамент, кирпичи, крыша.
Если бы вы строили этот дом, что бы вы в первую очередь положили?
А если бы мы эту же задачу задали компьютеру? Что нам нужно сделать для этого компьютера? (составить алгоритм).
П-р 2: Предлагается управляющая система: ПОВАР – КУХНЯ. Составить алгоритм управления лепки пельменей.
1) Дана управляющая система КЛАСС - УЧЕНИК. Составить алгоритм получения оценки «5».
2) Дана управляющая система СВЕТОФОР - ПЕШЕХОД. Составить алгоритм перехода через дорогу.
3) Дана управляющая система: КОМПЬЮТЕР - ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ. Составить алгоритм управления включения, а затем выключения компьютера.
4. Подвидем итоги урока: Скажите, а о чем все это время мы говорили? (управлении, алгоритме управления).
Существует специальная наука, которая изучает процессы управления. Она называется кибернетикой. Проще говоря кибернетика – это наука об управлении.
А сейчас немного исторической справки: одним из основателей науки кибернетики был американский математик Норберт Винер, который в 1948 году написал книгу «Кибернетика». Он предвидел, что в будущем управлять различными процессами станет компьютер.
5. Д/з Прф 1, Вопросы и задания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Правила поведения 2.Электромагнитные излучения 3. Вредное влияние на зрение 4.Вредное влияние на осанку 5. Вредное влияние на психику План:
Перед началом работы необходимо: — убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте; — разместить на столе тетради, учебные пособия так, чтобы они не мешали работе на компьютере; — принять правильную рабочую позу; Правила поведения
При работе в компьютерном классе категорически запрещается: — находиться в классе в верхней одежде; — размещать одежду и сумки на рабочих местах; — находиться в классе с едой и напитками; — класть книги, тетради и т.п. на клавиатуру; — присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки; — передвигать компьютеры; — открывать системный блок; — пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; — перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе; — удалять или перемещать чужие файлы; — устанавливать и запускать компьютерные игры; — использовать Интернет-ресурсы неучебного назначения Правила поведения
Современные ЖК мониторы практически не дают излучения, в отличии от боковых и задних стенок системного блока и поэтому не стоит их ставить вплотную к пользователю. Электромагнитные излучения
Можно уменьшить за счет высокого качества монитора и гимнастики для глаз. Расстояние от глаз пользователя до монитора должно составлять 50-70 см. Рабочее место должно быть достаточно освещено Вредное влияние на зрение
Рабочий стол и посадочное место должны иметь такую высоту, чтобы уровень глаз находился чуть выше центра монитора. Клавиатура должна располагаться так, чтобы пальцы рук располагались на ней свободно, без напряжения. при работе с мышью рука не должна находиться на весу. Локоть или хотя бы запястье должны иметь твердую опору. Вредное влияние на осанку
Главное это контроль окружающих и самоконтроль. Вредное влияние на психику
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Возникновение кибернетики 2. Управление 3. Алгоритм управления 4. Итоги План:
Термин «кибернетика» изначально ввёл в научный оборот Ампер, который в своём фундаментальном труде «Опыт о философии наук» (1834—1843) определил кибернетику как науку об управлении государством, которая должна обеспечить гражданам разнообразные блага. Возникновение кибернетики
Термин впервые был предложен Норбертом Винером в 1948 году, когда в США и Европе вышла его книга «Кибернетика или Управление и связь в животном и машине». Эта книга провозгласила рождение новой науки –Кибернетика. Возникновение кибернетики
Управление есть целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемые. Управление
Упражнение Определите, кто играет роль управляющего и кто играет роль объекта управления в следующих системах(заполните таблицу): Школа - класс, стая волков - стадо коров, дрессировщик- собака, автомобиль- водитель, пешеход – светофор. Управляющий Управляемый
Управление это целенаправленный процесс, т.е. команды отдаются не случайным образом, а с вполне определенной целью. Для достижения простой цели достаточно одной команды, для более сложной – последовательность команд. Объект управления называют исполнителем управляющего алгоритма. Алгоритм управления
Кибернетика – наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах. Управление – это целенаправленное воздействие управляющего объекта на объект управления. Управление происходит путем информационного воздействия Итоги:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка бинарного урока "Управление конфликтами и стрессами"
Конфликт и стресс довольно расспространенные явления в нашей жизни. Занятие помогает студентам продолжать формировать культуру общения на деловом...
Презентация к уроку "Управление с обратной связью" (9 класс)
Учебная презентация к уроку "Управление с обратной связью". Учебник по информатике и ИКТ, автор И.Г. Семакин, 9 класс....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Презентация к уроку "Управление и кибернетика."
Презентация к уроку "Управление и кибернетика. Управление с обратной связью" 9 класс учебник И Г Семакин...
История 5 класс 18 урок: Управление государством (фараоны, чиновники).
Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
Методическая разработка урока "Управление исполнителем Робот в среде PascalABC.NET"
В ходе урока учащиеся знакомятся с исполнителем Робот, выполняя задания в программной среде Pascal ABС, используемая для обучения школьников программированию и подготовки к олимпиада...