Урок для 6-го класса.Предмет Информатика. Тема "Кодирование текстовой информации".
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) на тему

Бутузова Елена Владимировна

Урок разработан в ТДМ(технология деятельгосатного метода).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока в технологии ТДМ76.03 КБ

Предварительный просмотр:

Учебник:  Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ», 6 класс

Рабочая тетрадь: Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ», 6 класс

ЦОР: Босова  Л.Л. презентация «Цифровые данные»  из http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

 (раздел Электронные образовательные ресурсы, файл 6класс.zip)

Тема: Кодирование текстовой информации

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Основные цели:

1.      сформировать понятие  о кодовой таблице символов и принципе кодирования текстовой информации

2.      закрепить знание и уточнить понимание шагов учебной деятельности, тренировать умение правильно их выполнять;

3.      тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение,  обобщение;  развивать внимание, память, речь, логическое мышление,

тренировать коммуникативные умения, навыки самоконтроля.

 

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности.

–Вспомните: чем мы занимались на последних уроках информатики? (переводили числа из десятичной системы счисления в двоичную систему

счисления и обратно)

–А почему  нас заинтересовала двоичная система? (потому что узнали, что вся информация в компьютере представляется в виде «0» и «1» ,

т.е. в двоичном коде)

– А какие  коды мы еще знаем, вспомните, какими способами мы шифровали информацию? (с помощью азбуки Морзе, с помощью чисел)

На проекционном экране пример  шифра «Азбука Морзе»:

https://sites.google.com/site/ucitelskijparkurtdm/_/rsrc/1326028521225/metodiceskaa-kopilka/kafedra-tehniceskogo-cikla/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA.png

– Сегодня у нас урок ОНЗ. Как мы будем это делать?

(повторим необходимое, выполним пробное действие, откроем новое, закрепим изученное);

 

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

На проекционном экране    кодовая таблица азбуки Морзе:

– Сколько знаков используется в данном коде? (два)

– Какие это знаки? («точка» и «тире»)

– Что это вам напоминает?  Всего два символа используется! (двоичный код)

– Заменим  «●» – на «0» , «▬» –  на «1»

– Давайте зашифруем слово «память»:

п

а

м

я

т

ь

● ▬ ▬ ●

● ▬

▬ ▬

● ▬ ● ▬

▬ ●● ▬

0110

01

11

0101

1

1001

 

А теперь запишем шифровку в строчку: ● ▬ ▬ ●● ▬ ▬ ▬ ● ▬ ● ▬ ▬ ▬ ●● ▬

 или в двоичном коде: 01100111010111001

Таким образом, получили двоичный код слова «память»

– а теперь попробуем расшифровать следующий код: 001010111101

● ● ▬ ● ▬ ●▬ ▬ ▬ ▬ ● ▬

– Кто справился? У кого нет ответа? (ответ: «урок»)

– Что вы не смогли сделать? (мы не смогли расшифровать слово одним способом)

3. выявление места  и причины затруднения.

– Рассмотрите это задание. Что мешает вам расшифровать его? ( первой буквой может быть Е (●  ), И(● ●) , У(● ● ▬ ), Ф(● ● ▬ ● )

– С остальными буквами ситуация не легче.

–Значит в чем причина затруднения? (много кодов подходит, потому что не знаем длины кода, она всегда разная, посмотрим таблицу:

 длина ровна от 1 до 6)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Сформулируйте цель урока (узнать как кодируются текстовая информация в памяти компьютера);

-Сформулируйте тему урока (Кодирование текстовой информации);

-Запишите в тетрадь число и тему урока;

-Что вам может помочь в достижении цели? (Уже известные алгоритмы и факты: вся информация в компьютере представлена в двоичном коде,

способы перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную и обратно (с помощью калькулятора и вручную),  различные способы

кодирования информации);

- Составьте план действий (Чтобы кодировать информацию таже, как компьютер, нужно сделать одинаковую длину кода)

 

5. Проблемное объяснение нового материала.

Что происходит в компьютере, когда мы нажимаем какую-либо клавишу на клавиатуре?

– происходит кодирование нажатого символа при помощи двоичного кода и запись полученного кода в оперативную память.

А что происходит, когда символ выводится на  экран монитора?

 – происходит обратный процесс – декодирование  ( в памяти двоичный код , а на на экране символ )

А если много символов подряд вводится? Компьютер также как и мы запутается, но мы знаем, что компьютер – 

бездумный исполнитель алгоритмов. Как  же ему помочь?

– Если мы  сделаем длину кода ( количество   двоичных цифр в коде) постоянной?

Например,  код символа  “d”  –  1100100 ( 7 цифр)

“я”  – 11101111 ( 8 цифр) 

Как можно сделать одинаковую длину? Какая длина должна быть?

– Надо выбрать максимальную из возможных длин (8). Почему? ( чтобы было возможно закодировать символы  код которых имеет длину 8)   

Запомнить! Цепочка из 8 «0» и «1» называется БАЙТ.

– Что нужно сделать с кодами  длина которых меньше 8-ми? Если мы к любому десятичному числу припишем  слева «0» или несколько нулей,

 оно измениться? (нет)   

А  код  – это тоже число, только двоичное. (можем дописать столько «0», сколько не хватает до 8-ми цифр).Тогда код символа  “d”  –  

01100100 (8 цифр)

Теперь  осталось определить какой код –  какому символу соответствует. Для этого  была  создана  кодовая таблица 

ASCII(American Standard Code  for Information Interchange).  В таблице каждому символу компьютерного алфавита 

https://sites.google.com/site/ucitelskijparkurtdm/_/rsrc/1326028599227/metodiceskaa-kopilka/kafedra-tehniceskogo-cikla/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA1.png

  

( т.е. символы, которые можно набрать с помощью клавиатуры ) ставится в соответствие  двоичное число.

https://sites.google.com/site/ucitelskijparkurtdm/_/rsrc/1326028632732/metodiceskaa-kopilka/kafedra-tehniceskogo-cikla/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA2.png

Теперь компьютер может поделить весь двоичный код на группы по 8 символов и бездумно декодировать их. 

 (на проекционном экране алгоритм)

6.первичное закрепление во внешней речи.

Что надо сделать, чтобы научиться кодировать текстовую информацию ,? (потренироваться).

На проекционном экране

-Для этой цели решите задачи из рабочей тетради  № 29(1), 26(4). Решаете в парах, каждый проговаривает соседу решение одной задачи по выбору.

 Ответы и ход решения сверяете с проекционным экраном. На компьютере, к которому подключен проектор, решают 2 ученика

 (на экран решение сразу не

проецируется), остальные -  в тетрадях.

- Вы научились кодировать и декодировать текстовую информацию?  (да);

-Как докажите (Напишем самостоятельную работу)

7.Самост. работа с самопроверкой по эталону

Я предлагаю  самостоятельную работу на 5 минут  (6 вариантов №  29(2, 3, 4),  № 26 (5, 6, 7)).

После самопроверки самостоятельной работы организуется рефлексия: выясняется, какие ошибки были допущены, делается их анализ и исправление.

-В чем было затруднение?

- Нашли причины затруднений? (Да)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Мы выяснили, что текстовая информация представляется в  каком виде в компьютере?

Что каждому символу ставится в соответствие?

Какова длина цепочки?

Что называется байтом?

Чем надо воспользоваться, чтобы определить код символа или символ по известному коду?

Дополнительные задания: № 32 (1 ,2), № 33 (1,2)

 

9.Рефлексия учебной деятельности.

Что нового узнали на уроке.

Достигли цели, поставленной в начале урока

Что понравилось на уроке (работа в парах, поняли, как все происходит)

Где может пригодиться новое знание?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Для чего вам необходимо выполнять д. з ( закрепить навык)

Предлагаю записать Д.З.

Вспомните русские народные пословицы и закодируйте  тексты пословиц  с помощью кодовой таблицы. Результаты запишите в файл,

 ссылку  на который получите по электронной почте.

(Учитель заранее создает файл с общим доступом в документах Google, ссылка автоматически пересылается ученикам на электронную почту.)

вклад каждого есть возможность отследить)

Материалы к уроку: Все, что выделено синим – ссылки.

Алгоритм декодирования двоичногокодатекста.pptx 

Для объяснения.ppt 

Задание.doc 

Цифровыеданные.ppt 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок информатики "Кодирование текстовой информации" для 8 класса

Урок содержит следующие этапы: Организационный момент; Проверка домашнего задания Проверка знаний учащихся; Постановка цели урока перед  учащимися; Организация восприятия новой информации...

урок информатики "Кодирование текстовой информации" для 8 класса

Урок содержит следующие этапы: Организационный момент; Проверка домашнего задания Проверка знаний учащихся; Постановка цели урока перед  учащимися; Организация восприятия новой информации...

Урок-игра на повторение раздела "Кодирование и обработка текстовой информации" для 8 класса

Предлагаю Вашему вниманию урок на повторение материала, выполненный в виде игры. Класс делится на две группы, выбирают название командам. Капитан назначает игрока, который будет отвечать на вопрос. Во...

План-конспект урока геометрии в 10 классе "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии"

План-конспект урока геометрии в 10 классе "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии"...

Презентация по информатике "Обработка текстовой информации"

УМК: Информатика, 7 класс, Угринович Н.Д., 2015....

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...

технологическая карта урока-практикума в 7 классе, предмет Обществознание с элементами Основ финансовой грамотности учащихся. Тема "Предпринимательство: бизнес-планирование"

Технологическая карта урока - практикума по обществознанию 7 класс. Урок практического применения полученных знаний.  К программному материалу  добавлен тематический блок "Бизнес и пред...