Рабочая программа по информатике для 2-4 классов
календарно-тематическое планирование по информатике и икт на тему

Макарова Галина Петровна

Рабочая программа по информатике для 2- 4 классов, составлена к УМК Матвеевой В.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasn_k_inf_2-4.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплект «ИНФОРМАТИКА» для 2–4 классов

Пояснительная записка

Руководитель авторского коллектива Матвеева Наталия Владимировна, к.п.н., старший научный сотрудник ГНУ ИСМО (ИОСО РАО)

Состав УМК:

  • Учебник «Информатика», 2 класс
  • Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 2 класс
  • Методическое пособие для учителя, 2 класс
  • Учебник «Информатика», 3 класс
  • Рабочие тетради (ч. 1, ч. 2), 3 класс
  • Тетрадь контрольных работ, 3 класс
  • Методическое пособие для учителя, 3 класс
  • Учебник «Информатика», 4 класс
  • Рабочие тетради (ч. 1, ч. 2), 4 класс
  • Тетрадь контрольных работ, 4 класс
  • Методическое пособие для учителя, 4 класс
  • комплект плакатов «Введение в информатику» (12 плакатов)
  • Методическое пособие к комплекту плакатов «Введение в информатику»

Электронное сопровождение УМК:  

Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.

Задачами курса являются:

  • формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
  • формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
  • овладение приемами и способами информационной деятельности;
  • формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:

  • информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
  • информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
  • источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
  • работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
  • средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
  • организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).

Авторский коллектив под предметной компетентностью в области информатики понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:

  • доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
  • обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
  • интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
  • оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
  • создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».

Опорные принципы разработки УМК «Информатика» для 2–4 классов

Информатика относится к предметам естественнонаучного (ЕН) цикла и, наряду с математикой, является фундаментальным ядром начального образования. Предметы ЕН цикла рассматриваются как целостная система  сведений о мире, связях, отношениях, зависимостях и закономерностях окружающей действительности. Представление информации в УМК ЕН цикла опирается на общие категории, универсальные методы познания и формализации знаний, межпредметные связи, практическую направленность знаний с опорой на актуальный опыт ребёнка. Информатика и математика вносят большой вклад в формирование у учащихся целостного ЕН мировоззрения, в развитие потребности к познанию и в формирование системного опыта как познавательной деятельности, так и практического применения знаний и умений, т. е. УМК по информатике отличается системным представлением учебной информации. При этом происходит:

  1. Поэтапное формирование понятий «информация», «система», «алгоритм» и других важных представлений.
  2. Развитие системных представлений на основе усвоения школьниками представлений о связях и отношениях объектов реальной действительности между собой и возникающих при этом системных эффектах.
  3. Формирование алгоритмического похода к решению текстовых задач, что является наиболее значимой проблемой в процессе обучения в старших классах.
  4. Единство и согласованность «по горизонтали» и «вертикали» с другими дисциплинами используемого в УМК учебного материала (межпредметная интеграция).
  5. Практическая направленность знаний с опорой на актуальный опыт ребенка работы с информацией (ее анализ, синтез и разные способы поиска, хранения, обработки и передачи).

 Моделирование как универсальный метод познавательной деятельности является одной их тем содержания информатики в начальной школе. Представление информации в УМК осуществляется в сочетании методов индукции (от реальных объектов и явлений к их формализованному описанию и построению информационных и математических моделей) и дедукции (от построения/изучения моделей на уровне концептуальных систем понятий к реальным объектам и явлениям).

Операционно-деятельностный компонент УМК «Информатика» включает в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения. Так, осуществляется формирование и развитие умения наблюдать и анализировать объекты (предметы, процессы и явления), выделять их свойства, обобщать необходимые данные, формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу, синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей, самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий. В результате происходит усвоение учащимися универсальной логики познания, развитие общих интеллектуальных умений, приобретение опыта организации познавательной, исследовательской и проектной деятельности, развитие потребности в самообразовании и многое другое. В частности, происходит формирование и развитие понятий «модель», «моделирование», овладение общими средствами информационного и математического моделирования. При организации компьютерного практикума осуществляется использование общих средств информационного и математического моделирования в организации исследования информационных объектов и при создании компьютерных проектов.

Компоненты УМК направлены на обогащение ментального опыта учащегося. Форма представления учебных материалов обеспечивает развитие когнитивного, метакогнитивного и интенционального опыта учащихся. Под когнитивным опытом мы подразумеваем психические механизмы, отвечающие за эффективную переработку информации, в том числе: способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические и понятийные структуры. Под метакогнитивным опытом – психические механизмы, обеспечивающие управление собственной интеллектуальной деятельностью, в том числе непроизвольный и произвольный (осознанный) интеллектуальный контроль, открытую познавательную позицию ребенка. Под интенциональным опытом мы понимаем психические механизмы, предопределяющие избирательность индивидуальных склонностей, в том числе интеллектуальные предпочтения, убеждения, умонастроения. В результате в ходе обучения происходит реализация задач интеллектуального воспитания учащихся как формы организации учебного процесса и внешкольной деятельности, в рамках которой каждому ученику оказывается индивидуализированная педагогическая помощь с целью совершенствования его интеллектуальных возможностей. В процессе создания УМК использовалась развернутая типологизация учебных текстов (модель) с примерами из математики (М.А. Холодная).

В УМК реализована индивидуализация обучения средствами учебного материала. Учет индивидуальных интеллектуальных различий учащихся в образовательном процессе требует сочетания типологически ориентированных форм представления содержания учебных материалов во всех компонентах УМК. В частности, при изложении учебного материала предусматривалось оптимальное сочетание вербального (словесно-семантического), образного (визуально-пространственного) и формального (символического)  способов его изложения без нарушения единства и целостности представления учебной темы. Авторы стремились средствами учебного материала разных типов учесть разнообразие познавательных стилей учащихся и обеспечить необходимым учебным материалом все возможные виды учебной деятельности. Это обеспечивает повышение успешности обучения учащихся с разным профилем интеллектуальных способностей и познавательных предпочтений, чему в немалой мере способствует использование на уроках универсального средства работы с информацией – компьютера.

Опора на требования ФГОС осуществлялась посредством изложения содержания таким образом, чтобы УМК «Информатика» для 2–4 классов полностью соответствовал понятийному аппарату и функционально-деятельностным компонентам предмета.

Обучение информатике в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД). Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Формирование УУД происходит на любом уроке в начальной школе, но особенностью курса «Информатика» является целенаправленность формирования именно этих умений. К общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках курса «Информатика», относятся познавательная, организационная и рефлексивная деятельность.

Достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  1. учебные мотивы;
  2. учебную цель;
  3. учебную задачу;
  4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
  5. метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике или химии).

Виды УУД (блоки) – это личностный блок; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; коммуникативный.

В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение:

  1. Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
  2. Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

  1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  2. планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
  3. прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  4. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  5. коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  6. оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  7. способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

В познавательный блок включаются:

  1. Общеучебные действия:
  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  3. применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  4. знаково-символические действия, включая  моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта  и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
  5. умение структурировать знания;
  6. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  7. рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  8. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  9. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  10. определение основной и второстепенной информации;
  11. свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  12. умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
  13. умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
  1. Универсальные логические действия:
  1. анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  2. синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  3. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  4. подведение под понятия, выведение следствий;
  5. установление причинно-следственных связей,   построение логической цепи рассуждений;
  6. выдвижение гипотез и их обоснование;
  1. Действия постановки и решения проблем:
  1. формулирование проблемы;
  2. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В коммуникативный блок входят коммуникативные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  2. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3. разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  4. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  5. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  6. владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Кроме формирования и развития УУД, на уроках «Информатика» школьники учатся:

  1. Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.
  2. Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
  3. Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
  4. Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).  
  5. В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.
  6. При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.
  7. При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).  
  8. Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».
  9. Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.
  10. Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.

Каким мы хотим увидеть выпускника начальной школы

Цель – это ожидаемый результат. Авторы попытались сформулировать некую текстовую информационную модель выпускника начальной школы. В результате получилось, что авторы хотят видеть выпускников такими:

  • Исследователями, использующими свое естественное любопытство для приобретения навыков, необходимых в целенаправленном исследовании.
  • Мыслителями, умеющими использовать навыки критического и творческого мышления для принятия решений и нахождения выхода из сложных ситуаций.
  • Общительными людьми, прекрасно умеющими общаться, получать информацию и обмениваться идеями, владеющими родным языком и языком науки в рамках содержания учебных предметов.
  • Уверенно и решительно осваивающими новые жизненные роли, идеи и стратегии и понимающими, что функции – это «как это работает, что оно может», что причинность – это «почему это такое», что форма – это «на что оно похоже».
  • Обладающими знаниями в необходимом объеме по всем разделам и темам начального образования.
  • Принципиальными, искренними, честными, справедливыми и открытыми для общения и получения новых знаний, то есть со стремлением к учебе и любовью к знаниям.
  • Заботливыми и глубоко чувствующими нужды других людей, готовыми придти на помощь, уважающими свое и чужое мнение, прислушивающимися к мнению старших и уважающих учителей и школу.
  • С широким кругозором, готовых воспринимать различные точки зрения и с уважением относиться к ценностям и традициям своей культуры и других культур.
  • Размышляющими о том, откуда мы «это» знаем и какова наша ответственность за все, что происходит вокруг и с нами.
  • Гармоничными личностями, понимающими важность физического и душевного развития, понимающих непосредственную их зависимость одно от другого, а также их влияние на личное благополучие.
  • Способными размышлять и конструктивно анализировать свои сильные и слабые стороны, работать над собой.
  • Помнящими, что безграмотным считается не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться.
  • Умеющими определять свою цель, эмоционально не зависеть от проверок, воспринимать новое и не бояться идти вперед.
  • Умеющими учиться, работать с информацией и данными с помощью компьютера и современных информационных технологий.  

Использование все компонентов УМК по курсу «Информатика» обеспечивает выполнение следующих требований к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу:

знать/понимать

  • основные источники информации;
  • назначение основных устройств компьютера;
  • правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);

уметь

  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель;
  • составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;
  • составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);
  • распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
  • сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;
  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;
  • различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
  • различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
  • выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
  • определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;
  • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
  • сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;
  • обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;
  • самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;  
  • осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;
  • решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
  • осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
  • изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.

Методика обучения информатике в начальной школе подразумевает реализацию принципа «от активности учителя в процессе обучения – к активности учащегося». В соответствии с этим принципом разработано содержание компонентов УМК. Оно ориентировано на управление познавательной деятельностью учащихся, при этом дидактический акцент смещается от преподавания к учению. УМК в составе своих компонентов обеспечивает необходимое разнообразие, полноту и достаточность средств для саморегуляции учебной деятельности учащихся. Переход от репродуктивного усвоения знаний к сознательному, формирование опыта самоорганизации познавательной деятельности, культуры работы с информацией, постепенное формирование навыков самообразования. Принцип реализуется поэтапно по мере развития школьника от класса к классу (2–4).

Программа курса «Информатика» для 2–4 классов

Пояснительная записка

Цель обучения – это ожидаемый результат. Общая цель начального образования выражена в требованиях к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Стандарт устанавливает следующие требования:

1-ая группа требований – к личностным результатам:  1.1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, 1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, 1.3) социальные компетенции, 1.4) личностные качества; 1.5) сформированность основ гражданской идентичности.

2-ая группа требований – к метапредметным результатам:  освоенные обучающимися универсальные учебные действия 2.1) познавательные, 2.2) регулятивные и 2.3) коммуникативные, обеспечивающие 2.4) овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, 2.5) овладение межпредметными понятиями.

3-я группа требований – к предметным результатам: 3.1) освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; 3.2) систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира

1-я группа требований: личностные результаты 

Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель-ученик»:

1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию

1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции  

1.3) социальные компетенции

1.4) личностные качества  

2-я группа требований:   метапредметные результаты 

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время:

освоение универсальных учебных действий:

2.1) познавательных

2.2) регулятивных

2.3) коммуникативных

2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)

3-я группа требований:   предметные результаты

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время:

См. выше п. 12.2 и 12.6

Варианты планирования курса информатики в школьном расписании

Базисный образовательный план предоставляет школе широкие возможности включения информатики в учебный план и расписание начальной школы. В частности, школа может использовать вариативную часть базисного образовательного плана. Вариативная часть базисного образовательного плана учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение, субъект РФ. В первом классе в соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку учащихся, вариативная часть отсутствует.

Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет указанных в базисном образовательном плане часов на внеурочные занятия, общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника, поскольку часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей. Важно, что эти часы направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Очень эффективно проводить занятия по информатике в форме кружков по освоению информационных технологий, а также в форме секций по созданию интегрированных проектов. 

Занятия могут проводиться учителем начальной школы, учителем информатики или педагогом дополнительного образования. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Возможно создание различных программ обучения по курсу. Вариант курса зависит от того, в какой образовательной области школа видит информатику в начальном образовании.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса в начальной школе

Материально-техническое обеспечение информационной образовательной среды для реализации обучения информатике и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении других дисциплин – это:

  • минимальная модель электронно-программного обеспечения:
  • один компьютер на рабочем месте учителя;
  • презентационное оборудование;
  • выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет – только для учителя начальной школы, для учащихся – все приготовлено учителем («давайте познакомимся …»);
  • целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении информатике на компакт-дисках;
  • цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР  www.school-collection.edu.ru).
  • базовая модель Электронно-программного обеспечения:
  • компьютерный класс (сеть, сервер);
  • презентационное оборудование;
  • выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети интернет – только для учителя начальной школы, для учащихся – все приготовлено учителем («давайте познакомимся …»);
  • ресурс к УМК  на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;
  • сетевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике на компакт-дисках;
  • цифровые зоны: компьютерной графики (граф – планшеты на каждом рабочем месте, цифровой фотоаппарат на класс), коммуникационная (веб-камера, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР  www.school-collection.edu.ru), клавиатурного письма.

  • расширенная модель электронно-программного обеспечения: 
  • компьютерный класс (2 компьютерных класса и более, сеть, сервер);
  • презентационное оборудование;
  • выход в Интернет (в начальной школе выход в открытое информационное пространство сети Интернет – только для учителя начальной школы или под руководством и в присутствии учителя, для учащихся на уроке – все приготовлено учителем («давайте познакомимся …»);
  • ресурс к УМК  на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;
  • сетевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике на компакт-дисках;
  • цифровые зоны начальной школы – это дополнительные  специализированные лаборатории или отдельные компьютеры, на которых установлено специальное оборудование и ПО: цифровая киностудия (соответствующие  программы, микшерский пульт, магнитофоны, разные кинокамеры и др.); издательское рабочее место (верстальные программы, корректоры, словари и пр., брошюровщик, ризограф); рабочее место для Web-дизайна (графический планшет, Web-конструкторы, сканеры, сложные графические пакеты для работы с фото и видео) и пр.


Поурочное планирование для 2 класса

Авторы: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак,  Н.К. Конопатова,  Л.П Панкратова

Урок/ компакт- диск к уроку

Тема и ее основное содержание урока/ компакт диска к уроку

Рекомендуемые ЦОР Единой коллекции

 􀀝 

Виды информации человек и компьютер

1

§ 1. Человек и информация

1) 􀀝 175 – презентация «Человек и информация»

2) 􀀝 174 – задание «Человек и информация»

3) 􀀝 129 – презентация «Виды информации»

4) 􀀝 89, 90, 91, 92 – задания.

5) 􀀝 102 – плакат «Виды информации по способу восприятия»

6) 􀀝 77 – плакат «Виды информации по форме представления»

7) 􀀝 6 – презентация «Инструкция по работе с клавиатурным тренажером»

2

§ 2. В мире звуков

1) 􀀝 172 – презентация «В мире звуков»

2) 􀀝 170 – задание «Выбери объект по звуку»

3) 􀀝 1 – как пользоваться интерактивным словарем

4) 􀀝 77 – плакат «Виды информации по форме представления»

5) 􀀝 81 – иллюстрация «Мальчик и телефон»

6) 􀀝 169 – видеофрагмент «Звучащие объекты»

7) 􀀝 6 – презентация «Инструкция по работе с клавиатурным тренажером»

3

§ 3. Какая бывает информация

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 3 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «а» и «о»)

3) 􀀝 52 – плакат «Виды информации по форме организации»

4) 􀀝 69 – плакат «Хранение информации»

5) 􀀝 71 – иллюстрация «Хранение информации»

4

§ 4. Источники информации

1) 􀀝 72 – презентация «Источники информации»

2) 􀀝 165 – презентация «Источники информации»

3) 􀀝 2 – электронный словарь

4) 􀀝 5 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «в» и

 «л»)

5) 􀀝 26 – плакат «Схема передачи информации»

5

§ 5. Приемники информации

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 7 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «ы» и «д»)

3) 􀀝 160 – презентация «Приемники информации»

4) 􀀝 52 – плакат «Виды информации по форме организации»

5) 􀀝 69 – плакат «Хранение информации»

6

§ 6. Радио и телефон

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 38 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «и» и «т»)

3) 􀀝 … Презентация «Радио и телефон»

4) 􀀝 147 – Тренажер мыши, задание «Передвижение и клик»

7

§ 7. Компьютер как инструмент

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 156 – Тренажер мыши, задание «Удали попарно»

3) 􀀝 150 Презентация «Функции и задачи компьютера»

8

Повторение, работа со словарем и тестирование.

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 13 – тест «Виды информации»

Кодирование информации

9

§ 8. Носители информации

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 70 – задание «Носители информации»

3) 􀀝 157 – Тренажер мыши, задание «Поймай экранный объект»

4) 􀀝 8 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «п» и «р»)

10

§ 9. Кодирование информации

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 134 – презентация «Виды алфавита»

3) 􀀝 158 – Тренажер мыши, задание «Найди свою скорость»

4) 􀀝 12 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «е» и «н»)

5) 􀀝 128 – презентация «Запись чисел»

11

§ 10. Алфавит и кодирование информации

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 135 – презентация «Алфавит и кодирование»

3) 􀀝 23 и 25 – задание «Закодируй слова»

4) 􀀝 9 – задание «Интерактивная головоломка»

5) 􀀝 18 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «м» и «ь»)

12

§ 11. Английский алфавит и славянская азбука

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 15 – задание «Слово и смысл»

3) 􀀝 24 – задание «Декодируй слова»

4) 􀀝 149 – задание «Декодируй»

5) 􀀝 31 – плакат «Преобразование информации»

13

§ 12. Письменные источники информации

1) 􀀝 133 – презентация «Письменность»

2) 􀀝 4 – задание «Клавиатурный тренажер»

3) 􀀝 32 – плакат «Представление информации»

14

§ 13. Разговорный и компьютерный языки

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 132 – презентация «Какие языки бывают»

3) 􀀝 23 – задание «Закодируй слова»

4) 􀀝 36 – задание «Декодируй сообщение на английском»

15

§ 14. Текстовая и графическая информация

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 25 – задание «Закодируй слово»

3) 􀀝 30 – Тренажер мыши, задание «Электронный конструктор»

4) 􀀝 33 – задание «Дополни пропущенное»

5) 􀀝 84 – иллюстрация «Графическая информация»

16

Работа со словарем (как повторение) и контрольная работа и/или тестирование.

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 55 – реши головоломку

Числовая информация и компьютер

17

§ 15. Числовая информация

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 122 – презентация «Числовое кодирование»

3) 􀀝 37 – Тренажер набора чисел

4) 􀀝 34 – задание «Заполни пропущенное в числовом ряду»

5) 􀀝 53 – задание на двоичное кодирование «Найди закономерность»

18

§ 16. Время и числовая информация

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 123 – презентация «Время и числовая информация»

3) 􀀝 125 – интерактивное задание «Перекодируй дату»

4) 􀀝 127 – задание-тренажер «Время»

5) 􀀝 55 – задание на кодирование «Пляшущие человечки»

19

§ 17. Число и кодирование информации

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 46 – задание «Закодируй»

3) 􀀝 51 – интерактивное задание «Запиши римскими числами»

4) 􀀝 45 – задание-тренажер «Закодируй»

20

§ 18. Код из двух знаков

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 43 – тренажер двоичного кодирования

21

§ 19. Помощники человека при счете

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 119 – тренажер «Калькулятор»

3) 􀀝 120 – тренажер «Как люди считали»

22

§ 20. Память компьютера

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 45 – тренажер «Бинарный код»

3) 􀀝 121 – презентация «Бинарное кодирование»

23

Повторение, работа со словарем и контрольная работа и/или тестирование

􀀝 2 – электронный словарь

Данные

24

§ 21. Данные

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 68 – тренажер «Бинарный код»

3) 􀀝 93 – презентация «Бинарное кодирование»

4) 􀀝 108 – презентация «Бинарное кодирование»

5) 􀀝 146 – презентация «Бинарное кодирование»

25

§ 22. Текстовые данные

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 19 – интерактивный тренажер «Смысл текста»

3) 􀀝 103 – задание «Найди закономерность и вставь пропущенное»

4) 􀀝 109 – задание «Восстанови смысл испорченного текста»

5) 􀀝 111 – презентация «Работа со смыслом»

26

§ 23. Передача данных

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 16 – интерактивное задание

3) 􀀝 106 – задание «Хранение и передача информации»

4) 􀀝 139 – задание «Шифрование»

5) 􀀝 141 – задание «Зашифруй для передачи»

27

§ 24. Компьютер и обработка данных

1) 􀀝 2 – электронный словарь

2) 􀀝 111 – презентация «Память компьютера»

28

Работа со словарем (как повторение) и контрольная работа и/или тестирование

1) 􀀝 2 – электронный словарь

5) 􀀝 114 – тест «Виды памяти»

29

Повторение пройденного за год

􀀝 2 – электронный словарь

30–34

РЕЗЕРВ



Поурочное планирование для 3 класса

Инвариантная часть курса (1 час в неделю)

Авторы: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак,  Н.К. Конопатова,  Л.П. Панкратова

Урок/ Компакт-диск к уроку

Содержание урока/ компакт диска к уроку

Знакомство с информатикой

1

§ 1. Человек и информация

2

§ 2. Источники и приемники информации

3

§ 3. Искусственные и естественные источники информации

4

§ 4. Носители информации

5

§ 5. Что мы знаем о компьютере

6

Работа со словарем, контрольная, тестирование

Действия с информацией

7

§ 6. Немного истории о действиях с информацией

8

§ 7. Сбор информации

9

§ 8. Представление информации

10

§ 9. Кодирование информации

11

§ 10. Декодирование информации

12

§ 11. Хранение информации

13

§ 12. Обработка информации

14

Работа со словарем, контрольная, тестирование

Объект и его характеристика

15

§ 13. Объект

16

§ 14. Имя объекта

17

§ 15. Свойства объекта

18

§ 16. Общие и отличительные свойства

19

§ 17. Существенные свойства и принятие решения

20

§ 18. Элементный состав объекта

21

§ 19. Действия объекта

22

§ 20. Отношения между объектами

23

Повторение, работа со словарем

24

Контрольная, тестирование

Информационный объект и компьютер

25

§ 21. Информационный объект и смысл

26

§ 22. Документ как информационный объект

27

§ 23. Электронный документ и файл

28

§ 24. Текст и текстовый редактор

29

§ 25. Изображение и графический редактор

30

§ 26. Схема и карта

31

§ 27. Число и программный калькулятор

32

§ 28. Таблица и электронные таблицы

33

Подготовительная контрольная и работа над ошибками

34

Годовая контрольная, тестирование

Поурочное планирование

к учебнику «Информатика» для 4 класса

Авторы:

Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак,  Н.К. Конопатова,  Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова

Инвариантная часть курса (1 час в неделю)

Урок/ компакт-диск к уроку

Содержание урока / компакт-диска к уроку

Повторение

1

§ 1. Человек и информация

2

§ 2. Действия с информацией

3

§ 3. Объект и его свойства

4

§ 4. Отношения между объектами

5

§ 5. Компьютер

6

Повторение, компьютерный практикум

7

Работа со словарем и контроль

Понятие, суждение, умозаключение

8

§ 6. Понятие

9

§ 7. Деление и обобщение понятий

10

§ 8. Отношения между понятиями

11

§ 9. Совместимые и несовместимые понятия

12

§ 10. Понятия «истина» и «ложь»

13

§ 11. Суждение

14

§ 12. Умозаключение

15

Повторение, компьютерный практикум

16

Работа со словарем и контроль

Модель и моделирование

17

§ 13. Модель объекта

18

§ 14. Модель отношений между понятиями

19

§ 15. Алгоритм

20

§ 16. Исполнитель алгоритма

21

§ 17. Компьютерная программа

22

Повторение, работа со словарем

23

Повторение, подготовка к контрольной работе, работа со словарем, контрольное тестирование

Информационное управление

24

§ 18. Управление собой и другими людьми

25

§ 19. Управление неживыми объектами

26

§ 20. Схема управления

27

§ 21. Управление компьютером

28

Повторение, тестирование, игры и эстафеты

29

Работа со словарем, контрольная, тестирование

30

Повторение, работа со словарем, компьютерный практикум (зачет)

31

Предварительная контрольная, работа над ошибками, игры и эстафеты

32

Итоговая контрольная и тестирование

33-34

Резерв (игры, эстафеты)

Всего 34 часа

Вариативные поурочные планы с учетом предложенных вариантов программы курса информатики в начальной школе представлены авторами в методическом пособии к УМК и будут адаптироваться к потребности школы с использованием сетевого взаимодействия с учителями на сайте методической службы издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» www.metodist.lbz.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...