урок по теме Кодирование
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Макарова Галина Петровна

конспект и презентация у обобщающему уроку по теме "Кодирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc150 КБ
Microsoft Office document icon poslovitsy_o_more.doc34.5 КБ
Microsoft Office document icon soobshchenie_o_morze.doc342 КБ
Office presentation icon urok_5_kl_puteshestvie.ppt1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Морские приключения. Кодирование информации»

5 класс

Цели урока:

  1. Закрепить понятия  кода, кодирования, декодирования;
  2. Закрепить знания  учащихся о многообразии окружающих человека кодов, ролью кодирования информации в жизни человека;
  3. Совершенствовать умения обучающихся кодировать и декодировать информацию разными способами;
  4. Развивать логическое мышление на основе упражнений на кодирование информации.
  5. Воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок – закрепление пройденного  материала.

Методы обучения: урок-путешествие с применением игровой технологии.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.

Приборы и оборудования: ПК, проектор, презентация, карточки с заданиями для кодирования,  инструктивные карты для каждого учащегося, рисунки с изображениями.

План урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин).
  2. Постановка целей урока. Отправление в путешествие (1 мин).
  3. Закрепление знаний по  теме(теоретический блок) (2-3 мин).
  4. Закрепление материала (практический блок). Морские приключения  (4 комплекта заданий  по 5-7 мин).
  5. Физминутка. (2 мин)
  6. Подведение итогов урока. (4-5 мин)
  7. Д/З.   (1 мин)

Ход урока

1. Организационный момент.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие – «Морское приключение». Прошу всех занять свои места согласно штатного расписания на корабле.  

2. Постановка целей урока. Отправление в путешествие.

Наше путешествие будет проходить через океан знаний. Вы сможете, добравшись до острова, найти клад. Но чтобы это сделать вам придется решить много  интересных заданий. Предлагаю разделиться на две команды. (в соответствии с рядами парт) Выбрать капитанов.

3. Закрепление знаний по  теме (теоретический блок)

Перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны повторить, что мы изучали в последнем блоке тем.

- что изучали  ( кодирование и декодирование информации)

- Ребята,  что же значит слово кодирование. Подберите однокоренные слова к слову кодирование.

Ребята должны предложить КОД, КОДИРОВАТЬ, КОДИРОВКА, КОДИРОВЩИК.

- что такое код

Код – система условных знаков для представления информации.

-Что такое кодирование?

Кодирование – представление информации в удобную для хранения, передачи, обработки форму с помощью некоторого кода.

-что представляет собой процесс декодирования

Декодирование – процесс обратный кодированию.

- Где встречались с закодированной информацией (тема урока, оценки)

- Назовите способы кодирования информации.

- как вы считает, какие из них пригодятся нам в морском путешествии?

Флажковая азбука, азбука морзе,  шифровальная таблица, координатная плоскость,  правила для декодирования, семафорная азбука.

4. Закрепление материала (практический блок). Морские приключения

Задание 1. Над нашим кораблем подняты флаги. (слайд) расшифруйте сообщение

Счастливого пути

Подведение итогов. Команда, первая выполнившая задание получает красный флажок (5 баллов), вторая – желтый (4 балла)

Следующее задание (2) будет для вашей команды девизом.

Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки следующей кодовой таблицы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

К

Л

М

Н

О

Ь

Ъ

Ы

Э

Ю

Я

пробел

2

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ч

Ц

Ш

Щ

,

3

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

.

Расшифруйте следующее сообщение:

№ 1 Без воды и на хорошей лодке не поплывешь.

(2,3)(6,3)(9,3)(12,1)(3,3)(5,1)(5,3)(8,1)(12,1)(10,3)(12,1)(4,1)(1,3)(12,1)(7,2)(5,1)(2,2)(5,1)(10,2)(6,3)(11,3)(12,1)(2,1)(5,1)(5,3)(1,1)(6,3)(12,1)(4,1)(6,3)(12,1)(1,2)(5,1)(1,2)(2,1)(8,1)(3,3)(7,3)(10,2)(6,1)(12,3)

№ 2  Море сильного любит, а бессильного губит.

(3,1)(5,1)(2,2)(6,3)(12,1)  (3,2)(10,3)(2,1)(6,1)(4,1)(5,1)(4,3)(5,1)  (2,1)(10,1)(2,3)((10,1)(2,3)(10,3)(4,2)(12,2)(12,1)(1,3)(12,1)(2,3)(6,3)(3,2) (3,2)(10,3)(2,1)(6,1)(4,1)(5,1)(4,3)(5,1)(12,1)(4,3)(5,2)(2,3)(10,3)(4,2)(12,3)

№ 3 Море так же глубоко в штиль, как и в шторм.

3,1)(5,1)(2,2)(6,3)(12,1)((4,2)(1,3)( 1,1)(12,1)(8,3)(6,3)(12,1)(4,3)(2,1)(5,2)(2,3)(5,1)(1,1)(5,1)(12,1)(3,3)(10,2)(4,2)(10,3)(2,1)(6,1)(12,2)(12,1)(1,1)(1,3)(1,1)(12,1)(10,3)(12,1)(3,3)(12,1)(10,2)(4,2)(5,1)(2,2)(3,1)(12,3)

Подведение итогов (флажки на мачты кораблей)

Задание 3.

Поздравляю, вы добрались до острова.

Капитан прокладывает путь к сундуку с кладом.

Конкурс капитанов  (пантомима), задача команды определить где проходит капитан. (подсказка на слайде - карта и условные знаки)

Команда записывает, где шел капитан, 1 член команды зачитывает.

Задания для капитанов:

Человеку, который занимается кодированием информации, требуется хорошее воображение. Представьте, что вы  высадились на берег, и идете по пустыне. А теперь представьте, что песок нагрелся до такой степени, что ноги просто обжигает, необходимо как можно быстрее пройти этот путь.

Перед нами река. Давайте посмотрим, что же там за этим мостиком. Идем по деревянному мосту. Ой, он старый, шатается. Осторожно, не упадите в пропасть, держите равновесие.

Опять препятствие, на нашем пути встретились высыхающее болото, но можно замочить ноги. Передвигаемся по кочкам. Скорей, скорей.

Вдруг кочки закончились, наши ноги стали вязнуть в болоте, нам трудно передвигаться, но мы справляемся и с этим испытанием. Выходим на твердую землю!

Ответ команды: горячий песок, мостик, кочки, болото, земля!

Подведение итогов (флажки на мачты кораблей)

Задание 4

В сундуке спрятана записка и какой-то предмет.

Чтобы узнать, что спрятано в сундуке, вам необходимо

Команду разделить на две половины.

Первая часть команды определяет, что спрятано в сундуке:  на координатной плоскости отметить и пронумеровать точки, координаты которых приведены ниже.

-что необходимо помнить? (первое число – по оси ОХ, второе – по оси ОУ.

Рис. 1.    1 (1,13), 2(7,13), 3(7,15), 4(9,13), 5 (9,9), 6(13,9), 7(15,11), 8(15,9), 9(13,7), 10(13,1) 11(11,1) 12(11,5) 13(7,5) 14(7,1), 15(5,1), 16(5,9) 17(1,9)  Соедини 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-1.

Рис. 2     1(6,1), 2(6,11), 3(17,11), 4(17,1), 5(10,5), 6(10,8), 7(13,8), 8(13,5), 9(8,13), 10(8,18),11(10,18),12(10,15)

Соедини 1-2-3-4-1;   3-4;      5-6-7-8-5;  9-10-11-12

Рис. 3     1(18,1), 2(18,3), 3(22,7), 4(22,12), 5(18,8), 6(18,19), 7(22,19), 8(27,23), 9(21,22), 10(19,25),11(17,22),12(9,24), 13(14,19)

Соедини 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-7

Вторая  часть команды «читает» записку,  спрятанную в сундуке. Для этого им необходимо сесть за компьютеры.

Физминутка – повторение правил ТБ

Повторим правила ТБ, чтобы приступить к работе на компьютерах.

1.В класс как ветер залетай,

Все вокруг себя сметай.

2. Ставьте стулья аккуратно,

Чтобы было всем приятно.

 3. Сколько проводов вокруг,

Дергай их смелее друг.

 4. Клавиши ПК – не гвозди,

Не стучи по ним со злостью.

5. Не успел поесть – это не беда,

Можешь за компьютером кушать хоть когда.

 6. Пальцами экран не трогай,

Здесь такой порядок строгий.

Командам приступить к выполнению задания!

Известно, что некто для шифрования сообщений после каждой гласной буквы вставляет букву «А», а после согласной – букву «Т». Декодируйте зашифрованную информацию.

Зашифрованная информация

Восстановленная информация

ПТЕАРТЕАДТ  МТОАРТЕАМТ  ВТСТЕА  РТААВТНТЫА

Перед морем все равны

МТОАРТЯАКТАА  ИАСТПТЫАТТЫАВТААЕАТТ ШТТТОАРТМТ

Моряка испытывает шторм

МТОАРТЕАХТОАДТАА  ВТИАДТААТТЬ  ПТОА ПТОАХТОАДТКТЕА

Морехода видать по походке

СТТТААВТЬ  ПТААРТУАСТ  ПТОАДТ  ХТОАРТОАШТИАЙ  ВТЕАТТЕАРТ

Ставь парус под хороший ветер.

Что у вас в сундуках?

Подведение итогов (флажки на мачты кораблей)

Я поздравляю всех с успешным завершением путешествия. Нам необходимо подвести  итоги.

Первая команда  получила ___ красных флажков, _____ желтых. Итог ____ баллов.

Вторая команда  получила ___ красных флажков, _____ желтых. Итог ____ баллов.

Первая команда получает  послание…. (семафорная азбука – молодцы)

Вторая команда получает сообщение  (азбука Морзе – удачи).

Всем спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки следующей кодовой таблицы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

К

Л

М

Н

О

Ь

Ъ

Ы

Э

Ю

Я

пробел

2

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ч

Ц

Ш

Щ

,

3

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

.

Расшифруйте следующее сообщение:

Без воды и на хорошей лодке не поплывешь.

(2,3)(6,3)(9,3)(12,1)(3,3)(5,1)(5,3)(8,1)(12,1)(10,3)(12,1)(4,1)(1,3)(12,1)(7,2)(5,1)(2,2)(5,1)(10,2)(6,3)(11,3)(12,1)(2,1)(5,1)(5,3)(1,1)(6,3)(12,1)(4,1)(6,3)(12,1)(1,2)(5,1)(1,2)(2,1)(8,1)(3,3)(7,3)(10,2)(6,1)(12,3)

Море сильного любит, а бессильного губит.

(3,1)(5,1)(2,2)(6,3)(12,1)  (3,2)(10,3)(2,1)(6,1)(4,1)(5,1)(4,3)(5,1)  (2,1)(10,1)(2,3)((10,1)(2,3)(10,3)(4,2)(12,2)(12,1)(1,3)(12,1)(2,3)(6,3)(3,2) (3,2)(10,3)(2,1)(6,1)(4,1)(5,1)(4,3)(5,1)(12,1)(4,3)(5,2)(2,3)(10,3)(4,2)(12,3)

Море так же глубоко в штиль, как и в шторм.

3,1)(5,1)(2,2)(6,3)(12,1)((4,2)(1,3)( 1,1)(12,1)(8,3)(6,3)(12,1)(4,3)(2,1)(5,2)(2,3)(5,1)(1,1)(5,1)(12,1)(3,3)(10,2)(4,2)(10,3)(2,1)(6,1)(12,2)(12,1)(1,1)(1,3)(1,1)(12,1)(10,3)(12,1)(3,3)(12,1)(10,2)(4,2)(5,1)(2,2)(3,1)(12,3)

Перед морем все равны. 

Учись, матрос,— капитаном будешь.

 В море раз побудешь, век не забудешь.

 Каждое море штормит по-своему.

Море любит смелых да умелых.

Морехода видать по походке

Моряка испытывает шторм.

Не всякая веревка — трос, не всяк, кто с ленточками,— матрос.

Плавай с двумя якорями- потеряешь один, выручит другой

Повиновение капитану — первая обязанность матроса.

Ставь парус под хороший ветер.

Известно, что некто для шифрования сообщений после каждой гласной буквы вставляет букву «А», а после согласной – букву «Т». Декодируйте зашифрованную информацию.

Зашифрованная информация

Восстановленная информация

ПТЕАРТЕАДТ  МТОАРТЕАМТ  ВТСТЕА  РТААВТНТЫА

Перед морем все равны

МТОАРТЯАКТАА  ИАСТПТЫАТТЫАВТААЕАТТ ШТТТОАРТМТ

Моряка испытывает шторм

МТОАРТЕАХТОАДТАА  ВТИАДТААТТЬ  ПТОА ПТОАХТОАДТКТЕА

Морехода видать по походке

СТТТААВТЬ  ПТААРТУАСТ  ПТОАДТ  ХТОАРТОАШТИАЙ  ВТЕАТТЕАРТ

Ставь парус под хороший ветер.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Задание 1 экскурсоводу

ПОСМОТРИТЕ на слайд

Сэмюэл Финли Бриз МОРЗЕ  (1791 — 1872), американский художник и изобретатель. В 1837 году изобрел телеграфный аппарат, а на следующий год — телеграфный код (азбуку Морзе).

В 1838 Морзе разработал специальный код (азбука Морзе) и послал первое телеграфное сообщение: «Чудны дела твои, Господи!»

Код азбуки Морзе состоит из 3 знаков в алфавите - (точка, тире, пауза)

Посмотрите на слайд: сам Морзе, его аппарат, Кодировочная таблица.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морское приключение Занять места согласно штатного расписания

Слайд 2

Знания по какой теме нам понадобятся? Назовите однокоренные слова к слову кодирование. - что такое код Код – система условных знаков для представления информации. -Что такое кодирование? Кодирование – представление информации в удобную для хранения, передачи, обработки форму с помощью некоторого кода. -что представляет собой процесс декодирования Декодирование – процесс обратный кодированию. - Назовите способы кодирования информации. Графический, числовой, символьный - как вы считает, какие из них пригодятся нам в морском путешествии? Флажковая азбука, азбука Морзе, шифровальная таблица, семафорная азбука

Слайд 5

Отдать швартовы! Начинаем путешествие!

Слайд 6

Девиз вашей команды ? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 К Л М Н О Ь Ъ Ы Э Ю Я пробел 2 П Р С Т У Ф Х Ч Ц Ш Щ , 3 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й . Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки следующей кодовой таблицы Декодируйте полученные сообщения

Слайд 7

Девиз вашей команды ? Без воды и на хорошей лодке не поплывешь. Море сильного любит, а бессильного губит.

Слайд 9

Что в сундуке?

Слайд 10

Физминутка В класс как ветер залетай, Все вокруг себя сметай. Ставьте стулья аккуратно, Чтобы было всем приятно. Сколько проводов вокруг, Дергай их смелее друг. Клавиши ПК – не гвозди, Не стучи по ним со злостью. Пальцами экран не трогай, Здесь такой порядок строгий. Не успел поесть – это не беда, Можешь за компьютером кушать хоть когда.

Слайд 11

Что в сундуке?

Слайд 12

Подведем итоги Первая команда – Вторая команда -

Слайд 13

Сообщения для команд ..-. -.. .- ---. ---.

Слайд 14

Домашнее задание Вспомнить, что изучали в 4 классе о компьютере и его дополнительных устройствах

Слайд 15

Спасибо за урок! До новых встреч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Кодирование информации"

Тест рассчитан на два варианта, содержит задания с выбором ответа и с ответом в краткой форме....

Решение примеров по теме "Кодирование информации"

"Урок на тему:Решение примеров по теме "Кодирование информации""...

тест по теме "Кодирование звуковой информации " 9 класс

в данном тесте проверяются знания по данной тематике в ходе теоритических вопросов и умения решать задачи по данной теме...

Тест по теме "Кодирование и обработка текстовой информации"

Тест для учащихся 9 класса по теме "Кодирование и обработка текстовой информации" УМК Угринович...

Конспект урока по теме "Кодирование информации"

Цели урока:- помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы отсчета, познакомить с двоичной, восьмеричной и шестнадца...

Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"

Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает  сильный эмоциональный отклик,  радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...