Урок «Арифметические действия в двоичной системе счисления»
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Волкова Елена Геннадиевна

Урок совершенствования знаний и навыков. 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemy_schisleniya.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Место урока: Урок № 5 в блоке уроков «Системы счисления», урок №2 в теме «Арифметические действия в двоичной системе счисления» в 9 классе.

        На данный блок отводится 7 уроков:

  1. «Понятие системы счисления. Непозиционные и позиционные системы счисления». На этом уроке учащиеся знакомятся с понятием системы счисления, видами систем счисления; знакомятся с определениями алфавита и основания системы счисления, алфавитами основных позиционных систем счисления.
  2. «Позиционные системы счисления и представление чисел в них. Перевод чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему счисления». На этом уроке учащиеся знакомятся с принципами построения многоразрядных чисел в позиционных системах счисления, развернутой записью числа и алгоритмом перевода чисел в десятичную систему счисления на основании этой записи.
  3. «Перевод чисел из десятичной  системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления». Изучается алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в другие позиционные системы счисления.
  4. «Арифметические действия в двоичной системе счисления. Урок 1». Учащиеся знакомятся с правилами двоичной арифметики.
  5. «Арифметические действия в двоичной системе счисления. Урок 2».
  6. Заключительный урок блока «Системы счисления». Урок обобщения и контроля знаний.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Метод обучения: Репродуктивный,  групповой.

Исходный уровень  умений и навыков:

Учащиеся знают: 

        Понятия:  позиционные  и непозиционные системы счисления, алфавит системы счисления, основание системы счисления.

Правила и алгоритмы: алгоритмы перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно; правила двоичного сложения, умножения, вычитания и деления.

Учащиеся умеют: записывать число в любой системе счисления в развернутом виде, применять алгоритмы перевода двоичных, восьмеричных, шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления и обратно, выполнять арифметические действия над двоичными числами.

Оборудование: школьная доска, раздаточный материал (карточки с заданиями), кодоскоп, кодопленки, рабочие тетради учащихся и тетради для самостоятельных работ.

Цели урока:

  1. Образовательная:  учащиеся совершенствуют и закрепляют знания правил арифметических действий над двоичными числами, решая примеры и задачи.

  1. Развивающая: учащиеся повышают свои умения в применении правил действий над двоичными числами, решая примеры и задачи разного уровня сложности. Развивают внимание, логическое мышление,  коммуникативные навыки, умение работать в парах, а также самостоятельно выполнять задания различного уровня сложности.

  1. Воспитательная: осваивая арифметические действия над двоичными числами, учащиеся лучше понимают принципы работы компьютера, а именно, как в компьютере производятся вычисления. Воспитывают  в себе волю и настойчивость для достижения конечного результата, воспитывают чувство ответственности, толерантности. Воспитывают умение объективно оценивать свой труд.

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний и их коррекция (5 мин.)
  3. Отработка навыков (8 мин.)
  4. Отработка и закрепление навыков в парах (10 мин.)
  5. Проверка и анализ работы в парах (5 мин.)
  6. Самостоятельная работа (10 мин.)
  7. Подведение итогов (2 мин.)
  8. домашнее задание (2 мин.)

Ход урока:

Этапы, время

Содержание

Обоснование

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент (3 мин.)

 Приветствует учащихся.

 Отмечает отсутствующих.

Разъясняет ученикам тему и цель урока: «План нашего урока написан на доске.  Сегодня мы продолжим выполнять арифметические действия над  двоичными числами. Цель нашего урока – научиться применять те правила двоичной арифметики, с которыми мы познакомились на прошлом уроке и закрепить эти навыки. А как вы думаете, почему именно двоичным числам и правилам действий над ними мы уделяем так много внимания?» Выслушивает предположения детей. Если ответ найдет, одобряет его, если учащиеся затрудняются, помогает им.

«Часть урока вы будете работать в парах такого состава:…» Разбивает группу на пары: более сильный и менее сильный ученик, и предлагает: «Пересядьте, пожалуйста, чтобы в дальнейшем нам не терять на это время. Запишите в тетради число и тему урока.»

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Внимательно слушают.

Задумываются над вопросом. Выдвигают предположения. Кто-то из учащихся вспоминает, что именно двоичная система счисления применяется для представления чисел в компьютере.

Пересаживаются в соответствии с составом пар. Записывают число и тему урока в тетрадь.

Настроить класс на рабочий ритм. Мобилизовать учащихся для включения в учебный процесс.

Добиться осознания важности темы, замотивировать на серьезную работу. Осознание связи понимания  данной темы с пониманием принципов работы компьютера.

Создание ситуации успеха для всех учащихся.

Уместен небольшой рабочий шум.

2.

Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

(5 мин.)

 Предлагает начать с проверки домашнего задания. К доске вызывает двух учеников. Одному предлагает выполнить примеры из домашнего задания на сложение и деление, другому на умножение и вычитание.

Говорит: «Пока ребята решают, давайте с вами вспомним правила выполнения действий над двоичными числами, проведем «разминку». Для этого я предлагаю вам   вставить нужные числа вместо знака «?» в этих примерах. Работаем устно, все вместе.» (см. приложение 1).

«Хорошо. А теперь давайте проверим, как ребята выполнили домашние примеры. Все ли с ними согласны?»

«Хорошо, ребята садитесь на места». Оценивает их ответы, объясняя отметки.

Вызванные учащиеся решают на боковых досках примеры из домашнего задания.

Все остальные дети устно решают примеры, написанные на доске. Сообщают ответы учителю и объясняют их.

Два ученика закончили решать примеры. Учащиеся проверяют с мест их решения. Поднимают руки и сообщают об ошибках, если они есть.

Повторение изученного материала.

Определение уровня теоретических знаний и практических навыков и их коррекция. Фронтальная и индивидуальная работа. Рефлексия и обратная связь.

Закрепление знаний правил арифметических действий над двоичными числами.

Развитие внимания.

3. Отработка навыков

(8 мин.)

 Говорит: «Продолжаем нашу работу. У вас на столах лежат карточки 3-х цветов. Возьмите карточку голубого цвета. (См. приложение 2). На ней шесть заданий. Первые три из них решаем на доске и в тетрадях.» Вызывает к доске ученика решать задачу №1.

«Хорошо. Ребята, посмотрите на решение на доске. Все согласны?»

Оценивает ответ ученика, исправляет ошибки на доске, если они есть.

Вызывает к доске учащихся для решения 2-го, а затем и 3-го задания.  Оценивает их ответы. В случае затруднения в решении помогает наводящими вопросами. Вносит исправления в решения на доске, если это необходимо, после обсуждения с классом.

Берут карточки. Читают задачу №1. К доске выходит ученик, которого вызвал учитель, выполняет задание, комментируя его. Остальные решают в тетради самостоятельно.

Учащиеся смотрят на доску, исправляют ошибки в решении, если они есть.

Вызванные ученики выполняют задания, остальные решают в тетрадях. После ответа каждого ребята с мест отмечают правильность или ошибочность решения.

Закрепление и совершенствование знаний и повышение умений в применении правил действий над двоичными числами. Рефлексия, обратная связь.

Развитие внимания, логического мышления.

4.Отработка и закрепление навыков в парах

(10 мин.)

 «А сейчас мы с вами поработаем в парах.  Давайте посмотрим, как вы умеете принимать совместные решения и помогать друг другу. Возьмите у себя на столах карточки желтого цвета. (См. приложение 3.1). На них даны 3 задания. Вам дается ограниченное время, за которое вы должны постараться решить эти задания. Решения записывайте на листочках, которые вам даны».

 Решают задания на карточке. Более сильные помогают слабым в нахождении решения.

Применение теоретических знаний, активизация мыслительной деятельности учеников. Мотивация к логическому мышлению. Активная коллективная работа в парах, развитие коммуникативных навыков, воспитание взаимопомощи, создание ситуации успеха для всех учащихся. Развитие чувства уверенности и самостоятельности, чувство ответственности, толерантности. Уместен небольшой рабочий шум.

5. Проверка и анализ работы в парах (5мин.)

«Время для решения истекло. Я надеюсь, что вы справились с заданиями. Давайте посмотрим, что должно было получиться в результате.» С помощью кодоскопа демонстрирует ответы. (См. приложение 3.2.). «Поднимите руки те, кто справился без ошибок со всеми заданиями. Вы можете поставить себе оценку «5». А теперь поднимите руку, те, у кого есть ошибки только в одном задании. Вы заслужили оценку «4». Те, кто допустил ошибки в двух заданиях, получают оценку «3». Я надеюсь, что среди вас нет таких, кто совсем не справился с заданием.» Просит ребят поставить оценку, подписать состав пар и сдать листочки. «После урока я сама еще раз проверю ваши работы и посмотрю, насколько правильны ваши решения и объективны ваши оценки».

Просит поднять руки тех ребят, которые оценили себя на «4» и «5». Оставшиеся, следовательно, получили оценки ниже. Если таких много, следует спросить, какие задания вызвали наибольшие затруднения и рассмотреть их решение с помощью кодоскопа. (см. приложение 3.3.)

Сравнивают ответы со своими, оценивают свои работы, сдают их.

Поднимают руки учащиеся, хорошо справившиеся с заданием.

Ребята, испытавшие затруднения,  называют задания, которые нужно разобрать.

Диагностика полученных знаний, коррекция и самокоррекция, рефлексия. Определение уровня усвоения теоретического материала. Развитие умения объективно оценивать свой труд.

6. Самостоятельная работа (10 мин.)

«А сейчас вам представится еще одна возможность проверить себя и получить хорошую оценку. Возьмите тетради для самостоятельных работ и зеленые карточки. (См. приложение 4). На них даны задания для самостоятельной работы. Первые 2 задания должны выполнить все. Эти задания на оценку «3»,чтобы получить оценку «4», нужно решить еще и задание №3, оно отмечено одной *. Оценка «5» будет поставлена тем, кто правильно выполнит все четыре задания. Напишите в тетради число, № варианта и приступайте к работе.»

Слушают учителя, выполняют задания самостоятельной работы.

Определение уровня практических навыков. Воспитание воли и настойчивости для достижения конечного результата. Проведение диагностики достижения поставленных целей. Выработка умений самостоятельно выполнять задания разного уровня сложности. Дифференцированный подход при выполнении заданий различной сложности.

7. Подведение итогов

(2 мин.)

Подводит итоги урока. Спрашивает, чему ребята научились на уроке, что понравилось, что не понравилось, что вызвало трудности.

Задает вопрос: «Где же применяется представление чисел в двоичном виде и правила действий над такими числами? Зачем мы изучаем эту тему?» 

«Верно, ребята.» Благодарит всех за активную и плодотворную работу. Отмечает особенно активных учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают: «Числа, которые хранятся и обрабатываются компьютером, представлены в двоичном виде. Мы изучаем эту тему, чтобы лучше понимать, как работает компьютер, по каким правилам в нем выполняются вычисления».

Воспринимают информацию.

Развитие чувства удовлетворения от проделанной работы. Рефлексия полученных знаний. Понимание, что изучая эту тему можно лучше понять принципы работы компьютера.

8. Домашнее задание

(2 мин.)

Говорит: «Дома я попрошу вас выполнить задания №4, 5, 6 с голубой карточки. Посмотрите на них. Задания 4 и 5 для всех обязательны, а шестое - дополнительное, оно со *, т.е. более сложное. Все ли вам понятно?» При необходимости отвечает на вопросы.

Внимательно читают задания. При необходимости задают вопросы.

Дифференцированный подход к домашнему заданию. Закрепление знаний, отработка навыков.

 


Приложение1. Разминка:

02 + ? = 12     ? – 12 = 12     12 : ? = 12

? + 12 = 102   12 * ? = 12    ? – 12 = 02

? * 12 = 02      ? : 12 = 02     12 - ? = 12

Приложение 2.  Голубая карточка

Задания для решения в классе:

№1. Выполнить вычитание, результат проверить сложением:

110101,012 - 11,102

№2. Выполнить деление, проверить результат умножением:

10000012 : 1012

№3. Было 112 яблок. Их разрезали пополам. Сколько стало половинок?

Домашнее задание:

№4. Выполните деление, получив в дробной части результата не менее трех цифр:

        10012 : 1012

        111,012 : 1012

        10101012 : 112

№5. В вазе лежали фрукты: 112 яблок, 1012 абрикос и 10102 слив. Съели 12 яблоко, 102 абрикосов и 112 слив. Сколько фруктов осталось?

№6.* Восстановите двоичные цифры, на месте которых в приведенных ниже действиях стоит знак «*»:

        

**0*0*1**12 + 10111*10**2 = 100*1*000102

        ***0**002 – 11*11*112 = 1101*12

Приложение 3.1.  Желтая карточка

1.* Вычислить

111010,112 +  100111,012

1110110112 – 1101011102

1101012 * 11102

100100002 : 11102

2.** Вычислить

1111,102 * 10000102

1111002 * 100,1002

1011110011012 : 1101012

1000111111112 : 1011112

3.** Подсчитать сумму двоичных чисел в диапазоне от 1002 до 1112.

Приложение 3.2. Ответы к заданиям с желтой карточки.

                 №1.

1100010,002        10111001102

1011012                1010,012

№2.

                  1100010,002        10111001102     

 1011012                1010,012 

№3.        101102

         

Приложение 3.3. Решение заданий с желтой карточки.

№1.

111010,112                1110110112                  1101012             100100002:11102=1010,012

  +        100111,012       -        1101011102                 *     11102

        ------------                -------------                   --------

         1100010,002                      1011012             10111001102

№2.

                1111,12                1111002               1011110011012:1101012=1110012

          * 10000102              *        100,12                

             ------------                -----------               1000111111112:1011112=1100012

         1111111111,0             100001110,02

№3.

        Числа от 1002 до 1112 в двоичной системе счисления такие: 1002, 1012, 1102, 1112.

        Их сумма 1002+1012+1102+1112= 101102.

Приложение 4. Зеленая карточка

Вариант 1        

                                

1. Вычислить:

1100011,012 + 111,12

1100011,012 - 111,12

1100011,012 : 1112

1100011,012 * 1112

2. Дети собирали макулатуру. Мальчики сдали 111112 кг макулатуры, а девочки на 1112 кг меньше. Сколько макулатуры сдали дети?

3.* Подсчитать сумму четных двоичных чисел в диапазоне от 1002 до 10002.

4.** В классе учится 1000112 учеников. 1111002% из них учатся на «4» и «5». Сколько их? Результат представить в виде двоичного числа.

Вариант 2

1. Вычислить:

1010010,112 + 110,012

1010010,112 - 110,012

1010010,112 * 110,012

1010010,112 : 110,012

2. Маша собрала 1011012 белых грибов, а подберезовиков – на 1102 больше. Сколько грибов собрала маша?

3.* Подсчитать сумму нечетных  двоичных чисел в диапазоне от 1112 до 11112.

4.** На левой чаше весов лежит груз весом 1100102 г. Вес груза на правой чаше составляет 10001102% от веса на левой чаше. Гирьку какого веса нужно добавить, чтобы весы уравновесились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления

Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...

Арифметические действия в двоичной системе счисления

Открытый урок по теме "Системы счисления" в 8 классе,  в ходе которого дети  знакомятся с арифметическими действиями в двоичной системе счисления....

Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатиричную системы счисления и обратно"

Данный конпект  может использоваться при изучении темы "Системы счисления" с таршей школе....

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».

Конспект урока по информатике 8 класс. «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счис...