Урок «Арифметические действия в двоичной системе счисления»
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
Урок совершенствования знаний и навыков. 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemy_schisleniya.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Место урока: Урок № 5 в блоке уроков «Системы счисления», урок №2 в теме «Арифметические действия в двоичной системе счисления» в 9 классе.
На данный блок отводится 7 уроков:
- «Понятие системы счисления. Непозиционные и позиционные системы счисления». На этом уроке учащиеся знакомятся с понятием системы счисления, видами систем счисления; знакомятся с определениями алфавита и основания системы счисления, алфавитами основных позиционных систем счисления.
- «Позиционные системы счисления и представление чисел в них. Перевод чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему счисления». На этом уроке учащиеся знакомятся с принципами построения многоразрядных чисел в позиционных системах счисления, развернутой записью числа и алгоритмом перевода чисел в десятичную систему счисления на основании этой записи.
- «Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления». Изучается алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в другие позиционные системы счисления.
- «Арифметические действия в двоичной системе счисления. Урок 1». Учащиеся знакомятся с правилами двоичной арифметики.
- «Арифметические действия в двоичной системе счисления. Урок 2».
- Заключительный урок блока «Системы счисления». Урок обобщения и контроля знаний.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Метод обучения: Репродуктивный, групповой.
Исходный уровень умений и навыков:
Учащиеся знают:
Понятия: позиционные и непозиционные системы счисления, алфавит системы счисления, основание системы счисления.
Правила и алгоритмы: алгоритмы перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно; правила двоичного сложения, умножения, вычитания и деления.
Учащиеся умеют: записывать число в любой системе счисления в развернутом виде, применять алгоритмы перевода двоичных, восьмеричных, шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления и обратно, выполнять арифметические действия над двоичными числами.
Оборудование: школьная доска, раздаточный материал (карточки с заданиями), кодоскоп, кодопленки, рабочие тетради учащихся и тетради для самостоятельных работ.
Цели урока:
- Образовательная: учащиеся совершенствуют и закрепляют знания правил арифметических действий над двоичными числами, решая примеры и задачи.
- Развивающая: учащиеся повышают свои умения в применении правил действий над двоичными числами, решая примеры и задачи разного уровня сложности. Развивают внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение работать в парах, а также самостоятельно выполнять задания различного уровня сложности.
- Воспитательная: осваивая арифметические действия над двоичными числами, учащиеся лучше понимают принципы работы компьютера, а именно, как в компьютере производятся вычисления. Воспитывают в себе волю и настойчивость для достижения конечного результата, воспитывают чувство ответственности, толерантности. Воспитывают умение объективно оценивать свой труд.
План урока:
- Организационный момент (3 мин.)
- Проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний и их коррекция (5 мин.)
- Отработка навыков (8 мин.)
- Отработка и закрепление навыков в парах (10 мин.)
- Проверка и анализ работы в парах (5 мин.)
- Самостоятельная работа (10 мин.)
- Подведение итогов (2 мин.)
- домашнее задание (2 мин.)
Ход урока:
Этапы, время | Содержание | Обоснование | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||
1. Организационный момент (3 мин.) | Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. Разъясняет ученикам тему и цель урока: «План нашего урока написан на доске. Сегодня мы продолжим выполнять арифметические действия над двоичными числами. Цель нашего урока – научиться применять те правила двоичной арифметики, с которыми мы познакомились на прошлом уроке и закрепить эти навыки. А как вы думаете, почему именно двоичным числам и правилам действий над ними мы уделяем так много внимания?» Выслушивает предположения детей. Если ответ найдет, одобряет его, если учащиеся затрудняются, помогает им. «Часть урока вы будете работать в парах такого состава:…» Разбивает группу на пары: более сильный и менее сильный ученик, и предлагает: «Пересядьте, пожалуйста, чтобы в дальнейшем нам не терять на это время. Запишите в тетради число и тему урока.» | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Внимательно слушают. Задумываются над вопросом. Выдвигают предположения. Кто-то из учащихся вспоминает, что именно двоичная система счисления применяется для представления чисел в компьютере. Пересаживаются в соответствии с составом пар. Записывают число и тему урока в тетрадь. | Настроить класс на рабочий ритм. Мобилизовать учащихся для включения в учебный процесс. Добиться осознания важности темы, замотивировать на серьезную работу. Осознание связи понимания данной темы с пониманием принципов работы компьютера. Создание ситуации успеха для всех учащихся. Уместен небольшой рабочий шум. |
2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний и их коррекция. (5 мин.) | Предлагает начать с проверки домашнего задания. К доске вызывает двух учеников. Одному предлагает выполнить примеры из домашнего задания на сложение и деление, другому на умножение и вычитание. Говорит: «Пока ребята решают, давайте с вами вспомним правила выполнения действий над двоичными числами, проведем «разминку». Для этого я предлагаю вам вставить нужные числа вместо знака «?» в этих примерах. Работаем устно, все вместе.» (см. приложение 1). «Хорошо. А теперь давайте проверим, как ребята выполнили домашние примеры. Все ли с ними согласны?» «Хорошо, ребята садитесь на места». Оценивает их ответы, объясняя отметки. | Вызванные учащиеся решают на боковых досках примеры из домашнего задания. Все остальные дети устно решают примеры, написанные на доске. Сообщают ответы учителю и объясняют их. Два ученика закончили решать примеры. Учащиеся проверяют с мест их решения. Поднимают руки и сообщают об ошибках, если они есть. | Повторение изученного материала. Определение уровня теоретических знаний и практических навыков и их коррекция. Фронтальная и индивидуальная работа. Рефлексия и обратная связь. Закрепление знаний правил арифметических действий над двоичными числами. Развитие внимания. |
3. Отработка навыков (8 мин.) | Говорит: «Продолжаем нашу работу. У вас на столах лежат карточки 3-х цветов. Возьмите карточку голубого цвета. (См. приложение 2). На ней шесть заданий. Первые три из них решаем на доске и в тетрадях.» Вызывает к доске ученика решать задачу №1. «Хорошо. Ребята, посмотрите на решение на доске. Все согласны?» Оценивает ответ ученика, исправляет ошибки на доске, если они есть. Вызывает к доске учащихся для решения 2-го, а затем и 3-го задания. Оценивает их ответы. В случае затруднения в решении помогает наводящими вопросами. Вносит исправления в решения на доске, если это необходимо, после обсуждения с классом. | Берут карточки. Читают задачу №1. К доске выходит ученик, которого вызвал учитель, выполняет задание, комментируя его. Остальные решают в тетради самостоятельно. Учащиеся смотрят на доску, исправляют ошибки в решении, если они есть. Вызванные ученики выполняют задания, остальные решают в тетрадях. После ответа каждого ребята с мест отмечают правильность или ошибочность решения. | Закрепление и совершенствование знаний и повышение умений в применении правил действий над двоичными числами. Рефлексия, обратная связь. Развитие внимания, логического мышления. |
4.Отработка и закрепление навыков в парах (10 мин.) | «А сейчас мы с вами поработаем в парах. Давайте посмотрим, как вы умеете принимать совместные решения и помогать друг другу. Возьмите у себя на столах карточки желтого цвета. (См. приложение 3.1). На них даны 3 задания. Вам дается ограниченное время, за которое вы должны постараться решить эти задания. Решения записывайте на листочках, которые вам даны». | Решают задания на карточке. Более сильные помогают слабым в нахождении решения. | Применение теоретических знаний, активизация мыслительной деятельности учеников. Мотивация к логическому мышлению. Активная коллективная работа в парах, развитие коммуникативных навыков, воспитание взаимопомощи, создание ситуации успеха для всех учащихся. Развитие чувства уверенности и самостоятельности, чувство ответственности, толерантности. Уместен небольшой рабочий шум. |
5. Проверка и анализ работы в парах (5мин.) | «Время для решения истекло. Я надеюсь, что вы справились с заданиями. Давайте посмотрим, что должно было получиться в результате.» С помощью кодоскопа демонстрирует ответы. (См. приложение 3.2.). «Поднимите руки те, кто справился без ошибок со всеми заданиями. Вы можете поставить себе оценку «5». А теперь поднимите руку, те, у кого есть ошибки только в одном задании. Вы заслужили оценку «4». Те, кто допустил ошибки в двух заданиях, получают оценку «3». Я надеюсь, что среди вас нет таких, кто совсем не справился с заданием.» Просит ребят поставить оценку, подписать состав пар и сдать листочки. «После урока я сама еще раз проверю ваши работы и посмотрю, насколько правильны ваши решения и объективны ваши оценки». Просит поднять руки тех ребят, которые оценили себя на «4» и «5». Оставшиеся, следовательно, получили оценки ниже. Если таких много, следует спросить, какие задания вызвали наибольшие затруднения и рассмотреть их решение с помощью кодоскопа. (см. приложение 3.3.) | Сравнивают ответы со своими, оценивают свои работы, сдают их. Поднимают руки учащиеся, хорошо справившиеся с заданием. Ребята, испытавшие затруднения, называют задания, которые нужно разобрать. | Диагностика полученных знаний, коррекция и самокоррекция, рефлексия. Определение уровня усвоения теоретического материала. Развитие умения объективно оценивать свой труд. |
6. Самостоятельная работа (10 мин.) | «А сейчас вам представится еще одна возможность проверить себя и получить хорошую оценку. Возьмите тетради для самостоятельных работ и зеленые карточки. (См. приложение 4). На них даны задания для самостоятельной работы. Первые 2 задания должны выполнить все. Эти задания на оценку «3»,чтобы получить оценку «4», нужно решить еще и задание №3, оно отмечено одной *. Оценка «5» будет поставлена тем, кто правильно выполнит все четыре задания. Напишите в тетради число, № варианта и приступайте к работе.» | Слушают учителя, выполняют задания самостоятельной работы. | Определение уровня практических навыков. Воспитание воли и настойчивости для достижения конечного результата. Проведение диагностики достижения поставленных целей. Выработка умений самостоятельно выполнять задания разного уровня сложности. Дифференцированный подход при выполнении заданий различной сложности. |
7. Подведение итогов (2 мин.) | Подводит итоги урока. Спрашивает, чему ребята научились на уроке, что понравилось, что не понравилось, что вызвало трудности. Задает вопрос: «Где же применяется представление чисел в двоичном виде и правила действий над такими числами? Зачем мы изучаем эту тему?» «Верно, ребята.» Благодарит всех за активную и плодотворную работу. Отмечает особенно активных учащихся. | Отвечают на вопросы учителя. Отвечают: «Числа, которые хранятся и обрабатываются компьютером, представлены в двоичном виде. Мы изучаем эту тему, чтобы лучше понимать, как работает компьютер, по каким правилам в нем выполняются вычисления». Воспринимают информацию. | Развитие чувства удовлетворения от проделанной работы. Рефлексия полученных знаний. Понимание, что изучая эту тему можно лучше понять принципы работы компьютера. |
8. Домашнее задание (2 мин.) | Говорит: «Дома я попрошу вас выполнить задания №4, 5, 6 с голубой карточки. Посмотрите на них. Задания 4 и 5 для всех обязательны, а шестое - дополнительное, оно со *, т.е. более сложное. Все ли вам понятно?» При необходимости отвечает на вопросы. | Внимательно читают задания. При необходимости задают вопросы. | Дифференцированный подход к домашнему заданию. Закрепление знаний, отработка навыков. |
Приложение1. Разминка:
02 + ? = 12 ? – 12 = 12 12 : ? = 12
? + 12 = 102 12 * ? = 12 ? – 12 = 02
? * 12 = 02 ? : 12 = 02 12 - ? = 12
Приложение 2. Голубая карточка
Задания для решения в классе:
№1. Выполнить вычитание, результат проверить сложением:
110101,012 - 11,102
№2. Выполнить деление, проверить результат умножением:
10000012 : 1012
№3. Было 112 яблок. Их разрезали пополам. Сколько стало половинок?
Домашнее задание:
№4. Выполните деление, получив в дробной части результата не менее трех цифр:
10012 : 1012
111,012 : 1012
10101012 : 112
№5. В вазе лежали фрукты: 112 яблок, 1012 абрикос и 10102 слив. Съели 12 яблоко, 102 абрикосов и 112 слив. Сколько фруктов осталось?
№6.* Восстановите двоичные цифры, на месте которых в приведенных ниже действиях стоит знак «*»:
**0*0*1**12 + 10111*10**2 = 100*1*000102
***0**002 – 11*11*112 = 1101*12
Приложение 3.1. Желтая карточка
1.* Вычислить
111010,112 + 100111,012
1110110112 – 1101011102
1101012 * 11102
100100002 : 11102
2.** Вычислить
1111,102 * 10000102
1111002 * 100,1002
1011110011012 : 1101012
1000111111112 : 1011112
3.** Подсчитать сумму двоичных чисел в диапазоне от 1002 до 1112.
Приложение 3.2. Ответы к заданиям с желтой карточки.
№1.
1100010,002 10111001102
1011012 1010,012
№2.
1100010,002 10111001102
1011012 1010,012
№3. 101102
Приложение 3.3. Решение заданий с желтой карточки.
№1.
111010,112 1110110112 1101012 100100002:11102=1010,012
+ 100111,012 - 1101011102 * 11102
------------ ------------- --------
1100010,002 1011012 10111001102
№2.
1111,12 1111002 1011110011012:1101012=1110012
* 10000102 * 100,12
------------ ----------- 1000111111112:1011112=1100012
1111111111,0 100001110,02
№3.
Числа от 1002 до 1112 в двоичной системе счисления такие: 1002, 1012, 1102, 1112.
Их сумма 1002+1012+1102+1112= 101102.
Приложение 4. Зеленая карточка
Вариант 1
1. Вычислить:
1100011,012 + 111,12
1100011,012 - 111,12
1100011,012 : 1112
1100011,012 * 1112
2. Дети собирали макулатуру. Мальчики сдали 111112 кг макулатуры, а девочки на 1112 кг меньше. Сколько макулатуры сдали дети?
3.* Подсчитать сумму четных двоичных чисел в диапазоне от 1002 до 10002.
4.** В классе учится 1000112 учеников. 1111002% из них учатся на «4» и «5». Сколько их? Результат представить в виде двоичного числа.
Вариант 2
1. Вычислить:
1010010,112 + 110,012
1010010,112 - 110,012
1010010,112 * 110,012
1010010,112 : 110,012
2. Маша собрала 1011012 белых грибов, а подберезовиков – на 1102 больше. Сколько грибов собрала маша?
3.* Подсчитать сумму нечетных двоичных чисел в диапазоне от 1112 до 11112.
4.** На левой чаше весов лежит груз весом 1100102 г. Вес груза на правой чаше составляет 10001102% от веса на левой чаше. Гирьку какого веса нужно добавить, чтобы весы уравновесились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления
Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...
Арифметические действия в двоичной системе счисления
Открытый урок по теме "Системы счисления" в 8 классе, в ходе которого дети знакомятся с арифметическими действиями в двоичной системе счисления....
Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатиричную системы счисления и обратно"
Данный конпект может использоваться при изучении темы "Системы счисления" с таршей школе....
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
«Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».
Конспект урока по информатике 8 класс. «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счис...