Рабочая программа факультатива информатики для 5 класса "Инфознайка"
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Шакина Светлана Юрьевна

Рабочая программа факультатива «Инфознайка» построена на основе авторской  программы Л.А.Босовой.

Данный факультативный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Инфознайка» включает в себя  задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление реализуется на базе изучения и закрепления полученных технических навыков, а также их развития в рамках применения при изучении всех предметов.Факультативный курс информатики для 5-х классов, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта, в соответствии с новым  Федеральным государственным стандартом.

Основное содержание представлено тремя крупными разделами: «Компьютер для начинающих», «Информация вокруг нас», «Информационные технологии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_po_informatike_v_5_klasse.docx43.08 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия «Образовательный центр «Гармония»

городского округа Отрадный Самарской области

Согласовано                                                            Рассмотрено на заседании              

                       Заместитель директора по УВР                        кафедры                          

                      ____________Н.В.Самарцева   Руководитель кафедры

    естественно- математических дисциплин

                                                                                                           __________Н.И.Бакланова

                                          (Протокол №         от                    )

Учебно-тематическое планирование

факультатива по информатике для 5 классов

«Инфознайка»

на 2015 – 2016 учебный год

(1 час в неделю, в год 34 часа)

Составила учитель информатики

Шакина С.Ю.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива «Инфознайка» построена на основе авторской  программы Л.А.Босовой., опубликованной на сайте http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/ppup5-6.doc

Данный факультативный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Инфознайка» включает в себя  задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление реализуется на базе изучения и закрепления полученных технических навыков, а также их развития в рамках применения при изучении всех предметов.Факультативный курс информатики для 5-х классов, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта, в соответствии с новым  Федеральным государственным стандартом.

Основное содержание представлено тремя крупными разделами: «Компьютер для начинающих», «Информация вокруг нас», «Информационные технологии».

Цели курса:

·      формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

·      совершенствование  общекультурных навыков работы с информацией; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

·      воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.

Задачикурса:

- достижение повышения информационной культуры учащихся;

 - приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;

 - развитие информационных и коммуникационных компетенций.

 - знакомство с различными информационными технологиями;

 - практика выполнения проектных заданий.  

Общая характеристика курса

Курс факультатива «Инфознайка»  - это закладка основ использования информационных и коммуникационных технологий, а также применения их в межпредметной области. Многие знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),  освоенные обучающимися на факультативном курсе , находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так  и в реальных жизненных ситуациях,  становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и практических видов работ.

Место курса в учебном плане

Программа факультатива «Инфознайка» рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Формой итогового контроля является тестовое задание с практической  работой.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса                                            

Личностными результатами обучения учащихся являются:

- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; 

- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

Метапредметными результатами обучения учащихся являются:

- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, 

- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметными результатами обучения учащихся являются:

- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование умений структурирования информации,

 - формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Межпредметные связи:

Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, являются фундаментом для дальнейшего применения в изучении  биологии, географии, математики, истории, русского языка и др.

В результате освоения курса «Инфознайка» в 5 классе учащиеся получат представление:

- об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;

- о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;

- о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

Учащиеся будут уметь:

- приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;

- кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

-  переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

 - создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;

2. Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименование раздела

Содержание

Материал учебника

Кол-во часов

I

Компьютер для начинающих

Информация-Компьютер-Информатика Техника безопасности. Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

8

II

Информация вокруг нас

Действия с информацией. Хранение информации.

Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись.

14

III

Информационные технологии

Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами. Редактирование текста. Поиск информации. Форматирование -  изменение формы представления информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Инструменты графического редактора. Обработка графической информации. Обработка текстовой и графической информации. Создание движущихся изображений.

12


3. Календарно-тематическое планирование с определением конкретных результатов и  основных видов учебной деятельности обучающихся

Планируемые результаты по каждой теме представлены на основе рабочей программы по информатике на двух уровнях: ученик научится, ученик получит возможность научиться.

№  п/п

Количество уроков

Дата проведения

Форма проведения

Тема урока

Результат

Характеристика  познавательных универсальных учебных действий

Раздел I.   Компьютер для начинающих- 8ч.

1

1

вводный

Информация-Компьютер-Информатика Техника безопасности

Ученик научится:

понимать и правильно применять понятия «информация», «информационный объект».

различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях.

определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

Ученик получит возможность научиться:

определять назначение устройства ввода информации.называть группы клавиш.

вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши.определять позицию пальцев на клавиатуре

называть программное обеспечение компьютера; что такое файл , параметры образования файла, действия с файлами.

Называть назначение рабочего стола, параметры.

пользоваться панелью задач.

различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

запускать программы из меню Пуск.

выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

2

1

комбинированный

Как устроен компьютер.

3

1

урок-практикум

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

4

1

сообщение и усвоение новых знаний

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

5

1

расширение и углубление знаний

Программы и файлы

6

1

урок-практикум

Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши.

7

1

сообщение и усвоение новых знаний

Главное меню. Запуск программ.

8

1

Комбинированный,

урок-практикум

Управление компьютером с помощью меню.

Раздел II.  Информация вокруг нас– 14 часов

9

1

сообщение и усвоение новых знаний

Действия с информацией. Хранение информации.

Ученик научится:

приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.

классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях

Знать единицы измерения информации

кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды.

определять формы представления информации бывают.

ориентироваться в координатной плоскости.

Ученик получит возможность научиться:

создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

разрабатывать план действий для решения задач.

работать с табличной формой  представления информации;

классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях

систематизировать информацию; создание  своих систем систематизации информации.

преобразовывать информацию по заданным правилам, путём рассуждений.

разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

приводить примеры информационных носителей;

классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

10

1

расширение и углубление знаний

Носители информации.

11

1

расширение и углубление знаний

Передача информации.

12

1

Комбинированный,

урок-практикум

Кодирование информации.

13

1

урок-практикум

Формы представления информации. Метод координат.

14

1

сообщение и усвоение новых знаний

Текст как форма представления информации.

15-16

2

расширение и углубление знаний

Табличная форма представления информации

17

1

Комбинированный

Наглядные формы представления информации.

18

1

Комбинированный

Обработка информации.

19

1

Урок-диалог

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

20

1

Комбинированный

Преобразование информации по заданным правилам.

21

1

Комбинированный

Преобразование информации путем рассуждений.

22

1

урок-практикум

Разработка плана действий и его запись.

Раздел III.  Информационные технологии  – 12 часов

23

1

сообщение и усвоение новых знаний

Обработка текстовой информации

Ученик научится:

соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации.

выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; создавать и форматировать списки.

Ученик получит возможность научиться:

выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы); планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых.

определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений

создавать несложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами; вводить изображения с помощью графической панели и сканера.

создавать комбинаторные документы.

монтировать короткий фильм из видеофрагментов с помощью смены последовательности рисунков.

создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

создавать и форматировать списки;

создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;

создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

24-25

2

Редактирование текста. Работа с фрагментами

26-27

2

Комбинированный

урок-практикум

Редактирование текста. Поиск информации

28-29

2

урок-практикум

Форматирование -  изменение формы представления информации

30

1

урок-практикум

Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика.

31

1

расширение и углубление знаний

Инструменты графического редактора.

32

2

урок-практикум

Обработка графической информации.

33

1

урок-практикум

Обработка текстовой и графической информации

34

1

Обобщающий урок

Создание движущихся изображений

4. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса в 5  классе по информатике

№ п/п

Наименование пособий и технических средств обучения

Выходные данные (автор, издательство, год издания)

№ п/п

Методическое пособие для учителя.

Выходные данные (автор, издательство, год издания)

Авторская  программа  Л.А.Босовой., опубликованной на сайте http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/ppup5-6.doc

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 5класс»

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Компьютер, экран, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Электронно- образовательные ресурсы (ЭОР)

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://school-collection.edu.ru 

Информационные ресурсы

Цифровые ресурсы на CD

Плакат «Техника безопасности», презентация «Техника безопасности»

Плакат «Как мы воспринимаем информацию», презентация «Зрительные иллюзии»; Плакат «Компьютер и информация», презентация «Что умеет компьютер»

Плакат «Знакомство с клавиатурой»

Плакат «Правила работы на клавиатуре»

Плакат «Как хранят информацию в компьютере»

Интерактивные тесты test1-1.xml, test1-2.xml;

файлы для печати тест1_1.doc, тест1_2.doc.

Плакат «Хранение информации», презентация «Хранение информации»

Презентация «Носители информации»

Плакат «Передача информации», презентация «Средства передачи информации»

Плакат «Обработка информации»

Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf.

Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf.

Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2) файлы: Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf.

Файлы Подкова.bmp, Многоугольники.bmp.

Образцы выполнения заданий — файлы Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, Открытка Даши Матвеевой.bmp; файлы Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp;

интерактивные тесты test3-1.xml, test3-2.xml;

файлы для печати тест3_1.doc, тест3_2.doc.

Образец выполнения задания — рисунок «Билет» (файл Билет.bmp)

Интерактивные тесты test4-1.xml, test4-2.xml;

файлы для печати тест4_1.doc, тест4_2.doc.Образец выполнения задания —  презентация «Морское дно».

Образцы выполнения заданий —  презентации «Св_тема1», «Св_тема2», «Св_тема3», «Лебеди».

5. Контрольно – измерительные  материалы(материалы прилагаются)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс

Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Рабочая программа факультатива "Обществознание " 9 класс

Эта программа расчитана на подготовку учеников к экзамену по обществознанию для 9 класса....

Рабочая программа факультатива "Речевой этикет"по русскому языку для 5 класса

"Речевой этикет" программа факультативного курса для 5 класса составлена на основе программы Львовой С. И....

Рабочая программа факультатива по информатике "Графика и мультимедиа"

В педагогической деятельности среди информационных технологий особое место занимают так называемые мультимедийные технологии.Все чаще возникает потребность в самопрезентации, защиты своей творческой д...

Рабочая программа факультатива «Математические основы информатики», 9 класс.

Рабочая программа факультатива «Математические основы информатики», 9 класс....