Формирование информационного пространства учителя
статья по информатике и икт на тему

Михайлова Наталья Валерьевна

Предварительный просмотр:

Формирование информационного пространства учителя как необходимого условия совершенствования профессиональной эффективности учителя в условиях внедрения ФГОС

В работе представлен личный опыт формирования информационного пространства учителя информатики для обеспечения качества образования и совершенствования профессиональной эффективности учителя. Приведены примеры, структура пространства учителя, ссылки.

Современный учитель в своей профессиональной деятельности обязательно будет использовать информационные технологии, что необходимо ему для повышения эффективности собственной работы.

Вот уже 10 лет как  я работаю учителем информатики в МБОУ КСОШ №32, за это время мне удалось сформировать своё информационное пространство. Большую роль в этом сыграла материально-техническая база школы, которая необходима как воздух.

Основные компоненты информационного пространства:

1) информационные ресурсы;

2) средства информационного взаимодействия;

3) информационная инфраструктура.

Для себя я выделяю 4 уровня формирования образовательного информационного пространства учителя:

1 - личностный, на котором образовательное пространство рассматривается как результат освоения учителем информатики образовательного окружения. В этот уровень я включаю  мой сайт http://nsportal.ru/hadeeva-valentina-aleksandrovna , образовательные порталы и педагогические сообщества, участником которых являюсь: http://www.proshkolu.ru , http://metodsovet.su , http://pedsovet.org , www.klyaksa.net , http://letopisi.ru , www.openclass.ru , http://www.it-n.ru , http://www.moi-universitet.ru .

2 - уровень учреждений (образовательная среда). Чтобы процессы обучения и воспитания были эффективными, они должны быть эмоционально-позитивными и комфортными. Создание и формирование ИОС в моей школе оказывает плодотворное влияние на образовательный процесс и очень помогает мне в работе.

3 - региональный - социально-экономическая целостность территории; цели, разделяемые большинством участников процесса информатизации образовательного пространства; осознание своей социальной общности; региональная концепция информатизации образования, областные олимпиады и конкурсы по информатике, участие на региональном уровне.

4 - глобальный - международный, который основан на 3 уровне и включает в себя все его составляющие, а также разработку международных научно-технических программ и проектов.

Формирование информационного пространства решает ряд задач:

  • Экономия времени в процессе информационного общения.
  • Автоматизация всех операций пообработке информации.
  • Обеспечение информационной безопасности.
  • Создание условий взаимовыгодного использования информационных ресурсов.
  • Взаимодействие, сохранение и развитие деловых контактов.
  • Беспрепятственное распространение информации.

Необходимым условием повышения качества образования и совершенствования профессиональной эффективности учителя информатики является создание и применение в учебном процессе электронных учебно-методических пособий. При создании пособий я выделяю несколько этапов:

  1. Подготовительный (мотивация, целеполагание) - Анализ пособий, выбор темы. Постановка цели, поиск информации.
  2. Проектировочный (планирование) - Построение плана действий. Проработка структуры страниц раздела. Зарисовка схемы гиперсвязей.
  3. Практический (получение результата) - Написание HTML-кода каждой страницы, применение алгоритма "копировать-вставить-править". Сбор и обработка данных.
  4. Аналитический (рефлексия) - Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы. Проверка работоспособности, оформление, корректировка эргономичности.
  5. Заключительный (защита пособия на конкурсе) - Представление содержания работы.

Свои пособия я публикую на различных сайтах для массового использования в образовательном процессе.

Я считаю, что формирование образовательного информационного пространства каждого учителя является залогом повышения уровня его профессиональной компетенции, как фактора обеспечения качества образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как инновационное средство формирования информационно-познавательной и мотивационной компетенции на уроках географии в современном образовательном пространстве лицея

При организации современного учебного процесса, важным становится вопрос о создании педагогических условий в  современной системе обучения, таких, чтобы выпускник лицея, безусловно, обладающий хо...

Формирование информационной культуры учителя

Материал полезен как для тематического педсовета, так и для проблемного семинара. Акцент в работе делается на компетентностный подход в образовании. Рассматриваются аспекты ИКТ- компетентности учителя...

Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения

Школьное издание является частью информационной среды образовательного учреждения и, при условии осуществления информационных и психолого-педагогических функций, оказывает влияние на формирование инфо...

Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности

Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельностиновационной деятельности...

«Открытое информационное пространство – школа и семья. Использование ИКТ для формирования информационной культуры школьника»

Данный материал представляет серию уроков по теме «Коммуникации в глобальной сети Интерне», раздел «Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов»...

Роль гимназии и семьи в формировании информационного пространства школьника

Выступление на Всероссийской конференции педагогов в Санкт-Петербурге....