Роль гимназии и семьи в формировании информационного пространства школьника
статья на тему

Троицкая Татьяна Викторовна

Выступление на Всероссийской конференции педагогов в Санкт-Петербурге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль гимназии и семьи в формировании информационного пространства школьника

Формирование подрастающего поколения сегодня происходит в условиях быстро меняющегося мира. Условия жизни и развития современных школьников являются для них естественными, но порой достаточно новыми для их родителей и учителей. Поэтому словосочетание - информационное пространство - все чаще употребляется в учебно-воспитательном процессе.

В понятие ИП входит общение с информационными ресурсами, обмен информацией, общение и взаимоотношения в коллективе, общение в семье, и т.д.

Из всего этого складывается отношение ребенка к внешнему миру, общественным требованиям и многое другое. Как правило, выбор информации производится в соответствии с предпочтениями школьника, а отношение к ней формируется от степени привлекательности материала, от отношения к этой информации окружающих людей, мнение которых для подростка важно, от моды, от воспитания.

В связи с этим возникает проблема участия родителей и школы в поиске эффективных способов передачи опыта, направленного на умение работать с информацией.

Существует много актуальных проблем информационного пространства. Особенно острой является духовная проблема, а именно падение книжной культуры. Чтение книг, которое традиционно считалось в России основным средством приобретения знаний и нравственного развития, сегодня отошло на задний план. В связи  с этим, в нашей гимназии существует традиция проведения Читательского форума, на котором учащиеся знакомят своих одноклассников с прочитанными книгами и рассказывают, чем они их заинтересовали. В рамках ЧФ проводятся игры по станциям, конкурс чтецов, встречи с писателями, посещение библиотек и т.д.

Все более важным фактором влияния на формирование ИП становится Интернет, компьютер и ТВ. Многие подростки осознают свою зависимость от сети Интернет. Поэтому две мои ученицы в прошлом учебном году проводили исследование на тему: «Влияние сети Интернет на современного подростка».

Целью их работы было проследить влияние сети Интернет на современных  подростков.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

  • Выяснить что  такое Интернет.
  • Раскрыть позитивные и негативные стороны влияния Интернета на подрастающее поколение.
  • Провести анкетирование и выяснить востребованность сети Интернет учащимися школы.
  •  Проанализировать результаты анкетирования и сделать выводы.

Учащимися и социальной службой гимназии была разработана анкета, на вопросы которой отвечали ученики 6 – 7 классов. Результаты наиболее интересных вопросов я представлю.

Пользуетесь ли Вы сетью? Как часто?

Результаты, полученные в результате опроса говорят, что большая часть респондентов использует Интернет каждый день. В то же время есть учащиеся, которые не часто и  редко пользуются Интернетом.

Где вы пользуетесь Интернетом?

Большинство опрошенных используют Интернет дома. Часть учеников пользуется Интернетом в школе, везде, на улице, на даче, в кафе и т.д.

Для чего вы применяете сеть?

Отвечая на этот вопрос, респонденты указали разные цели использования сети Интернет. На первом месте указан ответ - для учебы,  на втором – возможность использования ГДЗ, далее идут – игры, узнать что-то новое, для общения, указана возможность просматривать фильмы, делать покупки в Интернете. И, конечно же, общение в социальных сетях.

Хорошо или плохо Интернет влияет на Вас?

Большая часть респондентов  считает, что интернет влияет на подростков одинаково, как хорошо, так и плохо. 14 учащихся считают, что Интернет влияет на них положительно, и лишь 2 человека утверждают, что влияет плохо. В данном случае результаты опроса говорят что, подросткам сложно определить влияние Интернета на них.

Какими из сайтов вы чаще пользуетесь?

Наибольшей  популярностью пользуются социальные сети (В Контакте, Одноклассники, ICQ и др.). На втором месте - сайты содержащие музыку и видео.  На третьем – поисковые системы, и чуть уступают им игровые сайты. Далее следуют сайты, содержащие виртуальные энциклопедии и книги, а так же сайты, где можно найти готовые рефераты и доклады. Радует, что некоторые учащиеся заходят на образовательные сайты, посещают сайты СМИ. В то же время многие отметили 13-й вариант – Другое – правда, без указания сайта.

Как показывают данные, интернет для подростков, прежде всего - средство развлечения, а уж потом источник знаний и помощник в учёбе. Да и, честно говоря, не все второе вообще применяют. Очень малый процент подростков используют компьютер и Интернет в учебных целях.

Чем Вас привлекают выбранные Вами сайты?

Большое число респондентов более привлекательным в сайтах считают то, что там можно найти старых друзей, которых давно потерял, и обрести новых. Так же многие опрошенные считают удобным использование Интернет для отправки писем в любую точку мира и возможность делать покупки. Часть учащихся отметила возможность пользоваться огромными  библиотеками  всевозможной литературы, в первую очередь ценной научной литературой. Так же  привлекательным в сайтах считается - способ показать, проявить себя, разместив, свою собственную страничку.

Какие из сайтов вы считаете полезными для подростка?

Большинство респондентов наиболее полезным считают сайт Википедия, второе место занимают социальные сети, а третье сайты с ГДЗ и различными поисковыми системами. Электронные библиотеки, словари и книги  полезными называют совсем немногие учащиеся. Что удивительно, но сайты с играми считает  полезными только 1% учащихся, но это не делает их менее привлекательными для подростков.

Какие чувства Вы испытываете, посещая любимые сайты?

Больше 25 респондентов выходя в Интернет, хотят увеличения времени, проводимого он-лайн. Более 20 человек утверждают, что им невозможно остановиться. Более 15 - выходя в Интернет, испытывают хорошее самочувствие или эйфорию и у них появляется постоянное желание проверять электронную почту. Более 10 опрошенных отмечают, что возникают проблемы с учебой, но в то же время они испытывают ощущения пустоты, депрессии, раздражения, когда их отвлекают. Более чем у 5 человек возникает равнодушие к семье.

Говоря об этих ответах, следует отметить, что перечисленные психологические симптомы может испытывать подросток, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей.

Считаете ли Вы себя интернет-зависимым человеком?

Как видно из ответов, респонденты в большей части не видят у себя зависимости от Интернета. Однако 14 человек осознают эту проблему, видимо исходя из времени, проводимого в Сети. Чаще всего подростки и сами до конца не осознают степень их увлеченности и зависимости Интернетом.

Какие отрицательные стороны Интернета вы могли бы отметить?

Можно сказать, что отрицательного влияния очень много, подростки определяют их как, зависимость, много «грязной» информации (спамы, реклама и т.д.). Интернет отнимает много времени и этого времени затем не хватает на уроки. Сидение за компьютером - портит зрение, он может навредить психике.

С результатами своей работы девочки выступали в гимназии на Гимназических чтениях, и та аудитория, которая их слушала, а это были учащиеся 9-11 классов, достаточно серьезно задумалась над данной проблемой.

Так же с этой работой мы познакомили родителей учащихся, и школьный психолог дала несколько советов, как можно изменить ситуацию к лучшему.

В анкете учащиеся отмечали, что Интернет – это средство общения. К сожалению, и  родители учащихся отмечают, что современные дети часто не имеют возможности вне школы совершенствовать свои коммуникативные навыки: общение с родителями сведено к минимуму, а общение со сверстниками происходит в социальных сетях, заменяя живое общение. Поэтому в нашей гимназии организована дополнительная образовательная деятельность в Отделении Дополнительного Образования Детей по следующим направлениям:

  • Социально-педагогическое
  • Физкультурно-оздоровительное
  • Техническое
  • Художественное

Всего в ОДОДе занимается 140 групп детей.

Вывод: формирование Информационного пространства школьника не может происходить без участия семьи и школы. Ограждать современных подростков от компьютера не стоит, т.к. это неотъемлемая часть их будущего. Семье и школе необходимо объединить свои усилия для целенаправленного формирования информационной культуры школьника. Только работая вместе можно участвовать в процессе формирования ценностей, знаний и умений, которые будут составлять успешное и стабильное развитие будущего России.

Список литературы:

1. Семья и школа: диктат или сотрудничество: Информ.-метод. сб. / Сост. O.A. Щекина. - СПб.: СПбГУПМ, 1997. - 60 с.

2. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия: Науч.-ме-тод. пособие / Под ред. O.A. Щекиной; Науч. ред. J1.C. Нагавкина. -СПб.: СПбАППО, 2006. - 171 с.

Научные статьи

3. Щекина O.A. Проблема формирования единого информационного пространства образовательного учреждения // Проблемы информатизации. - 2000. - № 4. - С. 28-29. - (По Перечню ВАК.)

4. Щекина O.A. Создание условий для успешного взаимодействия семьи и школы в решении проблем воспитания // Школьное образование Санкт-Петербурга: Аналитический отчет / Под ред. В.Г. Воронцовой, В.Ю. Кричевского. - СПбАППО, 2001. - С. 252-256.

5. Щекина O.A. Проблема информационной культуры семьи // Семья в зеркале социально-культурной деятельности / СПбГУКИ, фак. Культуры семьи и детства. — СПб.: Спец. Лит, 2004. - С. 116-118.

6. Щекина O.A. Информационное пространство взаимодействия семьи и школы // Международная конференция «Региональная информатика» 24-26 окт. 2006 г. - СПб.: Политехника, 2006. -С. 223-224.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения

Школьное издание является частью информационной среды образовательного учреждения и, при условии осуществления информационных и психолого-педагогических функций, оказывает влияние на формирование инфо...

«Открытое информационное пространство – школа и семья. Использование ИКТ для формирования информационной культуры школьника»

Данный материал представляет серию уроков по теме «Коммуникации в глобальной сети Интерне», раздел «Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов»...

Статья "Роль семьи в формировании положительной самооценки школьника"

Рекомендации социального педагога педагогам и родителям...

Формирование информационного пространства учителя

В работе представлен личный опыт формирования информационного пространства учителя информатики для обеспечения качества образования и совершенствования профессиональной эффективности учителя. Приведен...

Презентация к родительскому собранию «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника»

Презентация к родительскому собранию «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника»...

Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника.

Цели:ознакомить родителей с научно обоснованными подходами к решению проблемы формирования у детей положительной адекватной самооценки;нацелить родителей на создание в семьях условий, способству...