Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника.
методическая разработка по теме

Панькова Евгения Георгиевна

 

Цели:

  1. ознакомить родителей с научно обоснованными подходами к решению проблемы формирования у детей положительной адекватной самооценки;
  2. нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию положительной самооценки личности ребенка.

Участники: родители учащихся 9-го класса, классный руководитель, школьный психолог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_1.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание №1.

Тема: «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника»

Цели:

  1.  ознакомить родителей с научно обоснованными подходами к решению проблемы формирования у детей положительной адекватной самооценки;
  2.  нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию положительной самооценки личности ребенка.

Участники: родители учащихся 9-го класса, классный руководитель, школьный психолог.

Подготовка.

1. Во время классного часа учащиеся заполняют анкету «События в жизни девятиклассника» и выполняют задание «Мое место и роль в классе» (составление коллажа «Клумба»). Обработка результатов микроисследования.

2. Приглашается школьный психолог для участия в собрании и выступления на нем по обсуждаемой проблеме.

3. Готовятся листочки для анкетирования родителей.

Оформление, оборудование и инвентарь.

На классной доске пишется тема собрания и записывается высказывание В.Г. Белинского: «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех его ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками. Хорошие дети – хорошая наша старость, плохие дети – плохая старость. Так думайте о будущем, а будущее – это наши дети».

                                                             Ход собрания.

I. Вступительное слово учителя о теме родительского собрания, об актуальности рассматриваемой на нем проблемы, о написанных на доске словах В.Г. Белинского как эпиграфе к коллективному обсуждению данной проблемы.

II. Выступление школьного психолога.

Образ собственного «Я» у каждого человека выступает как установка по отношению к самому себе, образуя систему представлений о себе. По своей сути это есть самосознание. Оно складывается из сознания своих физических, интеллектуальных, нравственных качеств и их самооценки.

Ребенку необходимо иметь положительные представления о себе, что является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. Ситуация экзамена для таких детей оказывается просто непереносимой. Формирование у подростков низкой самооценки может быть двух типов.

Первый тип. Характерны неверие в свои силы, невысокое представление о себе, с которым ребенок смирился. Складывается тогда, когда родители постоянно указывают на недостатки, устанавливают жесткие требования. Все успехи ребенка объясняют случайностью, а неудачи – неумелостью, неловкостью, глупостью. В результате складывается низкая самооценка.

Второй тип. Родители имеют высокие притязания, предъявляют много требований, не веря в успех их выполнения. Такие дети тянутся к лидеру, но эта дружба лишь закрепляет низкую самооценку, лишая удовольствия общения со сверстниками.

Низкая самооценка в подростковом и юношеском возрасте проявляется в следующем:

  • в высказываниях о себе: «У меня это никогда не получится»;
  • в упадочническом настроении: «Зачем волноваться, шансов на победу всё равно нет»;
  • в нежелании признать свою вину: «Я не виноват, что...»;
  • в отрицательном отношении к школе и к учителям: «Учителя меня не любят»;
  • в низкой мотивации, отказе от попыток добиться какого-то успеха: «Меня это не интересует»;
  • в повышенной чувствительности к критике: «Все против меня».

Между тем, идет непрерывный процесс психического развития, и поскольку каждый человек обладает потребностью в самосохранении, защите и улучшении своей
«Я-концепции», то мы должны создавать условия для подкрепления соответствующего поведения. Факторами, определяющими положительную «Я-концепцию», являются следующие:

  • убежденность в импонировании другим людям;
  • уверенность в способности к тому или иному виду деятельности;
  • чувство собственной значимости.

Причем эта оценка должна быть адекватной.

Условием правильной самооценки является наличие свободы. Свобода всякого человека заключается в том, чтобы не испытывать диктат власти над собой других людей, а самому определять цели своей жизнедеятельности и способы их достижения. Но под видом самоопределения могут скрываться гримасы свободы, ее противоположности, извращающие представления личности о себе. Имеются в виду наркоманы, алкоголики – люди безвольные, плывущие по течению в поисках легкой жизни. Иной вариант – конформизм, стремление стать похожим на всех или на большинство. Проявляется в погоне за модой, особенно в одежде: быть как все, не оказаться в стороне от толпы. При этом юноша или девушка вполне счастливы, довольны собой.

Родители, как самые близкие для своего ребенка люди, могут влиять на формирование его положительной «Я-концепции». В семейном сообществе и ученическом коллективе каждый воспитанник должен стоять в центре внимания. Тогда у каждого растущего человека может сформироваться чувство собственной значимости, которое является основой для становления и развития положительных представлений о самом себе.

III. Сообщение классного руководителя.

Незадолго до родительского собрания мы провели в классе небольшое исследование. Сначала я предложила ученикам оценить уровень сформированности нашего классного коллектива. Для этого использовалась несложная методика известного психолога А.Н. Лутошкина. Автор этой методики доказал, что детский коллектив проходит в своем развитии пять стадий, которые назвал следующим образом:

I        стадия – «Песчаная россыпь»;

II        стадия – «Мягкая глина»;

  1. стадия – «Мерцающий маяк»;
  2. стадия – «Алый парус»;

V стадия – «Горящий факел».

Чем больше стадий проходит в своем развитии коллектив, тем выше уровень его сформированности. Оказалось, что в настоящее время коллектив нашего класса находится на третьей стадии своего развития, что свидетельствует о среднем уровне его сформированности.

Затем учащиеся выполняли задание «Мое место и роль в классе». Им необходимо было вырезать из цветной бумаги цветок любого цвета, формы и размера, подписать на нем свое имя и приклеить на большой лист бумаги, который мы условно назвали «клумбой». В результате получился вот такой коллаж-«клумба» (демонстрируется родителям). Этот коллаж не только имеет довольно красивый вид, но и содержит важную информацию о том, как чувствуют себя девятиклассники в своем классном коллективе. Если кто-то из родителей пожелает узнать о месте и роли своего ребенка в классе, то мы вместе с психологом готовы предоставить такую информацию после окончания родительского собрания.

А еще ученикам нашего класса предлагалось составить на листочках перечень своих радостных и тягостных воспоминаний. Оказалось, что радостных воспоминаний у наших детей гораздо больше, и это позволяет констатировать наличие у них благоприятного «социального багажа».

IV. Выполнение задания родителями.

Папам и мамам раздаются листочки с изображенной в центре фигурой мальчика или девочки. На этих листочках им предлагается записать качества личности их ребенка, слева – положительные, а справа – те, которые, по их мнению, ему желательно приобрести (или сформировать у него).

После выполнения задания следуют выступления родителей (по желанию) и комментарии школьного психолога и классного руководителя.

V. Заключительное выступление классного руководителя о планируемых на ближайший период делах классного коллектива, возможных формах и способах участия родителей в них.

Решение собрания.

1. Содействовать формированию у детей положительной адекватной самооценки, способности обстоятельно анализировать и правильно оценивать свои действия и поступки.

  1. В жизнедеятельности классного коллектива и семейных сообществ всячески поддерживать процесс становления и проявления неповторимой индивидуальности личности ребенка, его социально полезные устремления и начинания.
  2. Провести в классе совместно с психологом занятия-тренинги учащихся по проблемам самопознания и самовоспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании адекватной самооценки старших подростков

Высветить проблемы формирования подростковой самооценки; обсудить с родителями способы поддержания самооценки подростков....

роль семьи в формировании школьника

Роль семьи в формировании личности Цели: выявление особенностей взаимоотношений между  ребенком и родителями;разработка основных правил семейного воспитания. Участники: класс...

Формирование позитивной самооценки учащихся в процессе обучения.

Формирование позитивной самооценки учащихся в процессе обучения  - одно из основных слабых мест в системе школьного образования. Задача учителя не отбить желание учиться, а создать комфортные усл...

Статья "Роль семьи в формировании положительной самооценки школьника"

Рекомендации социального педагога педагогам и родителям...

Родительское собрание Воспитание нравственности и формирование правильной самооценки школьника в семье

Общешкольное родительское собрание по теме Воспитание нравственности и формирование правильной самооценки школьника в семье   Цель: 1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, пед...

Презентация к родительскому собранию «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника»

Презентация к родительскому собранию «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника»...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности выпускника основной школы"

Родительское собрание "Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности выпускника основной школы"...