Формирование позитивной самооценки учащихся в процессе обучения.
статья по английскому языку по теме

Формирование позитивной самооценки учащихся в процессе обучения  - одно из основных слабых мест в системе школьного образования. Задача учителя не отбить желание учиться, а создать комфортные условия, ситуацию успеха, при которых ребенок поверит в свои силы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование позитивной самооценки учащихся в процессе обучения.

    " Если вы хотите успеха, а готовитесь к поражению,

      то вы получите как раз то, к чему готовитесь".

                                        Флоренс Шин

   Существует много причин,по которым люди перестают заниматься каким-либо видом деятельности. Но главная из них - это слабая вера в себя и свои силы.

   Существует миф, что дети быстро и легко учат как родной язык, так и иностранный. Но это не совсем так. В реальности ребенок сотни раз повторяет новое слово, прежде чем он его начинает использовать по назначению. Для ребенка это не только труд, но и игра подражания. Однако если произнесенное им слово звучит неправильно и его не понимают, он может рассердиться, но при этом он не прекратит процесс изучения языка,так как взрослые спокойно относятся к его ошибкам, что позволяет и детям подобным образом воспринимать свои погрешности. Например, если ребенок ошибается, говоря "хвартук", взрослые сразу дают верный вариант: " Правильно, фартук."- что, конечно же, служит мощным позитивным подкреплением. В младшем возрасте дети еще не испорчены системой образования и делают ошибки естественно, удачно справляясь с ними и, таким образом, гораздо быстрее продвигаясь в обучении." Обратная связь, которую ребенок получает от взрослых, обычно позитивна".

 Проводя параллель с традиционным обучением, нетрудно заметить преобладание негативной обратной связи от учителя и одноклассников. Например, когда ученик пересказывает текст, его постоянно прерывают словами: " Нет, неверно: не "эйпл", а "эпл". Любая незначительная ошибка может вызвать негодование учителя или смех в классе, что не делает процесс обучения радостным и комфортным. Ситуация осложняется еще и тем, что ребенок понимает, что в ситуации оценивания учителем и его одноклассниками находятся не только его навыки, но и личность. А это уже посерьезнее,чем просто знания. Это может привести и к повышенной тревожности, дискомфорту, а в случае многократного повторения - и к потере интереса к предмету. Нередко таким образом формируется страх к разговорной практике. Часто от взрослых людей можно услышать такие слова: " Десять лет учил язык в школе, 5 лет в институте, а сказать ничего не могу". Практика показала, что основной причиной является языковой барьер, возникновению которого способствуют два ограничивающих фактора:

  1. Если я буду говорить с ошибками, то обо мне плохо подумают.
  2. Я боюсь, что меня не поймут.

  Однако любой человек общаясь с вами, в первую очередь обращает внимание на истинное желание общаться с ним. И если он видит искренность в ваших глазах, то сделает все возможное, чтобы продолжить общение. Тогда и вы забудете про языковой барьер и ошибки.

Не бойтесь ошибок!

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

И если ваши действия наполнены любовью и

мудростью, то мир простит вам ошибки,

потому что это не ошибки, а творческие

 шаги к успеху.

Анатолий Некрасов

  Говоря о самооценке учащихся на уроках. нельзя не отметить наличие мотивации, вызванной естественными потребностями. Ребенок осваивает родной язык, преследуя цели достичь ясного и конкретного желаемого результата. При этом вряд ли он имеет жесткие ожидания относительно получаемого результата. Само окружение и обратная связь от взрослых скорее способствуют развитию позитивных ожиданий, особенно на более поздних этапах освоения языка."Вера взрослых в успех ребенка порождает его собственную веру, не оставляя места для сомнения."

  Обучение иностранному языку должно способствовать развитию Я — концепции и вносить вклад в неповторимое своеобразие личности: я - владеющий иностранным языком, интересующийся традициями и достижениями народов других стран. В процессе обучения иностранному языку подобное "Я" должно быть найдено каждым участником лично. Такая работа обычно строится при обсуждении ярких личностей, владеющих иностранными языками: выдающихся деятелей искусств и науки, политиков и бизнесменов, способных повлиять на сознание многих людей.

  С детства и в течение жизни мы формируем убеждения, которые предписывают нам что-то делать или запрещают. Поддерживающие убеждения помогают развивать успешные стратегии, ограничивающие, наоборот, часто становятся главным препятствием в обучении ("У меня нет способностей к языкам". "Иностранный язык - это сложно"). Тяжело представить успешное изучение иностранного языка и позитивный настрой учащихся, если они не пытаются преодолеть ограничивающие убеждения. Чтобы изменить их необходимо:

1 сформулировать ограничивающие убеждения с целью изменить их (например, ученику предлагается поделить лист бумаги на две равные части и в одной из них написать все позитивное относительно обучения иностранному языку, а в другой негативное, если такое имеется, а потом следует обсудить и дать комментарии);

2 периодически рассказывать метафорические истории, в которых персонажи преодолевают свои ограничивающие убеждения, или истории из своей жизни и личной практики ;

3 написать поддерживающие убеждения, повесить их на самое видное место и пытаться следовать им :

  1. быстрое овладение иностранного языка в большей степени зависит от желания его выучить. Если вы до сих пор не знаете его, значит не очень то и хотели;
  2. чем больше позволяешь себе ошибаться, тем быстрее продвигаешься в овладении иностранным языком;
  3. если человек говорит на родном языке, он способен выучить любой другой;
  4. изучать иностранные языки интересно;
  5. для того чтобы считать себя способным в чем-то, иногда достаточно себе в этом признаться.

  Замечательно, если поддерживающие убеждения относительно овладения иностранным языком связаны с жизненными целями и эффектами от их реализации:

  1. имея навыки общения на иностранном языке, я могу разговаривать с представителями других стран;
  2. люди, владеющие иностранными языками, имеют качественно другой уровень свободы в профессиональной деятельности и возможности карьерного роста;
  3. находясь за границей, человек, знающий иностранный язык, становится более свободным во взаимодействии с людьми в разных жизненных ситуациях;
  4. владея иностранным языком, я могу читать книги, смотреть фильмы и петь песни в оригинале (без перевода).

   Подобного рода убеждения сильно влияют на нашу мотивацию и позитивный настрой, который так необходим для достижения поставленных целей.

Этому способствуют и песни, игры, шутки, коллективные проекты, которые необходимо применять на уроках. Незатейливая песенка «Dear friends» в начале урока в младших классах всегда поднимает настроение моих учащихся и настраивает на работу. После нее каждый ребенок чувствует, что его любят, что он важная часть всего происходящего и у него формируется положительная самооценка.

Dear friends, dear friends,

It`s so nice that you are here,

I`m so glad and I`m so happy,

I love you.

Дорогие друзья, дорогие друзья,

Так хорошо что вы здесь,

Я так рада и я так счастлива,

Я вас люблю.

  Начало урока — это главная эмоциональная составляющая. Если учитель начнет урок с «разборок», то маловероятно, что урок сможет быть наполнен позитивными эмоциями дальше. Чтобы не страдало детское самолюбие, не следует часто использовать на уроках соревновательные методы обучения. Ребенка нужно сравнивать только с самим собой. Для этого разработана система портфолио, которая позволяет записывать и отслеживать удачи и успехи каждого ребенка.

  Игры на уроках, особенно в младших классах, должны стать главным помощником учителя в формировании позитивной самооценки учащегося.

   Игра «Комплименты» . Учитель просит учащихся схематически изобразить на листе бумаги  положительные качества  человека. После того как накопилось определенное количество карточек, ребятам предлагается  прикрепить карточку своему однокласснику с тем качеством, которое у него особенно выражено. Ребята под музыку крепят карточки друг другу на спины . После того как песня закончилась, ребята снимают полученные карточки.

   Игра «Крестики нолики». Эта игра позволяет учителю в непринужденной форме проверить знания учащихся по определенным темам и подготовить к тесту по этим темам. Каждое поле соответствует определенному заданию, которые учитель составляет в соответствии с поставленными задачами. Класс делится на 2 группы «крестики» и «нолики». Далее, чтобы получить крестик или нолик в желаемое поле, ученики должны выполнить задание. Если им не удается справиться с заданием, то идет передача хода другой команде. Огромное преимущество этой игры в том, что учитель может постоянно варьировать задания и благодаря этому использовать ее на уроках и в младших, и в старших классах.

    И главное, чтобы сформировать позитивную самооценку учащегося, не надо искать в нем недостатки и обсуждать его неудачи, надо опираться на его положительный опыт. Формирование и развитие позитивной самооценки — это фундамент , на котором должна строиться наша жизнь. А так как чаще у нас доминируют негативные схемы мышления, то мы формируем привычку ожидания негативных результатов. И поэтому, если мы - учителя будем чаще хвалить наших детей, то и их, и наш успех не заставят себя долго ждать,  так как  следует помнить: «Научиться можно только тому, что любишь». И.Гете.

Литература

Плигин А., Максименко И. Личностно- ориентированное обучение английскому языку./А.Плигин, И.Максименко. - М. ОЛМА — ПРЕСС, 2005 — 265с.

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».

Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...

Проблема формирования алгоритмического мышления учащихся в процессе обучения математике

В данной статье затронута проблема формирования алгоритмического мышления учащихся в процессе обучения математике, а также даны некоторые методические рекомендации по организации работы учащихся с алг...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

В работе раскрыты особенности творческой личности, психологические процессы, влияющие на формирование личности, рассмотрена методика формирования творческой личности при изучении математики....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения английскому языку

Семинар для учителей иностранных языков, на тему: «Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку»...

Статья на тему "Формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения геометрии"

В рамках модернизации школьного образования становится актуальным формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения, в частности в процессе обучения геометрии.Формирование у учащихся ...

Формирование самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения на уроках технологии

Формирование самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения на уроках технологии...

Формирование лингвострановедческой компетенции учащихся в процессе обучения немецкому языку

В данной статье акцентируется мысль о том, что проблема формирования лингвострановедческой компетенциив процессе обучения иностранным языкам становится очень актуальной.Термин “линговострановеде...