Разработка фрагмента программы к учебному курсу информатики по разделу «Алгоритмика».
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Карпова Марина Вячеславовна

Итоговая работа по курсам повышения квалификации

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

на основе именного образовательного чека

«Проектирование технологии обучения по учебному предмету»

(вариативный блок, 36 часов)

Разработка фрагмента программы  к учебному  курсу информатики по разделу «Алгоритмика» в 7 классе

Слушатель курсов: Карпова М.В

учитель информатики МБОУ СОШ №25

_________________________________________

                                                                                                   (подпись, дата)

                                                                Руководитель: Чупахина И.А.

_________________________________________

                                                                                                   (подпись, дата)

Самара 2014 г.


Содержание

Пояснительная записка        

Содержание программы        

Список источников и литературы        


Пояснительная записка

Фрагмент программы по информатике для основной школы составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования на основе примерной рабочей программы

(авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

Изучение информатики и ИКТ по новым стандартам в нашей школе начинается в 7  классе и направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • пропедевтическое изучение содержания основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Основная задача изучения данного курса – сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их личного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить навыки работы на компьютере. В процессе обучения  данной программе также происходит развитие интеллектуальных способностей учащихся, их потребности к познанию; развитие самостоятельности и творческой активности, что, в свою очередь, способствует развитию духовных способностей детей и формированию общей информационной культуры школьника; освоение способов работы с информацией.

Цели и задачи раздела курса “Алгоритмика ”:

  • обеспечение подготовки школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
  • воспитание способностей школьника к адаптации в быстроизменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией;
  • создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающие: целеполагание как постановку уче6ной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование как предвосхищение результата; контроль как интерпретацию полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия; коррекцию как внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения ошибки; оценку – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера, такие как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • сформировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Реализация заданных целей возможна при решении задач развития, обучения и воспитания школьника:

развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией (осуществлять её сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач);

формирование основополагающих понятий информатики, таких как «действие с информацией», «объект», «свойства объекта», «действия объекта», «элементный состав объекта», «характеристика объекта», «отношение объектов», «информационный объект»;

формирование умения описывать объекты реальной действительности с использованием понятий и терминов информатики;

развитие навыков использования информации и знаний при решении различных информационных задач;

формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникативных технологий для решения учебных и практических задач.

В ходе изучения данного курса происходит активное развитие определенных видов мышления:

  • системного мышления – способности к рассмотрению объектов и явлений в виде набора более простых элементов, составляющих единое целое;
  • алгоритмическое мышление – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также умения решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий;
  • формального мышления и способности применять логику при решении информационных задач – умения выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.

Требования к уровню подготовки  учащихся 7-х классов:

К концу 7 класса учащиеся  изучат:

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
  • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
  • понимать правила записи  и выполнения алгоритмов, содержащих цикл;
  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

ученик получит возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие  ветвления  и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
  •  определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

Методами оценки результатов изучения данного курса являются решение информационных задач, выполнение практических, контрольных работ.

Освоение курса «Алгоритмика» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов основного образования, а именно:

  1. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
  2. овладение навыками работы с информацией  в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  4. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Изучение раздела «Алгоритмика» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов таких как: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по характеристическим  признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;  излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Содержание программы

Программа раздела «Агоритмика» рассчитана на 10 часов (по 1 часу в неделю). Программой предусмотрено проведение:

практических работ – 4

контрольных работ – 1

Тема: Основы алгоритмизации (10 часов)

Учебные исполнители Робот,  Чертежник и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.

Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных  данных с использованием промежуточных результатов.

Аналитическая деятельность:

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения

Список источников и литературы

  1. Босова Л. Информатика 7 МОСКВА, БИНОМ. Лаборатория  базовых  знаний, 2010
  2. Семакин И.Г. «Информатика базовый  курс 7-9», МОСКВА, БИНОМ. Лаборатория  базовых  знаний, 2010  
  3. «Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е.В.Чернобай. – М.: Просвещение, 2012.
  4. http://www.school2100.ru/
  5. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа по учебному курсу «Информатика» 5-7 класс. ФГОС.

Рабочая программа по учебному курсу «Информатика» 5-7 класс. ФГОС. Учебник JI. JI. Босова, А. Ю. Босова...

Рабочая программа по учебному курсу «Информатика» 8-11 класс

Рабочая программа по учебному курсу «Информатика» 8-11 класс. Учебник Н.Д. Угриновича...

Рабочая программа по учебному курсу «Информатика» для 10-11 классов ФГОС (углубленный уровень) к учебнику под редакцией Семакина И.Г. и др.

Содержание учебного предметаСодержание учебного курса связано с содержательной структурой компонентов УМК углубленного уровня: учебника для 10 класса, учебника для 11 класса, практикума. В следующих т...