Проектная деятельность учащихся на уроке информатики. Проект "История школы в лицах"
проект по информатике и икт на тему

Хамитова Ирина Маратовна

Мастер - класс "Проектная деятельность учащихся на уроке информатики" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Кунашакская СОШ»

Проектная деятельность учащихся

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо

 и где и как я могу эти знания применить

I. Вступление

Система образования в нашей стране вступает в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новым подходам к разработке и использованию современных технологий обучения.

Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, "научить учащихся учиться"..

 Внедрение метода проектов в образовательные учреждения позволит добиваться положительной мотивации к обучению, воспитать подлинно свободной личности, сформировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В Концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах.

 Компетентностный подход – один из способов достижения нового качества образования. Обучение при компетентностном подходе – это процесс приобретения опыта для решения значимых практико-ориентированных проблем.

Метод проектов как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных.

II. К истории вопроса ( презентация)

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США.  1слайд

Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. 2 слайд 3слайд5

Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. 3 слайд

Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести 4 слайд

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления).

Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

III. Что мы понимаем под методом проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. 

Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.

 Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. 

IV.  Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

V. Типология проектов

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

  1. Доминирующая в проекте деятельность (типы проектов):
  •  Исследовательская – подразумевает деятельность учащихся по решению творческих задач с зараннее неизвестным результатом и предполагает наличие основных этапов, характерных для любой научной работы.
  • Прикладные проекты, которые отличает четко обозначенный с самого начало результат деятельности участников (например, проект закона)
  • Информационные проекты направлены на изучение характеристик каких – либо процессов, явлений объектов и предполагают их анализ и обощение выявленных фактов.
  1.  Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  2. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  3. Количество участников проекта.
  4. Продолжительность проекта. 

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, т.е критерии оценивания поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

1.      Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

  1. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
  2. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  3. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  4. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
  5. Защита проектов.
  6. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.


Проектная деятельность

 по информатике

Метод проектов рассматривается в качестве дополняющего к традиционной форме обучения и, как правило, используется лишь при изучении некоторых разделов информатики. Также широко описываются методики внедрения метода проектов во внеурочную деятельность, особенно при работе с интеллектуально одаренными и мотивированными учащимися. Имеющиеся стандартные программы курса информатики не предусматривают наличия часов для проектной деятельности. Также практически отсутствуют учебники, в которых методика изложения материала базировалась бы на использовании метода проектов. Нам известен лишь один учебник профессора Н.В.Макаровой «Информатика. 10-11 класс», в котором рассматривается технология создания мультимедийного проекта

 Применение метода проектов в практике преподавания информатики в школе явилось скорее поиском путей решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения стало невозможно.

Как наиболее острую из них следует выделить проблему различного стартового уровня знаний и умений школьников по информатике. Часть школьников уже имеет опыт работы в различных областях информатики и с различными программными средствами. Для другой части школьников обучение необходимо начинать с понятий, определений, с привития элементарных навыков работы с техническими средствами. В результате построить оптимальный курс обучения даже в одном классе становится практически невозможно.

Решение задачи приобретения качественных знаний по всему курсу информатики каждым школьником видится в оптимальном сочетании его личных направленностей и потребностей с соответствующей областью применения информационной технологии.

На основании изложенного сформулируем проблему: как при малом количестве часов, отведённых на обширную программу и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса информатики интересным, наглядным, а изучаемый материал – запоминающимся надолго.
Создание системы проектов было инициировано желанием найти такие формы организации учебного процесса, которые позволяли бы погрузить ученика в учебно-познавательную
деятельность с первых дней обучения, повышая, тем самым уровень мотивации учеников к процессу обучения и эффективность учебного процесса, создавая возможности реализации личностно-ориентированного, проблемно-ориентированного подхода в обучении.
Для решения вышеизложенных задач можно разработать свою программу 3-11 классов. При этом можно выделить 3 вида проектов:


При этом можно выделить 3 вида проектов:

  • Мини-проекты, выполняются в течение 1 урока при изучении новой темы или ее закреплении.
  • Домашние задания в виде творческих проектов (время выполнения 1 неделя).
  • Зачетные проекты. (время выполнения  октябрь – май), внеурочное время

Приведем примеры зачетных проектов:


Класс

Учебный модуль

Примерные темы проектов

Содержание проекта.

3 , 4 класс

Рисуем на компьютере

Моя любимая сказка

Рисунок, выполненный в Paint + небольшой рассказ (стихотворение) к этому рисунку

5-9 класс

Текстовый процессор Word

Я - журналист

Создание журнала, газеты, статьи

7-9 класс

PowerPoint

Конкурс презентаций

Тема выбирается учащимися

7-9 класс

Электронные таблицы

Кроссворд

Применение Excel для решения различного класса задач

7-9 класс

Электронные таблицы

тесты

Применение Excel для решения различного класса задач

10 ,11 класс

Техническое обеспечение информационных технологий

Проект «Мой компьютер»

Рассказать об устройстве компьютера (любая программная реализация, включая цифровое оборудование

10 класс

Техническое обеспечение информационных технологий

«История школы в лицах»

Рассказать об устройстве компьютера (любая программная реализация, включая цифровое оборудование)

10,11 класс

Настольные издательские системы

Проект: «Жизнь без наркотиков»

Буклет

11 класс

Создание WEB- страниц

Я и WWW

Тема выбирается учащимися

В школе ежегодно проходит предметная неделя, в ходе которой создаются проекты, мини- проекты по различным учебным предметам.

Анализ данной проектной деятельности показывает, что учащиеся успешно применяют знания, полученные на уроках информатики для создания своих проектов в различных областях знаний. Приведем лишь несколько примеров: (ЦОР Шамсутдиновой НС, Хайретлинова РГ)

В целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.


Проект «История школы в лицах»

Проблема: создание мини – проектов по данной теме оказалось недостаточным, появилась необходимость систематизировать, обработать полученную информацию, собрать дополнительный материал.

 В связи с этим была составлена схема  проекта, в результате которого он разделился на темы и были сформированы группы учащихся.





Цель
:

  • повысить мотивацию к обучению,
  • воспитывать чувство гордости за свою школу,
  • способствовать развитию следующих умений и навыков:
  • уметь самостоятельно  осуществлять поиск информации в различных источниках, анализировать и отбирать главное, грамотно и лаконично оформлять мысль, воплощая её в тексте файла, формировать собственную позицию, то есть проявлять творчество;
  •  в процессе работы дети учится эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, сосредотачиваться над работой, сопоставлять свои знания и умения  с тем, что знают и умеют товарищи, сопереживать совместные  возможные неудачи в процессе работы и удовлетворение от полученного результата, согласовывать свои действия, созидать – таким образом,  формируются качества личности, определяющие устойчивый способ жизнедеятельности

Тип проекта:  смешанный тип исследовательский с элементами информационного

Предметно – содержательная область : межпредметный проект

Характер контактов: внутришкольный

Количество участников: 10 – е классы

Продолжительность проекта: долгосрочный

Руководитель проекта: Хамитова ИМ

Авторы проекта:

Время работы над проектом октябрь 2008-май2009г, октябрь 2009-май 2010, октябрь 2010-май 2011,

Итоговый продукт : Создание ЦОРа по истории школы к юбилею школы

Календарь работы над проектом:

  1. Установочное занятие (цели, задачи проектной деятельности, общая тема)
  2. Консультации по выбору тематики учащимися

        Определение структуры, формы проекта

  1. Формирование проектных групп
  2. Формулировка тем отдельных презентаций
  3. Защита каждого мини – проекта (результат работы буклеты или презентация) на конференции НОУ.
  4. Выступления учащихся на классных часах, выставка работ (буклетов) в школьном музее
  5. Награждение лучших работ

Хамитова Ирина Маратовна                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список тем для проектной деятельности учащихся на уроках информатики.

Здравствуйте. Хочу поделиться с Вами списком тем для проектной деятельности учащихся по школьной дисциплине "информатика и ИКТ"....

Проектная деятельность учащихся на уроках информатики

В статье рассматриваются основные приемы метода проектов в курсе информатики, теоретический материал поможет учителям сориентировать учащихся в учебном проектировании....

Элементы проектной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ

Методическая разработка использования элементов проектной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ. Графический редактор. Создание проекта «Книжка-малышка».

Мои ученики любят фантазировать, творить и демонстрировать свои достижения! Поэтому я вновь и вновь убеждаюсь в том, что метод проектов эффективен на уроках  информатики.      ...

Выпускная квалификационная работа "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности учащихся на уроках информатики"

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся с...

Статья по теме: "Применение проектной деятельности учащихся на уроках информатики "

В работе рассказывается об особенностях проектной деятельности на уроках информатики. Автор на примере своей работы в школе доказывает, что проектный метод обучения играет важную роль в формировании с...

Проектная деятельность учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Метод проектов в преподавании информатики. Из личного опыта....