Решение задач по теме "Кодирование текстовой информации"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему

Михайлова Наталья Валерьевна

Предварительный просмотр:

План-конспект 
урока в 10 классе по теме

«Решение задач по теме: Кодирование текстовой информации»

Учитель: Михайлова Н.В.

Цели урока:

Обучающие: 

  • совершенствовать навыки решения задач на определение количества информации
  • повторить и систематизировать навыки работы информацией,
  • стимулировать интерес учащихся к данной теме и учебном процессе в целом.

Развивающие:

  • развитие коммуникативно-технических умений,
  • развитие умения оценивать результаты выполненных действий,
  • развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности,
  • развитие умения пользоваться предложенными инструментами.

Воспитательные: 

  • воспитывать добросовестное отношение к труду, инициативность,
  • уверенность в своих силах.

Тип урока: 

  • урок совершенствования знаний, умений и навыков,
  • целевого применения усвоенного.

Вид урока: практическая работа.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.

Приветствие учащихся. Отмечаю отсутствующих. Настрой на урок.

  1. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Список вопросов:

В каком виде представлена информация в компьютере?

Как  представлена текстовая информация в компьютере?

Что понимается под кодированием информации?

Как определить количество информации

  1. Практическая работа

Решение задач

  1. Информационный объем сообщения «Компьютер-универсальная электронно-вычислительная машина» равен? (байтах, битах)
  2. Сколько битов информации содержится в 24 байтах?
  3. Получено сообщение, информационный объем которого равен 32 битам? Чему равен этот объем в байтах?
  4. Емкость USB-флешки 256 Мбайт. Какова емкость USB-флешки в битах, байтах, килобайтах?
  5. Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 100 страниц. На каждой странице- 40 строк, в каждой строке- 60 символов. Каков объем информации в книге? Ответ дайте в байтах, Кбайтах
  6.  В кодировке Unicode на каждый символ отводится 2 байта. Определите информационный объем слова из 24символов. ( в битах?)
  7. Для записи текста используют 16-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по 50 символов. Какое количество информации содержат 6 страниц?
  8. Сообщение, записанное буквами 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?

9. Информационный объем текста книги, набранной на компьютере с

использованием кодировки Unicode, —128 килобайт. Определить количество символов в тексте книги. В кодировке Unicode один символ занимает 2 байта.

10.Информационное сообщение объемом 1,5 Кбайт содержит 3072 символа.

Определить информационный вес одного символа использованного алфавита

11. Алфавит содержит 32 буквы. Какое количество информации несет одна буква?

12. Информационное сообщение объемом 300 бит содержит 100 символов. Какова мощность алфавита?

13. Сообщение, записанное буквами из 16 символьного алфавита, содержит 10 символов. Какой объем информации в битах оно несет?

14.Для приготовления салата необходимо воспользоваться 8 ингредиентами. Повар решил сэкономить продукты и воспользоваться только 4. Сколько бит информации сдержится в сообщении, что салат состоит из 4 составляющих?

 15.Из непрозрачного мешочка вынимают шары с номерами и известно, что информационное сообщение о номере шарика несет 5 бит информации. Определите количество шариков в мешочке.

16. Для записи текста использовался 256-символьный алфавит. Сколько информации в 5 страницах текста, если на каждой странице 30 строк по 60 символов?

Задача 17. Какое количество информации потребуется для кодирования одного шахматного поля?

Задача 18. Получено сообщение, объемом 10 бит. Какое количество сообщений возможно составить из полученных данных?

Задача 19. Какое количество слов получится из фразы в 8 бит?

Задача 20.  В корзине лежит 16 шаров разного цвета.Сколько информации несет сообщение, что достали белый шар?

Задача 21. Сообщение о том, что ваш друг живет на 6 этаже несет 4 бита информации. Сколько этажей в доме.

Задача 22. За четверть ученик получил 100 оценок. Сообщение о том, что он получил четверку, несет 2 бита информации. Сколько четверок ученик получил за четверть?

23.В рулетке общее количество лунок равно 128. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщения об остановке шарика в одной из лунок?
24. В коробке 32 карандаша, все карандаши разного цвета. Наугад вытащили красный. Какое количество информации при этом было получено?
25. Какое количество информации несет в себе сообщение о том, что нужная вам программа находится на одной из восьми дискет?
26. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение, содержащее 2048 символов, если его объем составляет 1/512 часть одного мегабайта?
27.Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?

28. Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-символьного алфавита, если его объем составил 1/16 часть мегабайта?
Задача 29. Объем сообщения, содержащего 2048 символов,составил 1/512 часть мегабайта. Каков размер алфавита, с помощью которого записано сообщение?
Решение:
Задача 30. Скорость информационного потока – 20 бит/с. Сколько минут потребуется для передачи информации объемом в 10 килобайт.

Задача 31. Лазерный принтер печатает со скоростью в среднем 7 Кбит в секунду. Сколько времени понадобится для распечатки 12-ти страничного документа, если известно, что на одной странице в среднем по 45 строк, в строке 60 символов.

32.Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 800 бит. Какова длина сообщения в символах?
1) 50 2) 100 3) 400 4) 800

33.Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения длиной 48 символов, первоначально записанного в 7–битном коде ASCII, в 16–битную кодировку Unicode.
При этом информационное сообщение увеличилось на
1) 48 байт 2) 96 байт 3) 54 байт 4) 432 байт

34.Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16–битном коде Unicode, в 8–битную кодировку Windows–1251, при этом информационный объем сообщения составил 60 байт.
Определите информационный объем сообщения до перекодировки.
1) 60 бит 2) 120 бит 3) 960 бит 4) 60 байт
35.Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения, первоначально записанного в 7-битном коде ASCII, в 16-битную кодировку Unicode. При этом информационное сообщение увеличилось на 108 бит.
Какова длина сообщения в символах?
1) 12 2) 27 3) 6 4) 62

36. Текстовое сообщение, содержащее 1048576 символов общепринятой кодировки, необходимо разместить на дискете ёмкостью 1,44Мб. Какая часть дискеты будет занята?

37. Информация в кодировке Unicode передается со скоростью 128 знаков в секунду в течение 32 минут. Какую часть дискеты ёмкостью 1,44Мб займёт переданная информация?

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок, объявляется ученик, решивший больше всех задач

  1. Домашнее задание.  ( продолжить решать задачи из предложенного списка)

Приложение 1.

Карта морского сражения для ученика:

1

2

3

4

5

6

7

8

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

Карта морского сражения для учителя

1

2

3

4

5

6

7

8

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

Бланк для ведения счета команды:

Название

команды

Список команды

Попадание в цель
(в вопрос)

Правильный ответ

Общее количество
«раненых» кораблей

КАПИТАН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кодирование текстовой информации.Решение логических уравнений.

Материал разработан для подготовки учащихся к ЕГЭ. Предложены задачи и их  решение....

"Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита". Практическая работа «Кодирование текстовой информации».

Конспект урока «Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита» предназначен для учителей информатики, преподающих в 8-х классах.Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено изу...

Решение задач на кодирование текстовой информации

файл содержит 5 задач на кодирование текстовой информации и их решения....

Обработка текстовой информации. Ввод текста в текстовом процессоре WordPad.

План-конспект открытого урока по изучению текстового процессора WordPad.Предлагается в помощь учителям информатики и ИКТ при изучении  в пятом классе темы "Обработка текстовой информации". П...

Текстовый процессор Microsoft Word 2003. Технология обработки текстовой информации

Данный файл содержит презентацию к уроку «Текстовый процессор Microsoft Word» (вводный урок). Можно использовать для 8 классов, материал подойдет для тех учителей, которые до сих пор используют Micro...

Сценарий проведения научно-практической конференции учителей «Продуктивная деятельность с различными источниками информации (текстовой информацией, таблицами, графиками, диаграммами, рисунками, текстовыми задачами и др.)»

Актуальная проблема сегодняшнего образования - развитие умений и навыков работы с текстом. На это нацеливает основная образовательная программа Федеральных государственных образовательных стандартов ...