Разработка занятия по теме: «Кодирование текстовой, графической, звуковой информаци»
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс) по теме
Я предлагаю разработку занятия (120 мин) по теме «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации»; дополнительный материал (презентации PowerPoint, подготовленные учащимися, графические иллюстрации, раздаточные материалы, задания для учащихся ). Урок разработан с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и использованием информационно-коммуникационных технологий. Эта разработка может применяться как для первых уроков, так и для обобщения, систематизации, закрепления учебного материала по теме «Представление информации».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гузова Тамара Ивановна
Учитель информатики и ИКТ
МБОУ Абанская СОШ №4 имени
Героя Советского Союза В.С. Богуцкого
Подготовка урока с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и использованием информационно-коммуникационных технологий
Пояснительная записка
Я учитель математики и информатики, но уже девятый год преподаю только информатику. В 2007 году в рамках проекта «Информатизация системы образования» нашу школу подключили к Интернет. Это даёт широкие возможности, как ученикам, так и учителям. Мы с удовольствием участвуем в Интернет - карусели, в различных Интернет – конкурсах, в дистанционном обучении, переписываемся с друзьями с различных уголков нашей страны и других стран мира, путешествуем по виртуальным музеям, участвуем в Интернет - форумах, создаём и выставляем школьные сайты. Ну, а помощь Интернета к подготовке, организации и проведения урока просто неоценима.
Например, я на своих уроках успешно использую ресурсы Единой коллекции цифровых http://school-collection.edu.ru/ образовательных ресурсов – это готовые презентации, кроссворды, флэш тесты, предложенные по учебнику «Информатика - базовый курс», 8 класс (карточка ресурса №118438) и
9 класс (карточка ресурса № 118454) И. Семакина, Л.Залоговой, С.Русакова, Л.Шестаковой.
Но особенно часто и результативно на своих уроках я использую ресурсы электронного наглядного пособия «Информатика» (карточка ресурса №22717), где структурирован теоретический и практический материал учебных мультимедийных ресурсов для углублённого изучения курса «Информатика и ИКТ» и что, особенно подкупает так это яркие, красочные флэш ролики.
А также я постоянно совместно с учащимися разрабатываю медиа- и мультимедиа ресурсы для своих уроков. Так как я практикую модульную технологию, то к каждой теме курса «Информатика и ИКТ» разработаны опорные конспекты, вопросы
; видео - и аудиоматериалы; наглядные пособия; различные виды раздаточных материалов (разноуровневые); логические схемы, таблицы.
На данном уроке вначале используются готовые ЦОР, а потом в течение ленты, учащиеся, работая в группах над своим вопросом, готовят полезные и содержательные презентации, используя мультимедийные приложения и сеть Интернет.
Выполняют практические задания в различных программах и демонстрируют яркие красочные работы, что, безусловно, подчёркивает практическую ориентированность получаемых знаний.
И в конце ленты обязательная защита своих проектов с комментариями и пояснениями.
Цели, которые я поставила на этом уроке, а именно
- умение добывать и применять знания
- умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное
- умение обобщить, сделать выводы
- умение работать в команде, умение слушать и слышать другого
несомненно, соответствуют требованиям к современному уроку.
Я предлагаю разработку занятия (120 мин) по теме «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации»; дополнительный материал (презентации PowerPoint, подготовленные учащимися, графические иллюстрации, практические работы ребят (работы в звуковых редакторах, к сожалению, пришлось убрать в связи с ограничениями материала до 2 Мбайт), раздаточные материалы, задания для учащихся ).
Эта разработка может применяться как для первых уроков, так и для обобщения, систематизации, закрепления учебного материала по теме «Представление информации».
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ
«КОДИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОЙ, ГРАФИЧЕСКОЙ, ЗВУКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»
Учитель: Гузова Тамара Ивановна, E-mail: Tamara_an64@mail.ru
МОУ Абанская СОШ№4 п. Абан, Красноярского края
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 10 кл., информационно- технологический профиль
Тема: «Представление информации»
Тема занятия: «Кодирование текстовой, графической, звуковой информации»
Тип занятия: комбинированный
Цели:
- вспомнить, обобщить, систематизировать, дополнить информацию по данной теме
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ
- выработка навыков применение средств ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов
- воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к полученной информации
- умение работать в команде, умение слушать и слышать другого
Методы:
- мозговой штурм
- работа в малых группах
- защита проектов
Техническое обеспечение:
- проектор
- локальная сеть
- подключение к Интернет
- соответствующее программное обеспечение
План занятия:
- Определение целей. Вспомнить основы теоретического материала
- Работа в группах над проектом
- Выполнение практической части задания
- Защита своих проектов
- Рефлексия
Ход занятия:
I Актуализация знаний:
Вспомнить общий принцип кодирования информации на компьютере.
Двоичное кодирование текстовой информации (основные таблицы кодировки, их сущность и назначение).
Двоичное кодирование графической информации (глубина цвета, модели цветопередачи). Просмотр флэш роликов из электронного наглядного пособия «Информатика» (№22717) модели цветопередачи:
Двоичное кодирование звуковой информации (временная дискретизация, частоты дискретизации, глубина кодирования звука). Просмотр флэш ролика «Аналоговое и цифровое представление звука (№125803)».
II Подгруппа из 10 человек разбивается на малые группы по 3 человека, и раздаются карточки – план работы групп и рабочий материал (заготовки).
(Смотри дополнительный материл – приложение).
Первая группа «Кодирование текстовой информации»
Пример карточки:
Теоретическая часть: рабочий материал, заготовки: Рабочий стол 10 «б» _
07 - 08г
1. Вспомнить, обобщить, систематизировать, дополнить материал по вопросу « Двоичное кодирование текстовой информации» ( стр.107 10-11 кл. Н.Д.Угринович).
Использовать ключивые понятия:
- :таблица кодировки, таблица кодировки ASCII (American Standard Code for Information Interchange), международный стандарт (таб.кодировки) Unicode
- уметь пояснить формулу N=2i
- пять различных кодировок для русских букв (кириллицы) (КОИ8-Р, Windows СР1251, MS-DOS СР866, Mac (Macintosh) и ISO 8859-5 (международная организация по стандартизации - International Standards Organization))
- коротко дать характеристику каждой
- какие программы заботятся о перекодировках текстовых документах
- найти дополнительную информацию по этому вопросу, используя Интернет (дополнительную информацию о таблицах кодировки, какие ещё существуют таблицы кодировки и т.д.)
2. Оформить в виде презентации. Уметь прокомментировать и защитить.
Практическая часть: Наглядно продемонстрировать отображение текстов в различных кодировках
1. Запустить текстовый редактор Hieroglyph
Пуск все программы Hieroglyph 3.7 Hieroglyph
2. Пуск Text Processor Text Processor
3. Определение числового кода символа – стр.110 10-11 кл. Н.Д.Угринович
4. Ввод символа по числовому коду – стр.110 10-11 кл. Н.Д.Угринович
Вторая группа «Кодирование графической информации»
Пример карточки:
Теоретическая часть: рабочий материал, заготовки: Рабочий стол 10 «б» _
07 - 08г
1. Вспомнить, обобщить, систематизировать, дополнить материал по вопросу « Двоичное кодирование графической информации» ( стр.112 10-11 кл. Н.Д.Угринович и стр.10 - 9 кл.).
Использовать ключивые понятия:
- пространственная дискретизация,
- пиксель, разрешающая способность растрового изображения,
- глубина цвета, формула N=2i
- умение рассчитать объём видеопамяти для одного из графических режимов
- палитры цветов в системах цветопередачи (RGB, CMYK, HSB)
- коротко дать характеристику каждой
- найти дополнительную информацию по этому вопросу, используя Интернет (какие модели цветообразования существуют ещё и т.д.)
2. Оформить в виде презентации. Уметь прокомментировать и защитить.
Практическая часть:
1. Наглядно продемонстрировать выбор цвета с использованием систем цветопередачи в
различных программах MS Word, Macromedia Flash, Adobe Photoshop, MS PowerPoint, Corel Draw
можно подготовить небольшие работы.
2. Установка графического режима, переключение видеорежимов, просмотреть информацию об адаптере – стр.115 10-11 кл. Н.Д.Угринович.
3. Д/П Растровая и векторная графика. Достоинства и недостатки.
Третья группа «Кодирование звуковой информации»
Пример карточки:
Теоретическая часть: рабочий материал, заготовки: Рабочий стол 10 «б»
_07 - 08г
1. Вспомнить, обобщить, систематизировать, дополнить материал по вопросу « Двоичное кодирование звуковой й информации» ( стр.116 10-11 кл. Н.Д.Угринович и стр.42 - 9 кл.).
Использовать ключивые понятия:
- интенсивность и частота звуковой волны
- временная дискретизация, при которой в определенные моменты времени амплитуда звуковой волны измеряется и квантуется, т.е. ей присваивается определенное значение из некоторого фиксированного набора. Данный метод называется еще импульсно-кодовой модуляцией PCM (Pulse Code Modulation).
- частоты дискретизации — количества измерений уровня сигнала в единицу времени(за одну секунду). Эта величина может принимать значения - диапазон от 8 до 48 кГц.
- глубина кодирования звука (количество информации, необходимое для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука) N=2i
- качество оцифрованного звука (от частоты и глубины дискретизации звука)
- оценить информационный объем цифрового стереозвукового файла
- звуковые редакторы (записывать, воспроизводить, редактировать)
2. Оформить в виде презентации. Уметь прокомментировать и защитить.
Практическая часть:
1. Работа в фонографе «Звукозапись» - стр.118 10-11 кл. Угринович
2. Обработка звукового файла с помощью звукового редактора Audacity подготовить небольшие работы
3. С помощью Интернет найти информацию о других звуковых редакторах и их возможностях.
III Каждая группа работает в соответствии своему плану. Углубляется в теоретическую часть своего вопроса, готовит презентацию, ищет нужную информацию с помощью Интернет, выполняет практические работы. Можно распределить обязанности в группе.
IV Защита своих проектов, которая сопровождается демонстрацией выполненных практических работ. Ребята задают вопросы на понимания, дополняют друг друга.
(Смотри дополнительный материл – приложение).
V Подведение итогов. После защиты проектов можно предложить вопросы:
- Какую закономерность в кодировании информации вы заметили?
- Как пояснить формулу N=2i при кодировании текстовой, графической, звуковой информации
- Предложить задачи: найти информационный объём текста в различных кодировках,
рассчитать объём видеопамяти для одного из графических режимов,
оценить информационный объем цифрового стереозвукового файла.
(Смотри дополнительный материл – приложение).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ASII Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки 1 сим.=8 бит=1 байт. 2 ^ 8=256 N=2^i
UNICODE 1 сим.= 16 бит=2 байт 2 ^ 16=65536 N= 2 ^I
Пять кодировок русского языка KO И 8 Windows CP 1251 MS DOS CP 866 Mac ISO
КОИ - 8 Хронологически одним из первых стандартов кодирования русских букв на компьютерах был КОИ8 ("Код обмена информацией, 8-битный"). Эта кодировка применялась еще в 70-ые годы на компьютерах серии ЕС ЭВМ.
СР 1251 Наиболее распространенной в настоящее время является кодировка Microsoft Windows, обозначаемая сокращением CP1251 ("CP" означает "Code Page", "кодовая страница").
CP 866 От начала 90-ых годов, времени господства операционной системы MS DOS, остается кодировка CP866.
M A C Компьютеры фирмы Apple , работающие под управлением операционной системы Mac OS , используют свою собственную кодировку МАС.
ISO Кроме того, Международная организация по стандартизации (International Standards Organization, ISO) утвердила в качестве стандарта для русского языка еще одну кодировку под названием ISO 8859-5
Последовательности десятичных кодов слова « ЭВМ » в различных кодировках составляем на основе кодировочных таблиц: КОИ8- Р : 252 247 237 СР1251 : 221 194 204 СР866 : 157 130 140 Мас : 157 130 140 ISO : 205 178 188 Для преобразования русскоязычных текстовых документов из одной кодировки в другую используются специальные программы – конверторы, встроенные в приложения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Графическая система компьютера Монитор Видеокарта
Разрешающая способность Разрешающая способность растрового изображения определяется количеством точек, как по горизонтали, так и по вертикали на единицу длины изображения. Например: 800 x600 , 1024х768, 1280х1024. ………………………………………………… ............................... ……………………………………………………………………… . ……………………………………………………………………… ……………………………………………………………………… . ……………………………………………………………………… . ……………………………………………………………………… .. ……………………………………………………………………… . ……………………………………………………………………… ……………………………………………………………………… ……………………………………………………… ..…………….. ……………………………………………………………………… ………………………………………………………… .................
Глубина цвета 2 ^8=256 2^16=65536 2^24=16777216 2^32=4294967296 N=2^I I- глубина цвета N - кол-во оттенков цветов
Модели цветопередачи RGB CMYK HSB
Цветовая модель RGB Цветовая модель RGB (red, green, blue - красный, зеленый, синий) используется в таких светящихся устройствах, как телевизионные кинескопы и компьютерные мониторы. Для создания всех цветов, встречающихся в природе, они смешивают три первичных цвета RGB. Смесь 100% всех трех цветов дает белый, а смесь 0% всех трех цветов дает черный. Модель RGB распространена очень широко, но она исключительно зависима от устройства. При замене устройства изменяются и цвета. Она не очень подходит для воспроизведения цвета, когда в одном комплексе должны работать сканер, принтер и монитор. Поскольку она использует три аддитивных первичных цвета, она не подходит для раскраски или для красителей и пигментов, используемых при печати, поскольку те используют другой набор первичных цветов (голубой, пурпурный, желтый).
Цветовая модель CMY ( K ) Цвета в таких светящихся устройствах, как телевизоры и компьютерные мониторы формируются путем смешивания в различных пропорциях трех первичных цветов RGB, но такие средства воспроизведения цвета, как печатные издания и картины работают на поглощении одних длин волн и отражение других. Три первичных цвета RGB при смешивании создают белый цвет, а три первичных цвета CMY при смешивании создают черный цвет. Поскольку реальные чернила не создают чистых цветов, то к этим трем цветам добавляется отдельно черный цвет (К) и модель называется CMYK. Диапазон представления цветов в CMYK уже, чем в RGB, поэтому при преобразовании данных из RGB в CMYK цвета кажутся грязнее.
Цветовая модель HS B Эта модель похожа на модель RGB. Аббревиатура HS D обозначает hue, saturation, and luminance (цветовой тон, насыщенность и светлость). Она поддерживается на некоторых компьютерах. Другие, менее известные модели включают модель HSB (hue, saturation, brightness - цветовой тон, насыщенность, яркость) и модель HCL (hue, chroma, luminance - цветовой тон, цветность светлость). Палитра цветов в Photoshop. Она показывает числовое значение для моделей HSB, RGB, LAB и CMYK.
Дополнительная информация PhotoYCC (Photo CD)
Цветовые модели CIE
Цветовые системы Манселла
HCV (hue, chroma, value - цветовой тон, цветность, величина)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звук представляет собой волну с непрерывно меняющейся интенсивностью и частотой. Человек воспринимает звуковые волны с помощью слуха в форме звука различной громкости и тона. Чем больше интенсивность звуковой волны Человеческое ухо воспринимает звук с частотой от 20 (низкий звук) до 20 000 колебаний в секунду (высокий звук)
Временная дискретизация звука
Частота дискретизации Из аналового звука в цифровую Качество цифрового звука зависит от частоты дискретизации Частота дискретизации звука – это количество измерений громкости звука за одну секунду. Частота дискретизации звука может лежать в диапазоне от 8000 до 48000 измерений громкости звука за одну секунду.
Глубина кодирования звука Глубина кодирования звука – это количество информации, которая не обходимо для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука. Количество уровней громкости определяется по формуле N=2^I , где I - глубина кодирования звука , N – количество уровней громкости i=16 N=65536 i=9 N=512 i=8 N=256
Звуковая карта Для преобразования цифрового сигнала в аналоговый и наоборот используется устройства – Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) и аналого-цифровой (АЦП) Аналоговый звуковой сигнал перевести в цифровой АЦП Для воспроизведения: цифровой сигнал в аналоговый ЦАП Специальные устройства АЦП и ЦАП встроены в звуковую карту
Качество оцифрованного звука Чем больше частота и глубина дискретизации, тем качественнее будет оцифрованный звук. Самое низкое качество оцифрованного звука качество телефонной связи (частота дискретизации 8000 раз в сек. и глубине 8 бит и записи одной звуковой дорожки ( режим «моно ») Самое высокое качество у CD аудио (частота 48 000 в сек., глубина дискретизации 16 бит и записи двух звуковых дорожек ( режим «стерео »)
Звуковые редакторы Позволяют записывать, воспроизводить и редактировать звук Операции : копирования перемещения удаление частей звуковой дорожки накладывать звуковые дорожки друг на друга ( микширование ) Применять : различные акустические эффекты (эхо, воспроизведение в обратном порядке и др.) Позволяют : изменять качество цифрового звука объём звукового файла сохранять в различных форматах ( WAV, MP3 , MIDI и т.д.)
Форматы звуковых файлов Материал из Википедии — свободной энциклопедии Некоторые форматы записи звука в сравнении . Название формата Частота дискретизации Глубина кодирования Степень сжатия МР3 16 до 48 16 ~11:1 (зависит от потока) с потерями Ogg Vorbis до 192 до 32 ~22:1 (при 64kbps) с потерями CD 16 48 16 1:1 без потерь DVD-Audio 96 24 2:1 без потерь
Примеры звуковых редакторов Nero Wave Editor MSX-audio MoDPlug CakeWalk Sonar Asid Music Studio Nuendo Audacity
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кодирование текстовой, графической и звуковой информации.
Обобщающий урок в 10 классе. Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Кодирование информации»....
Кодирование текстовой, графической и звуковой информации (методическая разработка открытого урока)
комбинированный урок информатики 10 класс...
Блок уроков по теме "Кодирование и обработка звуковой информации" 8 класс
Данная разработка состоит из двух уроков: урока объяснения нового материала с решением задач по теме "Кодирование и обработка звуковой информации" и лабораторной практической работы....
Практическая работа по теме: "Кодирование текстовой, графической и звуковой информации"
Раздаточный материал для парактической работы по теме: "Кодирование текстовой, графической и звуковой информации "...
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА...
10_4_Решение задач и выполнение практических заданий на кодирование текстовой, графической и звуковой информации
Решение задач и выполнение практических заданий на кодирование текстовой, графической и звуковой информации...
Конспект урока по информатике на тему «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации»
Конспект урока по информатике на тему «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации»...