применение компьютерной программы в учебном процессе
статья по информатике и икт на тему

Атастырова Сардаана Митрофановна

 

 Программа «Sakha Speller» - программа проверки орфографии текстов на якутском языке. Впервые в России разработана программа для ЭВМ, способная проверить около пятидесяти миллионов комбинаций спряжения 15442 слов якутского языка, работающая совместно с программами по проверке орфографии текстов на английском и русском языках.

Целью работы является создание программы для ЭВМ по автоматической проверке орфографии текстов на якутском языке, доступной среде Microsoft Office и совместимой с используемыми по умолчанию программами по проверке орфографии английского и русского текстов.

Цель работы: Изучение структуры построения якутских лексем, обучение учащихся к совершенствованию правописания якутских текстов с помощью программы Sakha Speller.

Мероприятия по внедрению новых информационных технологий в обучении якутскому языку запланированы в проекте государственной программы РС(Я) «Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) в 2012-2016 годах». Под эгидой Совета по языковой политике при президенте РС(Я) под председательством вице-премьера Феодосии Габышевой в пилотных общеобразовательных школах начался апробация специальной версии компьютерной программы проверки правописания текстов на якутском языке Sakha Speller. Учиться с помощью программы "Sakha Speller" начинают около тысячи детей из Сахагимназии Якутска, Чаранской средней общеобразовательной школы Усть-Алданского улуса  и Таттинской гимназии Таттинского улуса. Они отметили универсальность и прикладную ценность специальной версии и выразили готовность участвовать в экспериментальной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_kompyuternoy_programmy_v_uchebnom_protsesse.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Саха (Якутия)

МР «Усть-Алданский улус (район)»

МБОУ «Чаранская средняя общеобразовательная школа имени В.Н.Мигалкина»

Доклад на тему:

Применение программы «SakhaSpeller» в учебном процессе

                                                                                                                     

                                                 

                                                             Выполнила:Атастырова  С.М.,

учитель якутского языка и литературы.

Язык народа саха (якутский) является одним из древнейших живых языков, прошедших своеобразный путь развития в условиях почти полной изоляции от других тюркских языков. Своеобразный, почти не тронутый влиянием других языков, он привлекал внимание исследователей с давних пор. С тех пор, написано много разных исследований и работ по сохранению и изучению официальных языков нашей  республики.

Под эгидой Совета по языковой политике при президенте РС(Я) под председательством вице-премьера Феодосии Васильевны Габышевой в рамках реализации государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» были разработаны запланированы разные мероприятия.

В рамках данной проблемы коллективом Северо - Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова разработана специальная версия компьютерной программы Sakha Speller проверки правописания текстов на якутском языке. Автором программы является Василий Васильевич Мигалкин, доцент кафедры информационных технологий, преподаватель СВФУ. Было отмечено универсальность и прикладная ценность спецверсии и выражена готовность участвования в экспериментальной работе.

В связи с этим 14 сентября 2011 года в Саха гимназии г. Якутска состоялся установочный семинар для руководителей и учителей пилотных общеобразовательных учреждений: Саха гимназии, Чаранской СОШ им. В. Н. Мигалкина и Таттинской гимназии. 5 октября прошла апробация данной программы в Чаранской СОШ, а 19 октября в Таттинской гимназии.

После апробации программы, в ходе нашей работы, сотрудничая с Василием Васильевичем, были поставлены следующие цели и задачи для Чаранской СОШ:

Цель: Обучение учащихся  к совершенствованию правописание якутских слов, используя программу Sakha Speller.

Актуальность: В связи с ухудшением правописания и устной речи якутских слов  у нынешних школьников, использование программы Sakha Speller является очень актуальным на сегодняшний день. Эта программа способствует сохранению языка, культуры, традиций и обычаев народа Саха.

Задачи:  

Обучить  учеников  правописанию якутских слов использую программу Sakha Speller.

Изучение структуры построения якутских лексем.

Научить учащихся пользоваться приложениями программы  Microsoft Office, Office Access и Office Excel.

Новизна: Проверка правописания якутских слов компьютером.

Гипотеза: Если бы программа успешно внедрилась и была бы доступной для всех, то наш родной язык мог бы выйти на международный уровень.

Практическая ценность:

Разработанная программа полезна для различных издательств, образовательных учреждений и для тех, кто готовит материалы на языке народа Саха.

Автор программы «Sakha Speller» - Василий Васильевич Мигалкин, доцент кафедры информационных технологий СВФУ.Василий Васильевич Мигалкин родился в 1958 году. Он является уникальным инженером, светлая голова которого помогла подняться на орбиту многим космическим аппаратам. Один спутник был запущен еще при Королеве.

 Когда-то школьник Вася мастерил такие вещи, что из района приезжала в село милиция и конфисковывала. "Низзя" было иметь ни всеволновые приемники, ни передатчики. Однажды он со свалки притащил списанное клубное оборудование и смастерил дискотечную аппаратуру. Тоже конфисковали, на этот раз как ворованное. Правда потом завклубом пришел и с извинениями вернул аппаратуру матери школьника.

 А еще в доме Мигалкиных елка вращалась и мигала (это сейчас не диковинка))).

Потом учеба в престижном московском институте. Работа в космической индустрии. Когда построили медцентр в Якутске - а это было по айтишным меркам очень давно - компьютерную сеть наладил Мигалкин. Говорят до сих пор "фунциклирует". Аэронавигация якутского порта тоже говорят не без его участия осуществлялась...

Первая версия программы Sakha Orthography была создана автором настоящей работы в 1998 г., (см. газету Якутия №87 от 16 мая 1998 г.). Из-за отсутствия тогда спонсоров (регистрационный взнос с учётом патентной  5 экспертизы составлял 10000 руб.) и замораживания финансовых обязательств РФФИ из-за обвала национальной денежной единицы России программа была зарегистрирована в Международном реестре авторских прав только в 2001 г.

В 2002 г. в Башкортостане Институт языка и литературы совместно с московской фирмой «Арсеналъ» создали локализованную на башкирский язык версию «Лексикона», выполняющую орфографическую проверку башкирских текстов. Сейчас ведутся работы для MSWord. В том же году в Татарстане Научно - исследовательская лаборатория «Проблемы искусственного интеллекта» Академии наук Татарстана и Казанский государственный университет совместно создали программу «WordCorr» с объёмом более 2500 корневых слов и объёмом файла около 1 мВ, но уже в «теле» MSWord.

Указом Президента Азербайджанской республики от 16 января 2003 г. в статье №13 указывается о создании орфографического и орфоэпического словарей для азербайджанского языка, а статья №18 обязывает их исполнение средствами электронной массовой информации.

Постановлением Правительства Республики Алтай №331 от 30 ноября 2001 г. Республиканская целевая программа «Электронный Алтай на 2002 -т-2007 гг. на третьем этапе (2007г.) предусматривает заказ на разработку программы по электронной проверке орфографии алтайского языка.

Решением Государственного комитета по науке и технике Республики Узбекистан коллектив под руководством Георгия Галахова и Анвара Нуриева награжден Государственной премией за создание «программы проверки орфографии узбекского языка в программном обеспечении Microsoft». Создатели этой программы в 2003 г. получили Авторское свидетельство на «Программу проверки орфографии узбекского языка».

            Наиболее близким по уровню разработки является компьютерная программа проверки орфографии текста на казахском языке группы разработчиков KazSpelling vl.0, (Казахский национальный университет имени Аль - Фараби и фирма SanaSoft), выполнивших работу по заказу Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан. Работа выполнялась по Постановлению Правительства Республики Казахстан №1793 от 1 декабря 2001 г. согласно Указу Президента Республики «О государственной программе функционирования и развития языков на 2001 и 2010 годы» и была закончена в 2003 г. Программа KazSpelling vl.O имеет словарную базу данных на 4 500 000 словоформ.

 Программа «Sakha Speller» - программа проверки орфографии текстов на якутском языке. Впервые в России разработана программа для ЭВМ, способная проверить около пятидесяти миллионов комбинаций спряжения 15442 слов якутского языка, работающая совместно с программами по проверке орфографии текстов на английском и русском языках.

Целью работы является создание программы для ЭВМ по автоматической проверке орфографии текстов на якутском языке, доступной среде Microsoft Office и совместимой с используемыми по умолчанию программами по проверке орфографии английского и русского текстов.

Цель работы: Изучение структуры построения якутских лексем, обучение учащихся к совершенствованию правописания якутских текстов с помощью программы Sakha Speller.

Мероприятия по внедрению новых информационных технологий в обучении якутскому языку запланированы в проекте государственной программы РС(Я) «Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) в 2012-2016 годах». Под эгидой Совета по языковой политике при президенте РС(Я) под председательством вице-премьера Феодосии Габышевой в пилотных общеобразовательных школах начался апробация специальной версии компьютерной программы проверки правописания текстов на якутском языке Sakha Speller. Учиться с помощью программы "Sakha Speller" начинают около тысячи детей из Сахагимназии Якутска, Чаранской средней общеобразовательной школы Усть-Алданского улуса  и Таттинской гимназии Таттинского улуса. Они отметили универсальность и прикладную ценность специальной версии и выразили готовность участвовать в экспериментальной работе.

14 сентября в Саха гимназии состоялся  первый установочный семинар для руководителей и учителей пилотных общеобразовательных учреждений. Из школ приехали учителя якутского языка и литературы, информатики и директора школ.  

Пятого октября вице-премьер республики Феодосия Габышева посетила Чаранскую среднюю общеобразовательную школу имени В.Н. Мигалкина Усть-Алданского улуса, в которой апробировался специальная версия компьютерной программы «Sakha Speller».  Были проведены открытые уроки.  Феодосия Габышева отметила, что данная технология может эффективно применяться всеми пользователями якутского языка. Сам Василий Васильевич Мигалкин и Константин Романович Малышев  приехали  и установили новую обновленную программу.  Василий Васильевич читал лекцию для учителей о новой компьютерной программе «Sakha Speller».  Программа разработана коллективом Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Автором является Василий Мигалкин, преподаватель СВФУ. Первый релиз он сделал еще в далеком 1994 году. Практически завершена она была в 1998 году. Консультантом Василия Васильевича была известный ученый тюрколог, знаток якутского языка Евдокия Коркина. 13 лет программа не могла пробить себе дорогу. В феврале этого года вышла большая статья в правительственной газете "Саха Сирэ" (журналист Гаврил Андросов, тут вторая статья на эту тему), которая как бы стала пусковой. Затем благодаря певице  Күннэй Василий Васильевич попал на прямой эфир ток-шоу якутского телевидения. Ведущим и автором программы Георгием Белоусовым была приглашена заместитель председателя правительства  Феодосия Габышева. Правда в связи с занятостью, она не смогла участвовать, но тему взяла на заметку. И вот итог - программа Саха Спеллер внедряется в якутские школы. Данная программа является скриптом автоматической проверки слов якутского языка через редактор Microsoft Word. Программа введена пока что в трех якутских гимназиях, но после нового года планируется ввести ее во всех общеобразовательных школах республики.

Девятнадцатого октября в Таттинской гимназии прошел семинар по этой программе. Собрались учителя якутского языка и литературы Таттинского улуса, представители Сахагимназии и Чаранской средней школы. В семинаре присутствовали Анна Николаевна и выпускник Таттинской гимназии аспирант Малышев Константин Романович, который работает над этой программой. Учителя высказали свои мнения о недостатках программы: В итоге пришли  к мнению, чтоб постепенно устранить эти недостатки и  выслать черный ящик через  каждые две недели.

Двадцать седьмого октября Чаранская  школа провела  семинар по компьютерной программе «Sakha Speller».  Приняли участие учителя начальных классов. Технологии и якутского языка и литературы из пятнадцати школ улуса, методисты управления образования. Учителя провели открытые уроки по ступеням. В практической части  присутствовавшие гости сами работали над этой программой. Большой интерес. В итоге «Круглом столе» высказали свое мнение.

Мы рады  тем, что для внедрения этой компьютерной программы выбрана именно наша Чаранская средняя общеобразовательная школа имени Василия Николаевича Мигалкина. Не больше месяца мы работаем по этой  программе.  

Обучение проводится по трем ступеням:

- начальные классы: правописание безударных гласных, парных согласных, правила сопоставления букв  в начале, в конце слова.

- средние классы:

5 классе фонетический состав слова, добавления окончаний в иноязычных словах, чередование гласных, согласных звуков;

6 классе - правописание имен существительных, прилагательных и числительных;

7 классе побудительные глагола, виды, наречие, причастие;

8 классе - типы предложений, словосочетание;

9 классе - подготовка к государственному экзамену (ГИА), самопроверка изложений, диктантов, сочинений;

- старшие классы:

В 10-11 классах – итоговые работы по прочитанным произведениям.

Программа Sakha Speller  создана в целях сохранения и развития коренных языков. Мы надеемся, что она в будущем распространится по всех школах нашей республики. Это будет большим вкладом в развитии нашего языка. И мы приложим этому все усилия.

Мы провели по школе опрос о программе Sakha Speller. В нем приняли участие всего 46 учеников из 7,8,9,10 классов.

вопросы

Не

знаю

Знаю

Пло

хо

хорошо

Помо

жет

Не помо

жет

Нем-

ного

Нуж

на

Не нуж

на

Что ты знаешь о новой программе «Sakha Speller»

7-

15,4%

39-

86%

Насколько правильно мы пишем якутские слова

5-11%

41-90%

Как ты думаешь, эта программа поможет ученикам научиться правильно, писать

7-

15,4%

39-

86%

Насколько, по-твоему, эта программа повышает уровень правописания

31-

68%

8-

18%

7-

15%

Насколько эта программа нужна учителям, ученикам

36-

93,4%

3-

6,6%

Вывод: учащиеся нашей школы хорошо знают о новой компьютерной программе «Sakha Speller»; о своем правописании они высокого мнения; но думают, что программа поможет качественному  правописанию учащихся; учителям поможет научить ребят правописанию.

Практическая работа по правописанию текстов в седьмом классе.

        С программой «Sakha Speller » мы работали  седьмыми  классами. Ребята очень активно, мобильно сотрудничали с нами. Некоторые даже установили программу в свой ноутбук. С  октября начали работать. Пока наш итог скромный, но мы в предбудущем достигнем высоких результатов.

Диаграмма диктантов проведенных в 7 классе, используя программу «Sakha Speller» по устранению орфографических ошибок

Класс: 7

Участвовали: 12

Написано:  37 диктантов

Вывод: как вы видите, немного сдвиг в лучшую сторону имеется. Учащиеся, которые работают на «хорошо» перешли на «отлично», а двоечники получили оценку «три». Из этого мы делаем вывод, что использование программы «Sakha Speller» поможет  будущему поколению при правописании слов. Наш родной якутский язык вместе с компьютерной технологией будет развиваться и расщирятся.

В связи с ухудшением правописания и устной речи якутских слов  у нынешних школьников, использование программы Sakha Speller является очень актуальным на сегодняшний день. Эта программа способствует сохранению языка, культуры, традиций и обычаев народа Саха.

Если бы программа успешно внедрилась и была бы доступной для всех, то наш родной язык мог бы выйти на международный уровень и встал бы на одну доску с двадцатью крупнейшими языками мира.  

В рамках освоения и внедрения данной программы Министерством образования Республики Саха (Якутия) проведена экспертиза и принято решение о ходатайстве перед Правительством Республики Саха (Якутия) о закупке программы для распространения среди общеобразовательных школ республики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в учебном процессе

размышления учителя о совершенствовании учебного процесса с использованием современных технологий...

«Применение компьютерных технологий в учебном процессе ДШИ»

Данная статья была представлена на Республиканской научно-практической конференции «Развитие творческого потенциала личности ребенка. Инновационные технологии в педагогической  деятельности»....

Применение компьютерной программы PowerPoint как эффективное средство в процессе обучения математики.

Применение компьютерной программы PowerPoint как эффективное средство в процессе обучения математики. В обучении математики я активно применяю современные технологии, такие как игровые технологии...

Мастер-класс "Из опыта использования компьютерного тестирования в учебном процессе"

Мастер-класс "Из опыта использования компьютерного тестирования в учебном процессе"...

«Применение компьютерных технологий в учебном процессе ДШИ»

Использование ИКТ технологии в педагогической деятельности...

«Применение информационно-компьютерных технологий в учебном процессе для повышения эффективности и качества обучения истории»

Публичное представлениесобственного инновационного педагогического опытаучителя истории и обществознания МБОУ«Арх-Голицынская начальная общеобразовательная школа»...