«Применение компьютерных технологий в учебном процессе ДШИ»
статья

Использование ИКТ технологии в педагогической деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Применение компьютерных технологий в учебном процессе ДШИ»

        В современном мире технический прогресс развивается очень быстро, с каждым днём появляются все более новые технологии. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе и для обучения.

        Быстрое развитие и использование информационных технологий не только открывает новые возможности, но и ставит новые задачи перед преподавателями. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыкально-теоретического цикла в ДМШ (ДШИ) текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к мировой культуре (не только музыкальной), формирования духовного мира.

        На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально-ответственная, конструктивно вооружённая личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ, весь педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека – совершенствоваться, развивать себя, реализуя свои природные задатки.

        Характерной особенностью современного музыкального образования является повышенное внимание педагогов к применению компьютеров как средства обучения школьников.

        Рассмотрим возможности применения компьютера, а именно компьютерных программ в учебном процессе на уроках в ДШИ. Существующие программы, которые можно использовать в музыкальной педагогике, можно разделить на группы.

Музыкальные компьютерные средства

  1. Музыкальные редакторы
  2. Энциклопедии
  3. Игровые программы
  4. Программы-тесты и викторины
  5. Комбинированные программы.

Любая из представленных музыкальных программ позволяет в комплексе решать основные задачи музыкального обучения подростков и может использоваться преподавателем на разных этапах обучения. В зависимости от цели, которую ставит преподаватель на уроке и будет выбрана та или иная программа для изучения музыкального искусства.

        Рассмотрим компьютерные программы соответственно приведённым группам.

  1. Музыкальные редакторы открывают школьникам возможности для экспериментирования с электронными звуками. Ученик может создать композицию, задавая систему выразительных средств музыки, используя программу музыкального редактора «Finale». Работая в данном редакторе, подростки учатся не только записывать знакомые мелодии, но и сочинять свои, подбирая темпы, фрагменты, которые отвечают стилю, количеству голосов и т.п.

2.  Энциклопедии.  Такие CD-ROM- программы написаны как базы данных, их можно использовать как на уроках, так и для индивидуальной работы ученика.

Энциклопедия классической музыки

Эта программа рассказывает об истории и сегодняшнем дне классической музыки. Энциклопедия включает четыре главы: "Статьи", "Экскурсии", "Хронология", "Викторина". Статьи - это основной раздел энциклопедии. Статьи содержат информацию о композиторах и исполнителях, музыкальных произведениях, инструментах, о жанрах классической музыки и этапах её развития.

        Экскурсии знакомят нас с музыкальной культурой 11-ти стран. Это: Австрия, Великобритания, Венгрия, Германия, Испания, Италия, Польша, Россия, Скандинавия, США, Франция.

Материал энциклопедии можно использовать на разных уроках музыкальной литературы, при прохождении тем: «Композиторы стран мира», «Музыкальные инструменты», «Музыкальные жанры». Интерес представляет также раздел «Медиа», в котором представлены принципы звучания фортепиано, струнных, медных и деревянных духовых инструментов.

Энциклопедия «Соната. Не только классика». Этот диск - мультимедийный путеводитель по коллекции записей европейской и русской классической, джазовой и популярной музыки, авторской поэтической песни в исполнении лучших музыкантов планеты. Энциклопедия включает 8 глав: «Композиторы», «Творческие эпохи», «Жанры», «О музыке и музыкантах», «Здравствуй, песня», «Галерея», «Викторина», «Искусство и технологии». В картинной галерее представлены античные, библейские, исторические сюжеты, музыка в живописи, ландшафт и архитектура, искусство портрета. Материал энциклопедии можно использовать на уроках музыкальной литературы и истории изобразительного искусства.

Энциклопедия «Музыкальные инструменты». Этот CD-ROM содержит шедевры мастеров со всего мира, начиная с древних времён и до нашего времени. Энциклопедия включает 4 главы: «Семейства музыкальных инструментов», «Музыкальные ансамбли», «Инструменты стран мира», «Инструменты от А до Я». Энциклопедия дает возможность не только увидеть инструмент, услышать его звучание, но и поиграть самому на инструменте.

Совсем недавно выпущены две электронных энциклопедии: «Музыкальная энциклопедия» и «Театр. Балет, опера, драма». Они окажут неоценимую помощь, как учащимся, так и преподавателям в поисках нужной информации.

3.   Для учебного процесса особый интерес представляют игровые музыкальные программы, которые очень разнообразны по смыслу, структуре и форме. Сразу три компьютерных программы в коллекционном сборнике «Музыка и живопись для детей» : «Мусоргский. Картинки с выставки», «Чайковский. Музыка к балету «Щелкунчик» и альбом «Времена года», «Сен-Санс. Карнавал животных». Такие программы помогают активизировать внимание учеников, больше прослушать разной музыки; а увлекательные обучающие задания на закрепление научат школьников запоминать и узнавать музыкальные темы. В работе с младшими школьниками можно использовать также игровые программы «Играем с музыкой Чайковского. Щелкунчик», «Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта».

4.   Программы – тесты и викторины. Программы этой группы разрабатываются с учетом конкретной цели и содержания урока. В своей работе мы используем «Тесты по зарубежной музыкальной литературе для ДМШ», разработанные в Петрозаводской консерватории им. А.К.Глазунова (авторы – Л.Купец и Ю.Ковыршина). Здесь представлены тесты по творчеству Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, страны-композиторы, композиторы-стили, авторы музыкальных произведений для детей, даты жизни. Данные тесты используются на контрольных уроках.

5. Комбинированные программы. Программы этой группы объединяют возможности всех или нескольких групп программ. Особое внимание следует уделить программе «П.И.Чайковский. Жизнь и творчество». Эту программу отличает от других профессиональное накопление учебного материала, необходимого для музыкального обучения школьников. Программа состоит из следующих разделов : краткая энциклопедия, экскурсии (жизнь в фотографиях, рояль в жизни Чайковского, дом-музей в Клину, композитор и природа, русская усадьба), викторина, которая проверяет знания по трем направлениям : музыкальные произведения, биография, угадай мелодию. В программе предложены также подсказки для проверки знаний учеников или для уточнения ответов.

К сожалению, неадаптированность компьютерных программ для ДМШ и ДШИ не позволяет использовать их более широко. В сегодняшних условиях, когда учитель не имеет возможности применять готовые программные материалы, одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа PowerPoint, которую продуктивно и творчески использую на уроках. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Презентация позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени. На уроках применяются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов. Для подготовки презентации нужно провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик (и преподаватель) при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Программа PowerPoint дает возможность использовать на уроке рисунки, портреты музыкантов, видеофрагменты и музыку. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

Принципиально новые возможности открытия музыкальной культуры учениками и преподавателями предоставляет телекоммуникационная технология, а именно сеть ИНТЕРНЕТ.

Современный учитель  старается найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широчайшую информацию школьникам о его предмете. Получение и обработка через Интернет разнообразной музыкальной информации становится новым направлением в развитии познавательного интереса учеников к музыке, а также одной из форм изучения мирового музыкального искусства. Он содержит в себе прочтение текстов, статей, художественных произведений, прослушивание радиопрограмм и музыкальных фрагментов, анализ и получение широкой информации со всего мира по вопросам музыкального искусства. И все это осуществляется через Интернет.

Приведем несколько примеров использования информационных ресурсов Интернет  преподавателем. В Интернете мы можем найти отдельные Web – сайты, посвященные музыкальным инструментам (скрипка, орган, фортепиано, флейта и др.); отдельным композиторам (Вивальди, Моцарт, Бах, Чайковский, Рахманинов, Хачатурян); исполнителям (Рихтер, Гилельс); дирижерам (Мравинский, Федосеев, Караян,  Гергиев).

Войдя в сеть Интернет, школьники выбирают Web-страницу, на которой есть музыкальная информация. Она, конечно, представлена в текстовой форме. Подбирая интересные учебные материалы, подростки знакомятся с иллюстрациями, картинками, фото, видео, которые сопровождают текст, а также прослушивают музыкальные произведения. Например, при изучении скрипки и зайдя на Web-страницу http://www.skripach.ru/  мы можем узнать историю возникновения этого инструмента, рассмотреть её строение, углубиться в изучение всей группы струнно-смычковых инструментов, к которой она принадлежит, прослушать произведения, написанные для скрипки разными композиторами. Многие сайты посвящены оперному искусству. Здесь можно узнать историю создания оперы, прочитать оперные либретто, насладиться исполнением произведений известными оперными певцами. Так, на web-сайтах  Метрополитен-опера (Америка) – http://www.metopera.jrg/  или (http://www.teatroallascala.org/ ) можно найти фотографии звезд оперы, копии фрагментов партитур, аудио – видеозаписи мастеров оперной сцены.  Таким образом, можно сделать вывод, что сеть Интернет может применяться и в школьном обучении для:

  1. Получения доступа к современным оригинальным учебным материалам;
  2. Значительного усиления индивидуализации обучения;
  3. Обеспечение информационной деятельности преподавателя и учеников;
  4. Развития музыкального интереса школьников.

Учитывая перспективы дистанционного обучения, а именно электронной почты в сети Интернет, можно ожидать, что эта форма музыкального обучения станет одной из наиболее распространенных в XXI веке, помогая ученикам развивать свой интерес в области музыкального искусства. Также сеть Интернет дает реальную возможность расширить дидактический потенциал учебного процесса и повысить эффективность обучения музыке.

Таким образом, информационные технологии являются тем инструментом, который позволяет педагогам качественно изменить методы и организационные формы работы, осуществлять динамическое обновление организации учебного процесса в ДШИ.

Литература:

  1. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент  музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2006.
  2. Королев А. Музыкально-компьютерный словарь. – Спб.: Композитор. – 2006.
  3. Лебедев С., Трубинов П. Русская книга о FINALE. – Спб.: Композитор. – 2003.
  4. Леонтьев В. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2007.- М.: ОЛМА Медиа Групп 2007.
  5. Лифановский Б. Интернет для музыканта.- М.: Издательский дом «Классика – XXI».- 2006.
  6. Матузова Н. А. Информатизация отечественного музыкального образования. Современная ситуация и перспективы.- Музыкальное образование в современном культурном пространстве//Материалы научно-практической конференции.- Петрозаводск, 2002, с.28 – 31.
  7. Никитина Е. В. Компьютерный образовательный проект – игра «Я и А. Н. Скрябин».- //Материалы научно-практической конференции.- Петрозаводск, 2002, с. 82 – 84.
  8. Пучков С., Светлов М. Музыкальные компьютерные технологии, современный инструментарий творчества.- Спб. : Композитор, 2006.
  9. Спека М. В. Micrisoft PowerPoint 2003. Самоучитель.: М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.
  10. Тараева  Г. Компьютер и инновации в музыкальной         педагогике. Технология создания электронных методических ресурсов. В 3-х кн.+ CD.- М.: Издательский дом « Классика – XXI».- 2007.
  11. Тихонова А. Как преподавать музыкальную литературу.- М.: Издательский дом “Классика – XXI».- 2006.
  12. Штепа В. Компьютерные обучающие программы на уроках музыки//Компьютер в школе и в семье.- К., 1999.- №3, с.33 – 37.

Компьютерные программы по музыке:

  1. CD-ROM «Энциклопедия классической музыки». - «Коминфо», 2001.
  2. CD-ROM «Соната. Не только классика». - Лев Залесский, 2004.
  3. CD-ROM Энциклопедия «Музыкальные инструменты». – «Экс форс», 2002.
  4. CD-ROM «Музыка и живопись для детей». - Alisa-studiio, 2003 (Сен-Санс «Карнавал животных», Чайковский «Щелкунчик» и «Времена года», Мусоргский «Картинки с выставки»).
  5. CD-ROM «Играем с музыкой Чайковского. Щелкунчик». - «Медиа-хауз», 2004.
  6. CD-ROM «Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта». - «Медиахауз», 2004.
  7. CD-ROM классика энциклопедий. Музыкальная энциклопедия.- 2007.
  8. Оперы и балеты. Аудиовизуальное пособие на 40 DVD – дисках.- М.: Музыкальный издательский Дом ЛАНДГРАФ.- Кушнир М. Б.- 2007.
  9. CD-ROM Серия «Нотная библиотека». Фортепиано.- Ярошевский С.- 2007.
  10. CD-ROM Серия «Нотная библиотека». Скрипка.- Ярошевский С.- 2007.
  11. CD-ROM «Караоке. Сольфеджио». – Vokal Jam 2001 – 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в учебном процессе

размышления учителя о совершенствовании учебного процесса с использованием современных технологий...

«Применение компьютерных технологий в учебном процессе ДШИ»

Данная статья была представлена на Республиканской научно-практической конференции «Развитие творческого потенциала личности ребенка. Инновационные технологии в педагогической  деятельности»....

применение компьютерной программы в учебном процессе

Программа «Sakha Speller» - программа проверки орфографии текстов на якутском языке. Впервые в России разработана программа для ЭВМ, способная проверить около пятидесяти миллионов комбинац...

«Применение информационно-компьютерных технологий в учебном процессе для повышения эффективности и качества обучения истории»

Публичное представлениесобственного инновационного педагогического опытаучителя истории и обществознания МБОУ«Арх-Голицынская начальная общеобразовательная школа»...

«Использование компьютерных технологий в учебном процессе в средней общеобразовательной школе»

В моей работе перечислены основные компьютерные информационные технологии, применяемые на сегодняшний день в общеобразовательной школе и наиболее экономически доступные программные средства, а также с...