Урок по теме: "Моделирование как метод познания"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему

Цели урока:

1. Обучающая - сформировать у учащихся понятие моделирования как метода познания.

2. Развивающая – формирование компетентностей в решение задач, способность создавать моделей.

3. Воспитательная – усидчивость, концентрация внимания, инвариантность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_modelirovaniya_no2.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Моделирование как метод познания.

Класс: 10 «А»

Дата: 17.11.2013г.

Цели урока: 

1. Обучающая - сформировать у учащихся понятие моделирования как метода познания.

2. Развивающая – формирование компетентностей в решение задач, способность создавать моделей.

3. Воспитательная – усидчивость, концентрация внимания, инвариантность.  

Программно-дидактическое обеспечение урока: схемы, плакаты, проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели урока.

2.1. Электромобиль на стенде выставки, телевизионная красавица, рекламирующая различные товары, макет здания, детская мягкая игрушка, математическая формула, теория развития общества – это все модели. Как же получается назвать такие разные понятия одним словом?

2.2. Существует огромное количество моделей. Как разложить их «по полочкам»? Как классифицировать?

  1.  Изложение нового материала.
  • Открываем тетради; записываем число, тему урока.

В своей деятельности человек очень часто использует модели, т.е. создает образ  этого объекта, явления или процесса, с которым ему предстоит иметь дело.

  • Запишем определение.

Модель- это некий новый упрощенный объект, который отражает существенные особенности реального объекта, явления или процесса.

Анализ  модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реально существующего, более сложного объекта, явления или процесса называемого прототипом или оригиналом.

  • У вас может возникнуть вопрос: почему бы не исследовать сам оригинал, а не строить его модель?

Назовем несколько причин, по которым прибегают к построению моделей.

  • Приведите примеры следующих оригиналов.
  1. В реальном времени оригинал может уже не существовать или его нет в действительности.

Примеры: теория вымирания динозавров, теория гибели Атлантиды.

  1. Оригинал может иметь много св-в и взаимосвязей. Чтобы глубоко изучить какое-то конкретное слово,  иногда полезно отказаться от менее существенных , вовсе не учитывая их.

Примеры: карта  местности, модели живых организмов.

  1. Оригинал либо очень велик, либо очень мал.

Примеры:  глобус, модель Солнечной системы, модель атома.

  1. Процесс протекает очень быстро или очень медленно.

Примеры: модель двигателя внутреннего сгорания, геологические модели.

  1. Исследование объекта может привести к его разрушению.

Примеры: модель самолета или автомобиля.

  1. И т.д.
  • Тогда что же такое моделирование?

Моделирование – это процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, явлений и процессов.

– Что можно моделировать? Давайте вместе ответим на данный вопрос. В тетрадях будем фиксировать основные элементы моделирования.

Моделировать можно:

  1.  Объекты

Назовем примеры моделей объектов:

-копии архитектурных сооружении;

-копии художественных произведениях;

-наглядные пособия;

-глобус;

-детские игрушки;

  1. Явления

Примеры моделей явлении:

-модели физических явлении: грозового разряда, магнитных и электрических сил;

-геофизические модели: модель селевого потока, модель землетрясения.

  1. Процессы:

Примеры моделей процессов:

-модель развития вселенной;

-модели экономических процессов.

  1. Поведение.

При выполнении человеком какого-либо действия ему обычно предшествует  возникновение в его сознании модели будущего поведения. Собирается ли он строить дом ил решать задачу, переходит улицу или отправляется в поход – он непременно сначала представляет себе все это в уме. Это главное отличие человека мыслящего от всех других существ на земле.

Один и тот же объект в разных ситуациях, в разных науках может описываться различными моделями. Напр-р, рассмотри объект “человек” с точки зрения различных наук:

-в механике человек – это материальная точка;

-в химии – это объект, состоящий из различных химических веществ.

С другой стороны разные объекты могут описываться одной моделью. Например, в механике различные материальные объекты от песчинки до планеты рассматриваются как материальные точки.

Таким образом совершенно не важно, какие объекты выбираются в качестве моделирующих. Важно лишь то, что с х помощью дается отразить наиболее существенные признаки изучаемого объекта, явления или процесса. Моделирование – это метод научного познания объектного мира с помощью моделей.

IV. Закрепление изученного на практике

№1. Фронтальное задание (устно).

Мысленно представьте квадрат и составьте различные знаковые модели данного объекта.

Ответы: чертеж, текст, формулы.

№2. Заполните таблицу

Что моделируется? (моделируемый объект)

Модель

Снег

Самолёт

Глобус

Математическая формула

Деятельность авиакомпании

№ 3. Реальный объект имеет множество признаков, внутренних и внешних свойств. Для решения конкретной задачи мы принимаем во внимание не все свойства и признаки объекта, а выделяем существенные с точки зрения поставленной цели, которые и отражаются в модели. Выбор признаков и их количество производится из соображения необходимости и достаточности.

Для того, чтобы некоторое действие считалось моделированием, необходимо:

а)  наличие цели моделирования (познание, исследование, презентация, проектирование), то есть – ДЛЯ ЧЕГО производится моделирование;

б) наличие моделируемого объекта (мысленного и реального) – ЧТО моделируется;

в) наличие самой модели – другой объект, заменяющий в некотором отношении моделируемый объект (объект-оригинал).

В зависимости от природы моделируемого объекта и цели моделирования выделяются моделируемые параметры – те признаки и свойства  объекта-оригинала, которыми должна обязательно обладать модель.

Например, на полигоне испытывают автомобиль, положив на задние сиденья три мешка с песком. Налицо ситуация моделирования: объект моделирования – пассажиры, моделирующий объект – мешки с песком, цель моделирования -  изучение движения автомобиля с пассажирами. Моделируемый параметр пассажира – вес (остальные параметры игнорируются). Если же с помощью того же автомобиля исследуются возможные повреждения, которые водитель может получить при аварии, то помимо веса необходимо моделировать и форму тела, тогда мешок с песком не подойдёт, нужно взять манекен.

Заполните таблицу ситуаций моделирования:

Жизненная ситуация

Моделируемый объект

Цель моделирования

Моделируемые характеристики

Модель

Чтобы объяснить  сестрёнке движение Земли вокруг своей оси, девочка принесла глобус

Земной шар

Объяснение

Изучение

Форма земли и ее движение вокруг своей оси

Глобус

Мальчик рисует своему приятелю схему дороги к его дому

Объясняя движение Земли вокруг солнца, девочка носит глобус по комнате вокруг настольной лампы

Семья готовится к перестановке мебели. Папа вырезал бумажные фигурки по форме мебели и двигает их по плану квартиры

На конкурс по благоустройству центральной улицы города архитекторы сдают свои рисунки

Для подготовки организма к перегрузкам в полете пилоты тренируются на центрифуге

Для съемок фильма о средневековье в павильоне создают макет  улицы старого города

В витрине магазина стоят манекены в модной одежде

Готовя к игре футбольную команду, тренер на макете футбольного поля передвигает  фигурки, обозначающие игроков

На уроке физики учитель рисует схему прохождения лучей света через линзу

При обучении сторожевых собак помощники тренеров надевают ватные костюмы и изображают грабителя

V. Домашнее задание.

Выучить определение основных терминов и понятий.

VI. Подведение итогов.

Выставление оценок за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме: «Моделирование и формализация»

закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MSExcelи умения составить таблицу для решения конкретной задачи;приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих...

Презентация к уроку по теме «Моделирование. Классификация моделей»

Презентация к уроку по теме «Моделирование. Классификация моделей» по УМК Макаровой Н.В....

Метапредметный урок по теме "Моделирование швейных изделий - фартука"

Тип урока: урок когнитивного типа, моделирования.  Методы и формы, используемые на уроке: метод проблемного изложения, частичного поиска, словесно-иллюстративный рассказ, беседа, практическая...

Технологическая карта урока на тему "Моделирование как метод познания"

Технологическая  карта урока, Босова, Информатика, 6 класс. Урок  14. Моделирование как метод познания.С определением целей, задач, этапов урока, видов деятельности педагога и учащ...

Разработка урока по теме "Моделирование как метод познания"

Разработка урока по теме "Моделирование как метод познания" включает в себя: проект урока, презентацию, тест в программе MyTest, раздаточный материал....

Разработка урока по теме: "Моделирование как метод познания"

Викторина по теме "Моделирование как метод познания", 9 классДанный урок является первым в изучении темы «Моделирование и формализация» и предназначен для введения обучающихся в ...