ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»
элективный курс по информатике и икт (11 класс) на тему

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

«ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА» 

(КРУЖОК)

Образовательная область: «Информатика».

Программа ориентирована на учащихся старшей школы (9-11 КЛАССЫ) и первых курсов колледжей системы среднего профессионального образования (СПО).
Курс рассчитан на 36 часов, занятия проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю.
Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах,
подготовить себя к осознанному выбору профессии, лучше подготовиться к даче ГИА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
"Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова"
Структурное подразделение школа

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ИНФОРМАТИКЕ

«ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»

Москва-2014

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

«ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»

Количество часов в неделю – 1 час в неделю, всего – 36 учебных часов.

Образовательная область: «Информатика».

Нормативно-правовые основания для разработки программы:

•        Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 №233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»

•        Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

•        Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ от 29.09.2006 №06-1479 «О методических рекомендациях»

•        Приказ ГОСКОМСПОРТА РФ от 25.07.2001 № 449 о введении видов спорта в государственные программы физического воспитания

•        Постановление Правительства РФ от 29.12.2001. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»;

•        Приказ Министерства образования Российской Федерации от 15.05.2000. №1418 «Об утверждении положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения»;

•        Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа ориентирована на учащихся старшей школы (9-11 КЛАССЫ) и первых курсов колледжей системы среднего профессионального образования (СПО). Курс рассчитан на 36 часов, занятия проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю. Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессии, лучше подготовиться к даче ГИА.

Формы занятий: Основными, характерными при реализации данной программы, формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей Занятия включают лекционную (теоретическую) и практическую часть. Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. При проведении занятий используются три основные формы работы: демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном; фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога; самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Целью освоения курса является формирование следующих личностных и развивающих и образовательных компетенций:

Личностные:

Л1. Формирование  научного мировоззрения учеников.

Л2. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

Л3. Формирование личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам.

Л4. Развитие логического мышления, формирование приемов умственной деятельности и реализация математических способностей учащихся.

Л5. Формирование активной жизненной позиции

Развивающие:

Р1.        Формирование потребности в саморазвитии через информационную деятельность, дополняя школьный базовый уровень знаний воспитанников

Р2.        Развитие культуры общения и навыков сотрудничества

Р3.        Развитие творческих и интеллектуальных способности воспитанников через решение нестандартных теоретических и практических задач.

Образовательные:

О1.        Научить учащихся создавать и обрабатывать информацию с использованием  информационных технологий и сформировать представления о роли и значении информационных технологий и компьютерной техники в развитии современного общества;

О2.        Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность

О3.        Развитие мотивации к сбору информации.

О4.        Научить учащихся пользованию информационными ресурсами

О5         Приобрести базовые знания по использованию компьютера в различных областях профессиональной деятельности и научить ребенка свободно обращаться с компьютером;

Ожидаемые результаты освоения программы.

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

Знания, умения, навыки

Формируемые компетенции

Знают правила безопасности труда, режим и условия при работе с компьютерами

Л2,О1,О4,О5

Знают историю развития  вычислительной техники;

Л1,Л3,Р1,Р3,О1,О2,О3,О4

Знают состав и устройство вычислительной техники;

Л1,Л2,Л3,Л4,Р1,Р2,Р3,О1,О2,О3,О4,О5

Имеют понятие о логические основы устройства компьютера;

Л1,Л2,Л3,Л4,Л5,Р1,Р2,Р3,О1,О2,О3,О4,О5

Имеют понятие о свойствах и методах кодирования различной информации

Л1,Л2,Л3,Л4,Л5,Р1,Р2,Р3,О1,О2,О3,О4,О5

Знают роль программного обеспечения и его виды;

Л1,Л2,Л3,Л4,Л5,Р1,Р2,Р3,О1,О2,О3,О4,О5

Знают основы алгоритмических конструкций и виды языков программирования

Л1,Л2,Л3,Л4,Л5,Р1,Р2,Р3,О1,О2,О3,О4,О5

Умеют оценивать количество информации

Л1,Л2,Л3,Л4,Л5,Р1,Р2,Р3,О1,О2,О3,О4,О5

Умеют анализировать информацию в различных формах

Л1,Л2,Л3,Л4,Л5,Р1,Р2,Р3,О1,О2,О3,О4,О5

Умеют использовать пакет Microsoft Office;

Л1,Л2,Л3,Л4,Л5,Р3,О1,О2,О3,О4,О5

Умеют анализировать простые программы на языке программирования Pascal

Л1,Л2,Л3,Л4,Л5,Р3,О1,О2,О3,О4,О5

Имеют навыки работы с ОС Windows

Л1,Л2,Л3,Л4,Л5,Р3,О1,О2,О3,О4,О5

Имеют навыки работы с графическим редактором

Л1,Л2,Л3,Л4,Л5,Р3,О1,О2,О3,О4,О5

Имеют навыки решения алгоритмических задач

Л1,Л2,Л3,Л4,Л5,Р3,О1,О2,О3,О4,О5

Материально-техническое обеспечение.

Занятия кружка должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а так же светлом, умерено влажном и достаточно просторном. Оборудование, используемое при проведении занятий: персональный компьютер (не менее 10 шт) ; мультимедийный проектор, 1 шт; локальная сеть с подключением к Интернету        1шт. Программные средства: Операционная система Windows, пакет Microsoft Office, антивирусная программа, программа-архиватор.

п/п

Тема

Количество часов

1

 УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА

4

Инструктаж по ТБ и санитарным нормам при работе с ПК  Докомпьютерный этап истории вычислительной техники.

1

История развития компьютеров от 1-го до 4-го поколения.Перспективы развития истории вычислительной техники.

1

Виды вычислительных машин. Архитектура компьютера. Аппаратная часть компьютера

1

Применение компьютеров. Информация при передаче сообщений

1

2

ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРОВ

7

История алгебры логики. Понятия формальной логики. Логические операции и таблицы истинности. Диаграммы Венна

1

Логическое выражение. Элементарные булевы функции. Логическое отрицание (инверсия).

1

Логическое умножение (конъюнкция). Логическое сложение (дизъюнкция) Логическое следование (импликация). Логическое тождество (эквиваленция). Логическое сложение по модулю 2 (xor)

1

Логические формулы. Законы алгебры логики. Основные законы булевой алгебры

1

Преобразование выражений, состоящих из булевых функций

1

Алгебра логики в вычислительной технике. Конечные автоматы. Сумматор. Регистр

1

Синтез и анализ схемы

1

3

ИНФОРМАЦИЯ и ЕЕ КОДИРОВАНИЕ

5

Подходы и определения информации. Единицы измерения информации

1

Количество информации. Алфавитный и вероятностный подход к измерению информации

1

Системы счисления. Позиционные системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления

1

Теория кодирования. Способы и методы кодирования/декодирования информации. Коды обнаружения и исправления ошибок

1

Методы сжатия цифровой информации. Алгоритмы обратимых и управляемых необратимых методов сжатия информации.

1

4

ИНФОРМАЦИЯ В КОМПЬЮТЕРЕ

6

Представление информации.

1

Представление числовой информации

1

Представление текстовой информации

1

Представление графической информации. Векторное представление. Растровое представление. Фрактальная графика

1

Цветовые модели: RGB , CMYK, HSB. Форматы графических файлов

1

Представление звуковой и видео- информации

1

5

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА

8

Виды программного обеспечения компьютера. Операционная система. Операционная система реального времени

1

Операционные системы семейства UNIX Операционные системы семейства Windows

1

Пакеты прикладных программ

1

Пакет Microsoft Office

1

Microsoft Word

1

Microsoft EXEL

1

Microsoft PowerPoint

1

Графические редакторы

1

6

АЛГОРИТМЫ и ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

6

Определение и свойства. История возникновения понятия. Виды алгоритмов.

Исполнитель алгоритмов. Алгоритмический язык.

1

Теория алгоритмов. Анализ трудоёмкости алгоритм. Алгоритмы в компьютере

1

Программа. Виды и  история языков програмирования

1

Трансляторы (интерпретаторы и компиляторы)

1

Конкретные языки: LOGO, BASIC, PASCAL

1

Примеры решения алгоритмических задач.

1

 ИТОГО:                                                                 36 час

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. «Информатика и ИКТ», Н.В.Макарова  учебник 7-9 классы, Питер, 2006г.

2. Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень. Н.В. Макарова. Питер, 2008г.

3. Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень. Н.В. Макарова. Питер, 2008г.

4. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9–11 класс. Базовый уровень. . Н.В. Макарова. Питер, 2008г.

5. Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10–11 класс. Базовый уровень.  Н.В. Макарова. Питер, 2008г.

6. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. . Н.В. Макарова. Питер, 2008г.

7. Угринович Н.Д., Босова Л,Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

8. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на СD-ROM. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

9 Угринович Н. Д. Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированно­го программирования и электронных таблиц. Учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

10 Фролов М.И. Учимся работать на компьютере. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.

11. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. 9 класс. М. БИНОМ 2004.

12. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. 10-11 класс. М. БИНОМ 2004

13. Бекман И.Н. КОМПЬЮТЕРЫ В ИНФОРМАТИКЕ . Курс лекций. Электронный ресурс. http://profbeckman.narod.ru/EVM

14 Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.

14 Microsoft Excel: Практ.задания: Пособие для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. /Е. А. Николаева, И. Б. Градобаева. – Мн.: Аверсэв, 2004.

15. Microsoft Word: Практ.задания: Пособие для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. /Е. А. Николаева, И. Б. Градобаева. – Мн.: Аверсэв, 2004.

16. Турбо паскаль 7.0. Начальный курс. Учебное пособие./Фаронов В. В. –М.: «Нолижд», 1997.

17. Турбо-Паскаль в примерах: Кн. для учащихся 10 – 11 кл. / А.Б. Николаев, Л.А. Акатнова, С.В. Алексахин и др. – М.: Просвещение, 2002. – 111 с.

18 Язык программирования Pascal. Система программирования АВС Pascal. А. С. Цветков, учебное пособие для школьников старших классов, 2011

19 Рик Альтман PowerPoint 2003 – М.: LVR Пресс, 2004.

20. Информатика.Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.  

21 Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса.

22. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"

Настоящая программа  предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...

Программа дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству "Своими руками"

Кружок «Своими руками» являясь прикладным, направлен на овладение обучающимися основными приемами и техникой реконструкции и создания новых образов. А также предлагается освоить технологию изготовлени...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное творчество»

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками"

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками" 7-11 лет, на 3 года...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Задачи прикладной направленности»

Данная программа рассчитана для учащихся в возрасте 14-15 лет, интересующихся предметом математики и желающих достичь более высоких результатов в основной учёбе.Программа направлена на формирование на...

Рабочая программа творческого объединения по информатике «Прикладная информатика»

Рабочая программа творческого объединения для учеников с низкими навыками работы на компьютере....