Рабочая программа по информатике 8-9 класс
рабочая программа по информатике и икт (8, 9 класс) на тему

Фандеева Татьяна Владимировна

Рабочая программа по информатике 8 класс УМК Семакин 2 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_-9_kl_2015-16.doc469.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая  рабочая  программа  курса «Информатика и ИКТ» для 8 - 9 классов основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным  технологиям  (базовый уровень),  опубликованной  в сборнике программ для общеобразовательных учреждений  («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2012).

За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики [3], в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.) [1]. Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общим объемом 136 учебных часов в том числе в 8 классе – 68 учебных часа (из расчета 2 часа в неделю) и в 9 классе – 68 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю).

Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебников «Информатика и ИКТ» для 8 класса и для 9 класса.

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.

Перечень учебно-методического обеспечения

I. Учебно-методический комплект

8 класс

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).

9 класс

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).

II. Литература для учителя

1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).

4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.07.10).

5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar (дата обращения: 01.07.10).

6. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar (дата обращения: 01.07.10).

III. Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (моноблок, клавиатура, мышь).

  1. Рабочее место учителя (ноутбук).
  2. Колонки (рабочее место учителя).
  3. Проектор.
  4. МФУ
  5. Цифровая видеокамера.
  6. Модем ADSL

IV. Программные средства

1. Операционная система Windows 7.

2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

5. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).

6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).

7. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).

8. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).

9. Антивирусная программа Антивирус Avast.

10.Программа-архиватор WinRar.

11.Клавиатурный тренажер «Руки солиста».

12.Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.

Содержание дисциплины

8 класс (68 часов.)

  1. Введение в предмет – 2 часа. (2+0)

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8–9 классах.

Основные термины по разделу:

Информатика. Компьютер

  1. Человек и информация – 5 часов. (3+2)

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.

Учащиеся должны знать:

  •  связь между информацией и знаниями человека;
  •  что такое информационные процессы;
  •  какие существуют носители информации;
  •  функции языка как способа представления информации;
  • что такое естественные и формальные языки;
  •  как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);
  •  что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

  •  приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  •  определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  •  приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  •  измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
  •  пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
  •  пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

Основные термины по разделу:

Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Внешняя память человека. Внутренняя память человека. Знания декларативные. Знания процедурные. Измерение информации: алфавитный подход. Информационные каналы человека. Информационные процессы. Информационный вес символа. Информационный объем текста. Канал передачи информации (информационный канал связи). Мощность алфавита. Передача информации. Обработка информации. Хранение информации человеком. Язык. Языки естественные. Языки формальные (искусственные).

  1. Первое знакомство с компьютером – 11 часов. (6+5)

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Учащиеся должны знать:

  •  правила техники безопасности и при работе на компьютере;
  •  состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  •  основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
  •  структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
  •  типы и свойства устройств внешней памяти;
  •  типы и назначение устройств ввода/вывода;
  •  сущность программного управления работой компьютера;
  •  принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  •  назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

  •  включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;
  •  ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  •  инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  •  просматривать на экране каталог диска;
  •  выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  •  использовать антивирусные программы.

Основные термины по разделу:

Адрес байта. Вид памяти. Двоичная кодировка. Дружественный пользовательский интерфейс. Имя файла. Каталог (папка). Магистраль (шина). Меню. Контекстное меню. Микропроцессор. Объем оперативной памяти. Операционная система (ОС). Основные устройства компьютера. Память оперативная. Память внешняя. Полное имя файла. Прикладное программное обеспечение. Прикладные программы общего назначения. Прикладные программы специального назначения. Принцип адресуемости оперативной памяти. Принцип дискретности оперативной памяти. Принцип хранимой в памяти программы (принцип фон Неймана). Программа. Программирование. Программное обеспечение (ПО). Процессор компьютера. Разрядность процессора. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Тактовая частота процессора. Устройства ввода (основные). Устройства вывода (основные). Файл. Файловая система. Файловая структура. Шина адреса. Шина данных. Шина управления

  1. Текстовая информация и компьютер – 17 часов. (3+13)

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

Практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

Учащиеся должны знать:

  •  способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  •  назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
  •  основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Учащиеся должны уметь:

  •  набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
  •  выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
  •  сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

Основные термины по разделу:

Гипертекст. Двоичный код символа. Маркированный список. Нумерованный список. Принцип последовательного кодирования алфавитов. Распознавание текста. Режимы работы текстового редактора (основные). Среда текстового редактора (стандартные компоненты). Стиль оформления текстовых документов. Структурные единицы текста (данные текстового редактора). Таблица кодировки. Текстовый процессор. Текстовый редактор (ТР). Шаблон .

5. Графическая информация и компьютер – 13 часов. (8+5)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

Учащиеся должны знать:

  •  способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  •  какие существуют области применения компьютерной графики;
  •  назначение графических редакторов;
  •  назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Учащиеся должны уметь:

  •  строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  •  сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

Основные термины по разделу:

Векторная графическая информация. Видеоадаптер. Видеопамять. Графические координаты. Графические примитивы. Графический редактор (ГР). Иллюстративная графика.  Деловая графика. Код пикселя. Компьютерная анимация. Компьютерная графика. Конструкторская графика. Научная графика. Области применения компьютерной графики. Пиксель. Растр (графическая сетка). Режимы работы графического редактора растрового типа. Среда графического редактора растрового типа. Устройства ввода графической информации. Устройства вывода графической информации. Цветовая палитра RGB.

6. Технология мультимедиа – 15 час. (6+8)

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.

Запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.

Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.

В ходе освоения работы с программным пакетом создания презентаций учащиеся выполняют творческую проектную работу по одной из тем: «Моя семья», «Мой класс», «Мои друзья», «Моё хобби».

Учащиеся должны знать:

  • что такое мультимедиа;
  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Основные термины по разделу:

Аналоговая форма представления звука. Аналого-цифровое преобразование (АЦП). Данные. Динамики (колонки или наушники). Звуковая карта (аудиоадаптер). Интерактивная презентация. Компьютерная презентация. Микрофон. Мультимедиа. Непрерывно выполняющаяся презентация. Презентация со сценарием. Разрядность дискретизации. Цифро-аналоговое преобразование (ЦАП). Цифровая (дискретная) форма представления звука. Частота дискредитации.

9 класс (68 часов)

  1. Передача информации в компьютерных сетях – 10 час. (4+6)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.

Учащиеся должны знать:

  •  что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  •  назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  •  назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  •  что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Учащиеся должны уметь:

  •  осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
  •  осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  •  осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  •  работать с одной из программ-архиваторов.

Основные термины по разделу:        

Web-браузер. Web-сайт. Web-сервер. Web-страница. WorldWideWeb (WWW). Аналоговая связь. Гипермедиа. Глобальная компьютерная сеть. Доменное имя почтового сервера. Домены. Интернет. Каналы передачи данных. Клиент-программа. Компьютерная сеть. Локальная сеть. Локальная сеть одноранговая. Локальная сеть с выделенным узлом. Модем. Поисковая система. Почтовый ящик. Протоколы, работы сети. Сервер локальной сети. Сервер-программа. Телекоммуникация. Телеконференция. Технология «клиент-сервер». Узлы компьютерной сети. Файловые архивы. Хост-компьютер. Цифровая связь. Шлюз. Шум. Электронная почта. Электронное письмо. Электронный адрес.

  1. Информационное моделирование – 5 часов. (4+1)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

Учащиеся должны знать:

  •  что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  •  какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

Основные термины по разделу:

Виды информационных моделей. Вычислительный эксперимент. Информационная модель. Имитационная модель. Компьютерная математическая модель. Материальная (натурная) модель. Модель. Объект моделирования. Система. Структура системы. Формализация. Численные методы.

  1. Хранение и обработка информации в базах данных – 12 часов. (6+6)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».

Учащиеся должны знать:

  •  что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;
  •  что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  •  структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  •  что такое логическая величина, логическое выражение;
  •  что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

  •  открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  •  организовывать поиск информации в БД;
  •  редактировать содержимое полей БД,
  •  сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
  •  создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Основные термины по разделу:

База данных (БД). БД документальная. БД распределенная. БД реляционная. БД фактографическая. БД централизованная. Дизъюнкция (ИЛИ). Запись. Запрос на выборку. Информационная система. Ключ сортировки. Конъюнкция (И). Логические операции (основные). Логическое выражение. Операции отношения (сравнения). Основные типы полей. Открытие базы данных. Отрицание (НЕ). Первичный ключ. Поле записи. Простое логическое выражение. Реляционная СУБД. Система управления базами данных (СУБД). Сложные логические выражения. Создание базы данных. Сортировка базы данных. Старшинство логических операций. Тип поля. Условие выбора. Формат поля.

  1.  Табличные вычисления на компьютере – 10 час. (5+5)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся должны знать:

  •  что такое электронная таблица и табличный процессор;
  •  основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  •  какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  •  основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
  •  графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  •  открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  •  редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  •  выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
  •  получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  •  создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

Основные термины по разделу:

Абсолютная адресация. Вещественный тип. Внутреннее представление чисел. Деловая графика в электронных таблицах. Диапазон (блок, фрагмент) электронной таблицы. Диапазон значений. Имя (адрес) ячейки ЭТ. Логические функции (И, ИЛИ, НЕ) в электронных таблицах. Операции манипулирования диапазонами электронной таблицы. Переполнение. Погрешность вычислений. Представление вещественных чисел. Принцип относительной адресации. Режимы отображения в электронных таблицах. Содержимое ячейки электронной таблицы. Табличный процессор (ТП). Текст в электронных таблицах. Условная функция в электронных таблицах. Формула в электронных таблицах. Функции обработки диапазона. Целый тип. Электронная таблица (ЭТ). Ячейка электронной таблицы.

5. Управление и алгоритмы – 10 часов. (4+6)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического поля квадратами или линией типа «меандр»)

Учащиеся должны знать:

  •  что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  •  сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  •  что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  •  в чем состоят основные свойства алгоритма;
  •  способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  •  основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  •  назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

  •  при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  •  пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  •  выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  •  составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  •  выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Основные термины по разделу:

Алгоритм (определение). Алгоритм управления. Алгоритмический язык (АЯ) (учебный). Блок-схема. Вспомогательный алгоритм. ГРИС. Дискретность алгоритма. Зацикливание. Исполнитель алгоритма управления. Кибернетика. Команда ветвления (развилка). Команда цикла (повторение). Конечность (или результативность) алгоритма. Модель управления в кибернетике. Обратная связь. Подпрограмма (процедура). Понятность алгоритма. Последовательная (пошаговая) детализация алгоритма. Программа. Программное управление. Прямая связь. Система команд исполнителя (СКИ). Среда исполнителя. Структура алгоритма управления. Точность алгоритма. Управление.

6. Программное управление работой компьютера – 12часов. (5+7)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

  •  основные виды и типы величин;
  •  назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;
  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
  •  последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

  •  работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  •  составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  •  составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  •  отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

Основные термины по разделу:

Алгоритм Евклида. Ввод данных. Величина. Вывод данных. Датчик случайных чисел. Команда присваивания. Константа. Массив. Оператор. Паскаль. Переменная. Прикладные программисты. Программирование. Система программирования. Системные программисты. Свойства присваивания. Случайные числа. Сценарий работы, программы. Счетчик. Тест. Тестирование. Тип величины. Этапы решения задачи путем программирования. Язык программирования.

7. Информационные технологии и общество 6 час.(6+0)

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.

Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.

Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся должны знать:

  •  основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  •  историю способов записи чисел (систем счисления);
  •  основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  •  в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  •  регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Основные термины по разделу:

Автоматизированные системы управления (АСУ). Ада Лавлейс. Азбука Морзе. Аналитическая машина Бэббиджа. Арабские числа. Библиотеки стандартных программ. Второе поколение ЭВМ. Геоинформационные системы (ГИС). Защита от информационных преступлений. Защищенная система. ИКТ в образовании. Информационная безопасность. Информационная технология. Информационное общество. Информационные преступления. Информационные ресурсы. Кластерные системы. Машина Паскаля. Национальные информационные ресурсы. Непозиционная система счисления. Основание позиционной системы счисления. Первая в мире ЭВМ. Первое поколение ЭВМ. Персональный компьютер (ПК). Печатный станок. Позиционная система счисления. Прикладное программное обеспечение. Система счисления. Системное программное обеспечение. Системы автоматизированного проектирования (САПР). Системы программирования. Системы счисления, используемые для представления компьютерной информации. Телефон. Транслятор. Третье поколение ЭВМ. Фонограф. Четвертое поколение ЭВМ. Электрический телеграф. Электронный офис.

8.Повторение – 3 часа

Календарно-тематическое планирование

по дисциплине «Информатика и ИКТ»

8 класс

№ урока

№ по теме

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Даты проведения

Методы и формы обучения

Задание на дом

теория

практика

всего

по плану

фактически

  1. Введение в предмет

2

2

1

1

Вводный инструктаж ИОТ – 016-2013. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

Введение

2

2

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информационные объекты различных видов.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

Стр.5-8

  1. Человек и информация

3

2

5

3

1

Информация и знания. Восприятие информации человеком. Язык как способ представления информации. Естественные и формальные языки.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§§1,2

4

2

Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 3

5

3

Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 4

6

4

Работа с тренажёром клавиатуры. Освоение клавиатуры. Постановка рук.

Практическое задание №1 по теме «Клавиатурный тренажер»

1

1

Частично-поисковый.

Практическая работа

программа

7

5

Работа с тренажёром клавиатуры. Приемы редактирования.

Практическое задание №2 по теме «Редактирование»

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

Практическая работа

конспект

  1. Первое знакомство с компьютером

6

5

11

8

1

Основные компоненты компьютера и их функции. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению, использование различных носителей информации, расходных материалов.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 5

9

2

Принципы организации внутренней и внешней памяти. Двоичное представление данных в памяти компьютера.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§§5 ,6

10

3

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение и его структура. Программное обеспечение общего назначения.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§§9, 10

11

4

Устройство персонального компьютера.

Практическое задание №3 по теме «Клавиатурный тренажер»

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§§7, 8

12

5

Пользовательский интерфейс. Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Графический интерфейс. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме.

1

1

§ 12

13

6

Знакомство с пользовательским интерфейсом ОС

Практическое задание №4 по теме «Интерфейс»

1

1

Частично-поисковый.

Практическая работа

§ 12

14

7

Файлы и файловые структуры. Данные и программы. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 11

15

8

Работа с файловой структурой операционной системы. Практическое задание №5 по теме «Файлы»

1

1

Частично-поисковый.

Практическая работа

§ 11

16

 9

Работа со справочной системой ОС.

 Практическое задание №6 по теме «Справочная система»

1

1

Частично-поисковый.

Практическая работа

конспект

17

10

Защита информации от компьютерных вирусов. Практическое задание №7 по теме «Антивирус»

1

1

Частично-поисковый.

Практическая работа

конспект

18

11

Итоговое тестирование  по темам «Человек и информация. Компьютер - универсальное устройство информации».

Контроль знаний

§ § 1 - 12

  1. Текстовая информация в компьютере

4

13

17

19

1

Представление текстов в памяти компьютера. Планирование работы над текстом. Работа с фрагментами текста.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 13

20

2

Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Практическое задание №8 по теме «Внешние носители»

1

1

Частично-поисковый.

Практическая работа

конспект

21

3

Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ § 14 - 15

22

4

Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари, системы перевода)

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

конспект

23

5

Основные приемы ввода и редактирования текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Практическое задание №9 по теме «Форматирование. Абзацы»

1

1

Частично-поисковый.

Практическая работа

§ 15

24

6

Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Проверка правописания, словари. Практическое задание №10 по теме «Приемы форматирования»

1

1

Частично-поисковый.

Практическая работа

§ 15

25

7

Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Практическое задание №11 по теме «Буфер обмена»

1

1

Частично-поисковый.

Практическая работа

§ 15

26

8

Форматирование абзацев. Границы и заливки. Печать текста.

Практическое задание №12 по теме «Границы и заливка»

1

1

Частично-поисковый.

Практическая работа

конспект

27

9

Работа с таблицами.

Практическое задание №13 по теме «Таблицы»

1

1

Частично-поисковый.

Практическая работа

§ 16

28

10

Работа с нумерованными и маркированными списками. Колонтитулы.

Практическое задание №14 по теме «Списки»

1

1

Частично-поисковый.

Практическая работа

конспект

29

11

Включение объектов в текст (списков, формул, таблиц, изображений, диаграмм).Практическое задание №15 по теме «Вставка объектов»

1

1

Частично-поисковый.

Практическая работа

конспект

30

12

Знакомство со встроенными шаблонами и стилями. Включение в текст гиперссылок. Создание документа с использованием мастера и шаблонов. Примеры деловой переписки, учебной публикации. Практическое задание №16 по теме «Шаблоны»

1

1

Частично-поисковый.

Практическая работа

конспект

31

13

Дополнительные возможности текстового процессора

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 16

32

14

Практическое задание № 18 по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы»

1

1

Контроль знаний, метод проектов

§ § 13-16

33

15

Повторение и закрепление материала по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы»

1

1

Повторение

конспект

34

16

Итоговое практическое задание № 19 по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы»

1

1

Контроль знаний

§ § 13-17

  1. Графическая информация в компьютере

8

5

13

35

1

Компьютерная графика и области её применения.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ § 18, 21

36

2

Технические средства компьютерной графики. Ввод изображений с помощью сканера, графического планшета.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ § 18, 19

37

3

Принципы кодирования изображения.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

конспект

38

4

Понятие растровой и векторной графики. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, использование готовых графических объектов. Использование примитивов и шаблонов.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

конспект

39

5

Графические редакторы растрового типа. Геометрические и стилевые преобразования.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 22

40

6

Создание изображения в растровом графическом редакторе с использованием основных инструментов. Практическое задание № 1 по теме «Основные инструменты»

1

1

Частично-поисковый.

§ 20

41

7

Создание изображения в растровом графическом редакторе с использованием приемов манипулирования рисунком.

Практическое задание № 2 по теме «Манипулирование рисунком»

1

1

Частично-поисковый.

конспект

42

8

Векторная графика.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 21

43

9

Создание изображения в векторном графическом редакторе.

Практическое задание № 3 по теме «Векторный графический редактор»

1

1

Частично-поисковый.

§ 19

44

10

Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора. Практическое задание № 4 по теме «Сканирование изображений»

1

1

Частично-поисковый.

конспект

45

11

Форматы графических файлов

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

конспект

46

12

Создание эмблемы школы, класса. Итоговое практическое задание № 5 по теме «Эмблема»

1

1

Демонстрации

47

13

Итоговое  тестирование по теме «Графическая информация в компьютере»

-

  1. Технология мультимедиа

7

8

15

48

1

Понятие мультимедиа, области применения.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ § 23, 26

49

2

Представление звука в памяти компьютера.

1

1

§ 24

50

3

Запись звука в компьютерную память. Практическое задание № 6 по теме «Запись звука»

1

1

Частично-поисковый.

конспект

51

4

Технические средства мультимедиа.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 25

52

5

Запись изображения с использованием цифровой техники ввод его в компьютер. Практическое задание № 7 по теме «Запись изображения»

1

1

Частично-поисковый.

конспект

53

6

Освоение работы с программным пакетом создания презентаций. Практическое задание № 8 по теме «Программный пакет создания презентаций»

1

1

Частично-поисковый.

конспект

54

7

Компьютерные презентации.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 26

55

8

Создание презентаций содержащей графические изображения, текст. Композиция и монтаж.  Практическое задание № 9 по теме «Создание презентаций»

1

1

Частично-поисковый.

§ 26

56

9

Создание презентаций, содержащей анимацию, звук. Использование простых анимационных графических объектов.

Практическое задание № 10 по теме «Анимация в презентации»

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ §24, 25

57

10

Запись изображений и звука с использованием различных устройств. Практическое задание № 11 по теме «Запись изображений и звука»

1

1

Частично-поисковый.

§ 26

58

11

Создание презентации «Знакомьтесь – это Я». Практическое задание № 12 по теме «Создание тематической презентации»

1

1

Частично-поисковый.

59

12

Защита проекта «Знакомьтесь – это Я»

1

1

Контроль знаний, метод проектов

§ §18-26

60

13

Создание презентации «Моя школа». Практическое задание № 13 по теме «Моя школа»

1

1

Контроль знаний, метод проектов

61

14

Защита проекта «Презентация о школьной жизни».

1

1

Контроль знаний

62

15

Итоговое  тестирование по теме «Технология мультимедиа»

1

Контроль знаний, метод проектов

  1. Повторение

7

7

63

1

Повторение по теме «Человек и информация»

1

1

Повторение

64

2

Повторение по теме «Первое знакомство с компьютером»

1

1

Повторение

65

3

Повторение по теме «Текстовая информация и компьютер»

1

1

Повторение

66

4

Повторение по теме «Графическая информация и компьютер»

1

1

Повторение

67

5

Повторение по теме «Технология мультимедиа»

1

1

Повторение

68

6

Итоговое повторение

1

1

Повторение

Контрольные работы – 4

Лабораторные работы – 29

Календарно-тематическое планирование 9 класс

№ урока

№ по теме

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Даты проведения

Методы и формы обучения

Задание на дом

тео-рия

прак-тика

всего

по плану

факти-чески

  1. Передача информации в компьютерных сетях

4

6

10

1

1

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Процесс передачи информации. Источник и приемник информации, сигнал кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ § 1, 3

2

2

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Практическая работа № 1 по теме «Локальная сеть»

1

1

Частично-поисковый.

§ 1,

3

3

Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.  Информационные этика и право.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 2

4

4

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Личная информация, информационная безопасность. Работа с электронной почтой. Практическая работа № 2 по теме «Создание почтового ящика»

1

1

Частично-поисковый.

§ 2

5

5

Интернет  Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерные источники информации.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ § 4, 5

6

6

Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов. Информационные ресурсы общества.  Работа с WWW. Практическая работа № 3 по теме «Запросы и поиск»»

1

1

Частично-поисковый.

§ 4

7

7

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем. Образовательные информационные ресурсы.  Архивирование и разархивирование. Практическая работа № 4 по теме «Поисковые системы»

1

1

Частично-поисковый.

§ 5

8

8

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора и с использованием шаблонов. Практическая работа № 5 по теме «Создание простейшей Web-страницы»

1

1

Частично-поисковый.

§ § 4, 5

9

9

Итоговая практическая работа по теме «Интернет».

Практическая работа № 6 по теме «Игтернет»

1

Контроль знаний, метод проектов

§ § 1  - 5

10

10

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

1

§ § 1  - 5

  1. Информационное моделирование

4

1

5

11

1

Понятие модели. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе и компьютерного.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ § 6, 7

12

2

Таблица как средство моделирования. Информационное моделирование на компьютере. Графические информационные модели. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 8

13

3

Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 9

14

4

Простейшие управляемые компьютерные модели. Проведение компьютерных экспериментов с  математической и имитационной моделью. Практическая работа № 7 по теме «Компьютерные модели»

1

1

Частично-поисковый.

§ 9

15

5

Итоговое тестирование по теме  «Информационное моделирование».

1

1

Контроль знаний

§ §6 - 9

  1. Хранение и обработка информации в базах данных

6

6

12

16

1

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 10

17

2

Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. Практическая работа № 8 по теме «Работа с готовой базой данных»

1

1

Частично-поисковый.

§ 11

18

3

Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 12

19

4

Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере. Создание записей в базе данных. Практическая работа № 9 по теме «Создание базы данных»

1

1

Частично-поисковый.

§ 12

20

5

Поиск данных в готовой базе. Условия поиска информации, простые логические выражения

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 13

21

6

Формирование простых запросов к готовой базе данных. Практическая работа № 10 по теме «Формирование простых запросов»

1

1

Частично-поисковый.

§ 13

22

7

Логические значения, операции, выражения. Сложные условия поиска

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 14

23

8

Формирование сложных запросов к готовой базе данных.  Практическая работа № 11 по теме «Формирование сложных запросов»

1

1

Частично-поисковый.

§ 14

24

9

Сортировка записей, простые и составные ключи

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 15

25

10

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

Практическая работа № 12 по теме «Создание  запросов на удаление и изменение»

1

1

Частично-поисковый.

§ 15

26

11

Итоговая работа по базам данных.  Практическая работа № 13

1

1

Частично-поисковый.

§ 10 - 15

27

12

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

1

Контроль знаний, метод проектов

§ 10 -15

  1. Табличные вычисления на компьютере

5

5

10

28

1

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 16

29

2

Дискретная форма представления  информации.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 17

30

3

Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Ввод данных в готовую таблицу. Изменение данных, переход к графическому представлению.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ §18, 19

31

4

Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. Практическая работа № 14 по теме «Электронная таблица»

1

1

Частично-поисковый.

§ §18, 19

32

5

Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. Практическая работа № 15 по теме «Формулы и функции»

1

1

Частично-поисковый.

§ 20  

33

6

Использование встроенных математических и статистических функций.  Сортировка таблиц. Практическая работа № 16 по теме «Сортировка таблиц»

1

1

Частично-поисковый.

§ 20  

34

7

Деловая графика. Представление формульной зависимости на графике. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ §21, 22

35

8

Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. Практическая работа № 17 по теме «Графики и диаграммы»

1

1

Частично-поисковый.

§ §21, 22

36

9

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели. Практическая работа № 18 по теме «Математическое моделирование»

1

1

Частично-поисковый.

§ §23, 24

37

10

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».

1

Контроль знаний

§ § 16 - 24  

  1. Управление и алгоритмы

4

6

10

38

1

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Алгоритм. Свойства алгоритмов.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ § 25, 27, 28

39

2

Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Исполнители алгоритмов. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Практическая работа № 19 по теме «Линейный алгоритм»

1

1

Частично-поисковый.

§ 28

40

3

Алгоритмические конструкции: следование. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Метод последовательной детализации и сборочный метод.          

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 29

41

4

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Практическая работа № 20 по теме «Вспомогательные алгоритмы»

1

1

Частично-поисковый.

§ 29

42

5

Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. Практическая работа № 21 по теме «Циклы с предусловием»

1

1

Частично-поисковый.

§ §26, 30

43

6

Работа с циклами. Практическая работа № 22 по теме «Работа с циклами»

1

1

Частично-поисковый.

§ 30

44

7

Ветвления. Использование двухшаговой детализации

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 31

45

8

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений. Практическая работа № 23 «Использование ветвлений»

1

1

Частично-поисковый.

§ 31

46

9

Зачётное задание по алгоритмизации. Практическая работа № 24 по теме «Алгоритмы»

1

1

Частично-поисковый.

§ 25 - 31

47

10

Тест  по теме «Управление и алгоритмы»

1

1

Контроль знаний

§ 25 - 31

  1. Программное управление работой компьютера

5

7

12

48

1

Представление о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные,  основные типы,  присваивание, ввод и вывод данных.

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ §32, 33

49

2

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ §34, 35

50

3

Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Практическая работа № 25 по теме «Работа с готовыми программами на языке Паскаль»

1

1

Частично-поисковый.

§ 35

51

4

Оператор ветвления. Практическая работа № 26 по теме «Оператор ветвления»

1

1

Частично-поисковый.

§ 36, 37

52

5

Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.

Практическая работа № 27 по теме «Операторы»

1

1

Частично-поисковый.

§ 38

53

6

Логические операции на Паскале.  Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. Практическая работа № 28 по теме «Логические операторы»

1

1

Частично-поисковый.

§ §37, 38

54

7

Циклы на языке Паскаль

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 39, 40

55

8

Разработка программ c использованием цикла с предусловием. Практическая работа № 29 по теме «Цикл с предусловием»

1

11

Частично-поисковый.

§ §39, 40

56

9

Одномерные массивы в Паскале

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§41, 42

57

10

Разработка программ обработки  одномерных массивов. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Практическая работа № 30 по теме «Массивы»

1

1

Частично-поисковый.

§ §41, 42

58

11

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве.  Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. Практическая работа № 31 по теме «Поиск числа»

1

1

Частично-поисковый.

§ 43  

59

12

Тест  по теме «Программное управление работой компьютера».

1

Контроль знаний, метод проектов

§ § 32 - 43  

  1. Информационные технологии и общество

6

6

60

1

Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ §44, 45

61

2

История ЭВМ и ИКТ

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 45 - 47

62

3

Основы социальной информатики

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§48, 49

63

4

Тест по теме «Информационные технологии и общество»

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

§ 44 - 49

64

5

Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 класса

1

1

Объяснительно-иллюстрированный

65

6

Итоговое тестирование по курсу 9 класса

Контроль знаний

  1. Повторение изученного материала

5

5

66

1

Повторение по теме «Передача информации в компьютерных сетях. Информационное моделирование»

1

Повторение

67

2

Повторение по теме «Хранение и обработка информации в базах данных. Табличные вычисления на компьютере»

1

Повторение

68

3

Повторение по теме «Управление и алгоритмы. Программное управление работой компьютера»

1

Повторение

Контрольные работы – 7

Лабораторные работы – 24

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Список литературы

1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

3. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

4. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

 

5. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...