Развитие исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся посредством создания межпредметных проектов на уроках информатики
учебно-методический материал по информатике и икт на тему

Развитие исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся посредством создания межпредметных проектов на уроках информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1320113239.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа учителя

Тема: Развитие исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся посредством создания межпредметных проектов на уроках информатики

Внедряю в практику своей работы новую педагогическую технологию – метод проектирования на уроках информатики с использованием межпредметных связей. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, то есть реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении информатике, параллельно обеспечивая интеграцию с другими предметами школьного курса.

В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество. Работая над проектом, каждый обучающийся имеет возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность. Проект меняет обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения и конкретного урока; второй – выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и занятий.

Идея этого подхода для меня очень привлекателен, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления), а также позволяет каждому обучающему работать в своем индивидуальном режиме, что в свою очередь позволяет реализовывать здоровьесберегающие технологии в обучении.

Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.

В основе проекта лежит какая-либо проблема. Конечно, для ее решения требуются знание основного курса информационных технологий и разнообразные предметные знания. Кроме того, школьники должны владеть определенными учебно-организационными, интеллектуальными, коммуникативными, учебно-информационными и творческими умениями.

В практике своей работы при создании проектов я пытаюсь сотрудничать с учителями-предметниками. Разработка межпредметных проектов становится полезной не только для закрепления основных умений и навыков при работе с программными продуктами, но и очень эффективна для репродуктивного воспроизведения знаний по другим учебным дисциплинам, а также более эффективного их запоминания. Кроме этого, обучающиеся при выполнении межпредметных проектов учатся применять ранее изученные знания в совершенно новых условиях при выборе более наглядной формы представления информации, а также программного продукта для их отображения. При выполнении исследовательских межпредметных проектов обучающиеся овладевают навыками исследовательского труда: самостоятельно или под руководством учителя информатики и учителей-предметников пытаются сформулировать тему, проблему и задачи проекта, используют различные источники информации для сбора материала, проводят анализ собранной информации, презентацию готовых работ.

В практике своей работы я использую как индивидуальные, так и групповые проекты.

Преимущества индивидуальных проектов: 

  1. план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
  2. у обучающегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
  3. обучающийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;
  4. формирование у обучающегося важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов: 

  1. в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
  2. проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
  3. на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
  4. в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

В практике своей работы наиболее часто для этих целей мы сотрудничаем с учителями русского языка и литературы, химии и биологии.

Примеры:

  • проект "Образ Абая в литературе", литература, 10 класс
  • Происхождение человека”, история, 5 класс
  • проект “Симметрия вокруг нас”, математика, 6 класс;
  • проект “Сохраним Землю”, естествознание, 6-9 классы;
  • проект “История развития вычислительной техники”,  информатика, 7 класс;
  • проект «Влияние компьютера на здоровье школьника», информатика, биология, 8кл.

Чаще всего работа над межпредметным проектом занимает много времени, поэтому основная масса работы здесь проводится во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Такие проекты требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

Выбор формы представления исследовательского или творческого продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе

Чаще всего учащиеся при защите проектов используют программу для создания презентаций Microsoft Power Point. Защита таких работ проходит во время уроков или представляются на суд научного общества учащихся.

Интерес учащихся к проекту зависит от степени самостоятельности: большинство школьников всех возрастов отвечают, что проект был им интересен именно потому, что выполнялся лишь при небольшой помощи руководителя.

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала.

Список ролей, которые предстоит "прожить" педагогу по ходу реализации проекта:

  1. энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
  2. специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех) областях;
  3. консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам;
  4. руководитель;
  5. координатор группового процесса;
  6. эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности учащихся, которые присущи проблемному методу. Метод проектов построен на принципах проблемного обучения.

Метод проектов можно охарактеризовать как:

  • личностно-ориентированный;
  • деятельностный;
  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • построенный на принципах проблемного обучения;
  • развивающий умения самовыражения, самопроявления, …, самопрезентации и рефлексии;
  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность;
  • инициативность, творческое отношение к делу;
  • здоровьесберегающий.

То есть можно сделать вывод, что метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Работа заслушана на школьном МО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся посредствам сочетания различных направлений и форм занятий в объединении декоративно-прикладного творчества «Фантазеры»

Программа "Фантазеры" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-ко...

Развитие творческих способностей обучающихся посредством реализации нетрадиционных форм работы на уроках информатики и ИКТ

Обществу нужна творческая  личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Поэтому организация системной рабо...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся посредством организации внеурочной деятельности" (интегрированные проекты по литературе и искусству)

Педагогический проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские и творческие проекты, олимпиады, конкурсы. Условиями для реализа...

Доклад "Развитие мотивации к обучению и творческих способностей обучающихся посредством занятий декоративно-прикладным творчеством"

О роли декоративно-прикладного искусства в формировании у обучающихся мотивации к обучению....

Развитие познавательных и творческих способностей обучающихся посредством организации подготовки их к участию в конкурсах, олимпиадах, социальных акциях и других мероприятиях

Отчетный материал об участии обучающихся в конкурсах, олимпиадах, социальных акциях и других мероприятиях (2019-2023 гг)....