Опыт работы
материал по информатике и икт на тему

Никульникова Марина Владимировна

Опыт

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Роль облачных технологий в проектировании современного урока информатики.

Уроки, организованные на основе системно – деятельностного подхода, являются главной идеей Стандартов второго поколения. Под деятельностным подходом подразумеваются действия ученика, а не учителя. Основной формой работы  на уроке должна быть системная самостоятельная работа учеников. Причем не самостоятельная работа в традиционном понимании, которая проводится на всех уроках после объяснения нового учебного материала, а именно самостоятельная работа по изучению  незнакомого материала. Мы, недооценивая своих учеников,  уверены, что без объяснения нового материала ребята ничего не поймут и ни в чем не разберутся.  Так как же спроектировать учебный процесс, чтобы вооружить школьников способами самостоятельного открытия знаний, организовать  их эффективную самостоятельную деятельность, в которой каждый ученик может  реализовать свои способности и интересы?

Таким образом, целью моей педагогической деятельности стало следующее:  формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников, их успешной социальной адаптации, сотрудничеству со сверстниками, умению самостоятельно планировать пути достижения цели, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Актуальность темы исследования состоит в том, что она основана на широком распространении информационных технологий в образовании. Совершенствование технологий обучения занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования, привлекающих в последние время особое внимание исследователей проблем  школы.

Предмет исследования – возможность использования облачных технологий при проектировании современного урока.

Объект исследования – применение облачных технологий при обучении информатики и ИКТ на современном уроке. Отсюда вытекают следующие задачи:

  • выявление сущности понятия «облачные технологии»;
  • рассмотрение достоинств и недостатков применения облачных технологий в системе образования;
  • определение перспективы применения облачных сервисов в преподавании информатики и ИКТ.  

     Новизна моего опыта работы состоит в использовании на ступени основного общего образования  принципов обучения, продиктованных новыми образовательными стандартами, современными продуктивными технологиями.

  При реализации учебных задач  на современном уроке информатики  передо мной возникает ряд проблем, которые требуют разрешения. Среди них можно выделить две основные – потребность в периодическом обновлении программного обеспечения, что влечет за собой финансовые затраты, и создание информационно- образовательной среды, которая, согласно «Закону об образовании» включает в себя электронные и  информационные  образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств,  обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения.

Одним из эффективных методов решения указанных проблем являются облачные технологии. Примером использования облачных технологий в образовании можно назвать электронные дневники и журналы, личные кабинеты для учеников и преподавателей и поиск информации, где школьники могут решать определенные учебные задачи даже в отсутствии педагога или под его руководством.

        В соответствии с программой уже в 5 классе школьники начинают изучать электронную почту, компьютерную сеть - Интернет. Всем ребятам я предлагаю создать электронный почтовый ящик на Google. Это помогает мне на уроках познакомить учащихся с  возможностями облачного пространства.

   Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию УУД, где важна организация деятельности школьников, которая предполагает активную позицию ребенка для решения учебной задачи. Основополагающую роль в этом играет организация парной и групповой работы, где школьник вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя,  равноправного участника обучения. Так, при изучении темы «Компьютерная графика» в 5 классе помимо традиционных растровых и векторных графических редакторов показываю учащимся возможности облачных технологий на примере программы Coogle Picasa. Эта программа  позволяет им обрабатывать растровую и векторную графику с применением эффектов и фильтров, создавать коллажи и видео слайд-шоу. Новые возможности очень нравятся ученикам, они с большим удовольствием создают совместные проекты, комментируют работу одноклассников, дают оценку как собственной выполненной работе. Так и работе одноклассников.

    Также на уроках в 5 классе активно использую групповую работу с применением интерактивного стола, на котором все задания предполагают работу нескольких учащихся одновременно. Чем привлекает групповая работа? Чаще всего  на уроках организую несколько маленьких групп, в которой  выполняю роль консультанта. Во время работы контролирую ход деятельности детей, отвечаю на вопросы, регулирую порядок, в случае необходимости оказываю помощь отдельным ученикам или группе в целом. Если работа на уроке носит творческий характер, то творческая группа показывает проекты классу. Подведение итогов после окончания групповых и индивидуальных работ ребята проводят самостоятельно, оценивая себя, товарищей. Пример задания с использованием Google-презентации осуществляется коллективно или в малых группах (в режиме общего доступа). Учащимися были созданы проекты на тему «Дорогою добра», «Моя мама лучшая на свете!», «23 февраля», «День победы» и т.д, которые демонстрировались на школьном телевидении. Тем самым осуществлялось коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходило усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений.  Всё это  способствовало осознанию проблемы через реализацию проектной деятельности и решению их по принципу: «Расскажи – и я забуду,  покажи –и я запомню.  дай попробовать – и я пойму.» (китайская пословица).

  В 6-м классе при изучении темы «Создание документов в текстовом редакторе» ученики с большим удовольствием использовали возможности облака Google. Google Документ - применяется для написания совместных текстовых  и проверочных работ.  Совместные проекты в текстовом редакторе позволяют ученикам проявить себя, дополнить друг друга, сформировать умениеслушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Созданные  проекты «Мой словесный портрет», «Фигурные стихи», «Моя родословная» демонстрировались на интерактивной доске с устным пояснением группы.  

       В 6-7 классах изучая темы «Создание презентации», «Знакомство с электронными таблицами» я также использую облако Google. Это очень удобно. Во-первых, не надо «захламлять» свой компьютер лишними прикладными программами, во-вторых, вся информация хранится в облаке и если на уроке учащиеся выполнили не все задания, то я задаю их на дом, что освобождает учеников от приобретения дополнительных носителей информации.

        При выполнении первых практических работ учащиеся 8-9 классов самостоятельно регистрируют свой аккаунт на сайте www.gmail.com, далее создаются для каждого класса Google-группы. В форумах группы я размещаю задания к уроку, рабочие материалы, что позволяет выполнять задания не только присутствующим на уроках, но и тем, кто по какой-либо причине отсутствует.  Не было затруднений в работе с сервисами, так как обучающиеся хорошо владеют навыками работы в Word и Power Point, с удовольствием выполняют задания с текстовыми файлами и презентациями, графическим редактором.

Проект «Как устроен персональный компьютер?» стал результатом совместной деятельности учеников 8 класса по изучению  Google Презентации. Цель проекта создание электронного справочника по устройству компьютера. Работа над проектом велась совместно творческой группой и контролировалась мной. Защита проекта на уроке «Устройство персонального компьютера»  способствовала  активизации познавательной деятельности школьников, совершенствованию навыков самостоятельной работы.

 Наиболее интересным при создании совместных проектов во всех классах оказался сервис Popplet , который предназначен для создания и наполнения контентом «липкой» доски с возможностью совместного редактирования. Этот сервис позволяет создавать стены мультимедийных (видео, текст, фото, графика) заметок, которыми  ученики делятся с другими, совместно работают, размещают работы на страницах сайтов, блогов. Готовую работу сохраняют на компьютере в формате графического файла или PDF документа. Мультимедийные элементы загружают со своего компьютера или с известных Интернет-сервисов.

В курс 9 класса по информатике входит раздел «Управление и алгоритмы», в котором ученики знакомятся с языком программирования Pascal. При изучении тем этого раздела я использую облачный сервис «Pascal ABC». В состав программы входит мини-версия электронного задачника на 200 задач и комплект задач для исполнителей «Робот» и «Чертежник», которые я использую при подготовке учащихся к итоговой аттестации по информатике. Также применяю электронный задачник "Programming Taskbook" (М.Э.Абрамян), который содержит более 1000 задач разного уровня сложности и охватывающий все основные разделы базового курса программирования на языке Паскаль.

  Один из главных результатом учительского труда - успешность выпускников на ГИА. Передо мной стоит сложная задача.  Учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжить образование, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ГИА, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы. Итак, с чего начать?.

Сначала знакомлю учащихся с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену, систематизирую материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассматриваю возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий.  Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ГИА. Работу по подготовке к экзамену в формате ГИА  разбиваю на две части. Первая состоит в том, что начиная с 8-го класса в планы уроков вношу изменения, ориентированные на подготовку к ГИА практически на каждом уроке.

  Вторая часть предполагает разработку программы дополнительных занятий по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.  Интернет - источники являются более мобильным устройством для подготовки к экзамену, нежели бумажный вариант.  Облачный портал «Решу ЕГЭ» Дмитрия Гущина http://reshuege.ru/. специально создан для подготовки к экзаменам по различным дисциплинам, в том числе и для подготовки к экзамену по информатике и ИКТ в 9-м и 11-м классах. Данный сервис позволяет мне очень быстро сориентироваться в заданиях, выбрать к уроку необходимое количество упражнений одного или нескольких типов, сгенерировать собственный тест, получить к нему ключ и пояснения решения, что в значительной степени позволяет экономить время для подготовки к уроку.

. Результативность опыта

 Анализ моей работы,  уровня  обученности и качества знаний учащихся  за 2012 – 2015 годы    показывает положительную  динамику  учебных  достижений:  при  100%   успеваемости  качество обучения  возросло  от 72% до 74%.

 В 2014-2015 учебном  году  ОГЭ по информатике сдавали 6 моих учеников, из них оценку «5» получили 4 человека (67%), оценку «4» получили 2 человека (33%). Качество сдачи ОГЭ  составило 100%. Этому предшествовала системная подготовительная работа, в результате которой выпускники овладели  базовыми информационными компетенциями, навыками самоконтроля, самопроверки.

     Учащиеся классов, в которых я работаю,  активно  участвуют в олимпиадах, становятся победителями и призёрами  школьных олимпиад,  краевой многопредметной дистанционной олимпиады «Интеллект», информационном конкурсе «Кит».  

    С целью распространения своего педагогического опыта я представляла своё видение и понимание новых образовательных стандартов коллегам района и края.   С сентября 2011  по декабрь 2013  года на базе МОУ СОШ № 2  работали  краевые стажировочные площадки, в рамках которых я неоднократно  проводила открытые уроки и внеклассные мероприятия, мастер-классы по теме «Облачные технологии для организации сетевого взаимодействия участников образовательного сообщества», «Привитие  навыков работы в команде на примере создания школьной электронной газеты». Также представила своей педагогический опыт на районном  фестивале педагогического мастерства «Золотые россыпи» в номинации «Творческий стиль». Участвовала в краевом педагогическом фестивале «Талант» в программе «Панорама педагогического опыта». Опыт моей работы опубликован в краевом журнале  «Инфокоммуникационные технологии в системе управления качеством образования».

Системно-деятельностный подход, осуществляемый в «облаке» является самым востребованным направлением в школьном образовании, так как он создаёт условия для активной позиции ученика, способствует овладению детьми умением  вести учебную  дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса, создаёт условия для выстраивания индивидуальной траектории изучения предмета, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Список используемой литературы

1. Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (электронный ресурс) //http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy-sovremennogo-uroka-s-vvedeniem-federalnogo

2. Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения (электронный ресурс)  //http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е._А., Горобец_М.А.

3. Ю.Н. Сергеев. Инфокоммуникационные технологии в системе управления качеством образования (электронный ресурс) http://project.staviropk.ru/

4. Гурьянова О.Н. Изучение информатики в условиях ФГОС. Материалы XII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки"ИTO-Ростов-2012" :http://rostov.ito.edu.ru/2012/section/200/95181/

5. Никифоров О.Ю. Облачный инструментарий современного педагога. Современная педагогика. 2014. № 4.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...