Рабочая программа по информатике и ИКТ. 9 класс. 2015-16 учебный год. (Угринович Н.Д.)
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (9 класс) на тему

Кузовова Елена Николаевна

Рабочая программа по информатике и ИКТ. 9 класс. 2015-16 учебный год. (Угринович Н.Д.) 2 часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа. Информатика и ИКТ.  9 класс.  Кузовова Е.Н.  2015-16 учебный год.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тумская средняя общеобразовательная школа №3»                                                                                                                                    

        

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________________ Н.И. Корнева

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Тумская СОШ №3»

_________________ О.И. Кузовова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина:   информатика и ИКТ

Класс:                                    9

        

Учитель

КУЗОВОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Принято

на заседании творческой группы учителей

физико-математического цикла

Протокол №1 от  27.08.2015г.

             

Р.п. Тума -2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и информационных технологий основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии.

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

        Рабочая программа по информатике и ИКТ (8-9 кл.) составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике,

- примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ»,

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,

- учебного плана на 2015-2016 учебный год,

- авторской программы  Угриновича Н.Д.,  

- кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

          Программа курса  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
  • владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

          Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

         Практическая  часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной  грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревья-ми; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в базе данных;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Формы организации учебного процесса

           Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме интегрированных практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин.  направленных на отработку отдельных технологических приемов, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

          Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков  промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический  контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы, индивидуального проекта.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы, тестирования или зачета.

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

      Кодирование графической информации.        Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и  видео.

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

       Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2008.

Логические основы построения компьютера

       Основные понятия формальной логики. Логические выражения и логические операции.

Построение таблиц истинности для сложных логических выражений. Логические элементы и основные логические устройства компьютера. Решение  логических задач.

Моделирование и формализация

         Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Хранение, поиск и обработка информации

         Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Коммуникационные технологии

         Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.

Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Информатизация общества

         Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. 

      Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;  
  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
  • Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Цифровые образовательные ресурсы и дополнительная литература.

  1. Комплект цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  2. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
  3. А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. Информатика. Контрольные и самостоятельные работы по программированию. Волгоград: Учитель, 2011 г.
  4. А.Х. Шелепаева. Поурочные разработки по информатике. Универсальное издание. М.:Вако,2009 г.
  5. Н.Е. Астафьева и др. Информатика в схемах. М.: Бином, 2009 г.
  6. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей. Угринович Н. Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Принтер.
  • Сканер.
  • Модем.
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
  • Интерактивная доска.
  • Система голосования.
  • Документ-камера.

Программные средства

  • Операционная система Windows XP.
  • Пакет офисных приложений MS Office – 2007(2010).
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Простая система управления базами данных.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Простой редактор Wев-страниц.

Программа рассчитана на 100 часа  (34 часа в 8 классе и 66 часов в 9 классе).

Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ – 15 (в 8 классе), 33 (в 9 классе);
  • контрольных работ – 3 (в 8 классе), 7 (в 9 классе).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

Тема

Количество часов

Всего

8 класс

9 класс

1

Информация и информационные процессы

9

9

 

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

7

 

3

Кодирование и обработка текстовой информации 

8

4

Кодирование и обработка числовой информации

8

5

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15  

 

15

6

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

15

15

7

Логические основы построения компьютера  

7

7

8

Моделирование  и формализация

9

 

9

9

Коммуникационные технологии 

16

 16  

 

10

Информационное общество

4

 

4

 

Повторение, резерв времени

2

2

-

 

ВСЕГО:

100  

34  

66

Тематические и итоговые контрольные работы

Тематика

Класс

Вид

1

Количество информации

8

Тематический контроль

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

8

Тематический контроль

3

Коммуникационные технологии

8

Тематический контроль

1

Кодирование графической информации

9

Тематический контроль

2

Кодирование и обработка текстовой информации

9

Тематический контроль

3

Кодирование и обработка числовой информации

9

Тематический контроль

4

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

9

Тематический контроль

5

Логические основы построения компьютера

9

Тематический контроль

6

Моделирование и формализация

9

Тематический контроль

7

Итоговая

Итоговый контроль

8 класс

  1. Информация и информационные процессы

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 1  по теме  «Количество информации».

  1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»

Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».

Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 2  по теме  «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

  1. Коммуникационные технологии

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.

Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10 «”География” Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 3  по теме  «Коммуникационные технологии».

9 класс

  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Кодирование графической информации.        Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и  видео.

           1.1   Логические основы построения компьютера

Основные понятия формальной логики. Логические выражения и логические операции.

Построение таблиц истинности для сложных логических выражений. Логические элементы и основные логические устройства компьютера.

         Контроль знаний и умений

Контрольная работа №1 по теме «Логические основы построения компьютера».

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».

Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Практическая работа № 4.1 «Создание GIF-анимации».

Практическая работа № 4.2 «Создание flash-анимации».

Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации».

Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

Практическая работа № 7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 2  по теме  «Кодирование графической информации».

  1. Кодирование и обработка текстовой информации

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации».

Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул».

Практическая работа № 10 «Форматирование символов и абзацев».

Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков».

Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание “бумажного” текстового документа».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 3  по теме  «Кодирование и обработка текстовой информации».

  1. Кодирование и обработка числовой информации

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Практическая работа № 16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

Практическая работа № 17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

Практическая работа № 18 «Построение диаграмм различных типов».

Практическая работа № 19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 4  по теме  «Кодирование и обработка числовой информации».

 

  1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2008.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».

Практическая работа № 21 «Проект “Переменные”».

Практическая работа № 22 «Проект “Калькулятор”».

Практическая работа № 23 «Проект “Строковый калькулятор”».

Практическая работа № 24 «Проект “Даты и время”».

Практическая работа № 25 «Проект “Сравнение кодов символов”».

Практическая работа № 26 «Проект “Отметка”».

Практическая работа № 27 «Проект “Коды символов”».

Практическая работа № 28 «Проект “Слово-перевертыш”».

Практическая работа № 29 «Проект “Анимация”».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 5  по теме  «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».

5. Моделирование и формализация

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 30 «Проект “Бросание мячика в площадку”».

Практическая работа № 31 «Проект “ Графическое решение уравнения”».

Практическая работа № 32 «Проект “ Распознавание удобрений”».

Практическая работа № 33 «Проект “Модели систем управления”».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 6  по теме  «Моделирование и формализация».

6. Информатизация общества

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. 

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 7 (итоговая).

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

 В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

8 класс

знать/понимать

  • виды информационных процессов;
  • примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;
  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
  • проверять свойства  объектов;
  • пользоваться персональным компьютером
  • выполнять и строить простые алгоритмы
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
  • предпринимать меры антивирусной безопасности
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов):
  • в базах данных,
  • в компьютерных сетях,
  • в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
  • создания личных коллекций информационных объектов;
  • организации индивидуального информационного пространства,
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
  • использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
  • выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам
  • для оформления результатов учебной работы.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

 В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

9 класс

знать/понимать

  • программный принцип работы компьютера;
  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
  • осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
  • проводить проверку правописания;
  • использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
  • создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах),
  • переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать записи в базе данных;
  • объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
  • знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
  • уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
  • уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования;
  • приводить примеры моделирования и формализации;
  • приводить примеры систем и их моделей;
  • уметь строить информационные модели из различных предметных областей  и исследовать их на компьютере;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов,  в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц,
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем).

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

  

Критерий оценки практического задания

         Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или работа не выполнена.

         

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер.    Проектор.   Принтер.   Сканер.    Модем.
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
  • Интерактивная доска.     Система голосования.    Документ-камера.

Программные средства

  • Операционная система Windows XP.
  • Пакет офисных приложений MS Office -2007.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Простая система управления базами данных.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Простой редактор Wев-страниц.

Календарно-тематическое планирование

9 класс

№ урока

Тема урока, практическое занятие

Глава, параграф, страницы (д/з)

Подготовка к ГИА

Дата

проведения

  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (16 часов)

Логические основы построения компьютера (7 часов)

Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Кодирование.

§1.1.1

стр. 10

Отработка заданий части 1

05.09

Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Кодирование графической информации.

§1.1.2.

стр. 14-15

05.09

Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и  HSB.

Самостоятельная работа.

§1.3

стр. 15-20

Отработка заданий части 1

12.09

Растровые изображения, векторные изображения.

§1.2-1.4

стр. 21-24

Отработка заданий части 1

12.09

Кодирование и обработка звуковой информации.

§1.5

стр. 40-45

19.09

Цифровое фото и видео.

§1.6

стр. 45-49

19.09

Основы логики. Логические выражения и логические операции.

Задание в тетради

Отработка заданий части 2

26.09

Составление таблиц истинности по логической формуле. Решение логических выражений.

Задание в тетради

Отработка заданий части 2

26.09

Преобразование логических выражений.

Задание в тетради

Отработка заданий части 2

03.10

Решение задач алгебры логики.

Задание в тетради

Отработка заданий части 2

03.10

Логические элементы и основные логические устройства компьютера.

Задание в тетради

Отработка заданий части 2

10.10

Решение логических задач с помощью кругов Эйлера.

Подготовка к к\р

10.10

Контрольная работа №1 по теме «Логические основы построения компьютера»

17.10

Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».

стр. 175-177

Комп. практикум

17.10

Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

стр. 179-183

Комп. практикум

24.10

Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

стр.177-179

Комп. практикум

24.10

Практическая работа №4.1«Создание GIF - анимации».

стр. 183-188

Комп. практикум

31.10

Практическая работа №4.2 «Создание flash-анимации».

стр. 183-188

Комп. практикум

31.10

Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации».

стр. 188-191

Комп. практикум

07.11

Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

стр. 191-193

Комп. практикум

07.11

Практическая работа №7  «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».

стр. 193-196

Комп. практикум

14.11

Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование графической информации».

14.11

2. Кодирование и обработка текстовой информации (8 часов)

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации».

§2.1

стр. 49-52,

стр.196-199

Отработка заданий части 1

21.11

Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов.

§2.2, 2.4

стр. 52-54, 59-61

Отработка заданий части 1,2

21.11

Ввод и редактирование документа.

Практическая работа №9 «Вставка в документ формул».

§2.3

стр.54-59,

стр. 199-201

Отработка заданий части 1,2

28.11

Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа №10 «Форматирование символов и абзацев». 

Нумерованные и маркированные списки.

Практическая работа №11 «Создание и форматирование списков».

§2.5.1, 2.5.2, 2.5.3

стр. 61-67,

стр. 201-207

Отработка заданий части 1

28.11

Таблицы. Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

§ 2.6

стр. 67-70, стр. 207-211

Отработка заданий части 2

05.12

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

§2.7

стр. 70-71

стр. 211-212

Комп.практикум

05.12

Системы оптического распознавания документа. Практическая работа №14  «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

§2.8

стр. 71-74

стр. 212-213

Комп.практикум

12.12

Контрольная работа № 3   по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»

12.12

3. Кодирование и обработка числовой информации (8 часов)

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

§3.1.1

стр. 75-80

стр. 214-215

Отработка заданий части 1

19.12

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

§3.1.2, 3.1.3

стр. 80-82-84

Отработка заданий части 1

19.12

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

§3.2.1

стр. 84-87

Отработка заданий части 1

26.12

Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

§3.2.2, 3.2.3

стр. 87-91

стр. 216-218

Отработка заданий части 2

26.12

Встроенные функции.

Практическая работа №17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

§3.2.4

стр. 91-93

стр. 218-220

Отработка заданий части 2

16.01

Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов».

§3.3

стр. 93-97

стр. 220-228

Отработка заданий части 2

16.01

Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа №19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

§3.4.1, 3.4.2

стр. 97-100

стр. 100-105

стр. 228-232

Отработка заданий части 2

23.01

Контрольная работа № 4 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

23.01

4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (15 часов)

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером.

§4.1.1-4.1.3

стр.105-113

Отработка заданий части 1

30.01

Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».

§4.2.1, 4.2.2, 4.2.3

стр. 113-119

Отработка заданий части 2

30.01

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения.

§4..3, 4.4

стр. 119-124

Отработка заданий части 2

06.02

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

§4.5

стр. 124-128

Отработка заданий части 2

06.02

Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Практическая работа №20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»

§4.6

стр. 128-133, стр. 233-239

Отработка заданий части 2

13.02

Практическая работа №21 «Проект «Переменные».

стр. 239-242

Отработка заданий части 2

13.02

Практическая работа №22 «Проект «Калькулятор». 

стр. 242-246

Отработка заданий части 1,2

20.02

Практическая работа №23 Проект «Строковый калькулятор».

стр. 246-249

Отработка заданий части 2

20.02

Практическая работа №24 Проект «Даты и время».

стр. 249-252

Отработка заданий части 3

27.02

Практическая работа №25 Проект «Сравнение кодов символов».

стр. 252-255

Отработка заданий части 3

27.02

Практическая работа №26 Проект «Отметка».

стр. 255-257

Отработка заданий части 2

06.03

Практическая работа №27 Проект «Коды символов».

стр. 258-260

Отработка заданий части 3

06.03

Практическая работа №28 Проект «Слово-перевертыш».

стр. 261-263

Отработка заданий части 2

13.03

Практическая работа №29 Проект «Анимация».

стр. 270-272

13.03

Контрольная работа №5 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

20.03

6. Моделирование и формализация (9 часов)

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование как метод познания.

§5.1,5.2.1

стр. 138-145

Отработка заданий части 1

20.03

Материальные и информационные модели.

§5.2.2

стр. 145-148

Отработка заданий части 2

03.04

Формализация и визуализация моделей.

§ 5.2.3

стр. 148-152

Отработка заданий части 2

03.04

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

§5.3

стр. 152-154

10.04

Построение и исследование физических моделей.

Практическая работа №30. Проект «Бросание мячика в площадку»

§5.4

стр. 154-157

стр. 273-279

Отработка заданий части 3

10.04

Приближенное решение уравнений.

Практическая работа №31. Проект «Графическое решение уравнений»

§5.5

стр. 157

стр. 279-283

Отработка заданий части 2

17.04

Экспертные системы распознавания химических веществ.

Практическая работа №32. Проект «Распознавание удобрений»

§5.6

стр. 157-161,

стр. 283-285

Отработка заданий части 3

17.04

Информационные модели управления объектами.

Практическая работа №33. Проект «Модели систем управления»

§5.7

стр. 161-164

стр. 286-291

24.04

Контрольная работа №6 по теме «Моделирование и формализация»

24.04

7. Информационное общество (4 часа)

Информационное общество.

§6.1

стр. 164-169

Отработка заданий части 1,2

08.05

Информационная культура.

§6.2

стр. 169-171

Отработка заданий части 3

08.05

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

§6.3

стр. 171-174

15.05

Контрольная работа №7 (итоговая).

15.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 10 - 11 класс Угринович Н.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подгото...

Рабочая программа по информатике для 8 класса к учебнику Угриновича Н.Д.

Разработанная программа разработана на основе ФГОС, авторской программы и примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ». Образовательные результаты структурир...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 10 класс

Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угринович "Информатика и ИКТ.Базовый уровень" и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подготовки к ЕГЭ....

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 11 класс

Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угриновича  "Информатика и ИКТ. Базовый уровень", 11 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подг...

Рабочая программа по информатике 8-9 класс по учебнику Н.Д.Угриновича

Рабочая программа по информатике для 8-9 классов....

Рабочая программа по информатике 10-11 класс на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа содержит:Пояснительную запискуОбщая характеристика учебного предметаЦели и задачи изучения информатикиФормы организации учебного процесса по предметуТематический планСодержание учебн...

Рабочая программа по информатике для 8 класса. Учебник Н.Д. Угринович.

Рабочая программа по информатике составлена на основе учебника: Информатика  и  ИКТ. Базовый  курс:  учебник  для  8 класса/ Н.Д. Угринович – 2 изд., испр. – М.: - БИН...