Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 11 класс
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) по теме

Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угриновича  "Информатика и ИКТ. Базовый уровень", 11 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подготовки к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass.rar92.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая  рабочая  учебная программа  курса «Информатика и ИКТ» для 11 классов основной ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе:

  1. федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089 (стандарт размещен на сайте (http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/1089.html));
  2. примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, опубликованной  в методическом пособии «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений.2-11 классы», составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  3. инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»;
  4. инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012г. №24/5135 «О преподавании учебного предмета «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012/2013 учебном году».
  5. Локальный акт "Положение о рабочей программе", утверждённый на педагогическом совете МКОУ СОШ №1 г. Сим (протокол №4 от 08 января 2010г.);
  6.  Приказ "Об утверждении учебного плана школы на 2010-2011 учебный год" №__ от 25 августа 2011г.

Согласно действующему в школе учебному плану,  календарно-тематический план предусматривает  в 11 классе обучение в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год по учебнику Н. Д. Угриновича  «Информатика и ИКТ. Базовый уровень.11 класс». Учебник полностью соответствует образовательному стандарту, утвержденному Министерством образования и науки РФ.

В данной рабочей программе будет использоваться УМК  по Информатике и ИКТ  Н.Д. Угринович, в состав которого входит учебник по профильному курсу на базовом уровне, методическое пособие для учителя. Учебный курс «Информатика и ИКТ» в 11 классе является продолжением базового курса, начатого в 10 классе. В 11 классе мною добавлена тема «Основы программирования». Так как знание этой темы необходимо для сдачи ЕГЭ.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  2. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  4. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  5. приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности это дает возможность сформировать методологию   использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  1. автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
  2. АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
  3. АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
  4. АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, причем на выполнение практических работ отводится не менее половины всего учебного времени, при этом содержание практических работ выстроено с учетом обязательных работ  Примерной программы курса «Информатика и ИКТ» среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление класса на две группы. Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно календарно-тематического планирования выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин. При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата. При выполнении работ практикума предполагается использование материала и заданий из других предметных областей. Объемные практические работы рассчитаны на несколько учебных часов. Практические работы включают подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий, а также  включаются  в домашнюю работу и проектную деятельность.

В разделе «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей» – 8 практических работ, в разделе «Моделирование и формализация» – 9 практических работ, в модуле «Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)» – 7 практических работ, в разделе «Основы программирования»  – 9 практических работ.

Для реализации рабочей программы есть возможность обеспечения учащихся учебной литературой из фонда школьной библиотеки.

Требования к подготовке учащихся 11 классов в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны

Знать/понимать:

- различные подходы к определению понятия «Информация»;

- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; знать единицы измерения информации;

- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;

- назначение и функции операционных сетей;

- основные конструкции языка программирования;

Уметь:

- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

- распознавать информационные процессы в различных системах;

- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

- создавать  информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

- представлять числовую информацию различными способами(таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- эффективной организации индивидуального информационного пространства;

- автоматизации коммуникационной деятельности;

- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Обучение строится на основе гибких форм организации учебно-воспитательного процесса, способствующих формированию интеллекта, навыков исследовательского труда, ориентированных на личностные способности обучающихся и их развитие через различные виды деятельности, допускающие право выбора самими обучающимися.

Применяемые технологии и методики:

  1. уровневая дифференциация;
  2. проблемное обучение;
  3. информационно-коммуникационные технологии;
  4. элементы здоровьесберегающей технологии;
  5. система инновационной оценки «портфолио»;
  6. технология дистанционного обучения  (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
  7. коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Применяемые методы обучения:

  1.  объяснительно-иллюстративный;
  2.  проблемное изложение;
  3.  частично-поисковый;
  4.  исследовательский

Организационный аспект образовательного процесса (учебной составляющей) сочетает классно-урочную и индивидуально-групповую систему занятий.

Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные;
  2. групповые;
  3. индивидуально-групповые;
  4. фронтальные;
  5. практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  1. наблюдение;
  2. беседа;
  3. фронтальный опрос;
  4. опрос в парах;
  5. контрольная работа;
  6. практикум;
  7. тестирование.

Планирование контроля.

      Плановые контрольные работы:

Контрольная работа №1 по теме «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей» - 1 час

Контрольная работа №2  по теме «Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)» - 1 час

Контрольная работа №3 по теме «Основы программирования языка Паскаль» - 1 час

Практические работы:

№ урока

№ п/р

Тема практической работы

Учебный модуль

6

1

Подключение к Интернету

1

8

2

“География” Интернета

1

10

3

Настройка браузера

1

11

4

Работа с поисковыми системами

1

12

5

Путешествие по Всемирной паутине

1

14

6

Инструментальные средства создания Web-страниц

1

16

7

Форматирование текста и размещение графики

1

18

8

Формы на Web-страницах

1

21

9

Формализация задач из различных предметных областей

1

22

10

Представление информации в форме графа

1

23

11

Представление зависимостей в виде формул

2

24

12

Представление последовательности действий в форме блок-схемы

2

25

13

Исследование математических моделей

2

26

14

Использование геоинформационных моделей

2

27

15

Оптимизационное моделирование

2

28

16

Исследование физических моделей

2

29

17

Моделирование процессов управления в реальных системах

2

33

18

Система управления базами данных

2

36

19

Создание структуры табличной базы данных

2

37

20

Ввод и редактирование данных

2

38

21

Сортировка данных. Поиск данных с помощью фильтров

2

40

22

Формирование запросов СУБД

2

41

23

Связывание таблиц

2

43

24

Создание реляционных баз данных

2

46

25

Программирование линейных алгоритмов

2

48

26

Программирование условных алгоритмов

3

50

27

Программирование циклических алгоритмов

3

52

28

Решение задач на обработку массивов

3

53

29

Решение задач на обработку двумерного массива

3

56

30

Составление программ на Паскале с использованием процедур

3

58

31

Составление программ обработки строк

3

60

32

Построение графика функции

3

62

33

Программирование графики

3

Сводная таблица по видам контроля

11 класс

Виды контроля

1  триместр

2 триместр

3 триместр

Год

Административный контроль ЗУНов

1

1

1

3

Количество плановых контрольных работ

1

1

1

3

практических работ

10

15

8

33

лабораторных работ

-

-

-

-

Других видов работ

-

-

-

-

Экскурсий

-

-

-

-

Список литературы для подготовки и проведения занятий

1. Информатика и информационные технологии. 10-11: Учеб ник для 10-11 классов. Угринович Н. Д. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;

2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;

2. Практикум по информатике и информационным техноло гиям: Учебное пособие. Угринович Н. Д. и др. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005;

3.Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей. — М.: БИНОМ. Лаборатория зна ний, 2010;

        4.ЕГЭ. Информатика: Раздаточный материал тренировочных тестов. И.Ю.Гусева.–

        СПб.:Тригон, 2008

         5. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2010. Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на-

          Дону:Легион-М, 2009.

          6. ЕГЭ 2010. Информатика: тематические тренировочные задания. Н.Н.Самылкина.  

          Е.М.Островская. – М.: Эксмо, 2009.

          7. ЕГЭ 2009. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся.

          В.Р.Лещинер и др. ФИПИ. – М.:Интеллект-Центр, 2009.

          8. ЕГЭ 2012. Информатика: сборник заданий. Е.М. Зорина, М.В. Зорин. – М.:    Эксмо, 2011

          9. ЕГЭ 2012. Информатика. Типовые тестовые задания. П.А. Якушкин, В.Р. Лещинер, Д.П. Кириенко. – М.: Издательство «Экзамен», 2012

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  1. Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигу рация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможнос ти: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с мик рофона и др.
  2. Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или жела телен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

•        Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети — дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, дозволяют вести переписку с другими школами.

  1. Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучи вания всего класса.
  2. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначе ния).
  3. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, микрофон
  4. Мультимедийный проектор

Программные средства

  1. Операционная система.
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Клавиатурный тренажер.
  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растро вый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и элек тронные таблицы. Звуковой редактор.
  7. Система оптического распознавания текста.
  8. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  9. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  10. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  11. Программа интерактивного общения.

Интернет-ресурсы, электронные информационные источники, ЦОР, используемые в образовательном процессе

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

http://www.obrnadzor.gov.ru

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

http://www.ed.gov.ru

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

http://www.fasi.gov.ru

Федеральный центр тестирования

http://www.rustest.ru

Федеральный институт педагогических измерений

http://fipi.ru/

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://ege.edu.ru

Естественнонаучный образовательный портал

http://www.en.edu.ru

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru

Российский портал открытого образования

http://www.openet.edu.ru

Портал Национального фонда подготовки кадров: проект «Информатизация системы образования»

http://portal.ntf.ru

Газета «Информатика»

http://inf.1september.ru

Библиотека учебных курсов Microsoft

http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/

Виртуальный компьютерный музей

http://www.computer-museum.ru

Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»

http://inf.1september.ru

Образовательный портал г. Челябинска. Раздел «Методическая копилка»

http://www.chel_edu.ru

Дидактические материалы по информатике и математике

http://comp-science.narod.ru

Интернет-школа «Просвещение. ru»

http://www.internet-school.ru

Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского

http://marklv.narod.ru/inf/

Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой

http://infoschool.narod.ru

Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой

http://www.syrtsovasv.narod.ru

Преподавание, наука и жизнь: сайт Константина Полякова

http://kpolyakov.narod.ru/

Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников

http://www.phis.org.ru/informatika/

Информатика и информационные технологии в образовании

http://www.rusedu.info

Информатика и информационные технологии: материал лаборатории информатики МИОО

http://iit.metodist.ru

Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой

http://book.kbsu.ru

Научно-методический журнал «Информатика и образование»

http://www.infojournal.ru/

Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям

http://school87.kubannet.ru/info/

Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина

http://trushinov.chat.ru

История Интернета в России

http://www.nethistory.ru

ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума

http://www.edu-it.ru

Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова

http://distant.463.jscc.ru

Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках

http://www.klyaksa.net

Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550)

http://school.ort.spb.ru/library.html

Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой

http://ekochelaeva.narod.ru

Московский детский клуб «Компьютер»

http://www.child.ru

Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия+»

http://www.botik.ru/~robot/

Открытые системы: издания по информационным технологиям

http://www.osp.ru

Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих

http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm

Преподавание информатики в школе. Dedinsky school page

http://www.axel.nm.ru/prog/

Портал CITForum

http://www.citforum.ru

Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей

http://www.sinf2000.narod.ru

Самарский лицей информационных технологий

http://www.samlit.samara.ru

Теоретический минимум по информатике

http://teormin.ifmo.ru

Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера»

http://emc.km.ru

Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение

http://www.itdrom.com

Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР

http://niac.natm.ru/graphinfo

Энциклопедия персонального компьютера

http://mega.km.ru/pc/

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Материалы издательства БИНОМ. Лаборатория знаний

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/

Контрольно-измерительные материалы

1. Компьютерный практикум

  1. сформировать у школьников достаточный спектр пользовательских (инструментальных) навыков, позволяющих им эффективно применять ИКТ в своей информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
  2. вооружить учащихся способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  3. сформировать у школьников основы ИКТ-компетентности, состоящей в их способности решать возникающие информационные задачи, используя современные общедоступные информационные ресурсы (инструменты и источники).

В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебном пособии и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение.

2. Текущий контроль

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляет ся по результатам выполнения учащимися практических зада ний.

3. Тематический контроль

Тематический контроль позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. В 10-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа. Тестирование проводится, как на бумажном носителе, так и на компьютере в тестовой оболочке. Профессионально сделанный тест позволяет решить важнейшую проблему объективизации оценки получаемых результатов и тем самым исключить возможность возникновения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.

4. Административный контроль

В течение года проводятся 3 среза: вводный, промежуточный, итоговый.

5. Подготовка к ЕГЭ.

     Разбираются задания с учащимися, которые будут сдавать информатику в форме ЕГЭ. Тренировочные задания позволяют систематически, при прохождении каждой темы, готовиться к экзамену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 5 класс

Данная рабочая программа по информатике и ИКТ (по учебнику Л.Л.Босовой ) состоит из 3 файлов : 1) УМК, 2) пояснительная записка, 3) тематическое планирование (1 час в неделю)....

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 6 класс

Рабочая программа к учебнику Л.Л.Босовой 6 класс состоит из 3 файлов 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3) тематическое планирование...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 7 класс

Рабочая программа по учебнику Л.Л.Босовой 7 класс состоит из 3 файлов: 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3)тематическое планирование...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс

Данная рабочая программа по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс

Рабочая программа  составлена по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 10 класс

Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угринович "Информатика и ИКТ.Базовый уровень" и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подготовки к ЕГЭ....

Рабочая программа по "Информатике и ИКТ" к учебнику Семакина, 9 класс

Рабочая программа для общеобразовательных школ базовый уровень. Содержит календарно-тематический план с планируемым домашним заданием. Представлены темы практических работ в соответствии с Примерной...