Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме

Рабочая программа  составлена по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.rar48.03 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая  рабочая  учебная программа  базового курса «Информатика и ИКТ» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:

  1. федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089 (стандарт размещен на сайте (http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/1089.html));
  2. авторской программы И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы), опубликованной в методическом пособии «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы», составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
  3. инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»;
  4. инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012г. №24/5135 «О преподавании учебного предмета «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012/2013 учебном году».
  5. Локальный акт "Положение о рабочей программе", утверждённый на педагогическом совете МКОУ СОШ №1 г. Сим (протокол №4 от 08 января 2010г.);
  6.  Приказ "Об утверждении учебного плана школы на 2010-2011 учебный год" №__ от 25 августа 2011г.

Согласно действующему в школе учебному плану,  календарно-тематический план предусматривает  в  9 классе обучение в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год (1 час в неделю за счет вариативной части базисного учебного плана) по учебнику И.Г.Семакин «Информатика 9 класс».

На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатике с учетом возрастных особенностей 9 классов реализуется базисный уровень.

В данной рабочей программе будет использоваться УМК  по Информатике и ИКТ И.Г.Семакина, в состав которого входит учебник, задачник, методическое пособие для учителя и цифровые образовательные ресурсы, входящие в Единую коллекцию ЦОР.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  1. систематизировать подходы к изучению предмета;
  2. сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  3. научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  4. показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  5. сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Настоящая программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий и является продолжением обучения, начатом в 8 классе по учебнику И.Г.Семакина.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

 В разделе «Передача информации в компьютерных сетях» – 6 практических работ, в разделе «Информационное моделирование» – 2 практические работы, в разделе                  « Хранение и обработка информации в базах данных» – 5 практических работ, в модуле        « Табличные вычисления на компьютере» – 4 практические работы, в разделе «Управление и алгоритмы» - 5 практических работ, в модуле «Программное управление работой компьютера» – 6 практических работ.

Для реализации рабочей программы есть опыт работы по выбранному УМК.

Требования к подготовке учащихся 9 классов в области информатики и ИКТ

В результате изучения  темы  «Передача информации в компьютерных сетях» обучаемые должны:

знать:

  1. что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  2.  назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  3.  назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  4.  что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

уметь:

  1. осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
  2.  осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  3.  осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  4.  работать с одной из программ-архиваторов.

В результате изучения темы «Информационное моделирование» учащиеся должны:

знать:

  1. что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  2.  какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

уметь:

  1. приводить примеры натурных и информационных моделей;
  2. ориентироваться в таблично организованной информации;

описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

В результате обучения по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» учащиеся должны:

знать:

  1. что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
  2.  что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  3.  структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  4.  что такое логическая величина, логическое выражение;
  5.  что такое логические операции, как они выполняются.

уметь:

  1. открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  2.  организовывать поиск информации в БД;
  3.  редактировать содержимое полей БД;
  4.  сортировать записи в БД по ключу;
  5.  добавлять и удалять записи в БД;
  6.  создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

В результате обучения по теме «Табличные вычисления на компьютере» учащиеся должны:

знать:

  1. что такое электронная таблица и табличный процессор;
  2.  основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  3.  какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  4.  основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

 графические возможности табличного процессора.

уметь:

  1. открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  2.  редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  3.  выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
  4.  получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  5.  создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

В результате изучения  темы «Управление и алгоритмы» учащиеся должны:

знать:

  1. что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  2.  сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  3.  что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  4.  в чем состоят основные свойства алгоритма;
  5.  способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  6.  основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  7.  назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

уметь:

  1. при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  2.  пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  3.  выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  4.  составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  5.  выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

В результате изучения  темы «Программное управление работой компьютера» учащиеся должны:

знать:

  1. основные виды и типы величин;
  2.  назначение языков программирования;
  3.  что такое трансляция;
  4.  назначение систем программирования;
  5.  правила оформления программы на Паскале;
  6.  правила представления данных и операторов на Паскале;
  7.  последовательность выполнения программы в системе программирования.

уметь:

  1. работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  2.  составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  3.  составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  4.  отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

В результате изучения  темы «Информационные технологии и общество» учащиеся должны:

знать:

  1. основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  2.  историю способов записи чисел (систем счисления);
  3.  основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  4.  в чем состоит проблема информационной безопасности.

уметь:

  1. регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Обучение строится на основе гибких форм организации учебно-воспитательного процесса, способствующих формированию интеллекта, навыков исследовательского труда, ориентированных на личностные способности обучающихся и их развитие через различные виды деятельности, допускающие право выбора самими обучающимися.

Применяемые технологии и методики:

  1. уровневая дифференциация;
  2. проблемное обучение;
  3. информационно-коммуникационные технологии;
  4. здоровьесберегающие технологии;
  5. коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

      и т.д.

Классификация методов обучения:

  1. словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным);
  2. наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  3. практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
  4. активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).

Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные;
  2. групповые;
  3. индивидуально-групповые;
  4. фронтальные;
  5. практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  1. наблюдение;
  2. беседа;
  3. фронтальный опрос;
  4. опрос в парах;
  5. контрольная работа;
  6. практикум;
  7. тестирование.

Планирование контроля.

Плановые контрольные работы:

Контрольная работа №1 по теме «Информационное моделирование» - 1 час

Контрольная работа №2 по теме «Табличные вычисления на компьютере» - 1 час

Контрольная работа №3 по теме «Управление и алгоритмы» - 1 час

Контрольная работа №4 по теме «Программное управление работой компьютера» - 1 час

Практические работы:

№ урока

№ п/р

Тема практической работы

Учебный модуль

6

1

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

1

7

2

Работа с электронной почтой

1

8

3

Работа с WWW

1

10

4

Поиск информации в Интернете

1

11

5

Создание простейшей Web-страницы

1

13

6

Архивирование и разархивирование  файлов

1

15

7

Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редактора

1

16

8

Информационное моделирование на компьютере

1

21

9

Работа  с готовой базой данной

1

23

10

Проектирование однотабличной базы данных на компьютере

1

25

11

Формирование простых запросов к готовой базе данных

2

27

12

Формирование сложных запросов к готовой базе данных

2

29

13

Использование сортировки, создание отчетов на основе таблиц и запросов

2

33

14

Работа с готовой электронной таблицей

2

35

15

Использование встроенных математических и статистических функций

2

37

16

Построение графиков и диаграмм

2

39

17

Создание имитационной модели

2

43

18

Построение линейных алгоритмов

2

45

19

Использование вспомогательных алгоритмов

2

47

20

Работа с циклами

3

49

21

Использование ветвлений

3

50

22

Циклы в сочетании с ветвлениями

3

54

23

Работа с готовыми программами на языке Паскаль

3

56

24

Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений

3

58

25

Разработка программы с использованием оператора ветвления и логических операций

3

60

26

Разработка программ с использованием цикла с предусловием

3

61

27

Разработка программ с использованием одномерных массивов на языке Паскаль

3

62

28

Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве

3

Сводная таблица по видам контроля

9 класс

Виды контроля

1  триместр

2 триместр

3 триместр

Год

Административный контроль ЗУНов

1

1

1

3

Количество плановых контрольных работ

1

1

2

4

практических работ

10

9

9

28

лабораторных работ

-

-

-

-

Других видов работ

-

-

-

-

Экскурсий

-

-

-

-

Список литературы для подготовки и проведения занятий

  1. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  2. Информатика. Задачник-практикум в 2 томах. Под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001.
  3. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию базового курса информатики в средней школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. ЦОР: Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. Учебник для 9 класса. – 2-е изд. – М.:БИНОМ, 2006.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.

Аппаратные средства

  1. Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигу рация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможнос ти: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с мик рофона и др.
  2. Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или жела телен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

•        Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети — дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, дозволяют вести переписку с другими школами.

  1. Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучи вания всего класса.
  2. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначе ния).
  3. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, микрофон.

 

Программные средства

  1. Операционная система Windows XP (Linux)
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Клавиатурный тренажер.
  6. Пакет офисных приложений MS Office 2003-2007(Open Office.org)
  7. Система программирования ABC Pascal

Интернет-ресурсы, электронные информационные источники, ЦОР, используемые в образовательном процессе

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

http://www.obrnadzor.gov.ru

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

http://www.ed.gov.ru

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

http://www.fasi.gov.ru

Федеральный центр тестирования

http://www.rustest.ru

Федеральный институт педагогических измерений

http://fipi.ru/

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://ege.edu.ru

Естественнонаучный образовательный портал

http://www.en.edu.ru

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru

Российский портал открытого образования

http://www.openet.edu.ru

Портал Национального фонда подготовки кадров: проект «Информатизация системы образования»

http://portal.ntf.ru

Газета «Информатика»

http://inf.1september.ru

Библиотека учебных курсов Microsoft

http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/

Виртуальный компьютерный музей

http://www.computer-museum.ru

Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»

http://inf.1september.ru

Образовательный портал г. Челябинска. Раздел «Методическая копилка»

http://www.chel_edu.ru

Дидактические материалы по информатике и математике

http://comp-science.narod.ru

Интернет-школа «Просвещение. ru»

http://www.internet-school.ru

Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского

http://marklv.narod.ru/inf/

Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой

http://infoschool.narod.ru

Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой

http://www.syrtsovasv.narod.ru

Преподавание, наука и жизнь: сайт Константина Полякова

http://kpolyakov.narod.ru/

Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников

http://www.phis.org.ru/informatika/

Информатика и информационные технологии в образовании

http://www.rusedu.info

Информатика и информационные технологии: материал лаборатории информатики МИОО

http://iit.metodist.ru

Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой

http://book.kbsu.ru

Научно-методический журнал «Информатика и образование»

http://www.infojournal.ru/

Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям

http://school87.kubannet.ru/info/

Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина

http://trushinov.chat.ru

История Интернета в России

http://www.nethistory.ru

ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума

http://www.edu-it.ru

Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова

http://distant.463.jscc.ru

Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках

http://www.klyaksa.net

Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550)

http://school.ort.spb.ru/library.html

Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой

http://ekochelaeva.narod.ru

Московский детский клуб «Компьютер»

http://www.child.ru

Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия+»

http://www.botik.ru/~robot/

Открытые системы: издания по информационным технологиям

http://www.osp.ru

Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих

http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm

Преподавание информатики в школе. Dedinsky school page

http://www.axel.nm.ru/prog/

Портал CITForum

http://www.citforum.ru

Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей

http://www.sinf2000.narod.ru

Самарский лицей информационных технологий

http://www.samlit.samara.ru

Теоретический минимум по информатике

http://teormin.ifmo.ru

Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера»

http://emc.km.ru

Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение

http://www.itdrom.com

Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР

http://niac.natm.ru/graphinfo

Энциклопедия персонального компьютера

http://mega.km.ru/pc/

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Контрольно-измерительные материалы

Немаловажную роль, в решении общеобразовательных и воспитывающих задач, играет контроль знаний учащихся. На уроках информатики использую 4 вида контроля: текущий, периодический, итоговый и самоконтроль.

Текущий контроль используется после каждого урока для оценивания уровня усвоения материала классом (группой). При текущем контроле проверке подлежат лишь вопросы, затронутые на предыдущем занятии.

Периодический контроль будет использоваться по итогам изучения отдельной темы (учебного модуля). При тематическом контроле подлежат проверке знания, зафиксированные необходимыми нормативными документами (Федеральным стандартом).

Итоговый контроль осуществляется по итогам полугодия, года, а также как итоговая аттестация при завершения курса.Итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения.

При четкой организации деятельности учителя и учеников, когда каждый из участников учебного процесса осознанно фиксирует свои результаты труда, т.е. осуществляет самоконтроль.

При изучении информатики и ИКТ необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы.

В качестве основных (традиционных)  методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование.

Для оценивания практических навыков можно использовать практическую работу.

В качестве нетрадиционных методов контроля можно использовать сочинение, словарный диктант. В качестве итогового контроля может быть использован проект, где будут отражены как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 5 класс

Данная рабочая программа по информатике и ИКТ (по учебнику Л.Л.Босовой ) состоит из 3 файлов : 1) УМК, 2) пояснительная записка, 3) тематическое планирование (1 час в неделю)....

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 6 класс

Рабочая программа к учебнику Л.Л.Босовой 6 класс состоит из 3 файлов 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3) тематическое планирование...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 7 класс

Рабочая программа по учебнику Л.Л.Босовой 7 класс состоит из 3 файлов: 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3)тематическое планирование...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс

Данная рабочая программа по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 10 класс

Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угринович "Информатика и ИКТ.Базовый уровень" и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подготовки к ЕГЭ....

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 11 класс

Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угриновича  "Информатика и ИКТ. Базовый уровень", 11 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подг...

Рабочая программа по "Информатике и ИКТ" к учебнику Семакина, 9 класс

Рабочая программа для общеобразовательных школ базовый уровень. Содержит календарно-тематический план с планируемым домашним заданием. Представлены темы практических работ в соответствии с Примерной...