Рабочая программ по информатике 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Бабухина Татьяна Александровна

Рабочая программа по информатике 5 класс. Учебник Босова Л.Л, в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_inf_5_kl_2015.docx66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Николаевка

имени В.М.Кузьмина»

«Рассмотрено»

На заседании ШМО учителей-предметников  

Протокол от___________№____

_________/Кочнева О..А./

«____»______________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР  МОУ «СОШ с.Николаевка  им.В.М.Кузьмина»

___________/Григорьева Е.В./

«_____»_____________2015г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ                   с.Николаевка им.В.М.Кузьмина»

______________   /Барсова Н.В./

«_____»________________2015г.

Пр № ________________

Рабочая программа педагога

по информатике

5 класс,

адаптированная по программе для основной школы:

 Информатика. 5–6 классы. 7-9 классы
Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю.  Год издания: 2014

 (базовый уровень)

Бабухиной Татьяны Александровны,

I квалификационной категории

   с. Николаевка.

                                 

2015-2016 учебный год

1.  Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена для 5 класса на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ с.Николаевка им.В.М.Кузьмина», примерной программы основного общего образования по информатике с учетом авторской программы: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» http://metodist.lbz.ru )

Рабочая программа ориентирована на использование линий учебников по информатике Л.Л. Босовой:

  1. Информатика:     Учебник     для     5     класса./     Л.Л.Босова,     А.Ю.     Босова     -     М:     БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1116-3
  2. Информатика:   Рабочая   тетрадь   для   5   класса./   Л.Л.Босова,   А.Ю.   Босова   -   М.:   БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 144 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1558-1

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен основной образовательной программой основного общего образования МОУ «СОШ с.Николаевка им.В.М.Кузьмина».

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов,  прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Цель и задачи учебного предмета «Информатика».

Изучение информатики в 5 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

•        развитие     алгоритмического     мышления,     творческих     и     познавательных     способностей
учащихся;

  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность        в        информационном        обществе,        недопустимости        действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения     компьютерных    моделей,    коллективной     реализации    информационных

проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.

2.  Общая характеристика учебного предмета «Информатика».

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к
общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на
усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его
познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой
коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка
подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого
предмета
        созданы        условия        для        формирования        видов        деятельности,        имеющих

общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–6 классах является наиболее
благоприятным        этапом
        для        формирования        инструментальных        (операциональных)

личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

3.  Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане.

Предмет    «Информатика»    изучается    на    ступени    основного    общего    образования    в качестве обязательного предмета. Распределение учебного времени выглядит следующим образом:

-        в 5 классе – 34 часа (34 недели по 1 часу), изучаются разделы «Информация вокруг нас»,
«Информационные технологии», предусмотрено проведение 3 тематических и итоговых
контрольных работ;

Новизна данной программы заключается в том, что в современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Знания, полученные при изучении информатики, обучающиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний — физике, химии, биологии и др. Созданные текстовый файл и

изображение могут быть использованы в докладе, статье, мультимедиа презентации, размещены на Web-странице или импортированы в документ издательской системы.

Программа направлена на реализацию в образовательном процессе деятельностного
подхода
через организацию основных видов деятельности обучающихся (они отражены в
календарно-тематическом        планировании),        что        позволит        обеспечить        достижение

планируемых результатов изучения истории.

При организации процесса обучения в рамках реализации данной программы предполагается применением проблемно-диалоговой технологии, проектной технологии, информационно-коммуникационных технологий.

Программа предусматривает интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся в форме проектно-исследовательской деятельности.

Темы проектных работ для обучающихся 5 класса:

  1. Первое путешествие во времени: как хранили информацию раньше.
  2. Второе путешествие во времени: носители информации, созданные в XX веке.
  3. В мире кодов.
  4. История латинской раскладки клавиатуры.

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается также в форме подготовки мотивированных и одаренных обучающихся к участию в предметных олимпиадах и конкурсах.

Промежуточная аттестация в соответствии с Уставом ОУ может проводиться в устной и письменной формах.

4.  Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета «Информатика»

В соответствии с ФГОС ООО и ООП ООО МОУ «СОШ с.Николаевка им.В.М.Кузьмина» данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».

Личностные результаты:

1) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

2)        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;

3)        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в н
ѐм
взаимопонимания;

  1. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  2. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6)        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;

  1. способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  2. готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.

Метапредметные результаты:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

5)        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)        умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
        причинно-следственные        связи,        строить        логическое        рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7)        умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;

  1. навыки смыслового чтения;
  2. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

10)        умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;

  1. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
  2. владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

Предметные результаты изучения «Информатики» в составе предметной области

«Математика и информатика»:

  1. формирование        информационной        и        алгоритмической        культуры;        формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  2. формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
  3. развитие        алгоритмического        мышления,        необходимого        для        профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  4. формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

5)        формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.

5.  Содержание учебного предмета «Информатика»

Примерные темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Тема 1. Информация вокруг нас (12 часов)

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
  • работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
  • систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
  • вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;
  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
  • решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.

Тема 2. Компьютер  (7 часов)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Аналитическая деятельность:

  • выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
  • определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Практическая деятельность:

  • выбирать и запускать нужную программу;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Тема 3. Подготовка текстов на компьютере (8 часов)

Текстовый редактор.

Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.

Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.

Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Создание и форматирование списков.

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Аналитическая деятельность:

  • соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
  • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

  • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

Тема 4. Компьютерная графика  (7 часов)

Компьютерная графика.

Простейший графический редактор.  

Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование.  Преобразование фрагментов.

Устройства ввода графической информации.

Аналитическая деятельность:

  • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
  • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
  • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

Практическая деятельность:

  • использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;
  • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

6. Программа

Название темы

Количество часов

общее

теория

Практические работы

Контрольные работы

проекты

1

Информация вокруг нас

12

10

3

1

1

2

Компьютер

7

2

5

1

3

Подготовка текстов на компьютере

8

2

6

1

2

4

Компьютерная графика  

7

1

5

1

Итого

34

16

19

Тема: Компьютер  

Компьютерный практикум

  1. Клавиатурный тренажер.
  2. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»
  3. Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»
  4. Практическая работа №3. «Создаем и сохраняем файлы».
  5. Практическая работа №4. «Работаем с электронной почтой».

Тема:  Подготовка текстов на компьютере

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа №5. «Вводим текст».
  2. Практическая работа №6. «Редактируем текст».
  3. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста».
  4. Практическая работа №8 «Форматируем текст»
  5. Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы»
  6. Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

Тема:  Компьютерная графика

Компьютерный практикум

1.     Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

  1. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»
  2. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»
  3. Практическая работа №17 «Создаем анимацию»
  4. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

Тема: Информация вокруг нас

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа №14 «Создаем списки»
  2. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»
  1. Практическая    работа    №16    «Выполняем    вычисления    с    помощью    программы Калькулятор»

7.  Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 5 класса

  1. Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса.  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л.Л. Преподавание курса информатики 5-7 кл: методическое пособие для учителя.
  3. Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  8. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  9. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3

Аппаратные средства

  • Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
  • Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер.
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
  • Программа разработки презентаций.
  • Браузер.

Печатные пособия

Плакаты:

  1. Организация рабочего места и техники безопасности.
  2. Архитектура компьютера
  3. Архитектура компьютерных сетей
  4. Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме
  5. История информатики

Схемы:

  1. Графический пользовательский интерфейс
  2. Информация, арифметика информационных процессов
  3. Виды информационных ресурсов
  4. Виды информационных процессов
  5. Представление информации (дискретизация)
  6. Моделирование, формализация, алгоритмизация.
  7. Основные этапы разработки программ
  8. Системы счисления
  9. Логические операции
  10. Блок-схемы
  11. Алгоритмические конструкции.

ЦОР: Интерактивные анимации:

  1. «Компьютер. Его роль в жизни человека»
  2. «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура и их назначение».
  3. «Функциональные клавиши»
  4. «Алфавитно – цифровые клавиши»
  5. «Блок клавиш управления курсором»
  6. «Дополнительная цифровая клавиатура»
  7. «Клавиши контекстного меню»
  8. «Положение рук. Привязка к клавишам»
  9. «Компьютерные программы» (Часть1, 2)

  1. «Мышь и ее назначение», «Назначение кнопок мыши»
  2. «Операция перетаскивания», «двойной клик»
  3. «Колесо мыши»
  4. «Приемы выделения со вспомогательными клавишами Ctrl ,Shift»
  1. «Элементы интерфейса»
  2. «Хранение информации. Память»
  3. «Информация и ее носитель»
  4. «Помехи при передаче информации»
  5. «Приемы работы с текстом»

21.        «Комбинация клавиш для копирования и перемещения»

  1. «Копирование и перемещение второй кнопкой мыши»
  2. «Поиск фразы в тексте»

8.  Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты изучения информатики

Тема 1. Информация вокруг нас

Выпускник научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам ее  восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

Выпускник получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • сформировать представление о способах кодирования информации;
  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

тема  2-4: Компьютер. Обработка текстовой и графической информации

 Выпускник научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
  • использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

  • овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма;
  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;
  •  приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Календарно – тематическое планирование по информатике 5 класс

Тема урока

Тип урока

Сопутствующее повторение

Дата

План

Факт

I четверть

Тема: Информация вокруг нас. Компьютер

Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых  познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Метапредметные результаты: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Предметные результаты: Приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; приводить  примеры информационных носителей; классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.; определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны
способности конкретного субъекта к его восприятию; кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды; работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения); осуществлять поиск информации в сети  Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку); преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений.

1/1

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

Введение, §1, §2(3)

Урок открытия новых знаний

4.09

2/2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

§2

Урок открытия новых знаний

Техника безопасности и организация рабочего места.

11.09

3/3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

§3

Урок открытия новых знаний

Компьютер – универсальная машина

18.09

4/4

Управление компьютером.

Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

§4

Урок открытия новых знаний

Компьютер – универсальная машина

25.09

5/5

Хранение информации.

Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»

§5

Урок открытия новых знаний

2.10

6/6

Передача информации.  

§6 (1)

Урок открытия новых знаний

Хранение информации

9.10

7/7

Электронная почта.  

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

§6 (2)

Урок открытия новых знаний

Передача информации

16.10

8/8

В мире кодов. Способы кодирования информации §7 (1). Тестирование

Урок развивающего контроля

Электронная почта

23.10

9/9

Метод координат. §7 (2)

Урок открытия новых знаний

мир кодов

30.10

II четверть

Тема: Подготовка текстов на компьютере

Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.

Метапредметные результаты: навыки смыслового чтения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);

Предметные результаты: Выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе,

организовывать рабочее место в компьютерном классе;участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать ТБ;выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера; анализировать   устройства   компьютера   с   точки   зрения   организации   процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука,  зображения) в компьютер;         соотносить    этапы    (ввод,    редактирование,    форматирование)    создания
текстового     документа     и     возможности     тестового     процессора     по     их реализации;

определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов;         выделять     в     сложных     графических     объектах     простые     (графические примитивы);         планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых; определять      инструменты графического  редактора для  выполнения базовых операций по созданию изображений.

1/10

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

§8 (1, 2)

Урок открытия новых знаний

Компьютер – универсальная машина

13.11

2/11

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

Практическая работа №5 «Вводим текст»

§9 (3, 4)

Урок открытия новых знаний

20.11

3/12

Редактирование текста.

Практическая работа №6 «Редактируем текст»

§9 (5)

Урок открытия новых знаний

Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

27.11

4/13

Текстовый фрагмент и операции с ним.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

§8 (6)

Урок открытия новых знаний

Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

4.12

5/14

Форматирование текста.

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

§8 (7)

Урок открытия новых знаний

Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

11.12

6/15

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.  Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)

§9 (1)

Урок открытия новых знаний

Редактируем текст

18.12

7/16

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)

§9 (2)

Урок открытия новых знаний

Форматируем текст

25.12

III четверть

Тема: Компьютерная графика

Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.

Метапредметные результаты: навыки смыслового чтения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);

Предметные результаты: Выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе,

организовывать рабочее место в компьютерном классе; участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать ТБ; выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера; анализировать   устройства   компьютера   с   точки   зрения   организации   процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер;         выделять  в  сложных     графических   объектах  простые  (графические примитивы);         планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых; определять      инструменты графического  редактора для  выполнения базовых операций по созданию изображений.

1/17

Разнообразие наглядных форм представления информации

§10 (1, 2)

Урок открытия новых знаний

Компьютер – универсальная машина

15.01

2/18

Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

§10 (3)

Урок открытия новых знаний

22.01

3/19

Компьютерная графика. Графический редактор Paint

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

§11 (1)

Урок открытия новых знаний

Компьютер – универсальная машина

29.01

4/20

Преобразование графических изображений

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

§11 (2)

Урок открытия новых знаний

Компьютер – универсальная машина

5.02

5/21

Создание графических изображений.

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

§11 (1, 2)

Урок открытия новых знаний

12.02

6/22

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации

§12 (1, 2)

Урок открытия новых знаний

Диаграммы

19.02

7/23

Списки – способ упорядочивания информации.

Практическая работа №14 «Создаём списки»

§12 (2) Тестирование

Урок развивающего контроля

Графический редактор

26.02

8/24

Поиск информации.

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

§12 (3)

Урок открытия новых знаний

Компьютер – универсальная машина

4.03

9/25

Кодирование как изменение формы представления информации

§12 (4)

Урок открытия новых знаний

Компьютер – универсальная машина

11.03

10/26

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

§12 (5)

Урок открытия новых знаний

Текстовый редактор

18.03

11/27

Преобразование информации путём рассуждений

§12 (6) Контрольная работа

Урок развивающего контроля

25.03

IV четверть

1/28

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

§12 (7)

Урок открытия новых знаний

Компьютер – универсальная машина

8.04

2/29

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

§12 (7)

Урок открытия новых знаний

Графики и диаграммы

15.04

3/30

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1).

§12 (8)

Урок открытия новых знаний

Графический редактор

22.04

4/31

Создание анимации по собственному замыслу.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2).

§12 (8)

Урок открытия новых знаний

Графические изображения

29.04

5/32

Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

тестирование

Урок развивающего контроля

Редактируем и форматируем текст

6.05

6/33

Защита проекта

Урок развивающего контроля

13.05

7/34

Итоговое тестирование

Урок развивающего контроля

20.05

Определение образовательных технологий и измерителей

(заданий, учебных достижений обучающихся)

В 5-х классах наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, проводится объяснение в первой части урока, а на конец урока планируется деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее и личностное значение.

Одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, тематического и итогового контроля является тестирование. Тест состоит из отдельных заданий, к которым следует отнести:

  1. задания с выбором правильных ответов из нескольких предложенных;
  2. задания с открытым ответом;
  3. задания на установление соответствия;
  4. задание на установление правильной последовательности.

Школьникам объясняются критерии оценивания:

  • за каждый правильный ответ начисляется один балл;
  • за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в один балл;
  • за вопрос, оставленный без ответа, ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиваться вдумчивого отношения к тестированию, формировать навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.

Выставление оценок осуществляется с учетом общепринятых соотношений: 50 – 70% - «3»; 71 – 85% - «4»; 86 – 100 – «5».

Учитывая индивидуальные особенности ряда учащихся, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, а также эти требования могут быть снижены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...