Планирование. 8 класс. Семакин.
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Брянский городской лицей №2 им. М.В. Ломоносова»
РАССМОТРЕНО на заседании МО | СОГЛАСОВАНО на заседании МС | УТВЕРЖДАЮ Директор ________ А.В. Напреенко |
Протокол №1 от __-__-2015г. | ______Н.Б.Воронина ____-____-2015г. | Приказ №______ «___»________2015г |
ПРОГРАММА
составлена на основе требований Федеральных Государственных образовательных стандартов основного общего и в соответствии с основной образовательной программой БГЛ №2 им. М.В. Ломоносова
Предмет (курс) Информатика
Количество часов в год 34
Учебный год: 2015-2016
Класс 8
Учитель: О.Н.Ваняшина
Брянск
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Семакин И.Г., Хеннер Е.К., «Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для 8 и 9 классов», рассчитанной на 35 часов в год (1 ч. в неделю), и материалам авторского учебно-методического комплекса, включающим в себя:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. 8 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Содержание программы согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела из Примерной программы раскрываются в содержании других разделов курса. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.
Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.
Основной целью рабочей программы является выполнение требований Государственного Образовательного Стандарта, формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне учащийся должен
знать/понимать
- Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- Назначение и функции операционных систем;
уметь
- Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту целям моделирования;
- Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу;
- Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- Автоматизации коммуникационной деятельности;
- Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- Эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Учебно-тематический план по предмету информатика и ИКТ в 8 классе на 34 часов в год
Тема (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика | Тестирование |
1. Введение в предмет. | 1 | 1 | ||
2. Человек и информация. Глава 1. | 4 | 3 | 1 | |
3. Первое знакомство с компьютером. Глава 2. | 7 | 5 | 1 | 1 |
4. Обработка текстовой информации. Глава 3. | 10 | 3 | 6 | 1 |
5. Технология обработки графической информации. Глава 4. | 5 | 2 | 3 | |
6. Технология мультимедиа. Глава 5. | 7 | 2 | 4 | 1 |
ИТОГО | 34 | 16 | 15 | 3 |
Планируемые результаты освоения предмета
8 класс. Общее число часов – 34 часа.
- Введение в предмет – 1 час.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8–9 классах.
- Человек и информация – 4 час.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
- связь между информацией и знаниями человека;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
- как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
- Первое знакомство с компьютером – 7 час.
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности и при работе на компьютере;
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
- типы и свойства устройств внешней памяти;
- типы и назначение устройств ввода/вывода;
- сущность программного управления работой компьютера;
- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- просматривать на экране каталог диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- использовать антивирусные программы.
- Текстовая информация и компьютер – 10 час.
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны знать:
- способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
- Графическая информация и компьютер – 5 час.
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:
- способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- какие существуют области применения компьютерной графики;
- назначение графических редакторов;
- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
- Технология мультимедиа – 7 час.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Учащиеся должны знать:
- что такое мультимедиа;
- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Календарно – тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе,
И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, 34 часа в год (1 час в неделю)
Дата проведения | № урока | Тема (раздел) | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности учащихся/ возможные формы контроля/ форма урока | ИКТ | |
Освоение предметных знаний | УУД | |||||
1 | Введение в предмет. | Правила техники безопасности в кабинете информатики. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей, значение информатики. Содержание базового курса. | Регулятивные: -целеполагание как постановка учебной задачи, -формирование системного мышления. Личностные: -смыслообразование, самоопределние. | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатики. Знакомство с учебником информатики. Требования к ведению тетрадей. | http://school-collection.edu.ru Демонстрация к лекции. 9_18.pps 9_19.pps | |
2 | Информация и знания. Восприятие и представление информации. (§1, §2) | Понятия: информация, процедурные и декларативные знания, виды и свойства информации, приводить примеры образной, символьной информации, процедурной и декларативной информации Восприятие информации, Языки естественные и формальные, формы представления информации. | Познавательные УУД: - добывать новые знания; перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия)
| Конспект §1, §2 | 9_1.pps 9_21.pps 9_23.pps 9_24.pps Информация.pps | |
3 | Информацион-ные процессы. (§3) | Факты: информационные процессы Приводить примеры сбора, передачи, хранения, обработки информации. | Познавательные УУД: - восприятие, осмысление, запоминание учебного материала | Лекция | 9_27.pps 9_28.pps 9_29.pps 9_30.pps Информац проц.pps | |
4 | Измерение информации. (§4) | Знать как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход); что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита); пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб…) | Познавательные УУД: -добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание) | ТЕСТ №1. Объяснение учителя § 4 | Тест 1.pptx Презентация КОЛИЧ. И.ppt | |
5 | Практическая работа №1. Измерение информации. | Решение типовых упражнений на перевод единиц количества информации, нахождение информационного объема символьной информации | -выбор наиболее эффективных способов решения задач -построение логической цепи рассуждений | Самостоятельное решение задач | д.з.4.rtf объёмный подход.doc | |
6 | Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. (§5, 6) | Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. | Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы. | Конспект §5, 6 | АРХИТЕК-ТУРА.ppt 9_38.pps 9_39.pps 9_42.rtf 9_40.pps 9_41.pps 9_43.pps 9_44.pps | |
7 | Как устроен персональный компьютер. Основные характеристики ПК. (§7, 8) | Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. | Познавательные УУД: - восприятие, осмысление, запоминание учебного материала - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; -извлекают информацию, -ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания, -перерабатывают информацию (анализируют, обобщают, сравнивают, выделяют причины и следствия) для получения необходимого результата | 9_47.pps 9_48.pps 9_49.pps 9_51.rtf 9_52.rtf | ||
8 | Программное обеспечение компьютера. (§9) | Виды программного обеспечения (ПО). | лекция | 9_54.pps 9_53.pps | ||
9 | О системном ПО и системах программирова-ния. (§10) | Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. | 9_58.rtf 9_56.pps 9_57.pps | |||
10 | Файлы. Файловые структуры. Пользовательс-кий интерфейс. (§11, 12) | Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. | Решение задач из ЕГЭ Пользователь-ский курс/A3.doc | 9_60.pps 9_59.pps 9_67.rtf 9_61.pps 9_62.pps 9_68.pps | ||
11 | Практическая работа №2. Файлы и папки. | Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ. | Регулятивные УУД: -оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения | Подготовиться к тестированию, глава 2. Решение задач. Пользователь-ский курс/A3.doc | 9_66.rtf | |
12 | Тестирование по теме «Первое знакомство с компьютером». | Регулятивные УУД: - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; - актуальный контроль на уровне произвольного внимания. | ТЕСТ по главе 2.ppt (Стр 40-59 КИМ, 8 кл) | |||
13 | Тексты в компьютерной памяти. (§13) | Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Знать способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы). | Познавательные УУД: -устанавливают причинно -следственные связи, -строят рассуждения, умозаключения, -делают аргументированные выводы, -добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание) | 9_82.pps 9_84.rtf 9_81.pps 9_80.pps 9_79.pps 9_78.pps | ||
14 | Текстовые редакторы. (§14) | Знать назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров), возможности, принципы работы с ними. | 9_87.pps 9_86.pps 9_85.pps | |||
15 | Практическая работа №3. Текстовые редакторы. (§14) | Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов, основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста. Знать основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). Уметь набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором, сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. Работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание печатного и рукописного текста, компьютерные словари и системы перевода). Знать как работают программы-переводчики. Уметь сканировать текст. | Регулятивные УУД: -осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; -адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; Познавательные УУД: - преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Коммуникативные УУД: -работать в группе — устанавливать рабочие отношения, -эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. | Работа на компьютерах в среде текстового редактора MS Word 2010 | http://school-collection.edu.ru (см. текстовые редакторы. §14) | |
16 | Практическая работа №4. Работа с текстовым редактором. (§15) | http://school-collection.edu.ru (см. работа с текстовым редактором §15) | ||||
17 | Практическая работа №5. Списки. Шаблоны и стили. (§16) | http://school-collection.edu.ru (см. дополнитель-ные возможности текстовых процессоров § 16) | ||||
18 | Практическая работа № 6. Работа с таблицами. (§16) | Работа на компьютерах в среде текстового редактора MS Word 2010 | ||||
19 | Практическая работа № 7. Вставка графических объектов и формул. (§16) | |||||
20 | Практическая работа № 8. Системы перевода и распознавания текстов. (§17) | -работать в группе — устанавливать рабочие отношения, -эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | http://school-collection.edu.ru (см. дополнитель-ные возможности текстовых процессоров § 16) | |||
21 | Обобщающий урок по главе 3. | Повторение и обобщение знаний и умений работы в среде текстового редактора MS Word. | Коммуникативные УУД: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание. | Подготовка к тестированию по главе 3. | Итоговое практическое задание №8 | |
22 | Тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер» | Регулятивные УУД: - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; - актуальный контроль на уровне произвольного внимания. | ТЕСТ по главе 3.ppt (стр. 60-73 КИМ, 8 кл) | |||
23 | Компьютерная графика. (§18) Технические средства компьютерной графики. (§19) | Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. | Познавательные УУД: -умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста | http://school-collection.edu.ru См. (§ 18. Компьютерная графика) 9_9.pps | ||
24 | Как кодируется изображение (§20) | Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Знать и уметь применять формулы на нахождение количества цветов и объема памяти. | Регулятивные УУД: - умение решать задачи; - составление плана и последовательности действий. | Решение задач, д.з. стр.114, задача 6. | 9_27.rtf | |
25 | Практическая работа № 9. Растровая и векторная графика (§21) | Растровая и векторная графика. Знакомство с работой в среде редактора векторного типа (использование встроенной графики в текстовом процессоре). | Познавательные УУД: - умение выделять информационный аспект задачи, - оперировать данными, использовать модель решения задачи. | Работа на компьютерах в среде текстового редактора MS Word 2010 | Векторное представле-ние графической информации.ppt | |
26 | Практическая работа № 10. Работа с графическим редактором растрового типа. (§22) | Графические редакторы и методы работы с ними. Создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); | Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества со сверстниками | Работа на компьютерах в среде графического редактора Paint | http://school-collection.edu.ru (См. § 22. Работа с графическим редактором растрового типа) 9_47.rtf 9_45.rtf 9_26.rtf Paint.ppt | |
27 | Практическая работа № 11. Работа с графическим редактором растрового типа. (§22) | Регулятивные УУД: -оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено | ||||
28 | Что такое мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук. Технические средства мультимедиа. (§23-25) | Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа, создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст. | Познавательные УУД: - восприятие, осмысление, запоминание учебного материала; -добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание); - умение структурировать знания; - способность осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем. | http://school-collection.edu.ru См. (§ 23. Что такое мультимедиа. § 24. Аналоговый и цифровой звук. § 25. Технические средства мультимедиа) | ||
29 | Компьютерные презентации. (§26) | Компьютерные презентации. Знать: основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. | Проект «Записки будущего путешественника» | |||
30 | Практическая работа № 12. Создание презентации. | Уметь создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. | Познавательные УУД: -основы реализации проектно-исследовательской деятельности. Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества со сверстниками в группах; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций MS PowerPoint 2010 | ||
31 | Практическая работа № 13. Создание презентации. | |||||
32 | Практическая работа № 14. Создание презентации. | |||||
33 | Практическая работа № 15. Создание презентации. | Итоговая работа, защита проектов. Подготовиться к тесту, глава 4, глава 5. | ||||
34 | Тестирование по теме «Технология обработки графической информации и мультимедиа» | Коммуникативные УУД: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные УУД: - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | тест графика.ppt |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Формы и средства контроля знаний учащихся
Формы итогового контроля:
- тест;
- творческая практическая работа;
- контрольная работа
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
90% и более | отлично |
75-89% | хорошо |
60-74% | удовлетворительно |
менее 60% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Литература и средства обучения
Для учащихся:
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1 /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2 /И.Г.Семакин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
Для учителя:
Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Техническое и программное обеспечение информационных процессов. /Под редакцией Н.В.Макаровой. -СПб.: Питер,2010
Семакин И.Г. и др. Информатика. Базовый курс для 7—9 классов, М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009.
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами –клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
- Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
- Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видеомагнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
- Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
Перечень используемых интернет ресурсов:
Региональные образовательные сайты
- Официальный сайт Министерства образования Тульской области: http://education.tularegion.ru/
Федеральные образовательные порталы
- Федеральное агентство по образованию (Рособразование): http://www.ed.gov.ru
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор): http://www.obrnadzor.gov.ru
- Официальный сайт Министерства образования РФ http://mon.gov.ru/
- Cайт Информика: www.informika.ru
- Российское образование. Федеральный портал: http://www.edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал: http://school.edu.ru/
- Портал информационной поддержки Единого Государственного Экзамена: http://ege.edu.ru/
- Федеральный правовой портал "Юридическая Россия": http://www.law.edu.ru/
- Социально-гуманитарное и политологическое образование: http://www.humanities.edu.ru/
- Информационно-коммуникационные технологии в образовании: http://www.ict.edu.ru/
- Российский портал открытого образования: http://www.openet.edu.ru/
- Электронная библиотека учебников и методических материалов: http://window.edu.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 8 класс Семакин И.Г.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Семакина И.Г.. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подготовки ...
Рабочая программа 10-11 класс Семакин
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данн...
Рабочая программа 10-11 класс Семакин
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данн...
Тематическое планирование по информатике 8 класс (Семакин) ФГОС
Тематическое и поурочное планирование для 8 класса...
Рабочая программа 11 класс Семакин базовый уровень
Рабочая программа 11 класс Семакин (базовый уровень)...
Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"
Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе" включает...
Календарно - тематическое планирование по информатике 10 класс, Семакин И.Г.
Тематическое планирование ФКГОС-2004Тематическое планирование занятий по первой части курса (10 класс)...