Программа кружка по информатике
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Программа  кружка по информатике составлена на основе государственного образовательного стандарта по информатике и ИКТ, примерной программы начального образования и методического письма о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_informatike.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа

села Большие Санники

Санниковского сельского поселения

Ульчского муниципального района

Хабаровского края

СОГЛАСОВАНО                                         УТВЕРЖДЕНО

Зам.директора по УР                                        Приказ №

МБОУ СОШ                                                от «__»_______ 2013 г.

с. Большие Санники                                        Директор МБОУ СОШ                

______  Рощектаева Т.Ф.                                     с. Большие Санники

«__» ________2013 г.                                        ________  Тубина З.П.

                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ИНФОРМАТИКЕ

                                Составил: учитель физики и математики

                                   Степанова Татьяна Егоровна

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

          Программа  кружка по информатике составлена на основе государственного образовательного стандарта по информатике и ИКТ, примерной программы начального образования и методического письма о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Таким образом, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его  изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 1–5 классах  является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования  метапредметных образовательных результатов, освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Программа рассчитана на 60 учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю.

Распределение часов в программе является примерным, учитель может сам определить, с учетом конкретных условий, количество часов на изучение разделов, а также изменить порядок изучения отдельных тем.

Цели

Основной целью кружка  является развитие интереса учащихся в области информационных компьютерных технологий, а также формирование различных видов мышления: образного, логического, алгоритмического.

При реализации поставленных целей решаются следующие задачи:

  • расширение представления учащихся о назначении и возможностях компьютера и программного обеспечения;
  • формирование у учащихся знаний, умений, навыков необходимых для  обработки числовой  информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

В основу представляемого кружка по информатики для 1-5 классов были положены такие принципы как:

  • Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям.
  • Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий.
  • Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Задача современной школы - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

Поэтому уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представления о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмыслено видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

Данный кружок является пропедевтическим уровнем изучения информатики.

Целью данного кружка является формирование базиса компьютерной грамотности учащегося и знакомство с терминологией предмета «Информатика и ИКТ».

Основными задачи кружка являются:

■  формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

■         пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

■         развитие творческих и познавательных способностей учащихся;

■         интеллектуальное, культурное и нравственное развитие обучающихся;

■         воспитание патриота и гражданина.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Курс рассчитан на 60 часов.

При изучение курса можно использовать учебники: «Информатика и ИКТ. Начальный уровень. 5-6 класс» под ред. Н.В. Макаровой, рабочей тетради «Информатика и ИКТ. Начальный уровень» под ред. Н.В. Макаровой.

Программное обеспечение курса

Программное обеспечение всех тем кружка информатики 1-5 классов — операционная система Windows 7, графический редактор Paint, текстовый процессор Word 2007, программа презентаций PowerPoint 2007.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно - ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Содержание обучения (60 ч.)

1.  Учимся работать на компьютере 11 ч.

Понятие об информации. Назначение основных устройств компьютера. Человек и компьютер. Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Компьютерная помощница-мышь. Представление о графическом интерфейсе системной среды. Освоение клавиатуры.

2.  Простейшая технология работы с текстом 12 ч.

Назначение текстового редактора.  Структура текстового редактора (на примере Блокнота). Технология ввода текста. Редактирование текста. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.

3. Вычисления на компьютере с помощью программы «Калькулятор» -2 ч.

Технология вычислений с помощью программы «Калькулятор».

4. Компьютерная графика -15 ч.

Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора (на примере Paint) по созданию графических объектов. Настройка инструментов.

5. Компьютерные презентации -20 ч.

Интерфейс программы Power Point. Алгоритм работы над презентациями. Создание слайд-презентаций. Форматирование фона, текста. Вставка изображений и звука. Анимация. Работа над проектами. Защита проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • назначение основных устройств компьютера;
  • назначение Рабочего стола;
  • назначение компьютерного меню и Главного меню;
  • роль окна при работе в системной среде Windows;
  • назначение служебных клавиш на клавиатуре.
  • назначение и технологию работы с программой Калькулятор;    
  • назначение и возможности графического редактора;
  • понятие фрагмента рисунка;
  • понятия файла, пикселя, понятие пиктограммы, алгоритма, линейного алгоритма, алгоритма выбора, циклического алгоритма, редактирование и форматирование документа;
  • назначение и основные возможности программы Power Point;
  • назначение и основные возможности программы Microsoft Office.

Учащиеся должны уметь:

  • работать мышью;
  • выбирать пункты меню;
  • запускать программу и завершать работу с ней;
  • выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор;
  • создавать составной документ;
  • создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;
  • выделять и перемещать фрагмент рисунка;
  • сохранять рисунок в файле и открывать файл;
  • редактировать графический объект по пикселям;
  • разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
  • составлять программы рисования графических объектов;
  • создавать простейшие презентации, используя анимацию и звук;
  • редактировать и форматировать текст.

Тематическое планирование

Тема раздела

Кол-во часов

Тема занятия

Учимся работать на компьютере

(11ч)

2

Понятие об информации.

2

Назначение основных устройств компьютера.

1

Человек и компьютер.

2

Рабочий стол в реальном и виртуальном мире.

1

Компьютерная помощница - мышь.

3

Запускаем программы. Основные элементы окна программы

Простейшая технология работы с текстом

 (12ч)

1

Назначение текстового редактора.

2

Структура текстового редактора.

5

Технология ввода текста.

2

Редактирование текста.

2

Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.

Вычисление на компьютере с помощью программы «Калькулятор»

(2ч)

2

Технология вычислений с помощью программы «Калькулятор».

Компьютерная графика

(15ч)

2

Назначение графического редактора

2

Настройка инструментов.

4

Компьютерная графика

2

Создание компьютерного рисунка

5

Создание рисунка на заданную тему

Компьютерные презентация

(20ч)

2

Интерфейс программы Power Point.

4

Алгоритм работы над презентациями. Создание слайд-презентаций.

3

Форматирование фона, текста.

3

Вставка изображений и звука.

2

Анимация.

3

Работа над проектами.

3

Защита проектов.

ИТОГО

60

Перечень материально-технического обеспечения

образовательного процесса

  1. Компьютерный класс. Все компьютеры должны быть объединены в единую сеть с выходом в Интернет.
  2. Мультимедиа проектор и экран.
  3. Звуковые колонки.
  4. Сетевой лазерный принтер.

Литература

1. Информатика. Учебник. Начальный курс / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2007.

2. Рабочая тетрадь по информатике 5 класс / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2007.

СПИСОК КРУЖКА

  1. Гурин Антон
  2. Приседская Арина
  3. Чупрова Анастасия
  4. Хомколов Сергей
  5. Линник Матвей
  6. Головинова Анастасия
  7. Антипьев Никита
  8. Вишневская Алина
  9. Головинов Андрей
  10. Головинов Алексей
  11. Михайлова Ольга
  12. Рощектаева Карина
  13. Морозов Евгений
  14. Попова Вероника
  15. Сызганов Денис
  16. Линник Вероника

Анализ работы кружка

информатики

за 2013-2014 уч.г.

Руководитель: Степанова Т.Е.

Перед собой ставила следующие задачи:

  • Формирование интереса к изучению профессии, связанной с использованием компьютера.
  • Освоение всевозможных методов решения поставленных задач, реализуемых на компьютере.
  • Развитие творческого мышления учащихся.
  • Формирование навыков грамотной работы на компьютере.
  • Углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроке информатики.
  • Повышение интереса к другим предметным областям и увеличение качества обученности учащихся.

В течении полугодия занятия посещались 16 учащимися 1-5-х классов. Процесс обучения был разделен на два вида:

  • урочная форма (на занятиях давались теоретические знания, объяснение заданий, которые необходимо было выполнить и инструкции к их выполнению);
  • внеурочная форма (учащиеся после занятий в компьютерном классе или дома самостоятельно выполняли практические задания).

Но основной формой проведения занятий являлись практикумы по решению задач. На занятиях применяла дифференцированный подход. Задания давались с учетом интересов учащихся, их способностей и практических навыков. Это способствовало развитию уверенности и успешности учащихся, а также интересу к предмету.

Были изучены следующие темы «Человек и информация», «Первое знакомство с компьютером», «Текстовая информация и компьютер», «Графическая информация и компьютер», «Технология мультимедиа».

Наиболее интересными для учащихся были следующие темы «Растровая и векторная анимации», «Технология мультимедиа».

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществлялся по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. В течение изучения курса учащиеся выполнили несколько практических работ. Итоговый контроль был реализован в форме итогового практикума, по окончании которого учащиеся представили свои работы перед ровесниками.

В результате прохождения данного курса ребята научились (или усовершенствовали) следующим навыкам:

  • работа с программами: запуск программы, переименование программы, удаление программы, копирование программы, сохранение программы, выход из программы;
  • работа с программами WORD, PAINT, POWER POINT;
  • работа с файлами: удаление, переименование, копирование, перемещение, отправка, поиск, сохранение;
  • настройка экран: выбор цвета заставки, смена значков рабочего стола.
  • создание презентаций.

Считаю, что поставленные задачи были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Занимательная информатика"

Кружок по Информатике И ИКТ для учащихся 5-6 классов. На уроках Информатике (1 час в неделю) большую часть времени необходимо уделить теории и работе в рабочих тетрадях, на практику остается мало врем...

Программа кружка по информатике

Программа кружка по информатике "Компьютерные технологии"...

Авторская программа кружка по информатике "Мы с компьютером на ты!"

Цель:  Организация активного обучения курса «Пользователь ПК»...

Программа кружка по информатике для 2 - 4 классов

Данная программа внеурочной деятельности учащихся расчитана на 3 года обучения и соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа кружка по информатике "В мире информатики"

Данная программа имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий. Программа дополнительного образования школьников по информатике построе...

Рабочая программа кружка по информатике для 5-6 классов

Рабочая программа дополнительного образования по информатике Мой друг - компьютер....