Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» в 10 классе
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (10 класс) на тему

Сермягина Ольга Александровна

Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ " в 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_10_klass.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

Рузаевского муниципального района

Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения

Руководитель МО ____

Киржаева Н.Д.

«__»_________20__г.

Рассмотрена и одобрена на заседании научно- методического совета

Руководитель НМС ____

Сарайкина О.В.

«__»_________20__г.

Утверждена руководителем образовательного учреждения

_____________

Сарайкина О.В.

«__»____________20_г.

Рабочая программа

учебного курса «Информатика и ИКТ»

в 10  «А» классе

(третья ступень обучения)

на 2014-2015 учебный год

Составитель: Сермягина Ольга Александровна,

                  учитель информатики первой квалификационной категории

Рузаевка,  2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.   Цели изучения учебного предмета:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

2. Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).  

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие  относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования  и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из  других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

В случае отсутствия должной технической базы для  реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Примерная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089.

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 10  классе ориентировано на использование учебника Н.Д. Угринович «Информатика. 10 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011г.

Основное содержание курса общего образования по информатике и информационным технологиям  в 10  классе – 34 часов (1  ч. в неделю). В рабочую программу со стороны учителя изменения не были внесены.

         3. Место предмета в учебном плане.

Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным, более того, оно может частично осваиваться уже в начальной школе за счет использования компонента образовательного учреждения и регионального компонентов учебного плана (первоначальное знакомство учащихся с информационными технологиями должно пройти в курсах «Окружающий мир» и «Технология» начальной школы). Содержание образовательной области «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» осваивается как в рамках отдельного школьного предмета с таким названием, так и в межпредметной проектной деятельности. Не допускается деление предмета на два («Информатику» и «Информационные технологии») при заполнении журналов и аттестационных документов.

      4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
        Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностными   результатами освоения курса по «Информатике и ИКТ» являются:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

    Метапредметными  результатами освоения курса  по «Информатике и ИКТ» являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметными  результатами  освоения курса  по «Информатике и ИКТ» являются: 

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
  • умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Тематическое планирование

Разделы, темы

Макси-мальная нагру-зка

Из них

Теоре-тические   занятия

Лабораторные и практи-ческие работы

Контрольные работы

Обоб-щающие уроки

Экскурсии

Са-

мостоятельная работа

1

Информация и информационные процессы.

17

8

8

1

2

Коммуникационные технологии.

16

8

7

1

3

Повторение

2

2

Итого

35

18

15

2

Содержание дисциплины

Глава 1. Информация и информационные процессы (17 часов)

Краткое содержание курса

Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Практическая работа Кодирование русских букв.Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование графической информации.  Растровая графика. Векторная графика.         Кодирование звуковой информации.  Компьютерные презентации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.        

Практические работы

  • Кодирование русских букв.
  • Создание и форматирование документов в текстовых редакторах..
  • Кодирование графической информации.  
  • Растровая графика
  • Трехмерная векторная графика
  • Создание и редактированного оцифрованного звука
  • Разработка  мультимедийной интерактивной презентации «Устройства компьютера»»
  • Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
  • Относительные и, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
  • Построение диаграмм и графиков.
  • Построение диаграмм различных типов.

Требования к уровню подготовки учащегося.

Знать:

  • определение информации в соответствии с содержательным подходом и кибернетическим (алфавитным) подходом;
  • что такое информационные процессы;
  • какие существуют носители информации;
    как определяется единица измерения информации — бит;
    что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
     в каких единицах измеряется скорость передачи информации;
  • связь между количеством информации в сообщении о некотором событии и вероятностью этого события (в приближении равной вероятности и в общем случае);
  • схему К. Шеннона процесса передачи информации по техническим каналам связи; смысл и назначение её отдельных элементов

Уметь:

приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы, техники;
• определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
• приводить примеры информативных и неинформативных общений;
• приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;
• измерять информационный объем текста в байтах (при пользовании компьютерного алфавита);
• пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кбайтах, Мбайтах, Гбайтах);
• рассчитывать скорость передачи информации по объему времени передачи, а также решать обратные задачи;
• вычислять количество информации в сообщении о сообщении с известной вероятностью (в приближении равной вероятности в общем случае).

Глава 2. Коммуникационные технологии (16 часов)

Краткое содержание курса

Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Подключение к Интернету.  Всемирная паутина. Электронная почта. Работа с электронной почтой. Общение в Интернете в реальном времени. В глобальной и локальных компьютерных сетях». Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Поиск в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста. Создание Web-страницы.

Практические работы

Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети»

 Создания подключения к ИНТЕРНЕТУ»

 Работа с электронной почтой»

 Общение в реальном времени

 Работа с файловами архивами»

 Поиск информации в Интернете.

 Заказ и ИНТЕРНЕТ-магазине»

 Создание Web-страницы.

 Разработка сайта с использованием Web-редактора»

Требования к уровню подготовки учащегося.

Знать:

  • понятия компьютерная сеть, локальная сеть, глобальная компьютерная сеть;\\
  • топология локальной сети, сервер;
  • протокол передачи данных, IP-адрес компьютера;
  • чат, электронная коммерция; 
  • понятие мультимедиа-технология; 
  • назначение и роль Интернета в развитии общества;
  • назначение программы-браузера и ее управляющих элементов;
  • понятие домена и правило образования адреса в Интернете;
  • представление об электронной почте и правиле формирования адреса.

Уметь :

  • работать в браузере;
  • сформировать адрес в сети;
  • искать информацию по известным адресам с помощью поисковых систем;
  • пользоваться электронной почтой, производя все необходимые операции с сообщением.

Повторение (2 часа)

Информация и информационные процессы

Коммуникационные технологии.

Учебно-методическое обеспечение

  1.  LINUX-DVD/ Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2010.
  2. WINDOWS-CD/ Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2010.
  3. Web-ресурс: http://metodist.lbz.ru

ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2012.

2. Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2010.

 ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧЕНИКА

  1. Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ.  Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2012.


Календарно - тематический план

Наименование разделов и тем

Вид занятий

Коли-чество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

Информация и информационные процессы (17 часов)

1

Инструктаж по технике безопасности. Кодирование и обработка графической информации

Урок ознакомл. с нов. материалом

1

2

Кодирование и обработка текстовой информации

Урок ознакомл. с нов. материалом

1

3

Входная контрольная работа.

Урок ознакомл. с нов. материалом

1

4

Кодирование текстовой информации. Практическая работа Кодирование русских букв.

Урок ознакомл. с нов. материалом

1

5

Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах.

Комбинированный урок

1

6

Практическая работа Создание и форматирование документов в текстовых редакторах.

Комбинированный урок

1

Компьютерный практикум

7

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.

Комбинированный урок

1

8

Системы оптического распознавания документов.

Комбинированный урок

1

9

Кодирование графической информации.  

Комбинированный урок

1

10

Растровая графика.

Практическая работа «Растровая графика»

Комбинированный урок

1

Компьютерный практикум

11

Векторная графика.        

Практическая работа «Трехмерная векторная графика»

Комбинированный урок

1

Компьютерный практикум

12

Кодирование звуковой информации.

Практическая работа «Создание и редактированного оцифрованного звука»

Урок ознакомл. с нов. материалом

1

Компьютерный практикум

13

 Компьютерные презентации.

Практическая работа  «Разработка  мультимедийной интерактивной презентации «Устройства компьютера»»

Комбинированный урок

1

Компьютерный практикум

14

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Практическая работа «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Урок ознакомл. с нов. материалом

1

Компьютерный практикум

15

Электронные таблицы.

Практическая работа «Относительные и, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

Урок ознакомл. с нов. материалом

1

Компьютерный практикум

16

Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа «Построение диаграмм различных типов»

Урок ознакомл. с нов. материалом

1

Компьютерный практикум

17

Кодирование информации. Тест.

Урок ознакомл. с нов. материалом

1

Коммуникационные технологии (16 часов )

18

Локальные компьютерные сети.

Практическая работа «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети»

Урок ознакомл. с нов. материалом

1

Компьютерный практикум

19

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Урок ознакомл. с нов. материалом

1

Компьютерный практикум

20

Подключение к Интернету.  Всемирная паутина.

Практическая работа «Создания подключения к ИНТЕРНЕТУ»

Урок ознакомл. с нов. материалом

1

Компьютерный практикум

21

Электронная почта. Работа с электронной почтой.

Практическая работа «Работа с электронной почтой»

Урок ознакомл. с нов. материалом

1

Компьютерный практикум

22

Общение в Интернете в реальном времени.

Практическая работа «Общение в реальном времени

В глобальной и локальных компьютерных сетях»

Комбинированный урок

1

Компьютерный практикум

23

Файловые архивы.

Практическая работа «Работа с файловами архивами»

Комбинированный урок

1

Компьютерный практикум

24

Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете.

Комбинированный урок

1

25

 Геоинформационные системы в Интернете.

Комбинированный урок

1

26

Поиск информации в Интернете.

Практическая работа «Поиск в ИНТЕРНЕТЕ»

Комбинированный урок

1

Компьютерный практикум

27

Поиск в Интернете.

Комбинированный урок

1

Компьютерный практикум

28

Электронная коммерция в Интернете.

Практическая работа «Заказ и ИНТЕРНЕТ-магазине»

Комбинированный урок

1

Компьютерный практикум

29

 Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.

Урок ознакомл. с нов. материалом

1

30

Основы языка разметки гипертекста.

Урок ознакомл. с нов. материалом

1

31

Создание Web-страницы.

Урок ознакомл. с нов. материалом

1

Компьютерный практикум

32

Практическая работа

«Разработка сайта с использованием Web-редактора»

Урок ознакомл. с нов. материалом

1

Компьютерный практикум

33

Интернет. Тест.

1

Повторение (2 часа)

34

Информация и информационные процессы

Повторительно-обобщающий урок

1

35

Коммуникационные технологии.

Повторительно-обобщающий урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 7 класса на основе авторской программы Босова Л.Л.

Рабочая  программа  учебного курса «Информатика и ИКТ» для 7 классана 2012-2013 уч.год.Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 7 кл...

Рабочие программы учебного курса "Информатика и ИКТ" для 8-11 классов 2012-2013 уч.год по учебникам Н.Д.Угриновича

Рабочие программы по курсу "Информатика и ИКТ" для 8-11 классов по учебникам Н.Д.Угриновича...

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ в 8 А классе

Рабочая программа предназначена для углубленного изучения информатики...