Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 10 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Пархоменко Татьяна Алексеевна

По учебнику Угриновича Н.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_informatika_i_ikt_10_a_klass.docx44.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Селятинская  средняя общеобразовательная школа №1

Утверждаю

                                                                Директор МАОУ Селятинской

средней общеобразовательной школы №1

 _____________Н.Н.Попова

«____»________________2015 г.

                                                                                                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса для 10 «А» класс

«Информатика и ИКТ»

Базовый уровень

Составитель   Пархоменко Татьяна Алексеевна,

учитель информатики

2015 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы   Угриновича Н.Д.   с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и  соответствует утвержденному Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312) и учебной программы Угриновича Н.Д. (базовый уровень).

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Цели программы:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения  деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных  информационных систем в решении конкретных задач,  связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;  

  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20012»;

  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

Программа рассчитана на  1 ч. в неделю, 34 часа за год.

Авторское содержание в рабочей программе  представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе  Windows, так и в операционной системе Linux.

 Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

 Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • понятия: информация, информатика;
  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
  • сущность алфавитного подхода к измерению информации
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  • представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
  • понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
  • назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;

уметь:

  • решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
  • выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
  • представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
  • создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

2. СТРУКТУРА  КУРСА

№ п/п

Тема (глава)

Количество

часов

1

Информация и информационные процессы

2

2

Информационные технологии

13

3

Коммуникационные технологии

16

4

Повторение

3

ИТОГО:

34

3. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Информационные технологии

1

2

Коммуникационные технологии

1

3

Итоговое тестирование по курсу

1

ИТОГО                                                                                  3 часа

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

Создание и форматирование документа.

1

Растровая графика.

1

Трехмерная векторная графика.

Создание флэш-анимации.

Разработка мультимедийной интерактивной презентации

1

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

1

Подключение принтера в локальной сети

1

Подключение к Интернету

1

Настройка браузера

1

Работа с электронной почтой

1

Общение в реальном времени

1

Работа с файловыми архивами

1

Геоинформационные системы

1

Разработка Web-сайта

1

ИТОГО                                                                                  14 часов                      


4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

   

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Основные понятия

Требования к уровню подготовки обучающихся (знания/умения)

Кол-во

часов

Материал учебника

План

Факт

1

Техника безопасности и организация рабочего места.

Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики

Знать правила поведения и технику безопасности. Оказание первой помощи пострадавшим

1

конспект

2

Информация и информационные процессы.

Классификация информационных процессов.

Единица количества информации.

Знать различные виды и свойства информации.

Знать формулу определения информации.

Уметь определять объем количества информации в различных единицах измерения.

1

Введение

Информационные технологии

3

Кодирование текстовой информации. Создание и форматирование текстовых документов.

Текстовые редакторы. Атрибуты. Формат файла.

Знать возможности текстовых редакторов, свойства текстовых документов и способы их редактирования.

Уметь работать с текстовыми документами, задавать параметры страницы, абзаца, списка, таблицы и символов.

1

1.1.1-1.1.3

4

Практическая работа №1 Создание и форматирование документа.

Формат по образцу

Уметь производить форматирование документа по образцу и по требованиям к оформления.

1

Стр.25

5

Системы оптического распознавания документов

Цифровой компьютерный формат.

Знать различия в технологиях распознавания документов типографического качества и с низким качеством печати.

1

1.1.4-1.1.5

6

Кодирование графической информации. 

Практическая работа №2

Растровая графика.

Способы представления информации. Пространственная дискретизация. Система цветопередач.

Знать различия форматов растровых графических редакторов.

Уметь сохранять растровые изображения в различных графических форматах.

Уметь преобразовывать изображения в растровом графическом редакторе.

1

1.2.1-1.2.2

Стр.44

7

Векторная графика.

Практическая работа №3 Трехмерная векторная графика

Видимость объектов. Система векторной флеш-анимации.

Знать принцип формирования векторных изображений.

Уметь выполнять рисование различных трехмерных тел.

Уметь выполнять геометрические построения в системе компьютерного черчения.

1

1.2.3

Стр.57

8

Практическая работа №4 «Создание флэш-аниамации»

Флэш-анимация

Уметь создавать флеш-анимацию движения объекта по окружности.

1

Стр.69

9

Кодирование звуковой информации.

Временная дисктетизация. Оцифрованный звук.

Знать принцип двоичного кодирования звука.

Уметь высчитывать количество уровней громкости звука.

1

1.3

10

Компьютерные презентации

Дизайн, слайд, управляющая кнопка, гиперссылка.

Знать набор команд меню приложения MicrosoftPowerPoint

Уметь использовать анимационные и звуковые эффекты в презентации.

1

1.4

11

Практическая работа №5 Разработка мультимедийной интерактивной презентации по выбранным темам.

Макет слайдов, анимация, звук

Уметь использовать различные типы макетов слайдов, устанавливать анимационные и звуковые эффекты.

Уметь разрабатывать презентацию с использованием автопилота.

1

Стр.81

12

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Свернутая и развернутая форма записи числа. Числовой ряд степеней основания.

Знать алфавит различных систем счисления.

Уметь производить математические операции в системах счисления с дробной частью.

1

1.5.1

13

Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.

Диапазон ячеек. Тип и формат данных. Диапазон исходных данных.

Знать, как задается имя ячейки, какие типы данных и в каких форматах могут обрабатываться.

Уметь копировать в ячейку формулу, содержащую относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

1

1.5.2-1.5.3

14

Практическая работа №6. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

Уметь работать с относительными, абсолютными и смешанными ссылками при решении задач с помощью электронных таблиц.

1

Стр.99

15

Контрольная работа по теме «Информационные технологии»

1

16

Локальные компьютерные сети.

Практическая работа №7. «Подключение принтера в локальной сети»

Концентратор, коммутатор, маршрутизатор, витая пара, точка даступа.

Знать схемы соединения одноранговых локальных сетей различной топологии.

Знать схему объединения сегментов сети в единую локальную сеть.

Уметь устанавливать общий доступ к принтеру.

1

2.1

Стр.119

17

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернет.

Оптоволоконный и спутниковый каналы.

Знать принцип формирование доменной системы имен.

1

2.2

18

Подключение к Интернету.

Практическая работа №8. «Подключение к Интернету»

Интернет-провайдеры, модуляция и демодуляция.

Знать способы подключения к Интернету.

Уметь подключать телефон и устанавливать модем.

Уметь определять IP-адрес локального компьютера и сервера Интернет-провайдера.

1

2.3

Стр.138

19

Интернет служба World Wide Web. Всемирная паутина.

Практическая работа 9. «Настройка браузера»

URL-адрес, кэш-память, браузер.

Знать язык разметки гипертекста.

Уметь сохранять Web-страницы в различных форматах.

Уметь производить настройку браузера.

1

2.4

Стр.143

20

Электронная почта.

Практическая работа №10. «Работа с электронной почтой»

Адрес электронной почты. Спам.

Знать возможности электронной почты.

Знать, что такое спам и как с ним бороться.

Уметь создавать учетную запись почты, отправлять и получать сообщение.

1

2.5

21

Общение в Интернете в реальном времени.

Практическая работа №11. «Общение в реальном времени»

USB-порт, DV-порт, MMS-сообщения, Skype.

Знать различные виды общения в реальном времени.

Уметь пользоваться программой Skype.

Уметь создавать конференцию в реальном времени.

1

2.6

Стр.158

22

Файловые архивы.

Практическая работа №12. «Работа с файловыми архивами»

FTP-протокол, Off-line браузеры.

Знать преимущества загрузки файлов с помощью специализированных менеджеров загрузки.

Уметь производить загрузку и передачу файлов с локального компьютера на удаленный сервер.

1

2.7

Стр.171

23

Геоинформационные системы в Интернете

Практическая работа №13. «Геоинформационные системы»

ГИС, GPS, ГЛОНАСС

Знать отличия географических информационных систем от обычных карт.

1

2.8

Стр.182

24

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем.

Поисковые системы

Уметь осуществлять поиск в Интернете своего район, города с помощью интерактивной карты.

1

2.10

25

Электронная коммерция в Интернете.

Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете

Хостинг, реклама, интернет-аукцион.

Электронная библиотека и электронная энциклопедия.

Знать примеры электронной коммерции в Интернете.

Знать отличия электронной библиотеки от электронной энциклопедии.

Уметь осуществить заказ в Интернет-магазине

1

2.11-2.12

26

Основы языка разметки гипертекста.

HTML-код, Web-страница.

Знать простейшие тэги, присутствующие в HTML-документе.

Знать логическую структуру Web-страницы.

Знать интерактивные формы Web-страниц.

Уметь создавать Web-страницу.

Уметь форматировать текст Web-страницы.

Уметь вставить изображение на Web-страницу.

Уметь создавать гиперссылки на Web-странице.

Уметь создавать интерактивные форма Web-страниц.

1

2.13

27

Разработка Web-сайтов. Структура Web-страницы.

1

2.13

28

Форматирование текста на Web – странице.

Вставка изображений в Web-страницы.

Гиперссылки на Web-страницах.

Интерактивные формы на Web-страницах.

1

2.13

29

Практическая работа №14 «Разработка Web-сайта».

Web-страница, сайт

Уметь разрабатывать Web-сайт.

1

2.13

30

Практическая работа №14 «Разработка Web-сайта».

Web-страница, сайт

Уметь разрабатывать Web-сайт.

1

2.13

31

Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии»

1

32

Повторение. Информационные технологии.

Уметь работать с документами, создавать презентации, работать с графическими редакторами.

1

Глава 1

33

Повторение. Коммуникационные технологии

Уметь работать в Интернете: поиск информации, электронная почта, создание сайта.

1

Глава 2

34

Итоговое  тестирование по курсу

1


5. СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 10 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  2. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатики и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11: Методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  3. Кузнецов А.А., Пугач В.И. Информатика. Тестовые задания. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2003г.

  1. Кошелев М.В. Итоговые тесты по информатике. – М. «Экзамен», 2007г.

  1. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лабоатория Базовых Знаний, 2008г.

  1. О.А.Житкова, Е.К.Кудрявцева. Основы информатики и вычислительной техники. (Тематический контроль по информатике). – М.Интеллект-Центр. 1999г.

  1. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 10-11 классы.-М.: ВАКО, 2008
  2. www.1september.ru
  3. www.metodkopilka.ru
  4. www.uchportal.ru
  5. www.openklass.ru
  6. www.metodkabinet.ru
  7. www.school.edu.ru
  8. www.ipkps.bsu.edu.ru 

Согласовано                                                                                                                                    

Заместитель директора по УВР                                                                                              

 _________Т.В.Сазанова          

 «____» __________________2015 г.                                                                                                  

Согласовано

на заседании ШМО учителей математики, информатики, физики

Протокол от «____» __________________2015 г.   №___      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению для 5 классов (базовый уровень) на 2011 – 2012 учебный год (срок реализации – 1 год) общее количество часов – 70 количество часов в неделю – 2

Рабочая  программа по природоведению для  5 классов(базовый уровень)на 2011 – 2012 учебный год (срок реализации – 1 год) общее количество часов – 70количество часов в неделю ...

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса (базовый уровень), программа и учебное пособие А.И. Кравченко

         Рабочая программа учителя  составлена на основе авторской программы .Кравченко А.И. . Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразова...