Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 11 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) на тему

Пархоменко Татьяна Алексеевна

По учебнику Угриновича Н.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_informatika_i_ikt_11_a_klass.docx41.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Селятинская  средняя общеобразовательная школа №1

Утверждаю

                                                                Директор МАОУ Селятинской

средней общеобразовательной школы №1

 _____________Н.Н.Попова

«____»________________2015 г.

                                                                                                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса для 11 «А» класса

«Информатика и ИКТ»

Базовый уровень

Составитель   Пархоменко Татьяна Алексеевна,

учитель информатики

2015 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ» составлена на основе авторской программы   Угриновича Н.Д.   с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и  соответствует утвержденному Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312) и учебной программы Угриновича Н.Д. (базовый уровень).

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Цели программы:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения  деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных  информационных систем в решении конкретных задач,  связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;  
  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20012»;
  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

Программа рассчитана на  1 ч. в неделю, 34 часа за год.

Авторское содержание в рабочей программе  представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе  Windows, так и в операционной системе Linux.

 Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

 Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • понятия: информация, информатика;
  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
  • сущность алфавитного подхода к измерению информации
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  • представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
  • понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
  • назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;

уметь:

  • решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
  • выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
  • представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
  • создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

2. СТРУКТУРА  КУРСА

№ п/п

Тема (глава)

Количество

часов

Моделирование и формализация.

9

Основы логики и логические основы компьютера.

5

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

7

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД).

6

Информационное общество.

2

Повторение, подготовка к ЕГЭ.

5

ИТОГО                                                                                34 часа

3. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

Моделирование и формализация.

1

Основы логики и логические основы компьютера.

1

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

1

Системы управления базами данных.

1

Итоговое тестирование по курсу.

1

ИТОГО                                                                                  5 часов                                                     

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

Виртуальные компьютерные музеи.

1

Сведения об архитектуре компьютера.

1

Значки и ярлыки на Рабочем столе..

1

Биометрическая защита.

1

Защита от компьютерных вирусов.

1

Создание табличной базы данных.

1

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

1

Сортировка и создание отчета в табличной базе данных.

1

Создание генеалогического древа семьи.

1

ИТОГО                                                                            9 часов                     


4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

   № урока

Дата проведения

Тема урока

Основные понятия

Требования к уровню подготовки обучающихся (знания/умения)

Кол-во

часов

Материал учебника

План

Факт

Моделирование и формализация

Техника безопасности и организация рабочего места.

Первая помощь, техника безопасности

Знать правила поведения и техники безопасности в кабинете информатики.

1

конспект

Моделирование как метод познания.

Объект, модель, моделирование.

Знать виды моделей описания объекта.

Уметь описывать объект различными моделями.

1

2.1

Системный подход в моделировании.

Статические и динамические информационные модели

Знать различия статической и динамической модели

1

2.2

Формы представления моделей.

Материальные и информационные модели.

Знать типы информационных и алгоритмических моделей.

1

2.3

Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Формальные и визуальные информационные модели.

Знать, что такое формализация.

Уметь приводить примеры материальных и информационных моделей.

1

2.4-2.5

Исследование физических и астрономических моделей.

Описательная, формальная и интерактивная компьютерная модели.

Уметь проводить компьютерные эксперименты с интерактивными физическими и астрономическими моделями.

1

2.6.1-2.6.2

Исследование алгебраических и геометрических моделей.

Формальная и интерактивная компьютерная модели.

Уметь проводить компьютерные эксперименты с интерактивными математическими и стереометрическими моделями.

1

2.6.3-2.6.5

Исследование химических и биологических моделей.

Описательная, формальная и интерактивная компьютерная модели.

Уметь проводить компьютерные эксперименты с интерактивными химическими и биологическими моделями.

1

2.6.6-2.6.7

Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация».

1

Основы логики и логические основы компьютера

Основы логики. Формы мышления. Алгебра высказываний.

Понятие, высказывание, умозаключение, предикат, доказательство

Уметь различать все понятия

1

КОНСПЕКТ

Логические выражения и таблицы истинности

Логические выражения,  таблицы истинности

Уметь упрощать логические выражения и составлять таблицы истинности

1

КОНСПЕКТ

Логические законы и правила преобразования логических выражений

Логические законы

Уметь применять логические законы в логических выражениях

1

КОНСПЕКТ

Логические основы устройства компьютера.

Конъюнктор, дизъюнктор и инвертор

Уметь составлять логические схемы по логическим функциям

1

КОНСПЕКТ

Контрольная работа по теме «Основы логики и логические основы компьютера»

1

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

История развития вычислительной техники.

Практическая работа №1 «Виртуальные компьютерные музеи».

Доэлектронная эпоха. ЭВМ.

Знать историю развития отечественной и зарубежной вычислительной техники.

1

1.1

Стр.15

Архитектура персонального компьютера.

Практическая работа №2 «Сведения об архитектуре компьютера».

Магистрально-модульный принцип построения компьютера.

Знать магистрально-модульный принцип построения компьютера.

Уметь получать сведения об архитектуре компьютера и отдельных его устройств.

1

1.2

Стр.23

Операционные системы.

Практическая работа №3 «Значки и ярлыки на Рабочем столе»».

Процессор, драйверы, интерфейс.

Знать состав и функции операционных систем.Уметь получать сведения о логических разделах дисков.

Уметь устанавливать нужные значки и ярлыки на Рабочем столе.

1

1.3

Стр.34

Защита от есанкционированного доступа к информации.

Практическая работа №4 «Биометрическая защита».

Биометрические системы идентификации.

Знать какие существуют биометрические методы защиты информации.

1

1.4

Физическая защита данных на дисках.

RAID-контроллер, RAID-массив.

Знать какие существуют массивы дисков RAID.

1

1.5

Защита от вредоносных программ.

Практическая работа №5 «Защита от компьютерных вирусов».

Типы вредоносных программ.

Знать признаки заражения компьютера вирусом.

Уметь лечить или удалять файловые вирусы из зараженных объектов.

1

1.6

Стр.56

Контрольная работа по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов».

Статические и динамические информационные модели.

Знать различия статической и динамической информационной модели.

1

3.2.4-3.2.5

Системы управления базами данных

Табличные базы данных.

База данных, поле, запись.

Знать типы полей, присутствующих в базе данных.

1

3.1

Система управления базами данных. Основные объекты.

Практическая работа №6 «Создание табличной базы данных».

СУБД, таблицы, запросы, формы, отчеты.

Знать основные объекты СУБД и, какие функции они выполняют.

Уметь создавать табличные базы данных в системе управления базами данных.

1

3.2.1

Стр.106

Использование формы для просмотра и редактирования записей. Поиск записей.

Практическая работа №7 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов».

Дизайн формы, элементы управления.

Простой и сложный фильтра, поиск записей.

Знать разницу между представлением табличной базы данных с помощью таблиц и форм.

Уметь создавать формы для табличных баз данных.

Уметь осуществлять поиск записей в табличной базе данных с использованием фильтров и запросов.

1

3.2.2-3.2.3

Стр.114

Сортировка записей. Печать данных.Практическая работа №8 «Сортировка и создание отчета в табличной базе данных»

Виды сортировок.

Уметь осуществлять сортировку записей в табличной базе данных.

Уметь создавать отчеты в табличной базе данных.

1

3.2.4-3.2.5

Стр.118-119

Иерархическая и сетевая модель данных.

Практическая работа №9 «Создание генеалогического древа семьи»

Корень иерархической модели.

Уровни иерархической модели.

Знать характерные особенности иерархических моделей данных.

Знать особенности сетевой модели данных.

Уметь создавать генеалогическое древо семьи.

1

3.3-3.4

Стр.125

Контрольная работа по теме «Системы управления базами данных».

1

Информационное общество

Право в Интернете.

Этика в Интернете.

Правовые проблемы.

Этические правила общения.

Знать основные правовые проблемы в Интернете.Знать основные этические правила при общении по электронной почте, чатах и форумах.

1

1

4.1

4.2

Перспективы развития ИКТ.

Этапы развития ИКТ.

Знать коммуникационные и информационные технологии, соответствующие различным этапам развития технологий.

1

4.3

Повторение

Повторение.Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение.

Знать единицы измерения информации.Знать устройство компьютера, безопасность и технические условия эксплуатации, назначение и функции операционной системы.Уметь определять количество информации различными подходами.

Уметь производить математические операции в различных системах счисления.

1

Тема 1,2

Повторение. Алгоритмизация и программирование.

Знать основные алгоритмические структуры.

Уметь производить формальное исполнение простого и сложного алгоритма.

Уметь составлять программу на языке программирования.

1

Тема 3

Повторение. Моделирование и формализация.

Знать виды моделей.

Уметь создавать геометрические модели.

1

Тема 5

Повторение. Информационные и коммуникационные  технологии.

Знать технологии обработки текстовой, графической и числовой информаций.

Уметь создавать базу данных с помощью СУБД. Знать способы подключения к Интернету. Уметь создавать простейшие web-страницы.

1

Тема 6,7

Итоговое тестирование по курсу.

1


5. СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 11 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011г.
  2. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатики и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11: Методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

  1. Кузнецов А.А., Пугач В.И. Информатика. Тестовые задания. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2003г.

  1. Кошелев М.В. Итоговые тесты по информатике. – М. «Экзамен», 2007г.

  1. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лабоатория Базовых Знаний, 2008г.

  1. О.А.Житкова, Е.К.Кудрявцева. Основы информатики и вычислительной техники. (Тематический контроль по информатике). – М.Интеллект-Центр. 1999г.

  1. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы.-М.: ВАКО, 2008

  1. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 10-11 классы.-М.: ВАКО, 2008
  2. www.1september.ru
  3. www.metodkopilka.ru
  4. www.uchportal.ru
  5. www.openklass.ru
  6. www.metodkabinet.ru
  7. www.school.edu.ru
  8. www.ipkps.bsu.edu.ru 

Согласовано                                                                                                                                    

Заместитель директора по УВР                                                                                              

 _________Т.В.Сазанова          

 «____» __________________2015 г.                                                                                                  

Согласовано

на заседании ШМО учителей математики, информатики, физики

Протокол от «____» __________________2015 г.   №___      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению для 5 классов (базовый уровень) на 2011 – 2012 учебный год (срок реализации – 1 год) общее количество часов – 70 количество часов в неделю – 2

Рабочая  программа по природоведению для  5 классов(базовый уровень)на 2011 – 2012 учебный год (срок реализации – 1 год) общее количество часов – 70количество часов в неделю ...

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса (базовый уровень), программа и учебное пособие А.И. Кравченко

         Рабочая программа учителя  составлена на основе авторской программы .Кравченко А.И. . Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразова...