Системно-деятельностный подход на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему

Бондарева Анна Александровна

 Системно-деятельностный подход на уроках информатики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Бондарева Анна Александровна

Системно-деятельностный подход
обучения на уроках информатики

Согласно принципам федерального государственного образовательного стандарта общего образования, основная цель образования направлена на формирование и развитие самостоятельности учебных действий. Так как наиболее актуальными и необходимыми навыками в нашей современной жизни являются коммуникативная и информационная компетентности, гибкость мышления, умение ориентироваться в большом потоке информации, умение решать проблемы, связанные с выполнением человеком определённой социальной роли. В связи с этим требования к образованию меняются: развивающая составляющая обучения приходит на смену знаниевой. Именно поэтому становится актуальным вопрос использования системно-деятельностного подхода, так как он направлен не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска новых, необходимых для решения задач, знаний, развитие умений применять полученные знания на практике. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках информатики способствует повышению качества обучения,  обеспечивает включение учащегося в деятельность, формирует умения самоконтроля и самооценки, создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения.
        Основной целью системно-деятельностного подхода является не обеспечить готовыми знаниями, а создать благоприятные условия для самостоятельного открытия новых знаний.
 Для достижения этой цели учителю информатики необходимо отобрать и обработать учебный материал, выбрать подходящие методы и средства обучения, продумать организацию собственной деятельности и деятельности учащихся на уроке, спланировать условия для взаимодействия учащихся друг с другом с целью успешного решения учебных проблем.
       Разработка урока информатики с использованием системно-деятельностного подхода включает следующие этапы:

  • учитель создаёт проблемную ситуацию, побуждающую к открытию нового знания;
  • учащиеся принимает проблемную ситуацию для дальнейшего исследования;
  • учащиеся совместно с учителем формулируют учебную проблему и обдумывают способы её решения;
  • учитель управляет поисковой деятельностью учащихся;
  • учащиеся осуществляет самостоятельный либо групповой поиск решения поставленной учебной проблемы;
  • учащиеся совместно с учителем проводят обсуждение результатов поиска и подводят итоги урока.

Какие же методы обучения наиболее эффективны для повышения качества учебного процесса при использовании системно-деятельностного подхода на уроках информатики? Наиболее результативными для этих целей являются активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся.
Применение активных методов обучения в образовательном процессе способствует образованию обстановки на уроке, необходимой для успешного саморазвития учащихся. Активные методы обучения, прежде всего, ориентированы на личность учащегося, его активное участие в саморазвитии и самосовершенствовании, на получение качественных знаний, на нахождение творческих решений конкретных проблем. Также активные методы обучения обеспечивают многоуровневое и разностороннее взаимодействие всех участников образовательного процесса. Грамотное построение активных методов обучения, как правило, предусматривает диалоги, предполагающее свободный обмен мнениями о способах решения той или иной учебной проблемы. Различают несколько видов диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, способствующих развитию творческих способностей учащихся. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов для учащихся, которая активно развивает их логическое мышление. Так как эти виды диалогов имеют разную структуру и обеспечивают разную учебную деятельность, то выбор вида диалога зависит от того какой тип мышления учащихся будет задействован на уроке.  Чаще всего, на уроках информатики используется подводящий диалог как активный метод обучения. Подводящий диалог способствует определению учебной проблемы и нахождению наиболее рационального пути её решения. Данный метод формирует качества личности, предъявляемые современным миром, такие как гибкость, мобильность, самостоятельность, коммуникабельность, умение взаимодействовать с коллективом, что ведёт к формированию успешной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компетентностного подхода на уроках информатики

Статья отнесена к разделу:Преподавание информатики, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии...

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"

Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выясни...

Дифференцированный подход на уроках информатики

              Как известно, дифференцированное обучение - это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы ...

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Деятельностный подход на уроках информатики: статья и презентация...

Системно-деятельностный подход на уроках информатики

Мне хочется рассказать о деятельностном подходе при формировании информационной компетент-ности учащихся и с помощью небольших примеров показать, как я пытаюсь реализовать этот принцип на своих заняти...

Системно-деятельностный подход на уроках информатики как главное условие реализации целей современного образования

Любая ключевая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую, поэтому уроки информатики позволяют развивать все группы ключевых компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-...

Презентация "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"

Презентация "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"...