Главные вкладки

    ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
    статья по теме

    Дунина Наталья Петровна

    Деятельностный подход на уроках информатики: статья и презентация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл deyatelnostnyy_podhod.rar1.56 МБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель информатики

    МОУ – ООШ с. Чкалово

    Дунина Н.П.

    ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

    Перед каждым педагогом непременно возникает множество проблем, над решением которых порой он трудится всю свою педагогическую жизнь. Это:

    1. как обеспечить успешность ученика в обучении;
    2.  как сохранить и укрепить здоровье при организации его учебной деятельности;
    3. каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий.

    Сегодня актуальны такие методики обучения, которые ориентированы на активную самостоятельную деятельность обучающихся, формируют личную позицию, мотивацию учения, предполагают использование и активное освоение различных источников информации. Одним из вариантов такого обучения являются методики, ориентированные на действия.

    Учебная  деятельность  не  дана  ребёнку  с  самого  начала,  её  нужно  построить. Деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно - познавательную деятельность в процессе решения определенной проблемы.

    Как   всякая  деятельность,  учение  выполняется  на  основе  определённой  процедуры. Значит, для формирования у учащегося деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности.

                В своей работе я применяю следующий деятельностный подход в обучении, которые позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней.

    Технология деятельностного метода на уроке информатики по теме «Создание таблиц в текстовом процессоре»

    1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

    На данном этапе организую положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:

    1. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу);
    2. выделяется содержательная область (могу);

    2. Актуализация опорных знаний.

    Вспоминаем ряд вопросов, которые пригодятся при выполнении поставленной задачи:

    1. актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
    2. тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

    Один отвечающий за ПК показывает,  другой — устно отвечает. Работа в парах

    1. Какие можно вставлять объекты в документ?  (рисунки, таблицы, формулы, диаграммы)
    2. С помощью какой панели инструментов можно создавать в Word таблицы?
    3. Как включить отображение панели таблицы?
    4. Какие группы кнопок находятся на панели таблицы?

    Мы повторили теоретические вопросы, которые потребуются для выполнения практической работы.

    3. Постановка учебной задачи.

    На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют в работе на ПК  причины затруднения. Организую  коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

    Тема :Создание таблиц в ТП

    Как создать усложненную таблицу?

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    Какое  отношение этот рисунок имеет к теме урока?

    Я  РОБОТ



    4. При изучении нового материала значительное внимание уделяю развитию личности обучаемых.. На уроках успешно применяю современные педагогические технологии на различных основах (концептуальной, личностно-ориентированной, сотрудничества, разноуровневой). Реализуются в соответствии с данными технологиями такие активные методы обучения, как проблемные, исследовательские.

      Для продуктивной познавательной деятельности обучаемых с учетом их интересов, наклонностей и потребностей  выбираю различные формы проведения  занятий:

    лекция;

    уроки самостоятельных теоретических и практических работ;

    контрольные работы;

    зачет в различных формах (устный, письменный, компьютерный, игра); устные и письменные работы; урок-семинар.

    Для данного урока  демонстрирую с помощью презентации этапы работы с таблицами

    1. Создание таблицы
    2. Операции с таблицей: выделение, копирование, перемещение, удаление столбцов и строк, вставка столбцов и строк.
    3. Операции с ячейками: объединение и разделение ячеек.
    4. Правила оформления таблиц.
    5. Обрамление таблиц.
    6. Фоновое заполнение таблиц.

    При этом вся информация базового уровня.

    5. Первичное закрепление.

    Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия отвечают на вопросы:

    1. Какие операции можно произвести с элементами  таблицы?
    2. Какие существуют правила оформления таблиц?
    3. Какие существуют обрамления таблиц?
    4. Как произвести фоновое заполнение таблиц?

    6. Большую часть урока отвожу самостоятельной работе.

    При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы

    разноуровневая

    «Простая таблица»

    В данной работе учащиеся отрабатывают методы создания и использования простых таблиц, а также выравнивание текста, использование списков, объединение  и заливку ячеек.

    Для смещения текста в ячейке таблицы используется клавиши CTL+Tab. Каждому учащемуся предлагается отпечатанный вариант задания. Ему необходимо набрать его в точном соответствии с образцом.  Повторяющиеся значения ячеек таблицы необходимо заполнить, используя функции Копирования и Вставки.

    Учебный  центр «Знание»

    Свидетельство № 343434

    ВЫДАНО     Иванову Сергею Петровичу, о том, что он обучался в учебном центре «Знание»
    с 1 сентября 2010 года по 21 января 2011 года
    .

    За время обучения Иванов Сергей Петрович в учебном центре «Знание» показал  следующие знания и получил оценки по предметам:

    Предмет        

    Оценка

    Устройство компьютера

    Хорошо

     Операционная система Windows 98.

    Отлично

     Текстовый редактор WORD.

    Хорошо

    Электронные таблицы EXCEL.

    Удовлетворительно

    Базы данных ACCESS.

    Хорошо

    Компьютерные сети .INTERNET.

    Хорошо

    По результатам обучения присвоена специальность  –  Оператор ЭВМ

    ДИРЕКТОР учебного центра __________________________ Саматин А.А.

    «22» января  2011 г.

    «Усложненная таблица»

    В данной работе учащиеся отрабатывают методы создания и использования простых таблиц, а также выравнивание текста, использование списков, объединение  и заливку ячеек.

    Учащимся показывается использование таблицы в качестве рамки вокруг одного или нескольких абзацев (Код формы по …). Для смещения текста в ячейке таблицы используется клавиши CTL+Tab. Обратите внимание на выравнивание абзаца (Медицинская документация…) по центру относительно границ. Особое внимание уделяется использование нерастяжимого пробела при выравнивании абзаца по ширине, но без растягивания промежутков между словами. В качестве примера можно рассмотреть любой документ с надписью внизу: должность и фамилия лица, когда должность должна быть прижата к левому краю, а фамилия к правому. В качестве альтернативы можно использовать и таблицу с одной строчкой и двумя столбиками и прозрачными границами.

    Каждому учащемуся предлагается отпечатанный вариант задания. Ему необходимо набрать его в точном соответствии с образцом.

    Обратите внимание на размер верхней таблицы, использование списков в нижней таблице по горизонтали и вертикали, выравнивание в ячейках, одинаковый размер столбцов, выравнивание всей таблицы по центру, более жирную границу вокруг таблицы, а также не забывайте про уже сказанные требования к работе. Для качественной проверки работы обязательно включите непечатные символы. В противном случае Вы при кажущемся визуальном соответствии работы ученика с образцом она может быть не правильно выполнена.

    Все отступы, выступы и границы кратны 0,5 см для простоты измерения и выполнения.

    Код формы по ОДУК         ٱٱٱٱٱٱ

    Код учреждения                 ٱٱٱٱٱ

    __________________________

    наименование учреждения

    Медицинская документация
    Форма № 039/м – 88
    Утверждена 12 мая 1988 г.

    Ведомость

    Учета посещений в поликлинике (амбулатории),
    диспансере, консультации и на дому

    Фамилия и специальность врача ___________________________________________________
    за ______________ 20 __ г. Участок: территориальный № ________

    Числа месяца

    В поликлинике приятно и осмотрено всего человека

    В том числе по поводу заболеваний

    Сделано посещений на дому

    В том числе детям до 14 лет включительно

    Взрослых и подростков

    Детей в  возрасте до 14 лет включительно

    По поводу заболеваний

    Профилактических и патронажных

    7. Рефлексия деятельности (итог урока).

    Вернемся к поставленному вопросу

    Какое  отношение этот рисунок имеет к теме урока?

    Я  РОБОТ



    Прокомментируйте этапы создания рисунок

    Домашнее задание создайте таблицу используя возможности приложения MS Word

    Рассматривая технологию деятельностного метода прослеживаем систему дидактических принципов: 

    1) Принцип деятельности — ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (является не объектом, а субъектом деятельности).

    2) Принцип непрерывности — преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

    3) Принцип целостного представления о мире — образование должно отражать язык и структуру научного знания, изучать явления не разрозненно, а во взаимной связи.

    4) Принцип минимакса предполагает выделение двух уровней — максимального, который определяется зоной ближайшего развития детей данной возрастной группы, и необходимого минимума, то есть государственного стандарта знаний.  Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования на максимальном уровне, а ученик обязан усвоить это содержание на уровне, не ниже минимального.

    5) Принцип психологической комфортности означает снятие всех  стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке спокойной, доброжелательной атмосферы.

    б) Принцип вариативности — развитие у учащихся вариативного мышления, то есть способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

    7) Принцип творчества — максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"

    Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выясни...

    Системно – деятельностный подход на уроках математики и информатики в рамках стандартов нового поколения ФГОС

    Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному о...

    Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании информатики.

    Задачей учителя на уроках информатики является формирование у   ученика информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит об...

    Системно-деятельностный подход на уроках информатики

    Мне хочется рассказать о деятельностном подходе при формировании информационной компетент-ности учащихся и с помощью небольших примеров показать, как я пытаюсь реализовать этот принцип на своих заняти...

    Системно-деятельностный подход на уроках информатики

    Системно-деятельностный подход на уроках информатики...

    Системно-деятельностный подход на уроках информатики как главное условие реализации целей современного образования

    Любая ключевая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую, поэтому уроки информатики позволяют развивать все группы ключевых компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-...

    Презентация "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"

    Презентация "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"...