Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 2 –3 классов
рабочая программа по информатике и икт на тему

Воробьёва Елена Анатольевна
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах»
 для 2 –3 классов
учителя информатики и ИКТ
Воробьёвой Елены Анатольевны на 2014 – 2015 учебный год
 
Пояснительная записка
   Рабочая программа по информатике для 2-3 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Перспективная начальная школа» с учетом требований следующих нормативных документов: закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ; федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г №373 (с изменениями от 26.11.2010, 22.09.2011 г); федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях; федерального базисный учебный план для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования от 09.03.2004 № 1312).
   Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика и ИКТ»: учебник для 2 классов в 2 частях (Первый год обучения) – 3-е изд. — М.: Академкнига, 2013; Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика и ИКТ»: учебник для 3 классов в 2 частях (Первый год обучения) – 3-е изд. — М.: Академкнига, 2013.
Целью данного курса является:
· формирование у учащихся первоначальных представлений об обработке информации;
·  приобретение первых навыков работы с информацией и общения с компьютером.
Обучение информатике направлено на решение следующих задач:
·  учить школьника искать отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;
· формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
·  дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
·  дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.
   В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: научить обучающихся поиску, отбору, организации и использовании информации для достижения стоящих перед ними целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатики в начальной школе в рамках всех разделов курса.
   Понятие «информация» рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учётом её содержания и смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сообщение о происходящих в нём процессах.
   При изучении способов работы с информацией основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек.
   Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата обучающиеся выполняют практические задания, связанные:
- со сбором информации путём наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией её различными способами;
- поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
- обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
     Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.
  Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задачадать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер – универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела: фундаментальные знания о компьютере (изучается как при наличии необходимого оборудования, так и при его отсутствии) и практическая работа на компьютере (изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования).
   Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе – формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности. Знакомство с приёмами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идёт в двух направлениях: планирование деятельности человека и управление формальными исполнителями.
   При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности обучающихся, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.
Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитие алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.
· Современные офисные программы, настольные издательские системы, графические редакторы и другое программное обеспечение имеют особую структуру. Вследствие этого формирование универсальных учебных действий является необходимым условием для успешного усвоения современных информационно-коммуникативных технологий. Выделение информационных объектов, определение их структуры и наборы существенных свойств с целью изменения его внешнего вида или поведения; изучение объектной структуры текстового и графического документов и на этой основе быстрое овладение навыками работы в текстовом процессоре, графическом редакторе и редакторе презентаций изучается в разделе «Объекты и их свойства».
· Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро ставит задачу этических норм поведения в сети. В рамках этого раздела обсуждаются аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся:
- правила поведения в компьютерном классе;
- правила использования коллективных носителей информации;
- правила цитирования литературных источников.
   Программа курса для начальной школы предусматривает обучение младших школьников информатике на пропедевтическом уровнепо следующим направлениям:
1.  Информационная картина мира.
2.  Компьютер — универсальная машина для обработки информации.
3.  Алгоритмы и исполнители.
4.  Объекты и их свойства.
5.  Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
   Работа по названным направлениям в течение всех лет начального обучения информатике идёт параллельно и во взаимосвязи.
   В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа для 2 – 3 классов предусматривает изучение информатики и ИКТ в объеме 1 часа в неделю, всего 35 часов (для каждой параллели отдельно).
   Программа рассчитана на использование компьютера на основе специальных программ, разработанных к данному курсу. Проводится один урок в неделю. Первые 15 минут урока дети, сидя за партами, изучают теоретический материал и выполняют два первых задания урока. Последние 15 мин. ученики работают за компьютером: выполняют третье задание урока, а также другие задания по той же теме, которые предложит программа.
Результаты изучения курса
   На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Данный курс нацелен на формирование следующих универсальных учебных действий:
Личностные УУД
   Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Нравственно-этическое оценивание
   Создание различных информационных объектов с помощью компьютера. Соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, правил поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование
  Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение?» Использование в курсе «Информатика специальных обучающих программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
  Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих осознанию их практической значимости.
Регулятивные УУД
   Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Планирование и целеполагание
  Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели, с формированием самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации.
Контроль и коррекция
  Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» как создание информационной среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Сличение способов действия и его результата. Внесение исправлений в алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата от заданного эталона. Создание информационных объектов как самостоятельное планирование работы на компьютере, сравнение созданных на компьютере информационных объектов с эталоном, внесение изменений в случае необходимости.
Оценивание
  Система заданий из раздела «Твои успехи», а также все задания, для самостоятельного выполнения которых необходимо использовать материал, изученный за полугодие.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
· Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
·  Знаково-символическое моделирование:
o   составление знаково-символических моделей, пространственно-графических моделей реальных объектов;
o   использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
  o   табличные модели;
  o   опорные конспекты – знаково-символические модели.
· Смысловое чтение:
o   анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой текстовой и графической информации;
o   работа с различными справочными информационными источниками.
· Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий: составление алгоритмов формальных исполнителей.
· Постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.
Логические УУД
1.     Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с развитием смыслового чтения.
2.     Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов: решение заданий на создание алгоритмов упорядочивания объектов.
3.     Синтез как составление целого из частей в виде схемы, в форме объёмного макета из бумаги, с помощью компьютерной программы.
4.     Составление алгоритмов исполнителя «Художник», цель которых – собрать архитектурные сооружения русской деревянной архитектуры из конструктивных элементов.
5.     Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов.
Построение логической цепи рассуждений:
·  введение и усвоение понятий «Истинное» и «Ложное» высказывания;
·  сложные высказывания;
·  задания на составление логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД
1.     Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
2.     Деятельность обучающихся в условиях внеурочных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_2_-_3_klass.docx62.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

«Рассмотрено»

На заседании МО учителей физики, математики, информатики

Протокол №6

«19»    мая      2014 г.

_________/ С.Н. Кулинич

«Согласовано»

зам. Директора по УВР

________/ Г.Н. Доронина

«__» ___________ 2014 г.

«Утверждено»

Приказ № 105 од

от «29»  августа  2014 г.

Директор

__________/ Г.К. Багаева

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах»

 для 2 – 3 классов

учителя информатики и ИКТ

Воробьёвой Елены Анатольевны

на 2014 – 2015 учебный год

Зея

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 2-3 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Перспективная начальная школа» с учетом требований следующих нормативных документов: закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ; федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г №373 (с изменениями от 26.11.2010, 22.09.2011 г); федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях; федерального базисный учебный план для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования от 09.03.2004 № 1312).

Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика и ИКТ»: учебник для 2 классов в 2 частях (Первый год обучения) – 3-е изд. — М.: Академкнига, 2013; Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика и ИКТ»: учебник для 3 классов в 2 частях (Первый год обучения) – 3-е изд. — М.: Академкнига, 2013.

Целью данного курса является:

  • формирование у учащихся первоначальных представлений об обработке информации;
  • приобретение первых навыков работы с информацией и общения с компьютером.

Обучение информатике направлено на решение следующих задач:

  • учить школьника искать отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;
  • формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
  • дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
  • дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.

В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: научить обучающихся поиску, отбору, организации и использовании информации для достижения стоящих перед ними целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатики в начальной школе в рамках всех разделов курса.

Понятие «информация» рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учётом её содержания и смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сообщение о происходящих в нём процессах.

При изучении способов работы с информацией основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек.

Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата обучающиеся выполняют практические задания, связанные:

- со сбором информации путём наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией её различными способами;

- поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;

- обработкой информации по формальным правилам и эвристически.

Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер – универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела: фундаментальные знания о компьютере (изучается как при наличии необходимого оборудования, так и при его отсутствии) и практическая работа на компьютере (изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования).

Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе – формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности. Знакомство с приёмами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идёт в двух направлениях: планирование деятельности человека и управление формальными исполнителями.

При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности обучающихся, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.

Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитие алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.

  • Современные офисные программы, настольные издательские системы, графические редакторы и другое программное обеспечение имеют особую структуру. Вследствие этого формирование универсальных учебных действий является необходимым условием для успешного усвоения современных информационно-коммуникативных технологий. Выделение информационных объектов, определение их структуры и наборы существенных свойств с целью изменения его внешнего вида или поведения; изучение объектной структуры текстового и графического документов и на этой основе быстрое овладение навыками работы в текстовом процессоре, графическом редакторе и редакторе презентаций изучается в разделе «Объекты и их свойства».
  • Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро ставит задачу этических норм поведения в сети. В рамках этого раздела обсуждаются аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся:

- правила поведения в компьютерном классе;

- правила использования коллективных носителей информации;

- правила цитирования литературных источников.

Программа курса для начальной школы предусматривает обучение младших школьников информатике на пропедевтическом уровне по следующим направлениям:

  1. Информационная картина мира.
  2. Компьютер — универсальная машина для обработки информации.
  3. Алгоритмы и исполнители.
  4. Объекты и их свойства.
  5. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

Работа по названным направлениям в течение всех лет начального обучения информатике идёт параллельно и во взаимосвязи. 

В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа для 2 – 3 классов предусматривает изучение информатики и ИКТ в объеме 1 часа в неделю, всего 35 часов (для каждой параллели отдельно).

Программа рассчитана на использование компьютера на основе специальных программ, разработанных к данному курсу. Проводится один урок в неделю. Первые 15 минут урока дети, сидя за партами, изучают теоретический материал и выполняют два первых задания урока. Последние 15 мин. ученики работают за компьютером: выполняют третье задание урока, а также другие задания по той же теме, которые предложит программа.

Результаты изучения курса

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Данный курс нацелен на формирование следующих универсальных учебных действий:

Личностные УУД

Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Нравственно-этическое оценивание

Создание различных информационных объектов с помощью компьютера. Соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, правил поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.

Самоопределение и смыслообразование

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение?» Использование в курсе «Информатика специальных обучающих программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих осознанию их практической значимости.

Регулятивные УУД

Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

Планирование и целеполагание

Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели, с формированием самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации.

Контроль и коррекция

Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» как создание информационной среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Сличение способов действия и его результата. Внесение исправлений в алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата от заданного эталона. Создание информационных объектов как самостоятельное планирование работы на компьютере, сравнение созданных на компьютере информационных объектов с эталоном, внесение изменений в случае необходимости.

Оценивание

Система заданий из раздела «Твои успехи», а также все задания, для самостоятельного выполнения которых необходимо использовать материал, изученный за полугодие.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия

  • Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
  • Знаково-символическое моделирование:
  • составление знаково-символических моделей, пространственно-графических моделей реальных объектов;
  • использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
  • табличные модели;
  • опорные конспекты – знаково-символические модели.
  • Смысловое чтение:
  • анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой текстовой и графической информации;
  • работа с различными справочными информационными источниками.
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий: составление алгоритмов формальных исполнителей.
  • Постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.

Логические УУД

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с развитием смыслового чтения.
  2. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов: решение заданий на создание алгоритмов упорядочивания объектов.
  3. Синтез как составление целого из частей в виде схемы, в форме объёмного макета из бумаги, с помощью компьютерной программы.
  4. Составление алгоритмов исполнителя «Художник», цель которых – собрать архитектурные сооружения русской деревянной архитектуры из конструктивных элементов.
  5. Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов.

Построение логической цепи рассуждений:

  • введение и усвоение понятий «Истинное» и «Ложное» высказывания;
  • сложные высказывания;
  • задания на составление логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД

  1. Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
  2. Деятельность обучающихся в условиях внеурочных мероприятий.


Содержание программы

2 класс

  1. Информационная картина мира (9 часов)

Понятие информации

Информация как сведения об окружающем мире. Восприятие информации человеком с помощью органов чувств. Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми). Работа с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации). Полезная и бесполезная информация. Отбор информации в зависимости от решаемой задачи.

Обработка информации

Обработка информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации. Обработка информации компьютером. Черный ящик. Входная и выходная информация (данные).

Кодирование информации

Шифры замены и перестановки. Использование различных алфавитов в шифрах замены. Принцип двоичного кодирования. Двоичное кодирование текстовой информации. Двоичное кодирование черно-белого изображения.

  1. Компьютер — универсальная машина для обработки информации   (7 часов)

Фундаментальные знания о компьютере

Представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации. Устройство компьютера. Названия и назначение основных устройств компьютера. Системная плата, процессор, оперативная память, устройства ввода и вывода информации (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, дисководы), устройства внешней памяти (гибкий, жесткий, лазерный диски). Подготовка к знакомству с системой координат монитора. Адрес клетки на клетчатом поле. Определение адреса заданной клетки. Поиск клетки по указанному адресу. Гигиенические нормы работы на компьютере.

Практическая работа на компьютере

Понятие графического интерфейса. Запуск программы с рабочего стола, закрытие программы. Выбор элемента меню с помощью мыши. Использование клавиш со стрелками, цифровых клавиш и клавиши Enter.

Практическая работа на компьютере осуществляется при изучении всех разделов курса. Время на нее учтено во всех разделах курса.

  1. Алгоритмы и исполнители (17 часов)

Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности. Формальность исполнения алгоритма. Влияние последовательности шагов на результат исполнения алгоритма. Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей. Управление формальными исполнителями (при наличии компьютера). Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов. Массовость алгоритма. Способы записи алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и рисунков. Подготовка к изучению алгоритмов с ветвлениями: истинные и ложные высказывания. Определение истинности простых высказываний, записанных повествовательными предложениями русского языка, в том числе высказываний, содержащих отрицание, конструкцию «если, … то», слова «все», «некоторые», «ни один», «каждый». Определение истинности высказываний, записанных в виде равенств или неравенств.

  1. Повторение и обобщение изученного материала (2часа)

3 класс

  1. Информационная картина мира (16 часов)

Способы организации информации

Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик). Сбор информации путём наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка. Организация информации в виде простых (не содержащих объединённых ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу, предложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц.

Фундаментальные знания о компьютере:

Компьютер как исполнитель алгоритмов. Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с монитором (продолжение). Гигиенические нормы работы за компьютером.

Практическая работа на компьютере

Использование метода Drag-and-Drop. Поиск нужной информации в гипертекстовом документе. Набор текста с помощью клавиатуры (в том числе, заглавных букв, знаков препинания, цифр). Практическая работа на компьютере осуществляется при изучении всех разделов курса. Время на нее учтено во всех разделах курса.

  1. Алгоритмы и исполнители (17 часов)

Алгоритмы с переменными

Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов. Команды с параметрами. Краткая запись команд формального исполнителя.

Алгоритмы с ветвлением

Выбор действия в алгоритме с ветвлениями в зависимости от выполнения условия. Использование простых и сложных высказываний в качестве условий. Запись алгоритма с помощью блок-схем. Создание и исполнение алгоритмов c ветвлениями для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов c ветвлениями.

Создание алгоритмов методом последовательной детализации

Создание укрупнённых алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека.

Детализация шагов укрупнённого алгоритма.

Объекты

Объект и его свойства. Имя и значение свойства. Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая модель объекта. Сравнение объектов.

Понятие класса объектов

Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.

  1. Повторение и обобщение пройденного материала (2 часа)

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Общее

Уроки

Практические работы

2 класс

1

Информационная картина мира

9

2

7

2

Компьютер — универсальная машина для обработки информации

7

1

6

3

Алгоритмы и исполнители

17

1

16

4

Повторение и обобщение пройденного материала.

2

0

2

Итого:

35

4

31

3 класс

1

Информационная картина мира

16

1

15

2

Алгоритмы и исполнители

17

1

16

3

Повторение и обобщение пройденного материала.

2

0

2

Итого:

35

2

31

Перечень учебно – методического обеспечения

Аппаратные средства:

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  2. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  3. Проектор.
  4. Лазерный принтер.
  5. Ксерокс.
  6. Телекоммуникационный блок.
  7. Устройства вывода звуковой информации.
  8. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера.
  9. Модем.
  10. Локальная вычислительная сеть.
  11. Интернет.

Программные средства:

  1. Операционная система Windows.
  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
  3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
  4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
  5. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
  6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
  7. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
  8. Антивирусная программа Антивирус Касперского
  9. Программа-архиватор WinRar.
  10. Интегрированное офисное приложение (Microsoft Office), включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel.
  11. Программа-переводчик.
  12. Система оптического распознавания текста.
  13. Программа «В лес за информацией».
  14. Программа «Кодирование текста».
  15. Программа «Двоичное кодирование рисунков»
  16. Программа «Черный ящик»
  17. Программа «Устройство компьютера»
  18. Программа «Кто где живет»
  19. Программа «Прогулки Энтика»
  20. Программа «Аквариум»
  21. Программа «Мышка-художник»
  22. Программа «Перемещайка»
  23. Программа «Двоичное кодирование».
  24. Программа «В магазине 1».
  25. Программа «Самый-самый»
  26. Программа «На вокзале»
  27. Программа «Цветочные цветы»
  28. Программа «В магазине 2»
  29. Программа «Логика»
  30. Программа «Природные зоны»
  31. Программа «Считай-ка»
  32. Программа «Рассказ, в котором можно выбрать продолжение»
  33. Программа «Чертежник»
  34. Программа «Пожарный»
  35. Программа «Лаборатория»
  36. Программа «Путешественник»
  37. Программа «Художник»
  38. Программа «Графический редактор Paint»
  39. Программа «Текстовый процессор MS Word»
  40. Программа «Калькулятор»
  41. Программа «Компьютерная Долина»

Календарно-тематический план

п/п

Дата

Тема урока

Компьютерный практикум

Кол-во часов

Материал учебника

Задания для самостоятельного решения

  1. Класс

  1.Информационная картина мира (9 часов)

1

04.09.2014

Информация, источники информации.

1

№ 1-4

№ 5

2

11.09.2014

Работа с информацией.

«В лес за информацией»

1

№ 6-9

№ 10

3

18.09.2014

Отбор полезной информации.

«В лес за информацией»

1

№ 11-14

№ 15

4

25.09.2014

Шифры перестановки и замены.

«Кодирование текста»

1

№ 16-19

№ 20

5

02.10.2014

Двоичное кодирование текстовой информации.

«Кодирование текста»

1

№ 21-24

№25

6

09.10.2014

Обработка информации человеком.

«Двоичное кодирование рисунков»

1

№ 26-29

№30

7

16.10.2014

Черный ящик.

«Черный ящик»

1

№31-34

№35

8

23.10.2014

Еще раз о том, что такое информация.

«Черный ящик»

1

№36-39

№40

9

30.10.2014

Действия с информацией (повторение).

«Двоичное кодирование рисунков»

2

№41-44

№45

  2.Компьютер — универсальная машина для обработки информации (7 часов)

10

13.11.2014

Системная плата, процессор.

«Устройство компьютера»

1

№46-49

№50

11

20.11.2014

Оперативная память.

«Устройство компьютера»

1

№51-54

№55

12

27.11.2014

Устройства ввода информации.

«Устройство компьютера»

1

№56-59

№60

13

04.12.2014

Устройства вывода информации.

«Устройство компьютера»

1

№61-64

№65

14

11.12.2014

Внешняя память

«Кто где живет»

1

№66-69

№70

15

18.12.2014

Обобщение материала по теме «Устройство компьютера»

«Кто где живет»

1

№71-74

№75

16

25.12.2014

Твои успехи.

1

№1-10 раздела «Твои успехи»

  3. Алгоритмы и исполнители (17 часов)

17

15.01.2015

Первое знакомство с алгоритмами и исполнителями.

1

№ 1, 2, 3

№ 4

18

22.01.2015

Составление и выполнение алгоритмов.

«Прогулки Энтика»

1

№ 5, 6, 7

№ 8

19

29.01.2014

Последовательность действий и резутат выполнения алгоритма.

«Аквариум»

1

№ 9, 10, 11

№ 12

20

05.02.2015

Составление и выполнение алгоритмов.

«Прогулки Энтика»

1

№ 13,14,15

№ 16

21

12.02.2015

Исполнитель алгоритмов «Мышка-художник»

«Мышка-художник»

1

№ 17,18,19

№20

22

19.02.2015

Адрес клетки.

«Мышка-художник»

1

№ 21,22,23

№24

23

26.02.2015

Энтик и мышка на одном поле.

«Мышка-художник»

1

№25,26,27

№28

24

05.03.2015

Выполнение и составление алгоритмов.

«Черный ящик»

1

№29,30,31

№32

25

12.03.2015

Составление алгоритмов.

«Прогулки Энтика»

1

№33,34,35

№36

26

19.03.2015

Составление алгоритмов, их запись в словесной форме.

«Черный ящик»

1

№37,38,39

№40

27

02.04.2015

Исполнитель алгоритмов «Перемещайка»

«Перемещайка»

1

№41,42,43

№44

28

09.04.2015

Составление алгоритмов.

«Перемещайка»

1

№45,46,47

№48

29

16.04.2015

Алгоритмы «Перемещайки»

«Перемещайка»

1

№49,50,51

№52

30

23.04.2015

Продолжение работы с истинными и ложными высказываниями.

«Прогулки Энтика»

1

№53,54,55

№56

31

30.04.2015

Массовость алгоритмов.

1

№57,58,59

№60

32

07.05.2015

Повторение пройденного.

«Перемещайка»

1

№61,62,63

№64

33

14.05.2015

Твои успехи.

1

№1-10 раздела «Твои успехи»

  4.Повторение и обобщение изученного материала (2 часа)

34

21.05.2015

Резервный урок

1

Дополнительные задания.

35

27.05.2015

Резервный урок

1

Дополнительные задания.

3 класс

  1. Информационная картина мира (16 часов)

1

04.09.2014

Информация (что мы о ней знаем).

«Кодирование текста»

1

№ 1, 2, 3

№ 4

2

11.09.2014

Компьютер (что мы знаем о нем).

1

№ 5, 6, 7

№ 8

3

18.09.2014

Объекты и их свойства. Список.

«В магазине 1»

1

№ 9, 10, 11

№ 12

4

25.09.2014

Объекты и их свойства. Список.

«В магазине 1»

1

№ 13,14,15

№ 16

5

02.10.2014

Порядок элементов в списке.

«Самый-самый»

1

№ 17,18,19

№20

6

09.10.2014

Упорядоченные списки.

«Самый-самый»

1

№ 21,22,23

№24

7

16.10.2014

Многоуровневые списки.

«На вокзале»

1

№25,26,27

№28

8

23.10.2014

Простые и многоуровневые списки.

«На вокзале»

1

№29,30,31

№32

9

30.10.2014

Простые и многоуровневые списки.

«Цветочные часы»

1

№33,34,35

№36,

Домашняя контрольная работа. №1-10 раздела «Твои успехи»

10

13.11.2014

Класс объектов.

«Цветочные часы»

1

№37,38,39

№40

11

20.11.2014

Таблицы.

«В магазине 2»

1

№41,42,43

№44

12

27.11.2014

Таблицы

«Логика»

1

№45,46,47

№48

13

04.12.2014

Порядок записей в таблице.

«Самый-самый»

1

№49,50,51

№52

14

11.12.2014

Поиск информации в таблице.

«Природные зоны»

1

№53,54,55

№56

15

18.12.2014

Итоговое обобщение по теме «Списки и таблицы»

«Природные зоны»

1

№57,58,59

№60

16

25.12.2014

Твои успехи.

1

№11-19 раздела «Твои успехи»

  2. Алгоритмы и исполнители (17 часов)

17

15.01.2015

Алгоритмы. Что мы знаем о них?

1

№ 1, 2, 3

№ 4

18

22.01.2015

Исполнитель алгоритмов «Считай-ка». Имя и значение переменной.

«Считай-ка».

1

№ 5, 6, 7

№ 8

19

29.01.2014

Имя и значение переменной.

«Считай-ка».

1

№ 9, 10, 11

№ 12

20

05.02.2015

Блок-схема алгоритма. Ветвление.

«В магазине 2»

1

№ 13,14,15

№ 16

21

12.02.2015

Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление.

«Считай-ка».

1

№ 17,18,19

№20

22

19.02.2015

Простые и сложные высказывания.

«Рассказ с продолжением»

1

№ 21,22,23

№24

23

26.02.2015

Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением.

«Рассказ с продолжением»

1

№25,26,27

№28

24

05.03.2015

Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением.

«В магазине 2»

1

№29,30,31

№32

25

12.03.2015

Исполнитель алгоритмов «Чертежник». Команды с параметрами.

«Чертежник»

1

№33,34,35

№36

26

19.03.2015

Составление и выполнение алгоритмов Чертежника.

«Чертежник»

1

№37,38,39

№40

27

02.04.2015

Повторение материала III четверти.

1

№1-8 раздела «Твои успехи»

28

09.04.2015

Исполнитель алгоритмов «Пожарный».

«Пожарный»

1

№41,42,43

№44

29

16.04.2015

Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар».

«Пожарный»

1

№45,46,47

№48

30

23.04.2015

Алгоритмы с ветвлением для исполнителя «Пожарный»

«Пожарный»

1

№49,50,51

№52

31

30.04.2015

Метод последовательной детализации.

«Пожарный»

1

№53,54,55

№56

32

07.05.2015

Простые и сложные условия в алгоритмах.

«В магазине 2»

1

№57,58,59

№60

33

14.05.2015

Итоговое повторение и обобщение.

1

№9-16 раздела «Твои успехи»

  3. Повторение и обобщение пройденного материала (2 часа)

34

21.05.2015

Резервный урок

1

Дополнительные задания.

35

27.05.2015

Резервный урок

1

Дополнительные задания.


Список литературы

  1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г.: Информатика: 2кл. Учебник-тетрадь в двух частях (второй год обучения). – М.: Академкнига/Учебник, 2003;
  2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика: 2 кл.: Методическое пособие (Первый год обучения)/Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Академкнига/Учебник, 2007;
  3. Паутова А.Г. Информатика: Комплект компьютерных программ к учебнику: 2 кл.: Методическое пособие/ А.Г. Паутова. - М.: Академкнига/Учебник, 2007. – 100с.:ил.+1CD
  4. Бененсон Е.П., Паутова А.Г.: Информатика: 3кл. Учебник-тетрадь в двух частях (второй год обучения). – М.: Академкнига/Учебник, 2010;
  5. Паутова А.Г. Информатика: Комплект компьютерных программ к учебнику: 3 кл.: Методическое пособие/ А.Г. Паутова. - М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 100с.:ил.+1CD
  6. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика [Текст]: 3 кл.: Методическое пособие (Второй год обучения)/Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Академкнига/Учебник, 2007. — 231 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мордовские народные игры» 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мордовские народные игры» 1-4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классов на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классовучителя информатики и ИКТВоробьёвой Елены Анатольевны на 2014 – 2015 учебный год  Пояснительная записка...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классов на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классовучителя информатики и ИКТВоробьёва Елена Анатольевна на 2015-2016 учебный год Рабочая программа внеурочной деят...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 6 классов на 2015-2016 учебный год

Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика и мы» для 6 классовучителя информатики и ИКТВоробьёва Елена Анатольевна на 2015-2016 учебный год  Рабочая программа внеурочной...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" для 6 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" для 7 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" для 5 класса...