Программа кружка "Инфознайка - графика" (5 класс)
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ «Крепинская СОШ»
Рассмотрено | Согласовано | Утверждаю |
на заседании МО учителей естественно – математического цикла Рук. МО: ____________Симонова Л.В. Протокол № ___"___"__________2015г. | Зам. директора по ВР __________ Черевичко ММ. « » 2015 г. | Директор школы: Е.А. Серебрянский «___»________________2015 г. |
Рабочая программа
и календарно-тематическое планирование кружка
«Инфознайка - графика»
34 ч.
Учитель: Бондарькова В..В.
Класс: 5
Предмет: Информатика и ИКТ.
Количество часов: 34
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Рабочей программы кружка по информатике (ФГОС ООО) для 5 – 7 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» (http://svetschool1.narod.ru/docs/rabprog/inf6_kruzh.pdf).
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Довольно часто мы сталкиваемся с проблемой творчества детей. Не каждый ребенок способен создать что- либо свое, не основываясь на примерах. Поэтому творческие способности надо развивать. Для развития творческой активности ученика важно, чтобы деятельность осуществлялась в новых условиях, требующих новых подходов к совершаемым предметным действиям, нахождения новых способов. Творческая активность школьника связана с решением некоторой проблемы, предполагающей различные способы и пути решения. Воображение почти всегда является результатом накопленного опыта. Компьютерная графика и есть способ отражения накопленного опыта и развития воображения.
Именно этому и предназначена программа кружка «Инфознайка - графика», предназначенная для изучения графического редактора Paint. Обучение направлено на приобретение учащимися знаний и знакомство учащихся с графическим редактором Paint. Умея работать с графическими редакторами, человек приобретает новое видение мира. Работа в графическом редакторе основывается на знаниях учащихся, полученных на уроках ИЗО: правильное сочетание цветов, композиционное построение рисунка, знание законов перспективы.
Программа рассчитана на 34 часа.
Программа построена на принципах:
- Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
- Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз более информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
- Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Занятия в кружке «Инфознайка - графика» помогут учащимся 5 класса в занимательной форме освоить элементарные навыки работы с компьютером, научат пользоваться основным графическим редактором, и таким образом подготовят учащихся к изучению информационных технологий в старших классах.
Цели кружка:
• формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
• формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
• усиление культурологической составляющей школьного образования;
• пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
• развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
• показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
• организовать компьютерный практикум, ориентированный на:
- формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с графикой);
- овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
• организовать работу по овладению первичными навыками исследовательской деятельности;
• создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Предметные образовательные результаты
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
Владение следующими знаниями | Владение следующими умениями |
|
|
Личностные образовательные результаты
• широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
• основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
• готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
• способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
• владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; хранение и обработка информации; поиск, передача и хранение информации),
• владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ
Формы, методы и средства обучения.
Методы:
-словесные (объяснения, беседы, лекции)
-наглядные (слайды, фотографии, видеофильмы)
-практические (работа на ПК, реализация творческих проектов).
В программе наряду с обычными занятиями используются формы обучения:
- конкурсы,
- викторины,
- проекты.
Особое место в программе занимают практические занятия.
Средства обучения:
печатные (раздаточный материал);
электронные и аудиовизуальные (презентации, слайды, видеофильмы и др.);
наглядные (стенды);
фото-видеооборудование.
Типы занятий:
-комбинированный;
-первичного ознакомления с материалом;
-усвоение новых знаний;
-применение полученных знаний и умений;
-закрепление, повторение;
-итоговое.
Содержание учебной программы
Тема 1. Учимся работать на компьютере (4ч.)
Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.
Тема 2. Осваиваем графический редактор Paint (6ч.)
Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
Тема 3. Учимся редактировать рисунки (6ч.)
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка.
Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком.
Тема 4. Точные построения графических объектов (8ч.)
Геометрические инструменты. Использование клавиши shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Редактирование графического объекта по пикселям. Понятие пиктограммы.
Тема 5. Учимся преобразовывать рисунок (4ч.)
Отражения и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка.
Тема 6. Конструируем рисунок из мозаики (6ч.)
Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм – плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Учимся работать на компьютере | 4 | 2 | 2 |
2 | Осваиваем графический редактор Paint | 6 | 2 | 4 |
3 | Учимся редактировать рисунки | 6 | 1 | 5 |
4 | Точные построения графических объектов | 8 | 2 | 6 |
5 | Учимся преобразовывать рисунок | 4 | 2 | 2 |
6 | Конструируем рисунок из мозаики | 6 | 2 | 4 |
Итого | 34 | 11 | 23 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол- во часов | Дата проведения | |||
Всего | Теория | Практика | План. | Факт. | ||
Учимся работать на компьютере | 4 | |||||
Информация. Информатика. Компьютер. Техника безопасности в компьютерном классе | 1 | |||||
Как устроен компьютер? | 1 | |||||
Рабочий стол, его объекты. Управление мышью. Запуск программ | 1 | |||||
Практическая работа: «Учимся работать на компьютере» | 1 | |||||
Осваиваем графический редактор Paint | 6 | |||||
Компьютерная графика, ее особенности. Назначение графического редактора Paint. | 1 | |||||
Инструменты рисования и их настройка. Создаем простейшие рисунки | 1 | |||||
Панель Палитра и как ее изменить | 1 | |||||
Как выбрать основной и фоновый цвета. Свободное рисование | 1 | |||||
Учимся редактировать компьютерный рисунок | 1 | |||||
Практическая работа: «Осваиваем графический редактор Paint» | 1 | |||||
Учимся редактировать рисунки | 6 | |||||
Что такое фрагмент рисунка. Выделение, перенос, копирование | 1 | |||||
Практическая работа «Выделение, перенос, копирование» | 1 | |||||
Что такое файл. Как сохранить созданный рисунок. Как открыть сохраненный рисунок | 1 | |||||
Собираем рисунок из деталей | 1 | |||||
Практическая работа по теме: «Учимся редактировать рисунки» | 1 | |||||
Практическая работа по теме: : «Учимся редактировать рисунки» | 1 | |||||
Точные построения графических объектов | 8 | |||||
Геометрические инструменты. | 1 | |||||
Инструменты рисования линий. Рисунок из линий | 1 | |||||
Построение фигур | 1 | |||||
Что такое пиксель и пиктограмма | 1 | |||||
Как изменить масштаб просмотра рисунков | 1 | |||||
Редактируем рисунки по пикселям | 1 | |||||
Создаем пиктограммы | 1 | |||||
Практическая работа по теме: «Точные построения графических объектов» | 1 | |||||
Учимся преобразовывать рисунок | 4 | |||||
Выполнение команд наклона, отражения и поворота | 1 | |||||
Растяжение и сжатие | 1 | |||||
Надписи в рисунках | 1 | |||||
Практическая работа по теме: «Преобразование рисунка» | 1 | |||||
Конструируем рисунок из мозаики | 6 | |||||
Творческая работа «Меню готовых форм» | 1 | |||||
Творческая работа «Конструирование из кубиков» | 1 | |||||
Проектная работа «Композиция из кубиков» | 1 | |||||
Практическая работа по теме: «Конструирование из мозаики» | 1 | |||||
Практическая работа по теме: «Конструирование из мозаики» | 1 | |||||
Виртуальная экскурсия «В стране «Графика»» | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы для учащихся
- Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика : учебник для 5 класса 4-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
- Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВПетербург, 2010.- 352с.: ил.
- Макарова Н.В., Николайчук Г.С.,Титова Ю.Ф., Симонова И.В. Информатика 5-6 класс (начальный курс) Питер, 2009.
- Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук ЕС. и др. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика Питер Пресс, 2009-2012.
Интернет ресурсы:
- www.metod-kopilka.ru – Методическая копилка учителя информатики http://www.klyaksa.net/ - Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках http://www.nmc.uvuo.ru/lab_SRO_opit/posobie_metod_proektov.htm
- http://www.fsu-expert.ru/node/2251 - ИНФОРМАТИКА и ИКТ. Программа для базового уровня (системно-информационная концепция); http://www.5byte.ru/8/0006.php - Информатика на пять
- Сайт Константина Полякова: http://kpolyakov.narod.ru/
- Сайт информационной поддержки конкурсов и олимпиад: http://konkyrcy.ucoz.ru/
- Сайт кафедры ФИИТ: http://fiit.ucoz.ru/index/socialnye_servisy/0-11
Список литературы для учителя
Концепция фундаментального ядра содержания общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторный практикум:"Программа векторной графики CorelDraw "
В практикуме представленны лабораторные работы составленные с использованием материалов форума Demiart....
Рабочая программа "Компьютерная графика" ФГОС - 3
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее - С...
Рабочая программа по графике и письму для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы+планирование....
Рабочая программа "Компьютерная графика" 10 класс
Учебный курс разработан на основе авторской программы элективного курса «Компьютерная графика» автора Л.А. Залогова, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 класс...
Рабочая программа «Инженерная графика» для 8-9 классов
Рабочая программа «Инженерная графика» для 8 -9 классов среднего (полного) общего образования составлена на основании следующих нормативно - правовых документов....
Рабочие программы для 2 класса по предметам: "Графика и письмо", "Альтернативное чтение", "Развитие речи и окружающий мир", "Живой мир", "Математические представления и конструирование" и другие
Все рабочие программы для 2 класса для детей со сложной структурой дефекта по предметами (15 предметов):-"Графика и письмо"-"Альтернативное чтение"-"Развитие речи и окружающий мир"-"Живой мир"-"Матема...
Рабочая программа по графике 8-9 класс.
Рабочая программа по графике 8-9 класс....