Элективный курс «Решение экономических задач в MSExcel»
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Ермишина Светлана Александровна

Информационные процессы являются фундаментальной частью  современной картины мира. Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке является моделью. Рассмотрение эволюции развития информационных процессов и выявление закономерностей позволит осознать необходимость автоматизации информационных процессов и значение информационных технологий в экономике и управлении информационного общества.

Предлагаемый материал ориентирован на математическую подготовку в классах с экономическим уклоном. С одной стороны предоставляется достаточно доступный математический аппарат для математической формализации экономических ситуаций, явлений и процессов. С другой стороны – отрабатываются навыки экономического анализа получаемых результатов решения математических моделей. Экономическое толкование – анализ результатов Поиска решений по типу «Устойчивость».

На уроках информатики учащиеся знакомятся с основными приемами работы с электронными таблицами. Здесь же рассматривается углубленный аспект пакета Excel.

Цель обучения: научится применять приложение MS Excel при решении экономических задач.

Задачи изучений:

  1. Обучение приемам и методам построения математических моделей экономических задач.
  2. Формирование навыков использования Excel для решения экономических задач.
  3.  
  4. Формирование и развитие навыков анализа полученных числовых результатов с экономической точки зрения.

формы организации учебной деятельности – лабораторные и практические занятия.

Методы: частично-поисковый, проблемный. При этом учащимся не придется осваивать дополнительный материал по информатике; курс составлен таким образом, что задания опираются на те знания и умения, которые уже сформированы на уроках информатики.

Используемые педагогические технологии:

  •  проблемное обучение;
  •   проектные методы обучения;
  •  исследовательские методы в обучении;
  •  использование в обучении игровых методов;
  •  обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  •  здоровье сберегающие технологии, 

 

Ожидаемые результаты обучения.

Предметные:

1. Уметь строить математическую модель экономической задачи.

2. Уметь заполнять  исходную таблицу в Excel.

3. Знать алгоритм использования надстройки «Поиск решения».

4. уметь формировать отчет «Устойчивости».

5. Иметь представление о построении экономических выводов по отчету.

    Метапредметные:

1.Умения организовывать свою деятельность:

  • определять ее цели и задачи,
  • выбирать средства реализации цели,
  • применять их на практике,
  • взаимодействовать в группе в  достижении общих целей,
  • оценивать достигнутые результаты.

2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности:

  • обобщенные способы решения учебных задач,
  • исследовательские, коммуникативные и информационные умения,
  • умение работать с разными источниками информации.

3. Готовность к профессиональному выбору:

  • умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей.

Оценивание знаний по элективному курсу.

Оценка усвоения материала данного курса проводится в форме соревнования команд-предприятий. Команды состоят из 4 человек. У каждого своя роль-должность: директор, бухгалтер, заведующий складом, экономист. Распределяют ученики роли сами. У каждого свои функциональные обязанности. Команды должны презентовать своё предприятие, предоставить набор необходимых документов – итоги «работы». Для оценки можно пригласить гостей с экономическим образованием. По итогам соревнования выставляются оценки каждой группе.

 

Данный элективный курс  рассчитан на 12 часа в 9-ом классе, программой предусматривается последовательное изучение  разделов:

  1. Техника безопасности в кабинете информатики, при работе на компьютере.
  2. Составление расчетных таблиц и их форматирование.
  3. Составление расчетов для расчета заработной платы.
  4. Составление таблиц для расчетов прибыли.
  5. Составление таблицы для расчета кредитов.
  6. Творческая работа. Защита творческого проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_informatika.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Решение экономических задач в MSExcel»

http://wiki.soiro.ru/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:%D0%98%D0%BD%D1%84_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2

Пояснительная записка

Информационные процессы являются фундаментальной частью  современной картины мира. Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке является моделью. Рассмотрение эволюции развития информационных процессов и выявление закономерностей позволит осознать необходимость автоматизации информационных процессов и значение информационных технологий в экономике и управлении информационного общества.

Предлагаемый материал ориентирован на математическую подготовку в классах с экономическим уклоном. С одной стороны предоставляется достаточно доступный математический аппарат для математической формализации экономических ситуаций, явлений и процессов. С другой стороны – отрабатываются навыки экономического анализа получаемых результатов решения математических моделей. Экономическое толкование – анализ результатов Поиска решений по типу «Устойчивость».

На уроках информатики учащиеся знакомятся с основными приемами работы с электронными таблицами. Здесь же рассматривается углубленный аспект пакета Excel.

Цель обучения: научится применять приложение MS Excel при решении экономических задач.

Задачи изучений:

  1. Обучение приемам и методам построения математических моделей экономических задач.
  2. Формирование навыков использования Excel для решения экономических задач.
  3. Формирование и развитие навыков анализа полученных числовых результатов с экономической точки зрения.

Формы организации учебной деятельности – лабораторные и практические занятия.

Методы: частично-поисковый, проблемный. При этом учащимся не придется осваивать дополнительный материал по информатике; курс составлен таким образом, что задания опираются на те знания и умения, которые уже сформированы на уроках информатики.

Используемые педагогические технологии:

  •  проблемное обучение;
  •   проектные методы обучения;
  •  исследовательские методы в обучении;
  •  использование в обучении игровых методов;
  •  обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  •  здоровье сберегающие технологии, 

Ожидаемые результаты обучения.

Предметные:

1. Уметь строить математическую модель экономической задачи.

2. Уметь заполнять  исходную таблицу в Excel.

3. Знать алгоритм использования надстройки «Поиск решения».

4. Уметь формировать отчет «Устойчивости».

5. Иметь представление о построении экономических выводов по отчету.

         Метапредметные:

1.Умения организовывать свою деятельность:

  • определять ее цели и задачи,
  • выбирать средства реализации цели,
  • применять их на практике,
  • взаимодействовать в группе в  достижении общих целей,
  • оценивать достигнутые результаты.

2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности:

  • обобщенные способы решения учебных задач,
  • исследовательские, коммуникативные и информационные умения,
  • умение работать с разными источниками информации.

3. Готовность к профессиональному выбору:

  • умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей.

Оценивание знаний по элективному курсу.

Оценка усвоения материала данного курса проводится в форме соревнования команд-предприятий. Команды состоят из 4 человек. У каждого своя роль-должность: директор, бухгалтер, заведующий складом, экономист. Распределяют ученики роли сами. У каждого свои функциональные обязанности. Команды должны презентовать своё предприятие, предоставить набор необходимых документов – итоги «работы». Для оценки можно пригласить гостей с экономическим образованием. По итогам соревнования выставляются оценки каждой группе.

Данный элективный курс  рассчитан на 12 часа в 9-ом классе, программой предусматривается последовательное изучение  разделов:

  1. Техника безопасности в кабинете информатики, при работе на компьютере.
  2. Составление расчетных таблиц и их форматирование.
  3. Составление расчетов для расчета заработной платы.
  4. Составление таблиц для расчетов прибыли.
  5. Составление таблицы для расчета кредитов.
  6. Творческая работа. Защита творческого проекта.

Содержание курса

  1. Техника безопасности в кабинете информатики, при работе на компьютере. Основные сведения о приложении MS Excel, его функции, основные возможности, способы применения в такой профессиональной сфере, как экономика. Формирование групп для выполнения группового проекта (1 час).
  2. Составление расчетных таблиц и их форматирование. Правила ввода формул. Обрамление таблиц границами. Ввод данных, необходимых для расчетов. Сохранение  КНИГИ. Добавление ЛИСТОВ при необходимости (2 часа).
  3. Составление расчетов для расчета заработной платы. Поиск информации в сети Интернет о том, из каких показателей формируется заработная плата, от чего она зависит.  Используя полученные знания разработать таблицу в MS Exsel и автоматизировать расчет заработной платы (2 часа).
  4. Составление таблиц для расчетов прибыли. Описать предприятие, которое было взято для проекта, определить, какую продукцию будет оно выпускать, сколько и чего при этом будет потрачено, количество производимой продукции. Используя полученные знания разработать таблицу в MS Exsel и автоматизировать расчет прибыли предприятия за 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 1 год (2 часа).
  5. Составление таблицы для расчета кредитов. Определить, какой необходимо предприятию взять кредит, под какой процент (рассмотреть финансовый рынок - банки), сколько потребуется времени, чтобы выплатить его полностью. Используя полученные знания разработать таблицу в MS Exsel и автоматизировать расчет выплаты кредита (2 часа).
  6. Творческая работа. Выполнение творческого проекта по темам курса. Разработка алгоритма решения практической задачи и реализация его на компьютере (2 час).
  7. Подведение итогов.  Защита творческих проектов  учащихся (1 час).

Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

В т.ч. практическая работа

1

Техника безопасности в кабинете информатики, при работе на компьютере. Основные сведения о приложении MS Excel

1

-

2

Составление расчетных таблиц и их форматирование.

2

1

3

Составление расчетов для расчета заработной платы.

2

1

4

Составление таблиц для расчетов прибыли.

2

1

5

Составление таблицы для расчета кредитов.

2

1

6

Творческая работа.

2

1

7

Подведение итогов.

1

-

Итого часов:

12

Необходимое оборудование:

  1. 2 компьютер на группу (1 – для разработки в приложении MS Excel, 2 – для поиска информации в сети Интернет)
  2. Проектор и экран – для защиты проекта
  3. Выход в Интернет

Критерии оценивания проектов

Критерий

Показатели

балл

1. Структурные

1.1. Логичность

достаточное обоснование актуальности и полное соответствие темы проекта

2

обоснование актуальности и ее соответствие теме проекта неполное (показана только общественная или только личностная значимость темы)

1

актуальность не представлена в тексте

0

1.2.Культура исполнения

элементы структуры проекта представлены в полном объеме, приложения соответствуют

2

не все элементы структуры проекта представлены, приложения не соответствуют (по качеству или количеству)

1

большинство элементов структуры проекта не представлено

0

 

 

сумма баллов по I критерию (макс. 4 балла)

 

 II. Теоретические (макс. 14 баллов)

2.1.Целостность

проблема представлена полно, ее значимость достаточно обоснована

4

проблема и ее значимость представлены неполно или недостаточно обоснованы

2

постановка проблемы и обоснование ее значимости отсутствуют

0

2.2. Коммуникативная компетентность

представлено самостоятельное проблемное осмысление заявленной темы в соответствии с изученными источниками

3

присутствуют элементы самостоятельного осмысления темы, ссылок нет

2

отсутствует самостоятельное осмысление представленной информации

1

2.3. Информационная компетентность

на основе изученной информации сделаны выводы и обобщения, использованные в практической части

7

использованные источники позволили провести анализ и выразить оценочное суждение к материалам (проблеме)

5

источников достаточно для раскрытия темы, терминология корректна

4

источников для раскрытия темы проекта достаточно, но в используемой терминологии встречаются неточности

3

источников для раскрытия темы проекта недостаточно, в используемой терминологии встречаются неточности

2

используемая терминология недостаточна или некорректна, ссылок на изученные источники нет

1

 

 

сумма баллов по II критерию (макс. 14 баллов)

 

 III. Исследовательские (макс. 20 баллов)

3.1. Соответствие теоретической и практической частей

практическая часть проекта связана с теоретической и направлена на решение исследуемой проблемы

3

практическая часть связана с теоретической рассматриваемой проблемой (темой)

2

практическая часть присутствует, но слабо связана с теоретической, незначительна по объему

1

3.2.Корректность методов исследования

заявленные методы исследования (инструментарий) использованы корректно

5

отдельные методы (инструментарий) исследования некорректно использованы или нецелесообразны

3

заявленные методы (инструментарий) исследования не использованы или некорректны

1

3.3.Результативность исследования

выводы системны, корректны, обоснованы, соответствуют заявленной проблеме и содержат возможные варианты ее решения

6

выводы находятся в смысловом поле проблемы, но носят абстрактный или частный характер, не охватывая проблему в полном объеме

3

выводы приведены, но слабо связаны с заявленной проблемой исследования

1

3.4.Элементы исследовательской компетентности

цели и задачи проекта достигнуты, адекватно представлены в выводах

6

цели и задачи проекта достигнуты частично, соотнесены с методами и результатами исследования

3

представлена попытка соотнесения целей и задач с методами и результатами исследования

1

 

 

сумма баллов по III критерию (макс. 20 баллов)

 

IV.

 

Особое мнение рецензента (до 2-х баллов)

 

Максимально возможное количество баллов: 40

  • Оценка “удовлетворительно”: от 17 до 25 баллов (42%)
  • Оценка “хорошо”: от 26 до 35 баллов (65%)
  • Оценка “отлично”: от 36 до 40 баллов (90%)

Предлагаем ввести штрафные баллы, к примеру, за несвоевременное выполнение отдельных этапов проекта.

В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно увидеть:

  • какими были его успехи в освоении учебного материала в целом;
  • на каком уровне он его усвоил;
  • каковы его умения и навыки;
  • какова оценка его творческой деятельности;
  • в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу.

Список используемой литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования №1897 от 17 декабря 2010 года.
  2. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2, 2010.
  3. Перминова Л.М. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения. Педагогика. 10, 2011.
  4. http://festival.1september.ru/articles/526848/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"

программа расчитана для учащихся 9 класса....

Программа элективного курса "Решение химических задач"

Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 11 классе естественнонаучного профиля. Цель - обощение знаний при изучении химических дисциплин....

Элективный курс: «Решение экономических задач средствами математических программ». (профильная подготовка)

Место курса в образовательном процессеОдной из важных функций курса информатики является формирование у учащихся умений по использованию информационных технологий в практической деятельности. Особо ак...

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»

Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических  задач  с параме...