ФГОС ООО: требования к современным средствам обучения на уроке информатики
статья по информатике и икт на тему

Филиппова Анна Викторовна
Особенностью современной школы является требование внедрения современных средств и технологий обучения в образовательный процесс. Об этом неоднократно заявлял Президент РФ. Так, в своем послании Федеральному собранию 01.12.2010 г. Д.А. Медведев отметил, что «использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых стандартах». В ФГОС основного общего образования, достаточно четко сформулированы требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_tso.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ФГОС ООО: требования к современным средствам обучения на уроках информатики

Филиппова Анна Викторовна,

учитель информатики

Особенностью современной школы является требование внедрения современных средств и технологий обучения в образовательный процесс. Об этом неоднократно заявлял Президент РФ. Так, в своем послании Федеральному собранию 01.12.2010 г. Д.А. Медведев отметил, что «использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых стандартах». В ФГОС основного общего образования, достаточно четко сформулированы требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда ОУ включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде. Информационно-образовательная среда ОУ должна обеспечивать:

• информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

• планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

• мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

• мониторинг здоровья обучающихся;

• современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

• дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности, в том числе, в рамках дистанционного образования;

• дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя ОУ. Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

С 2005 г. материальная база учебно-наглядных пособий и учебного оборудования формировалась на основе письма Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03417 «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений». Данный Перечень потерял свою актуальность в связи с разработкой и внедрением в школьную практику преподавания принципиально новых носителей информации и средств их воспроизведения. Современная система средств обучения рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих (в рамках методики использования) различных видов средств обучения, которая обеспечивает выполнение требований ФГОС, является составной частью всех уровней информационно-образовательной среды ОУ, функционально обеспечивает все составляющие образовательного процесса. При формировании концепции современной системы средств обучения нашли отражение следующие основополагающие принципы:

• все множество средств обучения рассматривалось с позиции системных требований, где в качестве системообразующего компонента положен учебно-методический комплект (УМК), или система, линия учебников издательств «Просвещение», «Дрофа»;

• необходимость учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значений видов деятельности и форм общения – должно быть реализовано посредством использования в учебном процессе как традиционных средств обучения (учебно-наглядные пособия на печатной и непечатной основах, гербарии, коллекции, модели, макеты, муляжи и пр.), так и инновационных, высокотехнологичных средств обучения, функционирующих на базе цифровых технологий;

• в соответствии с ФГОС должен измениться взгляд на ученика. Ученик признается субъектом образовательного процесса. Учащиеся из пассивных читателей и слушателей должны стать «добывателями» знаний с помощью комплекса современных средств обучения. Очевидно, что в целях реализации требований ФГОС, все субъекты образовательного процесса – и педагоги, и учащиеся должны иметь равные возможности для использования в учебной деятельности средств обучения. Данное обстоятельство определяет необходимость формирования наборов традиционных и инновационных средств обучения для учителя и учащихся при комплектовании кабинетов;

• согласно требованиям ФГОС, комплектации учебных кабинетов инновационными средствами обучения могут быть выполнены в форме автоматизированного рабочего места (АРМ) учителя и АРМ ученика. В состав АРМов входят надпредметные (компьютер, интерактивная доска, проектор, МФУ, документ-камера) и предметные средства обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных средств обучения на уроках физики

Обобщение моего педагогического опыта....

Методическая разработка открытого урока с использование современных средств обучения по информатике на тему: «Возможности динамических (электронных) таблиц»

Тема «Возможности динамических (электронных) таблиц» изучается на первом курсе среднего профессионального образовательного учреждения в разделе «Технологии создания и преобразования информационн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Новый импульс информатизации физического образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Интернет обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголк...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Новый импульс информатизации физического образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Интернет обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголк...

Проблемное обучение на уроках информатики в свете современных требований к результатам освоения основной образовательной программы

Проблемное обучение на уроках информатики в свете современных требований к результатам освоения основной образовательной программы...

Использование современных приемов обучения на уроках информатики для повышения мотивации учащихся

Учение в школе — это основной род деятельности ученика, и его основная цель - успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а знач...

Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках информатики

Статья о применении технических возможностей современных экранно-звуковых средств обучения в учебно-воспитательном процессе....