Использование современных приемов обучения на уроках информатики для повышения мотивации учащихся
статья по информатике и икт

Филиппов Иван Иванович

Учение в школе — это основной род деятельности ученика, и его основная цель - успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому учебная успешность каждого ученика зависит от того, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Использование современных приемов обучения на уроках информатики для повышения мотивации учащихся

Учитель: Филиппов И.И.

2018


Учение в школе — это основной род деятельности ученика, и его основная цель - успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому учебная успешность каждого ученика зависит от того, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.

Уровень интереса к изучению информатики высок. Однако он, в большинстве своём, поддерживается внешней атрибутикой урока, а именно использованием на каждом уроке компьютерной техники. Изучение же теоретических основ построения компьютера, и овладение способами сбора, хранения, обработки и передачи информации остаются вне интересов обучающихся.

Важнейшее практическое значение имеет вопрос о том, как повысить уровень учебной мотивации, создавая наиболее благоприятные для интеллектуального и личностного развития обучающихся условия.

Таким образом, возникают следующие противоречия:

  • между социальным заказом современного общества на уровень образованности обучающихся и возможностью выполнить его в рамках традиционного подхода к учебно-воспитательному процессу;
  • между содержанием учебного материала и мотивационной готовностью его принятия обучающимися;
  • между недостаточной сформированностью общеучебных умений и навыков и ограниченностью возможности их совершенствования в рамках традиционного урока.

Мотивация — совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности. Отношение учащихся к учебной деятельности зависит от мотивации.

Мотив (от французского miitiw) — побудительная сила, причина, (от латинского) - приводить в движение, толкать.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в определённую деятельность, - в данном случае деятельность учения.

Важным для анализа мотивационной сферы учения школьников является характеристика их отношения к нему. Так, А. К. Маркова, определяя три типа отношения: отрицательное, нейтральное и положительное, приводит четкую дифференциацию последнего на основе включенности в учебный процесс. Очень важно для управления учебной деятельностью школьника:

  1. положительное, неявное, активное, означающее готовность школьника включиться в учение;
  2. положительное, активное, познавательное;
  3. положительное, активное, личностно-пристрастное, означающее включенность школьника как субъекта общения, как личности и члена общества.

Другими словами, мотивационная сфера субъекта учебной деятельности или его мотивация не только многокомпонентна, но и разнородна и разноуровнева, что лишний раз убеждает в чрезвычайной сложности не только ее формирования, но и учета, и даже адекватного анализа. Одновременно отмечается связь уровня умственного развития и развития, формирования мотивационной сферы.

Повышение качества знаний через создание условий в ходе урока, способствующих позитивной динамике в мотивационной сфере обучающихся.

Педагогические приемы и методы позволяют решать следующие задачи:

  • повышение уровня учебной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;
  • развитие познавательных процессов, влияющих в целом на учебную успешность;
  • развитие произвольности в интеллектуальной и коммуникативной деятельности;
  • развитие навыков рефлексии;
  • формирование позитивного самосознания обучающихся.

В своей педагогической деятельности я руководствуюсь следующими принципами:

  • создание в ходе урока ситуации успеха, для каждого обучающегося вне зависимости от его учебной успешности;
  • комплексность;
  • системность;
  • динамичность;
  • учет потенциальных возможностей ребенка;
  • диагностичность.

Для меня очень важно уметь и определять, и формировать мотивы познавательной деятельности. Для определения и изучения структуры мотивов я использую общие методы педагогических исследований: беседу, анкетирование, наблюдение и др. Формирование мотивации осуществляю на основе полученных данных об индивидуальных особенностях обучаемого, исходном уровне мотивации, изучении структуры превалирующих мотивов.

Некоторые методы развития мотивации практически на каждом этапе

Используемые приёмы:

 Подготовка уч-ся к работе на уроке:

- обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии;
- психологически подготовить уч-ся к ОБЩЕНИЮ на учебном занятии.Эмоциональные.1. «Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (Хорошего вам настроения!)»
2. Рапорт (определение отсутствующих).
3. Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе. На этапе организации начала урока я использую эмоциональные методы, создающие обстановку доброжелательности и доверия.

2. Этап проверки выполнения домашнего задания

  1. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся)
  2. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения
  3. Тестовые задания (задания закрытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности)
  4. Выполнение уч-ся заданий, подобных д/упражнениям
  5. Постановка доп. Вопросов
  6. Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски
  7. Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению планов своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана
  8. Разноуровневые самостоятельные работы

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

  1. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока
  2. Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). Эмоциональные,
    познавательные, волевые
  3. Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы
  4. Сообщение цели в виде проблемного задания
  5. Сообщение цели в виде эвристического вопроса
  6. Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?»
  7. Использование технологической карты
  8. Ассоциативный ряд
  9. Использование результатов предварительного социологического опроса
  10. Постановка целей через показ конечных результатов
  11. Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала
  12. Мозговая атака

Объявив тему урока, предлагаю определить основные направления деятельности. Например, на уроке по теме «Алгоритмы и исполнители» ставлю следующие вопросы:

  • Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
  • Что вы знаете по этой теме?
  • Какие вопросы интересуют?»

Стараюсь показать социальную и практическую значимость изучаемого материала.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание уч-ся изучаемого материала:

  • существенных признаков, понятий;
  • правил и построенных на их основе алгоритмов.

Содействовать усвоению уч-ся способов, средств, которые приведут к определенному выводу (обобщению)

Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.

Эмоциональные, познавательные, волевые, социальные

  1. Работа с определением вводимых понятий
  2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся
  3. Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символической формах
  4. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных таблицах
  5. Экстроактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение)
  6. Интроактивный режим (модульное обучение, проблемно-модульное, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной работы уч-ся)
  7. Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения, проектное обучение)

5. Этап первичной проверки понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала.
Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся.

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала:

  1. Ассоциативный ряд
  2. Опорный текст
  3. Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов
  4. Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу. На данном этапе в основном использую познавательные, волевые, социальные методы, такие как: опора на жизненный опыт, развитие познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, предъявление учебных требований, прогнозирование применения полученных знаний в будущей деятельности, создание ситуации взаимопомощи.

6. Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельные работы по новому материалу
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его

  1. Использование на уроке взаимообратных задач
  2. «Разбери по этапам процесс выполнения задания »
  3. Вопросно-ответное общение
  4. «Придумай свои задания»Для освоения практических навыков обработки информации использую подробные лабораторные работы, которые содержат, как теоретические материалы по теме, так и пошаговый алгоритм выполнения задания. На первых уроках учащиеся, пропустив теоретические основы стремятся сразу выполнить практическое задание, когда результат не получается, зовут на помощь учителя. В этой ситуации я не показываю способ действия, а предлагаю прочитать теорию и попробовать ещё раз выполнить задание. Использование этого приёма работы позволяет организовать работу в группе, а также даёт возможность ребёнку работать в индивидуальном режиме усвоения. Те, кто успевают больше остальных, получают дополнительные более сложные задания.

7. Этап применения знаний и способов действий

Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

  1. Разноуровневые самостоятельные работы
  2. Деловая игра
  3. Вопросно-ответное общение
  4. Групповая работа
  5. Задания на самостоятельное построение алгоритма решения определенных типов задач

На данном этапе мной применяются такие методы как: создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, формирование ответственного отношения к учению, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность результатами коллективной работы.

8. Этап обобщения и систематизации знаний

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся. Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий

  1. Моделирование
  2. Построение «дерева» темы
  3. Построение «здания» темы
  4. Построение блок-формулы
  5. Мозговая атака
  6. Задания на определение уч-ся в списке слов фактов, понятий, правил, законов
  7. «Пересечение тем»

Для развития у обучающихся умения работать с научными текстами предлагаю карточки–задания. Текст карточки содержит материал по изученной теме. Ученик, читая текст должен по смыслу вставить основные термины, с которыми знакомился при прохождении темы (приложение 5).

9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий. Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся. Установить причины выявленных недостатков. Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

  1. Разноуровневые контрольные и самостоятельные работы
  2. Тестовые задания
  3. Задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний)
  4. Задания на выделение существенных признаков (глубина)
  5. Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость)
  6. Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

10. Этап коррекции знаний и способов действий.

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

  1. Использование специально разделенных на мелкие этапы и звенья упражнений
  2. Применение развернутых инструкций с регулярным контролем
  3. Тестовые задания
  4. Задания «с пропусками»

Структурно-логические схемы «с пропусками». На этом этапе большая роль отводится повторению алгоритмов выполнения заданий, вызывающих наибольшие затруднения у обучающихся. Для этого используются в основном методы, стимулирующие познавательную деятельность и формирующие волевые качества: побуждение к поиску альтернативных решений, мозговая атака, развивающая кооперация, выявление и преодоление познавательных затруднений в построении учебных действий.

11. Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

  1. Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях
  2. Три уровня д/з
  3. Особое задание.

На этапе обобщения информации о домашнем задании в моей деятельности преобладают эмоциональные и познавательные мотивы: эмоциональный настрой на выполнение домашнего задания, предъявление учебных требований, прогнозирование применения знаний в будущей деятельности.

12. Этап подведения итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

  1. Сообщение учителя
  2. Подведение итогов самими уч-ся. При подведении итогов урока учащиеся сравнивают свои достижения с теми целями, которые ставили перед собой. Оценивают свои достижения на уроке.

13. Этап рефлексии

  1. Ассоциативный ряд
  2. Незаконченные предложения
  3. «Лист обратной связи»
  4. «Заключительная дискуссия»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках химии для повышения мотивации обучения.

Обобщение опыта работы за три года по повышению мотивации к изучению химии, за счет использования на уроках современных образовательных технологий....

Использование современных образовательных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся.

Статья P { margin-bottom: 0.21cm; } "Использование современных образовательных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся"....

Использование современных инновационных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся

Использование современных инновационных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся.  Для практического воплощения этой идеи я использую следующие инновационные технологии:– ...

Использование лингвистического материала в процессе обучения английскому языку с целью повышения мотивации учащихся.

Статья для выступления на педагогическом совете "Использование лингвистического материала в процессе обучения английскому языку с целью повышения мотивации учащихся."...

Статья "Использование современных образовательных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся".

Статья"Использование современных образовательных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся"....