Программа по информатике 10-11 класс
рабочая программа по информатике и икт (10, 11 класс) на тему

Богданова Лариса Михайловна

Программа по информатике 10-11 класс, к учебнику Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», на 70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_informatiki_2013.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы

Рабочая программа по

_______Информатике и ИКТ________

(учебный предмет)

_________10-11__________

(классы)

 _________2 года __________

(срок реализации)

Принята на МО                                  Утверждена на педагогическом совете

Протокол № ____от                                                           Протокол № ____от

«___»______20______г.                                                  «___»______20___г.

Руководитель МО                                                             Директор школы

____________________                           _________________________

2013 г


Пояснительная записка

В соответствии с Базисным  учебным планом (приказ Минобразования России от 09.02.98 № 322) курс информатики включен в инвариантную часть старшего звена общеобразовательных школ, то есть должен изучаться как самостоятельный курс в 10-11 классах. Минимальный объем учебных часов, отводимый на изучение информатики, - 35 часов в течение 2 лет.

Содержание учебников «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов автор Угринович Н.Д. соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям.

Учебник Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса получил положительную оценку РАН и РАО и включен  Министерством образования и науки РФ в Федеральный перечень учебников, допущенных в 2008/2009 учебном году к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

  1. В соответствии  с Федеральным проектом в области образования по подключению всех школ РФ к Интернету, в учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса большое место и внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», а в учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса – проблеме защиты информации от угроз утечки или повреждения информации в локальных сетях и глобальной сети Интернет.
  2. В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, практические работы в учебниках «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов используют свободно распространяемые программы или программы, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения. В том числе используются лицензионные программы из комплекта стандартного базового пакета программ (СБППО), поставляемого в школы на 56 CD-дисках.
  3. Учебники «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов являются мультисистемными, так как практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов, не большего, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания в одной операционной системе (Windows или Linux).
  4. Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
  5. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются интерактивные модели из различных предметных областей: математики, физики, астрономии, химии и биологии. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер. Готовые интерактивные модели размещены в Интернете или существуют в виде цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на CD-дисках.
  6. В учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса большое внимание уделяется организации повторения и подготовке к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ». Включены тесты различного типа (ВО – выборочный ответ,  КО – краткий ответ, РО – развернутый ответ и ПЗ – практическое задание) и различного уровня (Б – базовый, П – повышенный и В – высокий).
  7. В учебниках «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов не даются определения понятиям, введенным в курсе для основной школы (сделаны ссылки на учебники курса основной школы), так как предполагается, что эти понятия были изучены учащимися в 8–9 классах основной школы.
  8. Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса содержит введение и 2 главы, 26 практических вариативных работ, словарь компьютерных терминов.
  9. Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса содержит 4 главы, 24 практические вариативные работы, тесты и ответы к ним.
  10. Учебники «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов входят в состав учебно-программного и методического комплекса, который обеспечивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом.

     В состав комплекса входят:

  • учебники «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов основной школы;
  • учебники «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса (входит в Федеральный перечень учебников на 2008/2009 учебный год) и «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса;
  • учебники «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 10 класса (входит в Федеральный перечень учебников на 2008/2009 учебный год) и «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 11 класса;
  • учебное пособие и CD-ROM по элективному курсу для старшей школы «Исследование информационных моделей»;
  • методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», включающее CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания курса, программное и методическое обеспечение:
  • Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
  • Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;
  • VisualStudio-CD (выпускается по лицензии корпорации Microsoft), содержащий системы объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005, Visual C# и Visual J#;
  • TurboDelphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования Turbo Delphi.

10. Учебники ориентированы на закрепление теоретических знаний с использованием практических работ. Важно, что дистрибутивы, необходимые для выполнения практических работ, а также готовые проекты и решения содержатся на CD-дисках (ЦОР), и учитель или учащиеся могут воспользоваться ими.

Полная средняя школа

класс

профиль

предмет

кол-во часов

10

общеобразовательный

информатика

1

11

общеобразовательный

информатика

1

Основные содержательные линии курса информатики

В направлении «Информация и информационные процессы»:

  • «Информация и информационные процессы»,
  • «Информационные технологии»,
  • «Автоматизированные информационные системы»,
  • «Информационные ресурсы общества»;

в направлении «Моделирование и формализация»:

  • «Моделирование и формализация».
  • «Алгоритмизация и программирование»,
  • «Исполнитель»,
  • «Компьютер как средство автоматизированной обработки информации»;

в направлении «Информационные основы управления»:

  • «Системы и системный подход»,
  • «Информационные основы управления»,
  • «Системы искусственного интеллекта»,
  • «Социальная информатика»

Основной задачей курса информатики и информационных технологий в X-XI классах является подготовка к последующей профессиональной деятельности, продолжению образования в вузе. Курс информатики в старшей школе, решая задачу допрофессиональной  подготовки учащихся, все же является общеобразовательным по существу. Потому в содержании должны быть отражены основные вопросы всех содержательных линий. На этом этапе:

  • наиболее активно формируется информационная идеология и культура учащегося;
  • рассматриваются способы и привила создания и использования самых разнообразных информационных ресурсов;
  • изучаются средства и технологии работы с информацией.

Основными инвариантными вопросами информатики являются:

  • в направлении «Информация и информационные процессы» - систематизация представлений об информации и информационных процессах; использование информационных технологий; закономерности создания и использования автоматизированных информационных систем;
  • в направлении «Моделирование и формализация» - способы информационного моделирования; систематизация представления о компьютере как средстве автоматизации информационных процессов;
  • в направлении «Информационные основы управления» - закономерности управления и самоуправления в системах; основы автоматизированного управления; вопросы социальной информатики.

    Образовательная программа по информатике МОУ Средней общеобразовательной школы п. Надвоицы Сегежского района составлена на основе обязательного минимума содержания образования в соответствии с Базисным планом общеобразовательных учреждений (приказ МО РФ от 30.06.99 №56).


КУРС ИНФОРМАТИКИ

Старшая школа (X– X1 классы)

Пояснительная записка

 В старшей школе изучение курса информатики и информационных технологий становится профильным. Вместе с тем именно в старшей школе необходимо сформировать систему представлений, знаний и умений, которые являются итогом всего обучения информатике и информационным технологиям в общеобразовательной школе. Эта система заведомо должна быть инвариантной по отношению ко всем возможным профилям обучения.

Возможным путем решения этой проблемы является создание систематического курса, содержание которого завершает все линии общеобразовательного курса информатики и информационных технологий и приводит их в единство (отсюда и название курса – «систематический курс»). В этом курсе явно определены «точки входа» для возможной профилизации. Это может быть сделано за счет усиления одной или нескольких содержательных линий в рамках указанных схем.

Например, курс информатики в профильных классах физико-математического направления может быть построен путем расширения следующих содержательных линий:

«Информация и информационные процессы»;

«Алгоритмизация и программирование»;

«Автоматизированные информационные системы »;

« Информационные технологии ».

Напротив, курс гуманитарной ориентации может быть построен следующим образом:

«Автоматизированные информационные системы»;

«Социальная информатика»;

« Информационные технологии ».

Приведенная ниже программа является единой для Х и Х1 классов. Разделять ее отдельно на Х и Х1 классы представляется нецелесообразным, поскольку она, в отличие от программ 2 – 9, в большей степени носит модельный характер и должна подвергаться модификации в зависимости от выбранного школой профиля.

Основные цели обучения:

раскрыть содержание основных понятий базовой отрасли знания, таких, как: информация, информационный процесс, информационная система, управление и самоуправление в системе, информационная технология, информационная модель, автоматизация, алгоритмический стиль деятельности, информационные ресурсы, информационная безопасность и др. Объяснить их роль в формировании современной картины мира;

раскрыть общие закономерности информационных процессов в системах различной природы, познакомить с возможностью, средствами и технологиями их автоматизации;

добиться понимания коммуникации как информационного процесса, роли языков, в том числе формальных, в организации коммуникативного процесса

познакомить с принципами формализации, структурирования информации, основными логическими операциями мышления, приемами рациональной работы с информацией;

познакомить с основными методами познания, такими, как информационный подход, системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент; развивать логико-комбинаторный, системно-аналитический и алгоритмический стили мышления;

выработать умения: анализировать информационные модели с точки зрения их адекватности объекту и целям моделирования, исследовать модели с целью получения новой информации об объекте, строить информационные модели изучаемых объектов, преобразовывать информационные модели к заданному виду;

привить навыки критичного отношения к информации (как получаемой из различных источников, так и создаваемой самим обучаемым), выбора критериев ее оценки, адекватных решаемой задаче;

сформировать умения организовывать поиск, отбор и хранение информации, необходимой для решения поставленной задачи, в том числе с использованием технических средств и телекоммуникационных сетей;

сформировать умение планировать действия, необходимые для достижения заданной цели (связанной с преобразованием информации) при помощи фиксированного набора средств, способность реализовывать эти действия с использованием средств автоматизации, оценивать результаты работы;

способствовать выработке привычки своевременно обращаться к средствам автоматизации при решении задач из любой предметной области – привычки, базирующейся на осознанном владении средствами информационных технологий и технических навыках взаимодействия с этими средствами;

познакомить с основными методами получения необходимой информации, хранящейся в информационно-справочных системах;

познакомить с принципами работы, основными пользовательскими характеристиками, возможностями и ограничениями технических устройств, предназначенных для автоматизированной обработки информации;

сформировать умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик (в том числе экономических);

познакомить с правами и ответственностью гражданина в области информационной деятельности; привить уважение к правам других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности;

сформировать готовность к заботе о сохранении и преумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации;

познакомить с основными свойствами информационного поля личности, особенностями и тенденциями развития окружающей информационной среды и информационного пространства.

Основные понятия: все понятия X –X1 классов, данные в систематическом, обобщенном виде.


 Теоретические аспекты информатики

Тема «Информация и информационные процессы»

Информация как семантическое свойство материи. Основные подходы к определению понятия «информация». Носители информации. Сигнал, знак, символ. Дискретные и непрерывные сигналы. Виды и свойства информации. Различные подходы к измерению количества информации.

Понятие об информационных процессах и возможности их автоматизации. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Двоичное кодирование. Хранение информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Обработка информации. Принцип «черного ящика». Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки информации. Защита информации. Методы защиты. Использование информации. Информационное общество.

Виды аналитической деятельности учащихся:

выделение и анализ информационных процессов в биологических, социальных и технических системах (например, при изучении механизма наследственности);

оценка информации с позиций ее свойств. Определение информации, необходимой для решения задачи;

определение класса задач, которые можно решить с помощью имеющейся информации;

интерпретация сообщений с позиций их смысла, синтаксиса, ценности. Виды практической деятельности учащихся:

измерение количества информации различными методами;

выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.

Требования к уровню подготовки учащихся. 

Учащиеся должны:

иметь представление:

о современной научной картине мира, согласно которой материя проявляется в формах вещества и поля и обладает энергетическими и информационными свойствами;

о многообразии информационных процессов в окружающей человека действительности, наличии информационных макро- и микропроцессов;

об информационном подходе как фундаментальном методе научного познания;

 о сущности информационного этапа развития общества;

о том, что любой язык есть средство кодирования информации;

понимать:

смысл отношения к информации как семантическому свойству материи;

различия в основных подходах к феномену информации – атрибутистском, функционалистском, антропологическом;

суть того, что информация для человека проявляется в трех аспектах – смысловом, синтаксическом, ценностном;

что информационные процессы, протекающие в системах различной природы, имеют общие закономерности;

сущность подходов к измерению информации;

 знать:

предмет изучения науки информатики и основные методы исследования;

основные определения понятия «информация» в различных отраслях знаний; определение понятия «информация» в информатике;

основные носители информации и их свойства; формы передачи и восприятия информации – сигналы и знаки; виды сигналов и знаков;

важнейшие основания деления информации и ее виды;

свойства информации; взаимосвязь свойств информации с качеством решений, принимаемых на ее осйове;

способы измерения информационного объема сообщения; основные формулы измерения количества информации;

основные информационные процессы, изучаемые в информатике;

отличия в понятиях «код», «кодирование»;

способы определения минимальной длины кода;

способы формирования поискового адреса документа и виды запросов к информационным хранилищам;

свойства и характеристики каналов обмена информацией;

сущность процессов обработки информации, виды и методы обработки;

основные способы защиты информации, в том числе в автоматизированных информационных системах;

уметь:

измерять количество информации, содержащейся в сообщении, с точки зрения технического (объемного) и вероятностного подходов; переводить количество информации из одних единиц измерения в другие;

выделять основные информационные процессы в реальных ситуациях; определять средства, необходимые для осуществления информационного процесса;

реализовывать поиск информации различными способами;

формировать запрос на поиск информации в основных хранилищах информации, в том числе автоматизированных;

кодировать сообщение по предложенным правилам;

интерпретировать сообщение с учетом различных факторов его создания и распространения;

выявлять основные компоненты реального процесса передачи информации;

определять пропускную способность канала связи;

использовать паролирование и архивирование для обеспечения защиты информации.

Тема «Моделирование и формализация»

Информационное моделирование как метод познания. Основной тезис формализации. Определение понятия «модель». Назначение моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Виды и свойства моделей. Адекватность моделей. Формы представления моделей: описание, таблицы, формулы, графы, чертежи, рисунки, схемы. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Универсальность математического моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Моделирование социальных процессов. Моделирование биологических систем и процессов. Лингвистические модели. Основные модели современного научного мировоззрения.

Виды аналитической деятельности учащихся:

исследование с помощью информационных моделей структуры и поведения объекта в соответствии с поставленной задачей (например, изучить структуру текста сочинения или поведение человека в заданной ситуации);

оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования (например, при оценке исторических событий).

Виды практической деятельности учащихся:

• формализация информации разного вида;

освоение приемов формализации текстов, правил заполнения формуляров, бланков и т. д.;

структурирование данных и знаний при решении задач;

составление деловых бумаг по заданной форме;

построение и интерпретация таблиц, диаграмм, графов, схем, блок-схем, алгоритмов.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

иметь представление:

о моделировании как методе познания, общения, практической деятельности;

о модели как способе существования знаний;

об основных методах моделирования различных систем и процессов, в том числе социальных и социотехнических;

• об основных мировоззренческих моделях;

понимать:

сущность процесса информационного моделирования и его роль в жизни человека;

сущность основною тезиса формализации;

что модель необходима для представления объекта в процессе коммуникации и получения новых знаний об исследуемом объекте;

что формализация информации есть сведение ее к заданной форме;

что свойства модели определяют свойства той информации, которая может быть, получена об объекте моделирования при помощи этой модели;

что критерии оценки моделей выбираются в зависимости от целей моделирования и назначения моделей;

сущность понятия адекватности модели объекту и цели моделирования; знать: 

определение и взаимосвязь понятий «модель», «моделирование», «информационная модель»;

основные аспекты моделирования и основные приемы моделирования внешнего вида, структуры, поведения объекта;

классификацию моделей; виды информационных моделей;

основные черты знака, проявляющиеся в знаковой ситуации (когда есть объект и обозначающий его знак);

сущность языка как знаковой системы; основные свойства формальных, формализованных и неформализованных языков;

этапы построения информационных моделей;

способы формализованного представления текстовой, графической, числовой, звуковой информации;

назначение классификаций, способы выбора оснований классификаций; принципы анализа адекватности модели объекту моделирования;

уметь:

выделять в исследуемой ситуации объект, субъект, задачу исследования, цель моделирования, модель;

анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования;

отличать формальные, формализованные и неформализованные языки, используемые для моделирования;

определять вид модели;

исследовать учебные модели; определять их вид, назначение, степень подобия объекту моделирования;

представлять данные и правила их преобразования при решении задач в структурированном виде;

строить и интерпретировать таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов;

определять свойства моделей и строить модели с заданными свойствами, в том числе компьютерные.

Тема «Информационные системы»

Понятие системы. Компоненты системы. Понятие и типы информационных систем (ИС). Запрос пользователя к ИС, виды запросов. Сортировка и поиск записей. Понятие поискового адреса.

Автоматизированные информационные системы (АИС): определение, виды, назначение, возможности, функции, особенности. Структура АИС.

Программное обеспечение компьютера и его файловая система как АИС. Информационно-поисковые системы и справочные системы. Структуры данных в ИС. Автоматизированные базы и банки данных. Понятие о системе управления базами данных. Форма представления баз данных. Структура данных. Реляционные, иерархические и сетевые СУБД. Создание и редактирование базы данных, изменение ее структуры. Банки данных (БнД) как АИС. Состав БнД. Создание, ведение и использование БнД. Базы знаний: состав, назначение, способы ведения и использования.

Системы искусственного интеллекта, их виды. Использование элементов систем искусственного интеллекта в современных программных средствах. Системы распознавания зрительных образов и звука. Экспертные системы (ЭС). Системы поддержки принятия решений. Системы автоматизированного управления.

Виды аналитической деятельности учащихся:

выявление вещественных, энергетических и информационных взаимодействий в системах;

определение видов и свойств информационного взаимодействия в системах различной природы;

построение схемы информационного взаимодействия в системах;

оценка устойчивости данной информационной системы (например, при изучении социально-экономических явлений);

знакомство с СУБД реляционного и/или иерархического типа;

выявление системообразующих и системоразрушающих факторов;

определение условий эволюционного развития системы.

Виды практической деятельности учащихся:

использование БнД для решения задач;

создание взаимосвязанных баз данных.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

иметь представление:

о системном, синергетическом и информационных подходах как основах современного научного познания; об основных особенностях системного подхода;

о масштабах использования АИС в практической деятельности, различных сферах экономики;

о функциях и задачах автоматизированных систем управления, систем поддержки принятия решений и пр.;

понимать:

взаимосвязь понятий «информационный процесс» и «информационная система»; сущность информационных систем как способов и средств хранения и передачи информации;

роль технических средств в организации и функционировании АИС;

принципы функционирования систем искусственного интеллекта;

знать:

назначение ИС, их виды;

основные отличительные особенности АИС по сравнению с неавтоматизированными ИС;

функции администратора системы и ее пользователя;

структуру АИС; роль баз данных в АИС;

основные механизмы ввода, размещения, хранения, обработки, выдачи данных в базах данных;

структуру и принципы работы баз знаний; основные способы моделирования знаний и моделирования рассуждений;

области использования ЭС; способы оценки эффективности их использования; проблемы и методы получения знаний от экспертов;

основные проблемы и методы компьютерной лингвистики;

уметь:

определять возможности, предоставляемые пользователю АИС;

определять структуру АИС, выделять ее основные компоненты и взаимосвязи;

работать с электронными справочниками, энциклопедиями, сетевыми поисковыми системами и пр.;

осуществлять поиск информации в АИС с использованием таблицы реквизитов, гипертекстового представления информации и посредством задания ключевых слов;

использовать программы-переводчики для перевода текста с одного языка на другой;

использовать готовые базы данных для решения задач;

создавать простые базы данных (в том числе взаимосвязанные) с помощью СУБД;

строить простую модель знаний о реальной ситуации, в частности с использованием алгебры логики и/или языка логического программирования.

Тема «Информационные основы управления. Элементы кибернетики» 

Системы, типы систем, примеры больших и сложных систем. Возникновение и развитие системных представлений. Параметры и множество состояний системы. Естественные и искусственные системы. Взаимодействие системы с окружающей средой. Свойства систем.

Управление системой как информационный процесс. Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Методы принятия решений. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем.

Использование системно-информационного и кибернетического подходов при изучении объектов, явлений, процессов.

 

Виды аналитической деятельности учащихся:

определение общих закономерностей управления. Проверка их справедливости для различных систем;

анализ или постановка целей управления при работе с аппаратными и программными средствами компьютера;

выбор механизмов управления и его способов. Оценка результатов управляющих воздействий. Оценка качества управления.

Виды практической деятельности учащихся:

моделирование работы систем управления; алгоритмизация;

управление работой компьютера (исполнителей) с помощью команд.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

иметь представление:

о системообразующих и системоразрушающих факторах;

об интегративных свойствах системы, свойствах структурной устойчивости, целостности, адаптивности;

о закономерностях эволюции системы; о точках бифуркации;

об общности закономерностей управления различными системами;

о кибернетическом подходе к изучению окружающего мира;

 понимать:

что в общем случае управление суть информационный процесс;

роль управляющего воздействия и основные механизмы его реализации;

что управление может быть реализовано через непосредственное физическое воздействие, а также посредством алгоритма, свода правил или слабых резонансных воздействий в особых точках;

особенности управления как механизма самоорганизации сложных систем; знать:

способы анализа и моделирования информационных процессов в системах,"

особенности и схему управления в системах «человек – человек» и «человек – техническое устройство»;

взаимосвязь объекта управления и управляющей системы; назначение и роль прямой и обратной связи в процессе управления;

принципы формирования и способы задания команд при командном способе управления;

особенности управления в социальных системах посредством системы установленных правил;

особенности управления через малые резонансные воздействия на систему в точках бифуркации;

сходства и различия в управлении социальными системами и системами искусственного интеллекта;

уметь:

анализировать окружающие объекты с позиций системного подхода;

выявлять основные воздействия внешней среды на систему и анализировать реакцию системы на воздействия извне;

анализировать отношения в различных системах с позиций управления;

моделировать процессы управления в реальных системах; выявлять каналы прямой и обратной связи, информационные потоки по ним;

• управлять работой формальных исполнителей с помощью алгоритмов;

определять пути реализации управленческих решений; прогнозировать их результативность.

Тема «Введение в социальную информатику»

Основные черты, характеристики и особенности информационного общества. Смена доминирующего вида деятельности в информационном обществе.

Требования информационного общества к образованию человека. Компьютерная грамотность. Информационная культура пользователя вычислительной техники. Информационная культура специалиста.

Электронный документооборот. Информационный сервис. Электронное книгопечатание. Информационный бизнес.

Информационная безопасность. Информационное законодательство.

Виды аналитической деятельности учащихся:

знакомство с методами качественной и количественной оценки информационных ресурсов;

сравнение характеристик информационных и материальных продуктов;

анализ особенностей информационных услуг;

• знакомство с основными видами информационного обслуживания;

• применение информационного подхода к известным историческим событиям;

анализ причин и последствий основных информационных революций.

Виды практической деятельности учащихся:

сопоставление объема информации, хранящейся на носителях разного вида в разные исторические периоды;

выявление сходства и отличий общественных функций информационных, сырьевых, энергетических, финансовых ресурсов.

Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны:

иметь представление:

об основных направлениях научных исследований в области информатики в России;

об информатизации образования как фундаментальной проблеме современности; об информационном обеспечении системы образования;

о роли информационной культуры в общей культуре индивида и общества;

о понятии информационной свободы личности и проблемах информационного неравенства;

о проблемах информационной безопасности личности и государства; понимать: 

влияние уровня развития информационной культуры на социально-экономическое развитие общества;

что информация есть стратегический ресурс государства;

что право на информацию есть необходимое условие информационной свободы личности,"

глобальную опасность технократизма;

 знать:

вклад ученых России в развитие информатики как науки и области практической деятельности;

основные характеристики информационного этапа развития общества; основные черты и закономерности развития информационного общества;

основные этапы информатизации, ее основные проблемы и направления;

цели и задачи информатизации образования и основные пути их решения; роль курса информатики в информатизации образования;

основные виды социальных информационных технологий;

основные способы предотвращения манипуляции людьми посредством информационных технологий;

основные проблемы и методы борьбы с преступностью в информационной сфере;

уметь:

анализировать правовые документы, интересов личности и общества;

отличать открытые социальные ИТ от социальных ИТ со скрытой целью;

выявлять проблемы жизнедеятельности человека в условиях технократической цивилизации и оценивать предлагаемые пути их разрешения.

II. Технологические (прикладные) аспекты информатики

 

Тема «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» 

Диалектика развития аппаратного и программного обеспечения ЭВМ и пользовательского интерфейса в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Аппаратное обеспечение ПК. Виды, назначение, принципы работы и пользовательские характеристики основных устройств ПК. Драйверы устройств.

Виды аналитической деятельности учащихся:

сравнительный анализ основных характеристик устройств компьютера;

знакомство с моделями, отражающими магистрально-модульный принцип построения компьютера.

Виды практической деятельности учащихся:

построение функциональных схем простейших устройств компьютера;

построение таблиц истинности, построение и упрощение структурных формул.

Требования к уровню подготовки учащихся. 

Учащиеся должны:

иметь представление:

о тесной взаимосвязи в развитии всех компонент вычислительных машин и систем;

понимать:

принципы устройства компьютера и телекоммуникационных сетей;

основные тенденции развития аппаратного обеспечения компьютера;

основные технико-технологические проблемы совершенствования аппаратного обеспечения компьютера;

знать:

• основные модели устройства компьютера;

сущность магистрально-модульного принципа архитектуры ЭВМ;

виды, назначение, принципы работы и пользовательские характеристики устройств ввода, вывода, отображения, передачи, хранения, обработки информации;

уметь:

подготовить доклад по материалам компьютерной периодики об устройствах того или иного вида;

определить основные характеристики важнейших устройств компьютера, с которым работает обучаемый;

«расшифровать» сведения о компьютере, данные в рекламных листовках и прайс-листах.

Тема «Компьютерные технологии представления информации» 

Использование двоичного кодирования для представления информации в компьютере.

Представление информации текстового вида в ПК. Таблицы перекодировки. Различные виды кодировки текста.

Представление графической информации в ПК. Матричный принцип. Понятие о разрешающей способности. Модели цветообразования. Векторные и растровые изображения. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.

Представление звуковой информации. Проблемы распознавания и синтеза звука, в частности речи. Технологии обработки звуковой информации.

Представление числовой информации. Системы счисления, используемые в ЭВМ. Основы машинной арифметики. Представление целых и вещественных чисел. Прямой, обратный, дополнительный коды. Понятие о переполнении и точности вычислений.

Виды аналитической деятельности учащихся:

выявление данных в сообщении;

определение возможных методов обработки данных и средств, необходимых для реализации этих методов.

Виды практической деятельности учащихся:

кодирование сообщений, представленных аналоговым и дискретным способами;

применение матричного принципа для кодирования графической информации;

кодирование звуковой информации различными способами.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

иметь представление:

об истории развития и перспективах представления информации в компьютере;

понимать:

преимущества использования двоичного кодирования для представления информации в компьютере;

принципы дискретизации и оцифровки непрерывных сигналов;

необходимость использования различных форматов файлов;

знать: 

способы двоичного кодирования текстовой информации; основные таблицы перекодировки;

особенности использования различных текстовых, графических, звуковых форматов;

алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую и способы представления чисел в разных форматах;

правила двоичной арифметики;

причины возникновения ситуации переполнения при работе с числовыми данными;

уметь:

сохранять созданные файлы в заданном формате;

преобразовывать файлы одного формата к другому;

переходить от одной таблицы перекодировки к другой при работе с сетевыми ресурсами Интернета;

переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно;

интерпретировать содержимое ячейки памяти в соответствии с заданным форматом.

Тема «Программное обеспечение компьютера как информационная система» 

Принцип программного управления компьютером. Классификация ПО. Системное ПО. Операционные системы и операционные оболочки: назначение, состав, функциональные отличия. Организация файловой системы. Основные операции над файлами и способы их выполнения в различных программных средствах.

Специальное программное обеспечение как совокупность инструментального и сервисного ПО. Среды и языки программирования. Парадигмы программирования. Средства защиты информации. Антивирусное ПО. Программы-архиваторы.

Виды аналитической деятельности учащихся:

выявление общего и особенного в материальных и информационных технологиях; выявление основных этапов, операций и элементарных действий в изучаемых технологиях;

анализ ПС с позиций возможности ограничения доступа, паролирования и других средств защиты.

Виды практической деятельности учащихся:

работа с программами-архиваторами; анализ их возможностей;

работа с антивирусными программами.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

иметь представление:

об истории, проблемах и перспективах развития программного обеспечения компьютера;

о взаимосвязи развития аппаратного и программного обеспечения; понимать:

сущность принципа программного управления компьютером;

роль различных видов программного обеспечения в обеспечении полноценной работы пользователя за компьютером;

знать:

назначение и функции ОС и операционных оболочек;

виды, назначение, функции и особенности использования инструментального ПО; виды, назначение, функции и особенности использования сервисного ПО;

уметь:

определять тип ОС, с которой они работают;

определять основные параметры вычислительного средства с помощью средств операционных оболочек;

выбирать (если это возможно) программы работы с файловой системой адекватно решаемой задаче;

производить основные операции над файлами;

анализировать возможности сервисных программ;

архивировать файлы и оценивать эффективность работы программ-архиваторов;

использовать антивирусные программы для обеспечения защиты информации.

Тема «Прикладное программное обеспечение»

Текстовые редакторы, текстовые процессоры, редакционно-издательские системы. Назначение, функции, правила работы, системы меню. Программы-переводчики. Лингвистические корректоры.

Графические редакторы, аниматоры, системы трехмерной графики. Назначение, функции, правила работы, системы меню.

Электронные таблицы. Решение расчетных и оптимизационных задач. Статистическая обработка данных. Деловая графика.

Информационно-поисковые системы. Назначение, функции, правила работы, системы меню. Формирование запроса к ИПС.

СУБД, базы данных. Назначение, функции правила работы, системы меню. Поле, реквизит, запись. Создание и ведение БД. Формирование отчетов. Простые и составные запросы.

Виды аналитической деятельности учащихся:

определение целей и ожидаемых результатов использования ИТ;

выявление основных этапов, операций и элементарных действий в изучаемых технологиях.

Виды практической деятельности учащихся:

работа с текстовыми редакторами и процессорами, а также обработка текста с целью создания, редактирования, оформления, сохранения текстовых документов;

использование программы презентационной графики для разработки сопровождения к докладу, выступлению;

использование программы (или программных модулей) деловой графики для наглядного представления числовых показателей и динамики их изменения;

работа с динамическими (электронными) таблицами для вычисления по формулам, решения расчетных и оптимизационных задач, построения графиков функций и т. д.;

работа с системами управления базами данных для просмотра, создания, наполнения, редактирования, сохранения баз данных, получения необходимой информации по запросу пользователя.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

иметь представление:

о сущности прикладного программного обеспечения и многообразии его видов;

об истории, проблемах и перспективах развития прикладного ПО; понимать:

что прикладное ПО – средство использования существующих информационных ресурсов и/или создания собственных информационных продуктов;

знать:

основные виды пользовательского интерфейса современных прикладных программ и основные виды меню пользователя;

назначение, функции и принципы работы основных видов прикладных программных средств;

технологии решения задач пользователя с помощью прикладных программных средств;

основы делопроизводства и требования к документам, представленным в электронном виде;

уметь:

определять и формулировать цели и ожидаемые результаты использования прикладных программ;

анализировать возможности прикладных программных средств;

пользоваться основными способами задания команд, предоставляемыми пользовательским интерфейсом данного программного средства;

создавать, редактировать, оформлять, распространять текстовые документы различного вида;

создавать, редактировать, оформлять, распространять графические файлы различного вида;

решать расчетные и оптимизационные задачи с помощью ЭТ; использовать средства деловой графики для наглядного представления данных;

обращаться с запросом к базам данных и ИПС, анализировать результаты выполнения запроса;

разрабатывать структуру данных и создавать базы данных с помощью СУБД.

Тема «Телекоммуникационные технологии»

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

Компьютерные телекоммуникации, их возможности и преимущества. Топология локальных и глобальных сетей.

Ресурсы и услуги сетей. Электронная почта. Электронные доски объявлений. Телеконференции.

Интернет. Всемирная паутина. Сайты. Поисковые системы и поисковые механизмы и программы.

Общение и обучение посредством Интернета.

Виды аналитической деятельности учащихся:

анализ возможностей сетевых поисковых систем (браузеров – browsers);

анализ структуры адресов электронной почты.

Виды практической деятельности учащихся:

поиск информации с использованием гипертекстового представления информации и посредством задания ключевых слов;

работа с почтовыми программами.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

иметь представление:

об истории, проблемах и перспективах развития телекоммуникационных систем;

о многообразии возможностей, предоставляемых пользователю глобальных сетей;

о возможностях обеспечения непрерывного образования посредством телекоммуникационных технологий;

понимать:

проблемы информационной безопасности в условиях бурного развития телекоммуникационных технологий;

необходимость полноценного правового обеспечения использования телекоммуникационных сетей и систем в практической деятельности;

знать:

сущность понятия информационных ресурсов общества; основные принципы архитектуры сетей;

спектр услуг, предоставляемых пользователю глобальных сетей; правила работы в сети, правила общения с помощью сети;

права пользователя сети и его ответственность (в том числе моральную) за распространение недостоверной информации;

принципы работы с поисковыми системами; принципы создания и ведения сайтов;

уметь:

работать с почтовой программой;

обращаться к сайту по его адресу;

обращаться с запросом на поиск информации в сети по ключевым словам, формулировать запросы, адекватные решаемой задаче;

использовать систему навигации, предлагаемую поисковой программой, для знакомства с ресурсами сети;

оценивать соотношения «формулировка запроса – адекватность полученных данных», «время поиска информации – качество полученной информации» и пр.;

разрабатывать структуру собственного сайта, формулировать цель его создания, назначение, правила ведения.

Межпредметные связи: естествознание, гуманитарные дисциплины.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и информационных-коммуникационных технологий выпускник должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и ком-муникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимого выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

- К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

-Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью .

- Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

- Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

5.0ценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, Т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

Для устных ответов определятся следующие критерии оценок: 

оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности; точно

используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и· устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

оценка «4» выставляется, если: 

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков;

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

оценка «2» выставляется, если: 

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

оценка «1» выставляется, если: 

- ученик обнаружил полное не знание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Для письменных работ учащuxся

оценка «5» ставится, если: 

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна - две различные неточности, описки; не являющиеся следствиём незнания или непонимания учебного материала).

оценка «4» ставится, если: 

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

оценка «3» ставится, если: 

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

оценка « 2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки; показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Самостоятельная работа на компьютере:

оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.


Учебники и учебные пособия:

1. Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Информатика – 10: Систематический курс. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

2. Бешенков С. А., Кузмина Н. В., Ракитина Е. А. Информатика – 11: Система- тический курс. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Моделирование и формализация. М.: БИНОМ, 2001.

4. Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Логика в информатике. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

5. Бешенков С. А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы. Омск, 1999.

6. Ракитина Е. А., Галыгина Л. В., Галыгина И. В., Милохина Л. В., Попов С. В. Готовимся к экзамену по информатике // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2002. 1.

7. Ракитина Е. А., Галыгина Л. В;, Галыгина И. В. Контрольные работы по информатике//Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2003. 1.

8. Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Галыгина Л. В., Галыгина И. В., Милохина Л. В. Решение типовых задач по информатике ~~ Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2003. 4; 2004. 1.

9. Сайты в Интернете: www.ioso.ru , www.phys.org.ru

 

Учебная программа средней (полной) школы по информатике

класс

Название программы  

профиль

уровень

учебник

10

Информатика-10

Общеобразо-вательный

Базовый «А»

Информатика и информационные технологии 10 кл. Угринович Н.Д.

11

Информатика-11

Общеобразо-вательный

Базовый «А»

Информатика и информационные технологии 11 кл. Угринович Н.Д.

Содержание программы

10-11 классов

Тематическое планирование

к учебнику «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса

Автор Угринович Н. Д.

Примерное распределение часов по учебным темам

 Разделы стандарта

Главы, параграфы и пункты учебников

Практические работы

Кол-во часов

Информация и информационные процессы

Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации

Введение «Информация и информационные процессы»

4

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

Глава 1 «Информационные технологии»

1.1. Кодирование и обработка текстовой информации

1.1.1.  Кодирование текстовой информации

1.1.2. Создание документов в текстовых редакторах

1.1.3. Форматирование документов в текстовых редакторах

1.1.4. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов

1.1.5. Системы оптического распознавания документов

1.2. Кодирование и обработка графической информации

1.2.1.  Кодирование графической информации  

1.2.2. Растровая графика

1.2.3. Векторная графика        

1.3. Кодирование звуковой информации

1.4.Компьютерные презентации

1.5. Кодирование и обработка числовой информации

1.5.1.  Представление числовой информации с помощью систем счисления

1.5.2. Двоичное кодирование чисел в компьютере

1.5.3. Электронные таблицы

1.5.4. Построение диаграмм и графиков

1.1. Кодировки русских букв.

1.2. Создание и форматирование документа

1.3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика 1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа

1.5. Кодирование графической информации

1.6. Растровая графика  1.7. Трехмерная векторная графика

1.8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС

1.9. Создание flash-анимации

1.10. Создание и редактирование оцифрованного звука  1.11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера» 

1.12. Разработка презентации «История развития ВТ» 

1.13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

1.14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

1.15. Построение диаграмм различных типов

13

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска

Глава 2. Коммуникационные технологии

2.1. Локальные компьютерные сети

2.2. Глобальная компьютерная сеть Интернет

2.3. Подключение к Интернету

2.4. Всемирная паутина

2.5. Электронная почта

2.6. Общение в Интернете в реальном времени

2.7. Файловые архивы

2.8. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете

2.9. Геоинформационные системы в Интернете

2.10. Поиск информации в Интернете

2.11.  Электронная коммерция в Интернете

2.12.  Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете

2.13. Основы языка разметки гипертекста

2.1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети

2.2. Создание подключения к Интернету

2.3. Подключения к Интернету и определение IP-адреса

2.4. Настройка браузера

2.5. Работа с электронной почтой

2.6. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях

2.7. Работа с файловыми архивами

2.8. Геоинформационные системы в Интернете

2.9. Поиск в Интернете  2.10. Заказ в Интернет-магазине

2.11. Разработка сайта с использованием Web-редактора

16

Повторение

2

Всего в 10 классе

35

Тематическое планирование

к учебнику «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса

Автор Угринович Н. Д.

Примерное распределение часов по темам

 Разделы стандарта

Главы, параграфы и пункты учебников

Практические работы

Кол-во часов

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.

Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.

Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности

Глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

1.1. История развития вычислительной техники

1.2. Архитектура персонального компьютера        

1.3. Операционные системы

1.3.1. Основные характеристики операционных систем

1.3.2. Операционная система Windows

1.3.3. Операционная система Linux

1.4. Защита от несанкционированного доступа к информации

1.4.1. Защита с использованием паролей

1.4.2. Биометрические системы защиты

1.5. Физическая защита данных на дисках

1.6. Защита от вредоносных программ        

1.6.1. Вредоносные и антивирусные программы

1.6.2. Компьютерные вирусы и защита от них

1.6.3. Сетевые черви и защита от них

1.6.4. Троянские программы и защита от них

1.6.5. Хакерские утилиты и защита от них

1.1. Виртуальные компьютерные музеи

1.2. Сведения об архитектуре компьютера

1.3. Сведения о логических разделах дисков

1.4. Значки и ярлыки на Рабочем столе

1.5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux

1.6. Установка пакетов в операционной системе Linux

1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи

1.8. Защита от компьютерных вирусов

1.9. Защита от сетевых червей

1.10. Защита от троянских программ

1.11. Защита от хакерских атак

11

Информация и информационные процессы

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.

Информационные модели и системы

Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей)

Глава 2. Моделирование и формализация

2.1.  Моделирование как метод познания

2.2.  Системный подход в моделировании

2.3.  Формы представления моделей

2.4. Формализация

2.5. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

2.6. Исследование интерактивных компьютерных моделей

2.6.1. Исследование физических моделей        

2.6.2. Исследование астрономических моделей

2.6.3. Исследование алгебраических моделей

2.6.4. Исследование геометрических моделей (планиметрия)

2.6.5. Исследование геометрических моделей (стереометрия)

2.6.6. Исследование химических моделей

2.6.7. Исследование биологических моделей

2.1. Исследование интерактивной физической модели

2.2. Исследование интерактивной астрономической модели

2.3. Исследование интерактивной алгебраической модели

2.4. Исследование интерактивной геометрической модели (планиметрия)

2.5. Исследование интерактивной геометрической моделей (стереометрия)

2.6. Исследование интерактивной химической модели

2.7. Исследование интерактивной биологической модели

8

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач

Глава 3. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)

3.1. Табличные базы данных

3.2. Система управления базами данных

3.2.1. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты

3.2.2. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных

3.2.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов

3.2.4. Сортировка записей в табличной базе данных

3.2.5. Печать данных с помощью отчетов

3.3. Иерархические базы данных

3.4. Сетевые базы данных

3.1. Создание табличной базы данных

3.2. Создание формы в табличной базе данных

3.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов

3.4. Сортировка записей в табличной базе данных

3.5. Создание отчета в табличной базе данных

3.6. Создание генеалогического древа семьи

8

Основы социальной информатики

Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

Глава 4. Информационное общество

4.1. Право в Интернете

4.2. Этика в Интернете

4.3. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

3

Глава 5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ».

Ответы на тесты

5

Всего в 11 классе

35


  1. Кадровое обеспечение.

учитель

образование

Квалификационная категория

курсы

аттестация

Богданова Л.М.

Высшее ПГУ им. Куусинена

I

высшая

2002

2006

2011

2014

2006 г.

2011 г.

2015 г.

  1. Материально- техническая база предмета.

Кабинет информатики оснащен материальными средствами согласно «Перечням средств вычислительной техники, учебного оборудования, базового и прикладного программного обеспечения кабинетов информатики, классов с ВДТ или ПЭВМ в учебных заведениях системы общего среднего образования».

Кроме того, кабинет информатики оснащен:

  • набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов учебных предметов;
  • заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений за ПЭВМ;
  • журналом вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности;
  • журналом отказа машин и их ремонта;
  • стендами для экспонирования демонстрационных таблиц и работ учащихся;
  • аптечкой первой помощи;
  • средствами пожаротушения.
  1. Для подготовки к государственному экзамену проводятся консультации в 11 классе.  
  2. Педагогические технологии:

- классно-урочная, обеспечивает системное усвоение учебного материала и накопление ЗУН

-педагогика сотрудничества реализует гуманно—личностный подход к ребенку

- личностно-ориентированные

Учебно - методическое обеспечение

класс

Количество часов по базисному плану

Количество часов по учебному плану

Программа, автор

Методические пособия для учителя

Технологии обучения

Пособия для контроля знаний

10

2

2

Н.Д. Угринович

Н.Д. Угринович Информатика и информационные технологии

Развивающее обучение

Метод проектов

11

2

2

Н.Д. Угринович

Развивающее обучение

Уровневая дифференциация

Метод проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...