Разработка урока: "Системы счисления".
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Системы счисления (1 урок)
Цели: познакомить учащихся с системами счислении и сформировать навыки перевода чисел в десятичную систему счисления.
Задачи урока:
Образовательные:
- знакомство с системами счисления, способами записи чисел в разных системах счисления, взаимосвязью между системами счисления;
- научить выполнять перевод чисел из различных систем счисления в десятичную.
Воспитательные:
- развить интерес к познанию нового;
- способствовать воспитанию понимания значения чисел в истории человечества.
Развивающие:
- развить внимание; алгоритмического мышления, умение рассуждать.
Тип урока: изучение нового материала.
Ученик должен знать:
- что такое система счисления;
- чем отличается позиционная система счисления от непозиционной;
- что такое алфавит и основание системы счисления;
- какие системы счисления используются в работе ЭВМ
- правило перевода чисел в десятичную систему счисления.
Ученик должен уметь:
- называть алфавит и основание системы счисления;
- переводить числа в десятичную систему счисления.
Оснащение и методическое обеспечение урока:
- компьютер, видеопроектор, MS PowerPoint.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня урок проведу у вас я, а зовут меня Валентина Геннадьевна
II. Мотивация
А начать урок хочу со стихотворения Алексея Старикова «Необыкновенная девчонка»
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила-
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ
А. Стариков
Как это возможно? Разве может быть, что девочка ходила в сто первый класс и носила сто книг? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
II. Актуализация знаний
В те времена, когда человек охотился и собирал в лесу плоды, ему для счета хватало четырех слов: один, два, три и много.
Когда люди начали заниматься животноводством и земледелием, то им уже стало не хватать этих слов. У людей появилось стремление что- то подсчитать. Первоначально количество предметов отображали равным количеством каких-нибудь зарубок на палке, узлов на верёвке, камешков.
Самым простым инструментом счета были пальцы на руках человека. С их помощью можно было считать до 5, а если взять две руки, то и до 10.
В дальнейшем своё название получили десяток десятков (сотня), десяток сотен (тысяча) и так далее. Такие узловые числа для удобства записи стали обозначать особыми значениями цифрами. Итак, знаки, которые мы используем при записи чисел называются цифрами.
А как вы думаете, чем отличается цифра от числа? И что же такое число?
(Числа состоят из цифр)
Итак, число-величина, которая складывается из цифр по определенным правилам. Эти правила получили название система счисления. И тема сегодняшнего урока «Системы счисления».
III. Изучение нового материала
В конспекте урока найдите ответ на вопрос «Что называется системой счисления?»
Системой счисления называется совокупность символов (цифр) и правила их использования для представления информации.
Рассмотрим римскую систему.
VI: V- пять, I- один
IV: I- один, V- пять.
Цифры поменялись местами, а её значение не изменилось.
Как называются системы счисления, в которых значение цифры не зависит от её места в записи числа.
Правильно, непозиционными.
А теперь рассмотрим систему счисления, которую используем в математике.
51: 5 десятков, 1 единица
15: 1 десятков, 5 единиц.
Изменилось ли значение цифры от её места.
Как называются системы счисления, в которых значение цифры зависит от её места в записи числа.
Правильно, позиционными.
В системах счисления есть два понятия: алфавит и основание.
Что называется алфавитом системы счисления?
Алфавитом называется совокупность цифр и букв, с помощью которых в позиционной системе счисления записываются числа.
Что называется основанием системы счисления?
Основанием системы счисления называется количество цифр в алфавите.
Название позиционной системы счисления происходит от количества цифр в алфавите.
Какие цифры мы используем для записи числа в математике? Сколько их?
10, поэтому система счисления называется десятичной.
За основание позиционной системы счисления можно принять любое натуральное число больше
Из всех систем счисления особенно проста и поэтому интересна для технической реализации в компьютере двоичная система счисления? Кто- нибудь знает, почему?
(Все виды информации кодируются в последовательности электрических импульсов: есть импульс (1), нет импульса (0), т. е. в последовательности нулей и единиц.)
№ 1. Заполни таблицу
Название системы счисления | Основание | Цифры, используемые при записи числа в системе счисления |
Десятичная | ||
Двоичная | ||
Шестнадцатеричная |
Развёрнутой формой записи числа называется запись в виде
Аn = an-1 · pn-1 + an-2 · pn-2 + … + a1· p1+ a0· p0
Здесь Аn- само число,
р- основание системы счисления,
ai- цифры данного числа.
То есть, чтобы записать развёрнутую запись числа, надо
- умножить каждую цифру данного числа на основание данной системы счисления;
- расставить степени у вторых множителей, начиная с нуля
№ 2. Получите развёрнутую форму чисел 11012, 418, AB16.
11012 = 1 ∙ 23 + 1 ∙ 22 + 0 ∙ 21 + 1 ∙ 20
418 = 4 ∙ 81 + 1 ∙ 80
А сейчас вычислите полученные выражения
8 + 4 + 0 + 1 = 13
32 + 1 = 33
160 + 11 =171
Мы получили числа в десятичной системе счисления.
Подведём итоги: как перевести числа в десятичную систему счисления?
- Представить число в развёрнутой форме;
- Вычислить полученные выражения.
IV. Закрепление пройденного материала
№ 3. Переведите числа 1002 , 328 , AB16 в десятичную систему счисления
1002 = 1 ∙ 22 + 0 ∙ 21 + 0 ∙ 20 = 4 + 0 + 0 = 410
324 = 3 ∙ 41 + 2 ∙ 40 = 12 + 2 = 1410
AB16 = 10 ∙ 161 + 11 ∙ 160 = 160 + 11 =171
№ 3. Ну а теперь давайте вернёмся к нашему стихотворению
№ 4
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила-
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ
Возможно ли, что девочке 1100 лет, а в портфеле 100 книг?
Давайте, переведём это стихотворение в более понятный вид.
Что надо для этого сделать?
Ей было 12 лет,
Она в 5 класс ходила,
В портфеле по четыре книги носила.
Все это правда, а не бред.
Она ловила каждый звук
Своими двумя ушами,
И две загорелые руки
Портфель и поводок держали.
Когда, пыля двумя ногами,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато четырехногий.
И двое темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
VI. Домашнее задание
№ 1. Выйдете в Интернет по следующей ссылке и познакомьтесь с историей систем счисления:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf
№ 2. Рождение цветка.
Понаблюдайте за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.
№ 3. Даны координаты точек в 8-й системе счисления. Переведите их в 10-ю и постройте изображение.
№ точки | Восьмеричная | № точки | Восьмеричная | |||
X | Y | X | Y | |||
1 | 17 | 2 | 13 | -2 | -3 | |
2 | 17 | 3 | 14 | -1 | -4 | |
3 | 12 | 1 | 15 | 1 | -4 | |
4 | 11 | 2 | 16 | 0 | -3 | |
5 | 10 | 2 | 17 | 4 | -3 | |
6 | 7 | 1 | 18 | 4 | -4 | |
7 | 3 | 1 | 19 | 7 | -4 | |
8 | -4 | 0 | 20 | 6 | -3 | |
9 | -20 | -2 | 21 | 10 | -4 | |
10 | -5 | -3 | 22 | 8 | -3 | |
11 | -6 | -4 | 23 | 17 | 0 | |
12 | -3 | -4 | 24 | 12 | 0 |
VII. Рефлексия
А теперь мы подведём итоги методом незаконченных предложений. Я начинаю предложения, а вы продолжаете
- наш урок по теме…
- на уроке мы узнали …
- на уроке мы научились…
- особенно трудным мне показалось…
- особенно интересным для меня было…
Я очень рада знакомству с вами и мне очень интересно было с вами работать. Надеюсь, что ещё мы с вами встретимся и большое спасибо за работу на уроке.
Самоанализ урока
Урок по теме «Системы счисления» провела в 9 классе Б. На уроке присутствовало ___ человек.
Цели: познакомить учащихся с системами счислении и сформировать навыки перевода чисел в десятичную систему счисления.
Задачи урока:
Образовательные:
- знакомство с системами счисления, способами записи чисел в разных системах счисления, взаимосвязью между системами счисления;
- научить выполнять перевод чисел из различных систем счисления в десятичную.
Воспитательные:
- развить интерес к познанию нового;
- способствовать воспитанию понимания значения чисел в истории человечества.
Развивающие:
- развить внимание; алгоритмического мышления, умение рассуждать.
К началу урока у каждого ученика на столе был разложен конспект урока.
Доска была чистая, в классе убрано, оборудование было готово к началу урока.
В ходе всего урока была использована презентация.
Ученик должен знать:
- что такое система счисления;
- чем отличается позиционная система счисления от непозиционной;
- что такое алфавит и основание системы счисления;
- какие системы счисления используются в работе ЭВМ
- правило перевода чисел в десятичную систему счисления.
Ученик должен уметь:
- называть алфавит и основание системы счисления;
- переводить числа в десятичную систему счисления.
Эти знания и умения соответствуют требованиям стандарта и программы основного общего образования.
На уроке был использован компьютер, видеопроектор, презентация, подготовленная в MS PowerPoint и флеш- ролик.
Содержание урока полностью соответствовало целям урока, то есть на уроке ученики познакомились с системами счислении (метод беседа) и сформировать навыки перевода чисел в десятичную систему счисления (метод решение задач).
В ходе урока ученики
узнали
- что такое система счисления;
- чем отличается позиционная система счисления от непозиционной;
- что такое алфавит и основание системы счисления;
- какие системы счисления используются в работе ЭВМ
- правило перевода чисел в десятичную систему счисления.
научились
- называть основание системы счисления и алфавит;
- переводить числа в десятичную систему счисления.
Тип урока: урок изучения нового материала
На уроке использованы такие принципы, как научность, доступность обучения, принцип последовательного формирования знаний, умений.
В познавательной деятельности использовался репродуктивный метод, так это урок изучения нового материала.
1 этап. Организация начала урока
Задача: подготовка учащихся к работе на уроке
Полная готовность оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2 этап. Подготовка к основному этапу урока
Задача: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно- познавательной деятельности.
В начале урока было зачитано стихотворение в необычной для нас форме и поставлена проблема «Может ли это быть?», ответить на который дети смогли только в конце урока. Объявлено название урока и его цели.
3 этап. Изучение новых знаний
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
Цель современной школы научить ученика добывать знания самостоятельно, поэтому при изучении нового материала был использован не лекция, а беседа с учениками и работа с конспектом урока.
Ученики активно отвечали на поставленные вопросы и выполняли правильно задания.
4 этап. Первичная проверка понимания
Задача: установление правильности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Использовался метод решения задач. В ходе которого ученики выполняли задания. Один решал на доске, а затем фронтально сверялись с правильным решением.
И ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Для проверка правильности использовался флеш- ролик.
5 этап. Применение знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне их применения в изменённой и новой ситуациях.
Предложено стихотворение, записанное в необычной форме, с которым учащиеся познакомились в начале урока и его расшифровали. Для проверка правильности использовался флеш- ролик.
6 этап. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Ученикам было задано и подробно объяснено домашнее задание, которое тоже записано в конспекте урока.
7 этап. Рефлексия.
Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.
Проведён учащимися анализ собственной деятельности методом незаконченных предложений.
Выводы:
- цели урока были достигнуты;
- всё, что было запланировано на уроке, успели выполнить;
- особенно интересно учащимся было …..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/15/picture-111870-1681579528.jpg)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС
Учебник: Н. Угринович, 10-11 кл.Продолжительность урока: 40 мин.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметич...
Методическая разработка урока "Система неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки"
Методическая разработка урока для 8 класса....
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2018/10/06/picture-545858-1538813006.jpg)
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-74295-1446736728.jpg)
Методическая разработка урока "Система налогообложения"
тема налогообложения включены в задания ЕГЭ по обществознанию, в учебнике Кравченко на это отводится два обзаца, а в учебнике Боголюбова не рассматривается вовсе. Поэтому целесообразно данную тему пре...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/06/picture-1141977-1557128156.jpg)
Методическая разработка открытого урока "Системы счисления"
Урок ситематизации и обобщения ЗУН по теме "Системы счисления"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/20/picture-1228732-1676915023.jpg)
Методическая разработка урока «Системы линейных уравнений с двумя переменными. Способы решения», алгебра 7 класс
Первые два урока (пара) изучения и первичного закрепления новых знаний, разработаны по модульной технологииРазработка содержит :план-конспект урока,, блок актуализации,, теоретический модуль,, б...