Разработка урока: "Системы счисления".
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Методическая раработка урока по информатике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx53.24 КБ

Предварительный просмотр:

Системы счисления (1 урок)

Цели: познакомить учащихся с системами счислении и сформировать навыки перевода чисел в десятичную систему счисления. 

Задачи урока:

Образовательные:

  • знакомство с системами счисления, способами записи чисел в разных системах счисления, взаимосвязью между системами счисления;
  • научить выполнять перевод чисел из различных систем счисления в десятичную.

Воспитательные:

  • развить интерес к познанию нового;
  • способствовать воспитанию понимания значения чисел в истории человечества.

Развивающие:

  • развить внимание; алгоритмического мышления, умение рассуждать.

Тип урока: изучение нового материала.

Ученик должен знать:

  • что такое система счисления;
  • чем отличается позиционная система счисления от непозиционной;
  • что такое алфавит и основание системы счисления;
  • какие системы счисления используются в работе ЭВМ
  • правило перевода чисел в десятичную систему счисления.

Ученик должен уметь:

  • называть алфавит и основание системы счисления;
  • переводить числа в десятичную систему счисления.

Оснащение и методическое обеспечение урока: 

  • компьютер, видеопроектор, MS PowerPoint.

Ход урока


I. Организационный  момент

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня урок проведу у вас я, а зовут меня Валентина Геннадьевна

II. Мотивация

А начать урок хочу со стихотворения Алексея Старикова «Необыкновенная девчонка»

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила-
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами, 
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз 
Рассматривали мир привычно, 
Но станет все совсем обычным, 
Когда поймете наш рассказ

                           А. Стариков

Как это возможно? Разве может быть, что  девочка ходила в сто первый класс и носила сто книг?  На этот вопрос мы ответим в конце урока.

II. Актуализация знаний

В те времена, когда человек охотился и собирал в лесу плоды, ему для счета хватало четырех слов: один, два, три и много.

Когда люди начали заниматься животноводством и земледелием, то им уже стало не хватать этих слов. У людей появилось стремление что- то подсчитать. Первоначально количество предметов отображали равным количеством каких-нибудь зарубок на палке, узлов на верёвке, камешков.

 Самым простым инструментом счета были пальцы на руках человека. С их помощью можно было считать до 5, а если взять две руки, то и до 10.

В дальнейшем своё название получили десяток десятков (сотня), десяток сотен (тысяча) и так далее. Такие узловые числа для удобства записи стали обозначать особыми значениями цифрами. Итак, знаки, которые мы используем при записи чисел называются цифрами.

А как вы думаете, чем отличается цифра от числа? И что же такое число?

(Числа состоят из цифр)

Итак, число-величина, которая складывается из цифр по определенным правилам. Эти правила получили название система счисления. И тема сегодняшнего урока «Системы счисления».

III. Изучение нового материала

В конспекте урока найдите ответ на вопрос «Что называется системой счисления?»

Системой счисления называется совокупность символов (цифр) и правила их использования для представления информации.

Рассмотрим римскую систему.

VI: V- пять, I- один

IV: I- один, V- пять.

Цифры поменялись местами, а её значение не изменилось.

Как называются системы счисления, в которых значение цифры не зависит от её места в записи числа.

Правильно, непозиционными.

А теперь рассмотрим систему счисления, которую используем в математике.

51: 5 десятков, 1 единица

15: 1 десятков, 5 единиц.

Изменилось ли значение цифры от её места.

Как называются системы счисления, в которых значение цифры зависит от её места в записи числа.

Правильно, позиционными.

В системах счисления есть два понятия: алфавит и основание.

Что называется алфавитом системы счисления?

 Алфавитом называется совокупность цифр и букв, с помощью которых в позиционной системе счисления записываются числа.

Что называется основанием системы счисления?

Основанием системы счисления называется количество цифр в алфавите.

Название позиционной системы счисления происходит от количества цифр в алфавите.

Какие цифры мы используем для записи числа в математике? Сколько их?

10, поэтому система счисления называется десятичной.

За основание позиционной системы счисления можно принять любое натуральное число больше

Из всех систем счисления особенно проста и поэтому интересна для технической реализации в компьютере двоичная система счисления? Кто- нибудь знает, почему?

(Все виды информации кодируются в последовательности электрических импульсов: есть импульс (1), нет импульса (0), т. е. в последовательности нулей и единиц.)

№ 1. Заполни таблицу

Название системы счисления

Основание

Цифры, используемые при записи числа в системе счисления

Десятичная

Двоичная

Шестнадцатеричная

         Развёрнутой формой записи числа называется запись в виде

Аn = an-1 · pn-1 + an-2 · pn-2 + … + a1· p1+ a0· p0

Здесь Аn- само число,

р- основание системы счисления,

ai- цифры данного числа.

То есть, чтобы записать развёрнутую запись числа, надо

  1. умножить каждую цифру данного числа на основание данной системы счисления;
  2. расставить степени у вторых множителей, начиная с нуля

№ 2.  Получите развёрнутую форму чисел 11012, 418,  AB16.

        11012 = 1 ∙ 23 + 1 ∙ 22 + 0 ∙ 21 + 1 ∙ 20

418 = 4 ∙ 81 + 1 ∙ 80

А сейчас вычислите полученные выражения

8 + 4 + 0 + 1 = 13

32 + 1 = 33

160 + 11 =171

Мы получили числа в десятичной системе счисления.

Подведём итоги: как перевести числа в десятичную систему счисления?

  1. Представить число в развёрнутой форме;
  2. Вычислить полученные выражения.

IV. Закрепление пройденного материала

№ 3.  Переведите числа 1002 , 328 , AB16 в десятичную систему счисления

1002 = 1 ∙ 22 + 0 ∙ 21 + 0 ∙ 20 = 4 + 0 + 0 = 410

324 = 3 ∙ 41 + 2 ∙ 40 = 12 + 2 = 1410

AB16 = 10 ∙ 161 + 11 ∙ 160 = 160 + 11 =171

№ 3. Ну а теперь давайте вернёмся к нашему стихотворению

№ 4

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила-
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами, 
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз 
Рассматривали мир привычно, 
Но станет все совсем обычным, 
Когда поймете наш рассказ

Возможно ли, что девочке 1100 лет, а в портфеле 100 книг?

Давайте, переведём это стихотворение в более понятный вид.

Что надо для этого сделать?

Ей было 12 лет,

Она в 5  класс ходила,

В портфеле по четыре книги носила.

Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук

Своими двумя ушами,

И две загорелые руки

Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля двумя ногами,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато четырехногий.

И двое  темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно …

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

VI. Домашнее задание

№ 1. Выйдете в Интернет по следующей ссылке и познакомьтесь с историей систем счисления:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf

№ 2. Рождение цветка.  

Понаблюдайте за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.

T_Borodina23

3. Даны координаты точек в 8-й системе счисления. Переведите их в 10-ю и постройте изображение.

№ точки

Восьмеричная

№ точки

Восьмеричная

X

Y

X

Y

1

17

2

13

-2

-3

2

17

3

14

-1

-4

3

12

1

15

1

-4

4

11

2

16

0

-3

5

10

2

17

4

-3

6

7

1

18

4

-4

7

3

1

19

7

-4

8

-4

0

20

6

-3

9

-20

-2

21

10

-4

10

-5

-3

22

8

-3

11

-6

-4

23

17

0

12

-3

-4

24

12

0

VII. Рефлексия

А теперь мы подведём итоги методом незаконченных предложений. Я начинаю предложения, а вы продолжаете

  • наш урок по теме…
  • на уроке мы узнали …
  • на уроке мы научились…
  • особенно трудным мне показалось…
  • особенно интересным для меня было…

Я очень рада знакомству с вами и мне очень интересно было с вами работать. Надеюсь, что ещё мы с вами встретимся и большое спасибо за работу на уроке.


Самоанализ урока

Урок по теме «Системы счисления» провела в 9 классе Б. На уроке присутствовало ___ человек.

Цели: познакомить учащихся с системами счислении и сформировать навыки перевода чисел в десятичную систему счисления. 

Задачи урока:

Образовательные:

  • знакомство с системами счисления, способами записи чисел в разных системах счисления, взаимосвязью между системами счисления;
  • научить выполнять перевод чисел из различных систем счисления в десятичную.

Воспитательные:

  • развить интерес к познанию нового;
  • способствовать воспитанию понимания значения чисел в истории человечества.

Развивающие:

  • развить внимание; алгоритмического мышления, умение рассуждать.

К началу урока у каждого ученика на столе был разложен конспект урока.

Доска была чистая, в классе убрано, оборудование было готово к началу урока.

В ходе всего урока была использована презентация.

Ученик должен знать:

  • что такое система счисления;
  • чем отличается позиционная система счисления от непозиционной;
  • что такое алфавит и основание системы счисления;
  • какие системы счисления используются в работе ЭВМ
  • правило перевода чисел в десятичную систему счисления.

Ученик должен уметь:

  • называть алфавит и основание системы счисления;
  • переводить числа в десятичную систему счисления.

Эти знания и умения соответствуют требованиям стандарта и программы основного общего образования.

На уроке был использован компьютер, видеопроектор, презентация, подготовленная в MS PowerPoint и флеш- ролик.

Содержание урока полностью соответствовало целям урока, то есть на уроке ученики познакомились с системами счислении (метод беседа) и сформировать навыки перевода чисел в десятичную систему счисления (метод решение задач).

В ходе урока ученики

      узнали

  • что такое система счисления;
  • чем отличается позиционная система счисления от непозиционной;
  • что такое алфавит и основание системы счисления;
  • какие системы счисления используются в работе ЭВМ
  • правило перевода чисел в десятичную систему счисления.

научились

  • называть основание системы счисления и алфавит;
  • переводить числа в десятичную систему счисления.

Тип урока: урок изучения нового материала

На уроке использованы такие принципы, как научность, доступность обучения, принцип последовательного формирования знаний, умений.

 В познавательной деятельности использовался репродуктивный метод, так это урок изучения нового материала.

1 этап. Организация начала урока

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Полная готовность оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2 этап. Подготовка к основному этапу урока

Задача: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно- познавательной деятельности.

В начале урока было зачитано стихотворение в необычной для нас форме и поставлена проблема «Может ли это быть?», ответить на который дети смогли только в конце урока. Объявлено название урока и его цели.

3 этап. Изучение новых знаний

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Цель современной школы научить ученика добывать знания самостоятельно, поэтому при изучении нового материала был использован не лекция, а беседа с учениками и работа с конспектом урока.

Ученики активно отвечали на поставленные вопросы и выполняли правильно задания.  

4 этап. Первичная проверка понимания

Задача: установление правильности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Использовался метод решения задач. В ходе которого ученики выполняли задания. Один решал на доске, а затем фронтально сверялись с правильным решением.

И ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Для проверка правильности использовался флеш- ролик.

5 этап. Применение знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне их применения в изменённой и новой ситуациях.

Предложено стихотворение, записанное в необычной форме, с которым учащиеся познакомились в начале урока и его расшифровали. Для проверка правильности использовался флеш- ролик.

6 этап. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Ученикам было задано и подробно объяснено домашнее задание, которое тоже записано в конспекте урока.

 7 этап. Рефлексия.

Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

Проведён учащимися анализ собственной деятельности методом незаконченных предложений.

Выводы:

  • цели урока были достигнуты;
  • всё, что было запланировано на уроке, успели выполнить;
  • особенно интересно учащимся было …..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС

Учебник: Н. Угринович, 10-11 кл.Продолжительность урока: 40 мин.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметич...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Методическая разработка урока "Система налогообложения"

тема налогообложения включены в задания ЕГЭ по обществознанию, в учебнике Кравченко на это отводится два обзаца, а в учебнике Боголюбова не рассматривается вовсе. Поэтому целесообразно данную тему пре...

Разработка урока "Система права "

Урок по праву в 10 классе...

Методическая разработка открытого урока "Системы счисления"

Урок ситематизации и обобщения ЗУН по теме "Системы счисления"...

Методическая разработка урока «Системы линейных уравнений с двумя переменными. Способы решения», алгебра 7 класс

Первые два урока (пара)  изучения и первичного закрепления новых знаний, разработаны по модульной технологииРазработка содержит :план-конспект урока,, блок актуализации,, теоретический модуль,, б...